Проективные методики: рисуночные тесты.
тест (подготовительная группа) на тему

Картаус Валентина Владимировна

Проективные методики: рисуночные тесты.

Тест «Несуществующее животное»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunochnye_testy.docx64 КБ

Предварительный просмотр:

Проективные методики: рисуночные тесты.

Тест «Несуществующее животное»

Увлечение ребенка рисованием можно использовать в «корыстных» целях. Проведите известный всем психологический рисуночный тест «Несуществующее животное».

Дайте ребенку простой карандаш, лист бумаги размером А4 и задание — нарисовать удивительное живое существо, которого еще никто никогда не встречал. Кстати, попробуйте нарисовать свое животное, и вы узнаете много интересного о себе.

РАСШИФРОВКА ТЕСТА. После того как ребенок представит вам свой шедевр, обсудите образ животного: как его зовут (несуществующее имя), какой у него характер, повадки, где оно живет, чем питается, особенности строения. Также уточните, есть ли у этого зверя семья и друзья, какого он пола, что любит больше всего на свете, а чего ужасно боится. Ребенок на подсознательном уровне рисует себя, свои отношения с людьми, страхи и проблемы. Идентификация ребенка с рисунком поможет вам узнать о его душевном состоянии, самооценке, темпераменте и адаптации к социуму.

Расположение рисунка на листе. Об адекватной самооценке говорит расположение рисунка в центральной части листа. Чем выше расположено изображение, тем больше у ребенка запросов и, возможно, недовольства окружением — неосознанная претензия «я стою большего». Ему важно, чтобы его признали, заметили, похвалили. Соответственно, чем ниже расположен рисунок на листе, тем ниже уровень самооценки. Неуверенность в себе, страх перед негативным опытом заставляют такого ребенка сидеть тише воды, ниже травы. Если рисунок сдвинут вправо, это говорит об излишнем контроле своих действий. Правая сторона указывает также на то, что «художник» является экстравертом, ему интересны люди и отношения. Правый верхний угол указывает на явные или скрытые лидерские качества, склонность к конфликтам. Сдвиг рисунка влево отражает замкнутость, застенчивость, концентрацию на своих внутренних переживаниях, то есть характер интроверта.

Линии. Слабые, штриховые линии говорят не только о неуверенности и сомнении, но и чувствительности, быстрой утомляемости ребенка. Возможно, что такому малышу не хватает жизненной энергии. Нужно пересмотреть его режим дня, питания, увеличить или наоборот уменьшить физические нагрузки.

Жирные, заштрихованные, несколько раз обведенные линии указывают на внутреннее напряжение, агрессию, высокую степень тревожности. Психологи рекомендуют обращать внимание на детали рисунка, которые выделяются своей четкой прорисовкой. Они указывают, где спрятана причина проблемы. Если же ваш ребенок занимается художественным творчеством в студии, возможно, он всего лишь пользуется определенной техникой, и это не имеет прямого отношения к его внутреннему состоянию. На этот момент следует обратить внимание.

Имя животного. Название животного несет важную информацию, это ключ к раскрытию и пониманию характера ребенка. Названия животных можно разделить на такие категории:

 Длинные названия, в которых сливаются сразу несколько слов или словосочетаний («злопастный и зубастый Брандашмыг»). Это свидетельствует о неуемной детской фантазии, которая является способом самозащиты и ухода от мира.

 Повторяющиеся элементы в словах («мур-мур», «бум-бум») говорят о страхе брать на себя ответственность.

 Ироничные названия отражают ироничное отношение к действительности («шушапничек», «шуршало», «бу- бяш»),

 Рациональные названия, новые словообразования, которые получаются путем урезания и присоединения смысловых частей («крокозябл», «поющая рыба»).

 Научные, книжные названия («зайцезабр», «топтыгиус») подчеркивают желание продемонстрировать свой ум, знания.

 Звуки, не несущие смысла («ш-ш-ш», «го») говорят о поверхностном отношении к миру.

