Сообщение на тему: "Труд в природе-как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Жардимова Елена Дмитриевна

«Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»

                                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

Современный мир характеризуется тем, что он находится на грани экологической катастрофы. Судьба планеты как никогда зависит от экологически образованных людей. Одной из актуальнейших проблем образования является экологическое воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_k_prezentatsii.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка Ивантеевского района

Саратовской области

Сообщение с презентацией на тему:

«Труд в природе- как средство

 формирования экологических знаний

детей старшего дошкольного возраста»

                       

                                                                                               Подготовила воспитатель:

Жардимова Е.Д.

2018 год

Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию сообщение с презентацией на тему:

«Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста»

Слайд

«Радость труда в природе -могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен пережить это благородное чувство.»

                                                                                                                                    В.А. Сухомлинский

Современный мир характеризуется тем, что он находится на грани экологической катастрофы. Судьба планеты как никогда зависит от экологически образованных людей. Одной из актуальнейших проблем образования является экологическое воспитание.

Слайд

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём. Любовь к природе, сознательное, бережное, заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства  в семье и детском саду.

Познание ребенком природы является важным фактором образовательного процесса.

Слайд  

 

Труд - это одно из направлений экологической работы с детьми. Он формирует у них устойчивую потребность в практической деятельности в природе, деятельности, ориентированной на организацию ухода за живыми объектами, создание для них условий, максимально приближенных к удовлетворению всех функциональных потребностей каждого конкретного живого организма.

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает на детей определенное воспитательное воздействие и подготавливает их к осознанию нравственной его стороны.

Слайд

Трудовое воспитание обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость, позволял ощущать себя значимыми, и компетентными.

Воспитательно-образовательное значение труда в природе

Слайд

Труд является незаменимым средством экологического воспитания  и образования дошкольников.

  • В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе.
  • Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.  
  • Труд в природе создает благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников.  
  • В процессе труда дети осознают зависимость состояния растений от условий их произрастания, узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений.
  • Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности.  

 

Труд в природе доставляет детям много радости, и непосредственно соприкасаясь с предметами  природы, дети приобретают конкретные знания о ней. Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам), позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать  радость дружеских контактов с миром природы.

 В этом труде, как ни в каком другом, сочетаются познавательные и волевые усилия.

Слайд

В процессе труда в природе решаются следующие образовательные задачи:

  • Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений;
  • о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях.
  •   Учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в домашних условиях.

Слайд

Формы организации труда в природе бывают:

  • Индивидуальные поручения
  • Коллективный труд
  • Дежурства

Слайд

Индивидуальные поручения.

Они дают возможность воспитателю более тщательно руководить действиями детей - оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, исправить ошибки, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию навыков и умений, а также воспитанию ответственности за порученное дело, привычки к трудовому усилию.

Слайд

Коллективный труд. Дает возможность максимально охватить всех детей в целях формирования у них трудовых умений и навыков. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе. Данная форма организации труда в природе имеет большое значение для формирования у детей личных качеств: умение работать сообща, договариваться, планировать деятельность, ответственность за результат общей деятельности.

Слайд

Дежурства. Дежурства позволяют совершенствовать трудовые умения и навыки, формировать общественные мотивы труда. Вместе с тем, в процессе дежурств у детей формируется ответственность за порученное дело.

Слайд

Существуют определённые требования к организации труда

1. Труд в природе должен быть разнообразным по своему содержанию. Содержание труда в природе определяется для каждой возрастной группы программой.

2. Практические умения и навыки необходимо формировать в единстве со знаниями.

3. Конкретность и доступность ребенку цели и задач, содержания труда и способов его реализации. Это обеспечит осознанность дошкольниками выполнения трудовых операций.

4. Систематическое и постепенное усложнение трудовых умений и навыков.

5. Регулярность.

6. Физическая доступность трудовой операции (посильность труда).

7. Контроль за продолжительностью труда детей в природе. Дети младшего дошкольного возраста способны результативно осуществлять несложные трудовые операции в течение 5-7 минут, в средней группе - 10-15 минут, в старшем возрасте - 15-20 минут с перерывом на отдых или сменой характера труда.

8. Орудия труда должны соответствовать возрасту детей по величине. Это обеспечит правильную позу ребенка в процессе труда. Но инвентарь должен быть настоящим, а не игрушечным.

9. Орудия труда и сам трудовой процесс должен быть безопасен для жизни и здоровья детей.

Слайд

Содержание труда  в природе в подготовительной группе

Следует привлекать детей :

осенью —

  • к уборке овощей с огорода,
  • сбору семян,
  • выкапыванию луковиц, клубней цветов,
  •  перекапыванию грядок,
  • пересаживанию цветущих растений из грунта

в уголок природы;

зимой —

  • к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам,
  • выращиванию зеленого корма для птиц и животных

(обитателей уголка природы),    

  • посадке корнеплодов,
  •  выращиванию с помощью воспитателя цветов

к праздникам;

Слайд

Следует привлекать детей :

весной —

  • к перекапыванию земли на огороде и в цветнике,
  • к посеву семян (овощей, цветов),
  • высадке рассады;
  • летом —
  • к участию в рыхлении почвы,
  •  прополке и окучивании,
  • поливе грядок и клумб.

Слайд

Дети могут самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы:

  • поливать комнатные растения,
  • рыхлить почву. 

Выводы

  • Труд в природе доставляет детям много радости, расширяет кругозор  и содействует
  • их всестороннему гармоничному развитию.
  • В процессе труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней.
  • Развиваются интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу до конца, трудиться сообща, помогать друг другу, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.
  • Формируются практические навыки ухода за растениями и животными.

Труд в природе- это практический метод в экологической работе дошкольного образовательного учреждения и имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Слайд

Закончить своё выступление я хочу замечательным стихотворением:

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе

Всем сердцем-

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология и природа

Стала не наукой, а частью души!

                                                             

                                                             А.В.Смирнова

Слайд

Спасибо за внимание.

Раздаю памятки «Содержание труда в природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Прикоснись к природе сердцем» по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всмех участников проекта: образовательная деятельност...

Презентация "Труд в природе- как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:·...

Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возрастаСодержание  Пояснительная записка………………&helli...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей для периода дошкольного детства является игра, так как в жизни ребенка  дошкольного возраста игра является ведущей деяте...

«Игра, как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края».

Статья о значении дидактических игр по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры...

Статья "ЛЭПБУК как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста".

Использование лэпбука,как средство формирования экологических знаний детей старшего дошкольного возраста....

Познавательно - творческий проект "Памятники природы г. Санкт- Петербурга", как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.

Большинство из нас практически никогда не задумываются о том, чем является для нас Природа, как мы к ней относимся, зачем нужно ее беречь и охранять.Многие люди даже не замечают того, как они влияют с...