Дидактические игры по разделу: «Ориентировка во времени»
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Аршинова Ольга Николаевна

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orientirovka_vo_vremeni.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по разделу :» Ориентировка во времени»

ВВЕДЕНИЕ

  Особенности восприятия представлений о времени дошкольниками

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребёнку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняет его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении - от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать»

Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определённую систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

 Особенности представлений о времени у детей младшей группы

В математическом развитии младших дошкольников большое значение имеют понимание и правильное использование ими слов, указывающих на время действия: было, есть, будет; различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; понимание слов, которые указывают на продолжение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше; обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах.

Формированию этих представлений способствуют прежде всего чёткий распорядок дня, в определённое время подъём детей, утренняя гимнастика, завтрак, занятия, игры и др.

Младшие дошкольники характеризуют время прежде всего по событиям, которые происходили непосредственно с каждым из них в течении дня и вызвали сильные эмоции. Постепенно они отходят от такого понимания времени и начинают связывать его с действиями в окружающей жизни. Характерным для детей этого возраста является восприятие времени как предмета, существующего отдельно: «Куда деваются дни? Куда ушло вчера? Откуда пришло завтра?»- спрашивают дети.

На индивидуальных и коллективных занятиях по математике, развитию речи, а также при ознакомлении с окружающим в свободное от занятий время воспитатель предлагает картинки с изображением действий детей, природных явлений той или иной части суток, организует упражнения с применением иллюстративного материала и без него, беседы с детьми, чтение рассказов, сказок.

Углубление, уточнение и закрепление правильного понимания и использования временных терминов происходит чаще всего на занятиях с использованием раздаточного дидактического материала. Например, воспитатель демонстрирует перед детьми две карточки и объясняет, что показанного длится долго, а что недолго, что будет скоро, что не скоро, что уже было и т.д.

Ознакомление детей с частями суток следует начинать с контрастных отрезков: день-ночь, утро- вечер. Работе предшествует рассматривание картинок, на которых изображены определённые, характерные для отдельных частей суток, явления. При этом воспитатель опирается на детский опыт, активизирует их воспоминания о той или иной деятельности. Детей спрашивают: «Что нарисовано на картине? Когда солнце светит ярко? Что вы делаете в детском саду днём?»

На этом самом занятии можно предложить рассмотреть картинку с изображением ночи. Воспитатель подводит детей к тому, что ночью темно, на небе бывают звёзды и месяц, как правило, ночью все спят.

Аналогично воспитатель знакомит и с другими частями суток: утро-вечер. Можно также использовать картинки с ярко выраженными признаками той или другой части суток в природе и деятельности людей. Малыши анализируют картинки и соотносят определённые природные явления и определённую деятельность людей с частями суток. Закрепить эти знания можно в дидактической игре «Когда это бывает?»Суть игры заключается в том, что воспитатель перечисляет деятельность взрослых и детей, а дети узнают, когда это бывает.

Чтобы сформировать у дошкольников начальные представления об одной из особенностей времени- о его сменяемости , надо, начиная с младшей группы, упражнять их в правильном понимании и назывании времени действий и других событий. Например, во время завтрака, вовремя занятий, во время прогулки воспитатель может спросить: «Что делаем сейчас? Что будем делать потом?»

Во время таких упражнений педагог следит, насколько дети понимают ту или иные задания, применяют слова, понятия, ассоциируют их с нужными действиями и конкретными событиями.

Ориентировка детей во времени тесно связана с их активной оперативной деятельностью. Упражнения на ориентировку во времени требует многократного повторения, пока каждый из них не научится свободно пользоваться специальной временной терминологией и указаниями воспитателя.

 Особенности представлений о времени у детей средней группы

В этой возрастной группе уточняются представления детей о некоторых промежутках времени - частей суток (утро, день, вечер, ночь); учат оценивать последовательность действий: была, есть, будет; сейчас, позже, после, раньше; вчера, сегодня, завтра. Под влиянием обучения формируется умения понимать и правильно обозначать протяжённость времени(долго- недолго, давно- недавно), обозначать последовательность логически связанных событий, действий на понятных сюжетах.