Голова. Нужно учитывать то, что вместо головы мог быть нарисованы другие элементы, которые условно все- таки считаются таковой. Голова — одна из самых важных деталей рисунка. Ее размер отражает отношение ребенка, точнее его оценку своих умственных способностей и интеллекта других людей. Если голова нарисована в анфас, это говорит о высокой степени эгоцентризма (он присущ практически всем детям), спонтанности действий. Если голова повернута вправо, «художнику» свойственны такие черты, как решительность, упорство, смелость. Если голова повернута влево, это свидетельствует о неуверенности, склонности к фантазированию, уходу от реальности.

Глаза. Крупные, четко прорисованные глаза расскажут о детских страхах. Не зря говорят: «У страха глаза велики». Ресницы на глазах обычно рисуют те «художники», которые хотят приукрасить себя, произвести впечатление на окружающих.

Рот. Большой открытый рот (без губ) говорит о настороженности и страхах. Зубы являются выражением агрессии. Наличие языка указывает на потребность ребенка в общении, возможно, его излишнюю болтливость. Если рот отсутствует или нарисован в виде маленькой черточки (точки), это может свидетельствовать о запрете на выражение своих эмоций, их подавленность.

Уши. Эта деталь говорит о том, насколько ребенок мнителен по отношению к чужому мнению, как он переносит критику. Чем больше уши, тем большее влияние на него имеет чужая оценка. Отсутствие ушей может указывать на «глухоту» как закрытость, форму самозащиты.

Детали. Если фигуру животного дополняют какие-то детали (крылья, перья, панцирь, чешуя), необходимо уточнить у ребенка, зачем ему нужны эти элементы. Если для того, чтобы осуществлять какие-то действия (летать, защищаться, переносить тяжести, спасаться от холода и т. п.), значит, ребенок способен реализовывать свои замыслы. Если эти атрибуты нужны для красоты, значит, и в жизни «художник» стремится себя украсить, то есть хочет быть хорошим в глазах других людей. Рога, колючки символизируют агрессию, а грива, шерсть, кудряшки — чувствительность.

Фигура. Мягкие, обтекаемые, круглые очертания фигуры говорят о миролюбивом характере ребенка. Если фигура угловатая, если на ней есть различные выступы, колючки, шипы, это говорит о том, что ребенок склонен к самозащите. Причем, важно отследить, куда направлены выступы. Если они смотрят вверх, ребенка подавляют взрослые (родители, родственники, воспитатели). Если выступы направлены вниз, ребенка волнует то, как его воспринимают сверстники. Если выступы направлены в стороны, возможно, ребенок все время находится в состоянии «боевой готовности» и намерен отразить любые нападения извне.

Лапы. Это существенная деталь рисунка, которая говорит о степени рациональности, «заземленности» ребенка. Если лапы мощные, крупные, хорошо стоят, у ребенка рациональный, здравый подход к жизни, он уверен в своих силах. Если лапы тонкие, маленькие, повисают в воздухе, это знак того, что «художнику» не хватает практической хватки, он мечтатель, парящий в облаках. Обратите внимание на то, как соединяются лапы с туловищем. Если соединение четкое, это говорит о внутреннем контроле, ответственности. Если соединение небрежное, ребенок склонен к необдуманным действиям.

Хвост. Эта деталь символизирует самооценку человека. Если хвост направлен вправо, ребенок склонен к решительным действиям, ему важно, получить опыт, что-то делать, выполнять, чем-то увлекаться, Если хвост смотрит влево, ребенок больше склонен к размышлениям, умозаключениям без действия. Если хвост направлен вверх, это говорит об адекватной самооценке: «художник» реально оценивает свои мысли и поведение, он всегда активен, полон идей, знает способы их воплощения. Опущенный вниз хвост говорит сам за себя. Достаточно взглянуть на собаку, поджавшую хвост, чтобы прочитать ее внутреннее состояние. Существо с опущенным хвостом всегда о чем-то беспокоится, чем-то недовольно, склонно к рефлексии и все время сомневается.

Тест «Кактус».

Для проведения данного теста проводились исследования на детях от 3-х лет и до 7-летнего возраста. Для проведения теста необходимыми материалами будут: лист А4, простой карандаш (чтобы было интересней малышам разрешается пользоваться цветными карандашами).

