Выступление в рамках педагогической мастерской для воспитателей ДОО
статья на тему
Особенности технологии сотрудничества как средства формирования эмоционально-волевой сферы у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление в рамках пед. мастерской
для воспитателей ДОО
Особенности технологии сотрудничества, как средства формирования эмоционально-волевой сферы дошкольников
Система дошкольного образования в настоящее время ориентирована на подход к ребёнку как развивающейся личности.
Развитие личностных качеств и способностей детей дошкольного возраста определяется направленностью содержания образования на приобретение воспитанниками опыта разнообразной деятельности: познавательной, практической, социальной. Поэтому, при реализации общеобразовательной рабочей программы особое место мы отводим деятельностному содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых воспитанниками знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В ходе реализации основной общеобразовательной программы ДОУ воспитанники приобретают интегративные качества личности. Одним из таких качеств является овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков сотрудничества, нами были определены основные научные труды, которые легли в основу разработки технологии по развитию у дошкольников навыков сотрудничества друг с другом.
Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества детей друг с другом в непосредственно образовательной деятельности.
Достижение этой цели предполагается посредством решения следующих задач:
- формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;
- развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий;
- развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности
Работа с использованием технологии сотрудничества предполагает последовательное прохождение с детьми ряда этапов. Цель первого этапа работы – освоение элементарных форм учебного сотрудничества (в рамках НОД). Цель второго этапа – освоение правил взаимодействия с взрослым и сверстниками в процессе учебного сотрудничества. Цель третьего заключительного этапа – обучение детей самостоятельному выбору формы организации в НОД.
Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребёнка в следующий очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми старшего дошкольного возраста занимает подготовка к школе. И наша задача заключается в том, чтобы на пороге школы, помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника».
Основанием для формирования элементов сотрудничества на развивающих занятиях стали следующие положения:
- Сотрудничество должно строится как договор о продуктивном взаимодействии и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе стороны: воспитатель и дети.
- Каждый раз, предлагая новую норму «учебных» взаимоотношений, воспитатель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правильным и неправильным поведением и представляет каждому возможность попробовать, применить к себе и то, и другое, не на словах, а на деле.
- Норма – это всегда разнообразие индивидуальных разнодоступных вариантов. Чтобы помочь ребёнку подогнать общую норму к его индивидуальности, нужен веер допустимых образцов в пределах одной нормы.
- Чтобы помочь ребёнку выполнить норму, недостаточно её сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения; в данном случае этот разнообразные знаки и жесты, с помощью которых взаимодействия в коллективе строятся как правила уличного движения.
- Все нормы коллективных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребёнок-взрослый, но и отношения ребёнок-ребёнок. При этом нормосообразное поведение складывается не в целой группе, а в малых детских группах, являющихся для ребёнка одновременно и группами эмоциональной поддержки.
Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:
- На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать?», «Как легче и быстрее выполнить это задание?»
Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребёнок хочет высказаться, и роль воспитателя регулировать эмоциональный настрой детей, предлагая правила дискуссии.
- Второй структурный элемент развивающего занятия – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Первый вид – это работа в парах. При таком виде сотрудничества дети осваивают действия по правилу (разделение материала по какому-либо признаку) или по роли (разделение функций). Другая форма сотрудничества – деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла общего продукта, от работы каждого члена группы.
- Следующий, третий этап – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребёнком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
- Последний структурный элемент – организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки.
Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения. Важным шагом в этом становится обучение детей самооценке. Самооценка предполагает, что ребёнок, умеющий учится, должен уметь оценивать свои достижения.
Основными принципами технологии сотрудничества являются:
- Обучение носит развивающий характер, воспитатель не даёт готовых образцов действия, а стимулирует и направляет детский поиск на решение поставленной проблемы.
- Технология сотрудничества используется на знакомом программном материале, когда дети знакомы со способом решения поставленных задач.
- Эффективным толчком является проблемная ситуация, побуждающая к поиску не только решения задачи, но и способов эффективного сотрудничества.
- Поиск решения проблемы происходит при помощи вопросов и ответов педагога и детей, выделяется цель, способы и действия решения задачи, а затем, после её достижения подводится итог, т.е. проводится рефлексия.
- Чтобы облегчить формирование самоконтроля детям вводятся специальные средства регуляции и саморегуляции нормативного поведения.
Данная технология состоит из трёх этапов:
- Первый этап начинается с детьми младшего и среднего возраста со второй половины учебного года. Этому времени дети осваивают определённый объём программного материала.
- Второй этап с детьми старшего дошкольного возраста. Продолжается работа по развитию навыков взаимодействия. Вводится новый элемент сотрудничества дискуссия.
- Третий этап предполагает обучение детей самостоятельному выбору формы организации в непосредственно образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская для воспитателей "Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"
Ребенок пришел в детский сад. И очень хорошо когда он встречает там своих друзей. Занимается, играет с увлечением....

Педагогическая мастерская для воспитателей: «Профессии бываю разные- Все они очень важные»
Педагогическая мастерская для воспитателей:«Профессии бываю разные-Все они очень важные»Цель: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.Уча...

Выступление в рамках педагогического совета " Опыт работы по созданию предметно-развивающей среды в группе ДОУ"
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов, склонностей, уро...

Педагогическая мастерская с воспитателями "Поделки из полосок бумаги"
Этот материал поможет сформировать у воспитателей компетентность в вопросе изготовления поделок с детьми из полосок бумаги. Поможет развить технические навыки с бумагой,сформировать умение проявлять т...

Выступление в рамках муниципального методического объединения воспитателей детей раннего возраста Тема: «Дистанционные формы взаимодействия с родителями»
В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями в период ограничений...

Приложение 1. к протоколу № 2 от 19.01.2022 года. Протокол муниципального фестиваля - выставки "Калейдоскоп проектов" в рамках Педагогической Мастерской "Проектные технологии"
Приложение 1. к протоколу № 2...

Выступление в рамках педагогического совета "Формирование математических способностей: пути и формы"
С вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят существенные изменения...