Ознакомление детей пятого жизни с некоторыми отрезками времени осуществляется в основном на чувственной основе. Воспитатель выясняет, что они делали утром, вечером, днём, ночью В качестве методических приёмов обучения широко используются наблюдения, рассматривания картин, иллюстраций, чтение, беседы, дидактические игры. Вместе с сюжетной наглядностью используют условную: модели, схемы. Отдельные части суток можно изображать кружочками, квадратами разного цвета. Одного чтобы сформировать представления о цикличности, периодичности времени, не следует постоянно обозначать части суток отдельными кружочками или квадратиками. Это не способствует формированию представлений о непрерывности времени. Лучше всего использовать для этого круг или квадрат, разделённый на части, и тогда ребёнок будет легко представлять непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части (утро, день, вечер, ночь), главное - чтобы прошли все части суток.

Как словесный материал можно использовать рассказы, стихи, загадки:

Солнце глянуло в окно,

Зачирикали птички:

- Хватит спать!

- Хватит спать!

Просыпайтесь, малыши. (Утро)

Словесные характеристики дополняются красочной наглядностью: картинками, диапозитивами. Воспитатель уточняет с детьми последовательность частей суток от любого из них. Закрепляется понятие сутки.

Под влиянием обучения осознаётся, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, сегодня, те, которые прошли,- вчера, а сутки, которые ещё не настали,- завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, днём, вечером, ночью), что будут делать завтра.

На основе формирования пространственных и временных представлений у детей пятого года жизни можно начинать формировать первичные единые пространственно- временные представления и понятия о скорости, учить определять в общих чертах скорость: быстро, медленно.

Знания о времени закрепляются и уточняются на всём протяжении пребывания детей в детском саду, но первостепенное значение имеют занятия по математике.

 Особенности представлений о времени у детей старшей группы

У детей старшей группы закрепляются представления о единицах и некоторых особенностях времени. Название частей суток связываются не только с конкретным содержание деятельности детей и взрослых, которые их окружают, но и с более объективными показателями времени- явлениями природы. Дети знакомятся с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня день, какой будет завтра.

В работе необходимо широко использовать наблюдения, беседы, чтения, пересказывание сказок, стихов, рассматривание картин, фотографий, дидактические игры и упражнения, акцентировать внимание на знакомой периодичности смены дня и ночи. У старших дошкольников необходимо сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе обучения обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь- сутки.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и закат солнца. Для правильного понимания суток дети должны осознать, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В процессе наблюдений за природными явлениями они усваивают понятия: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Для формирования этих представлений воспитатель использует прежде всего наблюдения, рассматривание сюжетных картин, а также чтение художественной литературы, разучивание стихотворений.

Ознакомление с днями недели уже в старшей группе следует объединить с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Сосредоточение внимания на том, что люди пять дней работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели).

Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с происхождением названий дней. Например, понедельник - первый день, вторник- второй и т.д. Для закрепления и уточнения знаний проводятся дидактические игры: «Назови соседа», «Назови следующий день недели»и т.д.

Кроме того, в старшей группе проводится работа по формированию у детей представлений о временах года. При этом широко используются картинки и словесный материал: рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы.

С временами года(сезонами) лучше всего знакомить попарно : зима и лето, весна и осень. На одном из занятий воспитатель спрашивает: «Какое время года сейчас? Какие времена года вы ещё знаете?».

В дальнейшем эти знания можно закрепить в дидактической игре «Какое время года?»Для этого детям раздают картинки. Дети внимательно рассматривают и определяют, какое время года изображено на каждой из них.

Так, на одном из занятий воспитатель ставит цель закрепить знания о геометрических фигурах (квадрат, круг, треугольник), о последовательности времён года; закрепить названия дней недели и их последовательность; развивать логическое мышление; воспитывать внимание, доброжелательное отношение друг другу.