Задание очень простое – необходимо нарисовать кактус. Вот и все, никаких дополнительных требования. Пусть ребенок нарисует растение, так как представляет его.

Основной акцент ставится на том, как ребенок нарисует иголки. Давайте подробно рассмотрим, какие же черты характера можно отследить по рисунку малыша:

  • Если иголки располагаются близко друг возле друга и сильно торчат, то значит, что у ребенка отмечена высокая степень агрессии.
  • Отрывистые линии и сильный нажим на карандаш во время рисования – Ваш ребенок очень импульсивный.
  • Рисунок располагается в центре листа, кактус по размерам достаточно крупный – в ребенке отмечены нотки эгоизма и жгучее стремление лидировать.
  • Рисунок расположен внизу листа, по размерам очень маленький – это первый признак того, что ребенок в себе не уверен.
  • Вычурная форма и выступающие отростки – Ваш малыш очень открытый и любит быть в центре внимания.
  • Контур кактуса в виде зигзагов – значит ребенок достаточно скрытный и во всем проявляет осторожность.
  • Когда малыш нарисовал несколько кактусов – это показывает его дружелюбие и эстравертированность.
  • Один же кактус может означать, что Ваш ребенок интраверт.
  • Обратите внимание на тип растения – это домашний или дикорастущий кактус. Домашний кактус на рисунке означает, что ребенок стремится к защите домашних и имеет стремление к домашнему единству.
  • А вот кактусы, которые растут в пустыне означают противоположное – Ваш малыш чувствует себя одиноким и не имеет стремления быть в круге семьи, быть защищенным домашними.
  • Если карандаши в основном темные и внутри кактус заштрихован таким же темным цветом, значит на душе у ребенка тревога. Попытайтесь выяснить причину такого состояния.
  • А вот когда малыш напрочь отказывается рисовать простым карандашом, а требует только цветные, значит, у Вас растет оптимист.

Разнообразие кактусов

Также давайте более подробно рассмотрим цвет карандашей, которые являются приоритетными для малыша во время рисования кактуса:

  • Малыш выбрал зеленый цвет – значит, в его характере присутствует уверенность и постоянство.
  • Желтый карандаш показывает, что ребенок боится остаться в одиночестве и быть отвергнутым в обществе.
  • Синий цвет должен Вас радовать, так как это показывает, что малышу очень комфортно в семье.
  • Эмоциональное возбуждение ребенка отражает выбор красного карандаша.
  • Серый цвет отражает нейтральность Вашего ребенка в отношению к тому, что происходит вокруг.
  • Белый колер карандаша сигнализирует проблемы со зрением ребенка. Советуем проверить глазки малыша.
  • Черный цвет карандаша говорит об избалованности ребенка.

Суть диагностики Кактус для младших школьников и дошкольников

Суть задания, разработанного М.А.Панфиловой очень проста – ребенку нужно нарисовать кактус. Не нужно подсказывать или направлять малыша, мальчик или девочка нужно нарисовать кактус такой формы и такими цветами, как он сам себе представляет. Только тогда можно говорить об истинном и правильном результате тестирования.

При создании данной методики автор руководствовалась тем, что именно через рисунок малыш сможет продемонстрировать, то:

  • Как он относится к миру
  • Как чувствует себя с окружающими
  • Его мировоззрение
  • Умственное развитие малыша
  • Психическое состояние ребенка

Дополнительные вопросы к диагностике Кактус

Во время рисования  или после определения задания ребенку нельзя давать дополнительные задания или задавать вопросы. Это может дезориентировать малыша и результат будет не совсем верный. Но после завершения работы задавайте вопросы, которые помогут Вам получить дополнительную информацию:

  • Этот кактус является домашним или дикорастущим?
  • Насколько колючий кактус, его можно трогать?
  • Лучше ли растет и выглядит кактус, когда о нем заботятся?
  • Кактус растет один или у него есть друг? Какое растение является другом кактуса и растет рядом?
  • Когда кактус будет расти он будет меняться?

