Консультация для родителей: Тема: « Как сгладить стеснительность застенчивого ребенка»
консультация на тему

Забродина Ирина Павловна

Застенчивость напрямую связана с низкой самооценкой. Малыш считает свои возможности более слабыми, чем они есть на самом деле. Если вовремя не помочь маленькому скромнику укрепить личностную значимость, глубоко запрятанные страдания останутся с ним навсегда, обрастут страхами и превратятся в серьезные проблемы. А во взрослой жизни избавиться от комплексов значительно труднее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_rodit.zastenchivost.docx96.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

Консультация для родителей:

Тема: « Как сгладить стеснительность застенчивого ребенка»

Воспитатель первой

 квалификационной категории

                                         Забродина Ирина Павловна

Станица  Тацинская

Апрель 2018год

Глубинные причины застенчивости коренятся в раннем детстве — ощущение своего Я в возрасте до пяти лет является базой для формирования внутреннего мира взрослого человека. Давайте разберемся, что скрывается за излишней скромностью? Прежде всего, — болезненный эгоцентризм. Ему страшно «не оправдать ожиданий», а страх порождает желание скрыться и стать незаметным. Застенчивость напрямую связана с низкой самооценкой. Малыш считает свои возможности более слабыми, чем они есть на самом деле. Если вовремя не помочь маленькому скромнику укрепить личностную значимость, глубоко запрятанные страдания останутся с ним навсегда, обрастут страхами и превратятся в серьезные проблемы. А во взрослой жизни избавиться от комплексов значительно труднее.

     Эгоцентризм — ядро застенчивости, но оболочка его бывает разной — в зависимости от темперамента, возраста и воспитания.

     Ребенок, первый раз пришедший в детский сад, испытывает легкий шок: какое-то время стоит в сторонке, присматривается, прислушивается, осваивается в незнакомой обстановке, чтобы лучше понять, как себя вести. Стеснительность, вызванная обстоятельствами, недолговременна, не является устойчивой чертой характера, связана с периодом адаптации и исчезает бесследно. Сложнее, если застенчивость обусловлена врожденным темпераментом или является результатом издержек воспитания.

Характер от природы

Еще Гиппократ выделил четыре типа личности, которые позже назвали темпераментами. Врожденные качества присущи человеку с раннего детства и до старости. Самые распространенные из них — сдержанность или недостаток ее. Сдержанные дети проявляют особенности темперамента с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Они склонны отступать или терять душевное равновесие при встрече с непонятными явлениями, пугаться незнакомцев, искать убежища у матери. Им необходима «личная территория», укрытие, где можно побыть в одиночестве. А еще им нужно понимание. Хотя врожденная застенчивость самодостаточна: наедине с собой такие детки не скучают. Они погружены в свои игры, живут в мире фантазий. Взрослым следует бережно относиться к эмоциям и чувствам подобного ребенка, не усугублять стеснительность бесцеремонными командами и бестактными высказываниями, а постараться сгладить ситуацию. Каким человеком он вырастет — нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным — во многом зависит от поведения родителей.

Поддержка и понимание

Малыш до семи лет живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Пытаться объяснить ему, что «здесь нет ничего страшного», бессмысленно. А заставлять силой — опасно. Реальная история: пятилетнего Сашу папа пытался научить плавать — бросил на глубину — мол, побарахтается и поплывет! Став взрослым, Александр с содроганием вспоминает тот шок. Плавать он так и не научился, а глубоких мест просто боится. Прежде чем ребенка чему-то учить, обеспечьте безопасность: он должен чувствовать себя защищенным. Наберитесь терпения, воздерживайтесь от критики. От обидных ярлыков («копуша», «недотепа» и пр.) лучше отказаться. Общение с застенчивым ребенком должно начинаться со слов ласки и понимания.

Страдают от застенчивости в основном эмоциональные, впечатлительные дети. Они все принимают близко к сердцу, у них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и сложно быстро подстраиваться под ситуацию.