В старшей группе воспитатель формирует «чувство времени», понимание значения его в жизни людей, необратимости времени. В этой группе есть возможность ознакомить детей с объёмной моделью времени, по которой смогут понять непрерывность, необратимость, симметричность времени.

 Особенности представлений о времени у детей подготовительной группы

В группе детей седьмого года жизни предусмотрено ознакомление с такими единицами времени как год, месяц, секунда, минута, час. Ориентирование во времени приобретает всё более совершенные формы: дети должны при выполнение практических заданий укладываться в отведенное для этого временя, планировать и рассчитывать свои действия по времени, ориентируясь по обычным и песочными часами.

Работа начинается с повторения, уточнения и закрепления знаний, полученных в предыдущих группах. Дети учатся точнее обозначать части суток, выделять такие ориентиры, как полночь и полдень, рассвет и сумерки. С помощью наблюдений и сравнений воспитатель поясняет детям понятие небосвод, горизонт, обращает внимание на цвет небосвода утром, вечером, положение относительно линии горизонта, его положение относительно отдельных предметов на участке детского сада: над деревьями, за домами и т.д. Такие наблюдения дают возможность убедиться, что утром и вечером солнце можно увидеть в разных частях горизонта, в эти периоды суток оно стоит невысоко относительно горизонта. Днём солнце поднимается высоко на небе, дети в это время играют на участке.

Знания о годе как мере исчисления времени начинают формировать на основе повторения детьми знаний о порах (временах) года, характерных признаках каждого сезона. Следует остановиться на том, что каждая пора года продолжается определенный отрезок времени, и времена года повторяются. Именно это ритмичное повторение и привело людей к мысли взять общую продолжительность зимы, весны, лета и осени вместе за меру для обозначения больших промежутков времени. Назвали эту меру год.

Детям поясняют, что для удобства люди разделили год на двенадцать меньших отрезков, которые назвали месяцами. Воспитатель называет детям названия месяцев. Объясняет, почему люди назвали так месяца. Наблюдения за явлениями в природе и деятельности людей создают ассоциации в представлениях детей о каждом месяце.

Для закрепления, что год делится на четыре сезона, а в каждом из них 3 месяца, воспитатель может использовать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Благодаря целенаправленной работе формируется представления и понятия о некоторых особенностях времени: объективность, необратимость. На разных примерах жизненных ситуаций нужно показать важность экономии времени, точного использования его. Опираясь на опыт детей, следует подчеркнуть, что время измеряют особыми оборудованием- часами. Дети знакомятся с циферблатом часов, у них формируется понятие о часе, получасе, четверти часа, минуте, секунде.

Знания актуализируются, если они закрепляются в жизненных ситуациях. Начиная занятие, воспитатель обращает внимание на будильник: «Сейчас девять часов и пять минут. Занятие закончится через полчаса . Который это будет час?»В конце занятия дети снова смотрят на часы, уточняют, как долго шло занятие.

После того как усвоены понятия «час», «полчаса», можно ознакомить с понятием «четверть часа»и «без четверти час».

При ознакомлении детей с меньшими единицами времени(минута, секунда) воспитатель может использовать песочные часы. Систематические наблюдения за временим формирует у них чувство времени, отношения к нему.

 Дидактические игры по знакомству с временными представлениями

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей.

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи.

                                  «Когда это бывает?»( младшая группа)

Игра требует предварительной подготовки. Вначале воспитателем проводится беседа о частях суток, даётся характеристика занятий людей в каждую из этих частей суток.

Цель:  упражнять в правильном понимании и назывании времени действий и других событий

Материал игры: картинки, изображающие разные виды деятельности человека на протяжении суток: зарядка, умывание, завтрак, уход в садик и т.д.

Содержание игры.

Воспитатель показывает картинку, например «Зарядка», и спрашивает: «Когда это бывает?»Дети отвечает, что это бывает утром. Воспитатель показывает следующую картинку. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут использованы.