Рисование поможет выявить проблемы малыша

Оценка ответов малыша подскажет, насколько он замкнут или стремится к обществу. Также дополнительные вопросы помогут выявить уровень агрессии и импульсивности.

Тест «Семья животных».

Есть еще один рисуночный тест, который может дать информацию о том, как ребенок воспринимает ситуацию в семье, который классный руководитель или родители могут провести самостоятельно. Называется этот тест «Семья животных». Его можно использовать вместо теста «Рисунок семьи» или вместе с ним. Он более показателен в случае, если ребенок умен и проницателен и догадывается, зачем его просят нарисовать свою семью.

Проводится этот тест следующим образом. Ребенку говорят: «Нарисуй семью, состоящую из животных, чтобы все члены семьи были разными животными». Ребенку ни в коем случае не говорится, что это должна быть его собственная семья. После того, как ребенок закончит рисовать, его спрашивают, каких животных он нарисовал, и кто они (какие семейные роли выполняют) в этой семье.

После этого анализируют полученную картину. Следует отметить, что, раз ребенок рисовал не какую-то конкретную семью, а абстрактную, выдуманную, то ее состав может вообще не соответствовать составу реальной семьи ребенка.
А теперь самое интересное – посмотрите, в виде какого животного изображен тот или иной член семьи, например, родители. Так, если кто-то из членов семьи изображен в виде мухи или какого-то другого насекомого, то можно сделать вывод о его малой значимости в семейной жизни с точки зрения ребенка.

Змеи, червяки, лягушки и т.п. свидетельствуют об эмоциональной холодности и отрицательных эмоциях того персонажа, которого они изображают. Хищники – львы, тигры, пантеры – символизируют силу и высокую активность. Если же у них ясно прорисованы зубы, когти, можно говорить об их агрессивности.

Бывает, что дети изображают родителей в виде особо крупных животных, например, слонов или бегемотов. Это характерно для детей, живущих в условиях гиперопеки и испытывающих сильное давление со стороны родителей. А если кто-то из родителей изображен в виде экзотических животных, можно сделать вывод, что этот родитель по мнению ребенка излишне демонстративен.
Все вышесказанное относится и к изображению других членов семьи. Но особенно интересно, в виде каких животных изображены дети. Так, упрямые дети часто изображают ребенка в виде ежика. Дети, которые чувствуют себя в семье отверженными, могут изобразить ребенка в виде червячка. Драчливые, агрессивные дети – в виде львенка или тигренка.

Вообще-то, интерпретация рисунка в данном случае соответствует общекультурным представлениям о характере и нраве животных. В нашей культуре, например, лиса должна быть хитрой, медведь – сильным, но неуклюжим, муравей – трудолюбивым и т.д. Но не следует забывать, что ребенок, выбирая животных для членов семьи, мог вовсе не ориентироваться на общепринятые представления, а руководствоваться какими-то иными соображениями, поэтому-то так важно спросить обо всем самого ребенка.

Рисуночный тест «Дом, дерево, человек».

Техника проведения теста очень проста. Ребенку предлагают стандартный лист бумаги и простой карандаш (мягкость 2М). Предварительно лист для рисования складывают пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишут «ДОМ», на второй и третьей странице в вертикальной позиции сверху каждого листа пишут, соответственно, «ДЕРЕВО», «ЧЕЛОВЕК».

Инструкция. Ребенку говорят следующее: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. После окончания рисования с ребенком проводят беседу. Много информации даст также наблюдение за ребенком в процессе рисования – отмечаются его мимика, спонтанные высказывания, жесты либо необычные движения и т. п. Затем проводится качественно-количественный анализ полученных показателей.

Интерпретация результата

Осуществляя интерпретацию необходимо исходить из анализа целостности рисунков. Наличие только одного признака еще не свидетельствует о проявлении определенной психической особенности у данного испытуемого. Интерпретация состоит из двух частей. Первая часть касается общепринятой трактовки рисунков и отдельных элементов. Во второй части определяется психологический портрет испытуемого на основании критериев проективного теста, анализа каждого отдельного рисунка в контексте всего задания и наблюдения за испытуемым во время выполнения задания.

Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личную заинтересованность двумя способами: позитивным — если во время рисования он подчеркивает их, возвращается к этим деталям рисунка, стирает некоторые детали рисунка; негативным — если пропускает основные, существенные детали рисуемых объектов. Интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков.

Пропорции иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Интерпретация признаков

Дом

Рисунок дома всегда отражает вопросы, связанные с семьей человека. Ребенок выражает отношение к родителям, братьям, сестрам. Взрослый — семейные отношения с супругом.

Общий вид

  • Рисунок, прилегающий к нижней границе листа — отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни.
  • Рисунок на краю листа — чувство опасности часто сопряжено со следующими аспектами: 1) правая сторона — будущее, левая — прошлое, 2) опасность связана с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом, 3) левая сторона — эмоциональные переживания, правая — интеллектуальные.
  • Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне.
  • Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.
  • Размещение рисунка ниже центра листа – чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.
  • Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование прошлого. Импульсивность.
  • Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.
  • Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего.
  • Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.
  • Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль над ситуацией.
  • Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.
  • Контуры очень прямые — ригидность.
  • Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.
  • Дом, представленный в перспективе, вид снизу — отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно. Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.
  • Дом в перспективе, вид сверху — отрицание домашней ситуации. План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт.
  • Признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева).
  • Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе, стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
  • Дом вдали — чувство отверженности, явная тенденция отграничиться от окружения; желание не признавать то, что этот рисунок символизирует.
  • Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимства.
  • Основные детали — дверь, окно, стена, крыша, труба. Если какой-то детали нет — определенные проблемы во взаимоотношениях с людьми.
  • Дополнительные детали — необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства. Это иногда связано с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать конфликты.
  • Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.
  • Разные постройки — агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
  • Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта, хотя он сам может желать свободного сердечного общения.

Стены

  • Задняя стена, расположенная необычно — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
  • Контур задней стены значительно ярче (толще) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
  • Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).
  • Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
  • Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект чувствителен к давлению среды.
  • Стена, боковой контур слишком тонок и неадекватен — предчувствие (угроза) катастрофы.
  • Стена, контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.
  • Стена, одномерная перспектива, изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, то имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
  • Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
  • Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.

Двери

  • Двери — контакты с окружающими людьми.
  • Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
  • Двери (одна или несколько), задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, значительная неприступность.
  • Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости или необходимость получения тепла от внешнего мира.
  • Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
  • Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
  • Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Дым

  • Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).
  • Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Окна

  • Окна — особенности поведения.
  • Первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.
  • Окна сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.
  • Окна закрытые (занавешенные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
  • Окна без стекол — враждебность, отчужденность.
  • Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
  • Нет окон — враждебность, бегство, отчужденность.
  • Окна с форточками — резерв, самоконтроль.
  •  Окна без штор — поведение открытое, непосредственное.

Крыша

  • Крыша — сфера фантазии.
  • Крыша и труба, сорванные ветром, символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от собственной силы воли.
  • Крыша, жирный контур, несвойственный рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
  • Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии.
  • Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).
  • Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.
  • Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или подливанием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
  • Плоская (одна линия между двумя стенами) — отсутствие воображение или эмоциональная заторможенность.
  • Слишком большая крыша — поиск удовлетворения в фантазиях.

Труба

  • Труба — теплые (или интимные) отношения.
  • Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома или наличие конфликтов с важным человеком мужского пола.
  • Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
  • Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
  • Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).

Дополнительно

  • Прозрачный, «стеклянный» ящик символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.
  • Деревья часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, то может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.
  • Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.
  • Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки —незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.
  • Дорожка (тропинка) — символ открытости человека, его доступности для контактов. Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.
  • Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.
  • Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.
  • Солнце — символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.
  • Погода (какая погода изображена) — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.