Их следует поддерживать даже в мелочах. Если на ваших глазах робкий ребенок не находит себе места в группе, — вмешайтесь. Малыш не должен ощущать себя изгоем, помогите ему влиться в коллектив. Попробуйте его воодушевить. Если, например, в детской компании вашему ребенку не дают слова, заставьте всех обратить на тихоню внимания, спросите у него: «А чего хотел бы ты? В какую игру будем играть?» Возможно, малыш сразу не ответит. Организуйте игру сами, позаботившись, чтобы у каждого была роль. Все его действия поддерживайте одобрением, и вы заметите, как загорятся глаза стеснительного крохи — вы помогли ему в действительно трудную минуту. Не опекайте его, а создайте условия для развития самостоятельности и веры в себя. У него должна быть определенная свобода действий, обязанности, возможность самому принимать решения. Не бросайте его наедине с трудностями — он к ним пока не готов. Помните: опыт неудач и поражений лишает надежды и веры, опыт побед окрыляет.

Советы родителям слишком застенчивого  ребенка

  • Обратите внимание на собственное поведение. Ваша уверенность в себе, доброжелательность и контактность — пример для него.
  • Не кричите на ребенка в присутствии других детей. Унижение ребенок помнит очень долго.
  • Он не должен бояться, что не справится с заданием и заработает наказание. За каждый успех щедро хвалите.
  • Откажитесь от отрицательных ярлыков: «лентяй», «недотепа», «увалень», «дикарь», «тихоня». Он привыкнет — и постепенно научится им соответствовать.
  • Не давите на него. Стеснительному ребенку нужно дать время познакомиться, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации  (компания сверстников, новый воспитатель и т.д.). Только убедившись, что ему ничего не угрожает, он расслабится.
  • Играйте с малышом, давая ему роль лидера: маленького разбойника, пирата или главного зайчика в лесном царстве. Дети легко перевоплощаются: он поймет, что существует и иной тип поведения.
  • Обсудите, что делать, чтобы войти в контакт с другими детьми — разберите ситуацию до мелочей. Не забудьте об улыбке и необходимости здороваться. Поощряйте первые успехи.
  • Чаще говорите по душам, рассуждая о поведении и характерах знакомых детей и взрослых. Уважайте его мнение. Предложите обсудить конкретную ситуацию. Например, вы узнали, что у них в группе, есть тихая девочка. Спросите своего ребенка, как относятся к ней ребята? Что они скажут, если она попросится в игру? Узнайте, чем он мог бы ей помочь? Так он сможет обсудить свои проблемы.
  • Будьте самокритичны, относитесь к детским откровениям бережно и с юмором. Если ребенок говорит, что он «глупый», спросите, почему. Вероятно, дело в том, что он дольше других обдумывает ответы.
  • Научите его приветливости. За каждое «здравствуйте!» — воспитателю или бабушке на лавочке — он заслуживает поощрения. Постепенно ребенок перестанет смущаться и привыкнет здороваться.
  • Застенчивость проявляется в скованности и неловкости движений.
  • Запишите малыша в танцевальный, хоровой или театральный кружок.

Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья [Текст]: методика работы с родителями / Е. С. Евдокимова, Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева – М.: Мозаика – Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема: «Роль рисования в жизни ребенка»

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и н...

Консультация для родителей Тема: «Как не надо кормить ребенка». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР д/с №14 Г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Как не надо кормить ребенка».  Воспитатель: Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР д/с №14Г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема: «Как не надо кормить ребенка». Воспитатель: Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР д/с №14 Г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:«Как не надо кормить ребенка».  Воспитатель: Койносова Е.С.МАДОУ ЦРР д/с №14Г. Кропоткин...

Консультация для родителей Тема :«Математика в повседневной жизни ребенка».

Консультация для родителейТема :«Математика в повседневной жизни ребенка»....

Консультация для родителей Тема: «Условия для музыкального развития ребенка в семье»

Консультация для родителей о условиях в семье для музыкального развития ребёнка....

Консультация для родителей. Тема: Кризисные периоды семьи с ребенком дошкольного возраста.

Кризисные периоды семьи в психолого-педагогической литературе связывают с возрастом семьи....

Консультация для родителей педагога-психолога "Как преодолеть застенчивость ребенка"

Цель: расширить предстааление родителей о способах и методах преодоления застенчивости у детей...