                                «Детский сад»( младшая группа)

Цель: закрепить знания о частях суток.

Материал. Мяч.

Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

Мы делаем зарядку…

Мы занимаемся…

Аналогично можно проводить игру о временах года.(усложнённый вариант)

«Части суток»(младшая группа)

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее. 

             

 «Вчера, сегодня, завтра»( средняя группа)

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.                         

            

 «День и ночь»( старшая группа)

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

Вариант №2. Перед подачей сигнала В.  предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

Вариант № 3.Ведущий  - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

                          «Какой день недели»( старшая группа)

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности дней недели.

Ход: Воспитатель читает детям четверостишья, подкрепляя пальчиковой гимнастикой.

Много разных дней недели

Птицы нам про них пропели

В понедельник соловей

Пел, что нет прекрасней дней

 

А во вторник пела птица-

Желтобокая синица

Ворон каркнул, что всегда

Лучшим днем была среда

 

Воробей чирикать стал

Что в четверг он в лес летал

Две голубки ворковали

Воскресенье обсуждали

 

Птички дни недели знают

Нам запомнить помогают

                           «Назови сутки»(старшая группа)

Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)

Материалы: карточки, с изображением частей суток.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

                           « Назови время года»( старшая группа)

Цель: закрепить представления о последовательности времен года

Материал игры: карточки с названием времени года.

Содержание игры: воспитатель показывает карточку с названием времени года. Ребёнок должен назвать время года, следующее за данным или предшествующее данному.

                                  «Успей вовремя» ( подготовительная к школе группа)

Цель: Продолжать закреплять понятие времени.

Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.

Воспитывать любознательность.

Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.

Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры «Колумбово яйцо»)

Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.

 

                                   «Тик-так»( подготовительная к школе группа)

Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов.

Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

Воспитывать интерес к играм.

Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.

Воспитатель читает стихотворение:

Петушок

Кукареку-кукареку

Звонко петушок поет.

Озарило солнцем реку, в небе облако плывет.

Просыпайтесь, звери, птицы!

Принимайтесь за дела.

 

На траве роса искрится,

Ночь июльская прошла.

Как будильник настоящий,

Разбудил вас петушок.

Распушил он хвост блестящий

И расправил гребешок.

Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.

 

Ежедневно в семь утра

Я трещу

- Вставать пора!   (будильник)

 

Живет в резной избушке

Веселая кукушка.

Она кукует каждый час

И ранним утром будит нас.   (настенные часы с кукушкой)

 

                             «Времена года»( подготовительная к школе группа)

Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Материалы: модель времени года.

Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времени года»: квадрат, разделенный на 4 части (времени года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.

Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)

Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.

 

                  «Составь неделю» ( подготовительная к школе группа)

Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и тд. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строяется в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и тд.

Игра повторяется 2-3 раза.

После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.

В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.

 

  

            «Живая неделя» »( подготовительная к школе группа)

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыкальное сопровождение.

Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

         

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Таким образом, в повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток. В старших группах дать представление о сутках и познакомить при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо у детей развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час. Все эти знания о времени необходимо формировать в ходе обучения на занятиях.

             Библиография

1.Метлина Л.С. «Математика в детском саду». М.П.-1984.

2.Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». М. П.-1996.

3. Щербакова Е.И. «Методика обучения математике в детском саду». М.1998.

4.Березина Р.Л., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Рихтерман Т.Д., Столяр А.А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»,М.П., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по разделу: «Ориентировка во времени»

Особенности восприятия представлений о времени дошкольникамиДетям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, ...

Конспект проведения дидактической игры по разделу «Ориентировка в пространстве»

Конспект проведения дидактической игры по разделу «Ориентировка в пространстве» в подготовительной в школе группе...

конспект проведения дидактической игры по разделу: ориентировка в пространстве

ориентировка в пространстве «Назови, какая игрушка, где живёт» в средней группе...

Картотека дидактических игр по ФЭМП "Ориентировка во времени"

сборник дидактических игр по ФЭМП для подготовительного дошкольного возраста...