Комната вместо дома

  • Ассоциации могут возникнуть в связи с: 1) человеком, проживающим в комнате, 2) межличностными отношениями в комнате, 3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей).
  • Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.
  • Комната, не поместившаяся на листе — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.
  • Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.
  • Ванна — выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
  • Спальня — место интимных отношений. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребность в них.
  • Столовая (гостиная). Функция этой комнаты — утоление оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого помещения для субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.
  • Жилая комната (гостиная) — социальное общение.
  • Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушения) сигнализируют об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности, любви.
  • Разные пристройки. Агрессия, направленная против фактического хозяина дома, или бунт против того, что субъект считает искусственными, культурными, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уретрального или/и анального интереса.

Цвет

  • Обычное использование цвета: зеленый — для крыши; коричневый — для стен; желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна, 2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
  • Количество используемых цветов: хорошо адаптированный и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше двух и не более пяти цветов; о неустойчивости психики можно говорить, если субъект раскрашивает дом семью и более цветами; если используется только один цвет, то субъект боится эмоционального возбуждения.
  • Реалистичное использование цвета не имеет патологического значения.
  • Специфическое, неконвенциальное использование цвета (при этом чем дольше и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений):
  • Цвет черный — застенчивость, пугливость. Сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью.
  • Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.
  • Цвет синий — определенный депрессивный фон настроения. Улавливается потребность к самоконтролю.
  • Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.
  • Цвет пурпурный — сильная потребность власти.
  • Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.
  • Цвет коричневый — осторожность и несозревшая реакция на эмоциональные стимулы.
  • Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Желтый цвет во всем рисунке — очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.
  • Цвет-штриховка (тени) на переднем плане и на фоне — тревога, но в рамках реальности.
  • Цвет-штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.
  • Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Человек

Маленький размер рисунка — чувство неприспособленности.

Голова

  • Голова — сфера интеллекта (контроля), сфера воображения.
  • Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека, поглощенность миром воображения.
  • Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.
  • Нечеткая голова — застенчивость, робость.
  • Голова изображается в самом конце – межперсональный конфликт.
  • Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея

  • Шея символизирует связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.
  • Подчеркнута шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле.
  • Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
  • Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.
  • Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи

  • Плечи — признак физической силы или потребности во власти.
  • Неровные — эмоциональная нестабильность.
  • Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.
  • Плечи мелкие — ощущение ничтожности.
  • Плечи слишком угловатые (квадратные) — признак чрезмерной осторожности, защиты, враждебность по отношению к окружающим.
  • Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
  • Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище

  • Туловище символизирует мужественность.
  • Туловище угловатое или квадратное — мужественность.
  • Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остроосознаваемых субъектом потребностей.
  • Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.

Лицо

  • Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это сенсорный контакт с действительностью.
  • Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
  • Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать.
  • Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
  • Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации. Встречаются у особо чувствительных к критике.
  • Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
  • Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
  • Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
  • Глаза выпучены — грубость, черствость.
  • Глаза маленькие — погруженность в себя.
  • Подведенные глаза — грубость, черствость.
  • Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
  • Полные губы на лице мужчины — женственность.
  • Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
  • Рот впалый — пассивная значимость.
  • Рот сильно обведен — незрелость.
  • Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
  • Ноздри — примитивная агрессия.
  • Зубы четко нарисованы — агрессивность.
  • Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.
  • Выражение лица подобострастное (льстивое) — незащищенность.
  • Лицо, похожее на маску — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
  • Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.
  • Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
  • Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением.
  • Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.

Конечности

  • Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях, символ изменения или контролирования окружающей среды.
  • Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.
  • Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.
  • Сужающиеся руки и ноги — женственность.
  • Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны — субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
  • Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависимость, желание любви, привязанности.
  • Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка, подозрительность.
  • Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями).
  • Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.
  • Руки длинные и мускулистые — субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
  • Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.
  • Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.
  • Руки длинные и слабые — зависимость, нерешительность, потребность в опеке.
  • Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
  • Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.
  • Руки изображены близко к телу — напряжение.
  • Руки вытянуты по бокам — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
  • Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
  • Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
  • Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины.
  • Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.
  • Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте. Беспомощность, неприспособленность.
  • Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
  • Деформация или акцентирование руки (или ноги) на левой стороне — социально-ролевой конфликт.
  • Руки сильные — агрессивность, энергичность.
  • Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.
  • Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.
  • Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
  • Пальцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость.
  • Большие пальцы (длинные) — грубость, черствость, агрессия.
  • Пальцы длинные — скрытая агрессия.
  • Пальцы крупные, как гвозди (шипы) — враждебность.
  • Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.
  • Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.
  • Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.
  • Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.
  • Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.
  • Кулаки далеко от тела — открытый протест.
  • Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.
  • Ноги показывают уровень независимости, автономии человека.
  • Отсутствие ног — подавление, робость, замкнутость.
  • Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.
  • Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости. Нарушения в эмоциональной жизни.
  • Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.
  • Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
  • Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность (противоположные чувства) в стремлении к независимости.
  • Ноги акцентированы — грубость, черствость.
  • Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.
  • Ступни не изображены — замкнутость, робость, зависимость.
  • Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности, или возмужанию. Потребность демонстрировать мужественность.
  • Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость, подавленные чувства.

Поза

  • Лицо изображено так, что виден затылок — тенденция к замкнутости.
  • Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
  • Человек, сидящий на краешке стула — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
  • Человек, изображенный бегущим — желание убежать, скрыться от кого-либо.
  • Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой и левой стороне — отсутствие личного равновесия.
  • Человек без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
  • Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.
  • Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.
  • Человек, абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
  • Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
  • Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.
  • Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.
  • Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
  • Фигура из палочек — может означать увиливание и негативизм.
  • Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам.
  • Клоун, карикатура — свойственное подросткам ощущение неполноценности. Враждебность, самопрезрение.

Фон, окружение

  • Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.
  • Забор — необходимость эмоциональной защиты.
  • Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.
  • Линия основы (земли) — незащищенность.
  • Оружие — агрессивность.

Многоплановые критерии

  • Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.
  • Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
  • Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.
  • Закругленные (округленные) линии — женственность.
  • Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.
  • Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.
  • Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.
  • Линии неодинаковой яркости — напряжение.
  • Тонкие продленные линии — напряжение.
  • Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.
  • Эскизный контур — тревога, робость.
  • Разрыв контура — сфера конфликтов.
  • Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).
  • Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.
  • Яркая линия — грубость.
  • Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.
  • Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.
  • Легкие линии — недостаток энергии.
  • Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.
  • Неровный, неодинаковый нажим — импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.
  • Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные (изменчивые) настроения.
  • Длина штрихов. Если испытуемый возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет —удлиняются.
  • Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.
  • Короткие штрихи — импульсивное поведение.
  • Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.
  • Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.
  • Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.
  • Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.
  • Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.
  • Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
  • Штриховка справа налево — интраверсия, изоляция.
  • Штриховка слева направо — наличие мотивации.
  • Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.
  • Стирания — тревожность, опасливость.
  • Частые стирания — нерешительность, недовольство собой.
  • Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) – это хороший знак.
  • Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта или наличие злокачественного органического фактора.
  • Стирание без попытки перерисовать (т.е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Размер и положение

  • Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.
  • Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.
  • Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
  • Недостаток симметрии — незащищенность.
  • Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.
  • Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Детали

  • Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.
  • Избыток деталей — «неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) — указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.
  • Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.
  • Недостаточная детализация — тенденции к замкнутости.
  • Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность.

Ориентация в задании

  • Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.
  • Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования.
  • Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.
  • По ходу рисования уменьшаются темп и продуктивность — быстрое истощение.
  • Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.
  • Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.
  • Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший прогноз, энергичность.
  • Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.

Дерево

  • Рисунок дерева связан с жизненной ролью рисующего и с его способностью принимать награды от окружения. Открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого. Неосознанный автопортрет субъекта в целом.
  • Считается, что дерево — символ стоящего человека; корни — коллектив, бессознательное; ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии; ветви — пассивность или противостояние жизни.
  • Интерпретация рисунка дерева всегда содержит постоянное ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листва, плоды, пейзаж).

Корни

  • Корни меньше ствола — тяга к спрятанному, закрытому.
  • Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.
  • Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.
  • Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.
  • Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Форма листвы, ветви

  • Чрезмерно подчеркнутая крона — эмоциональная заторможенность, ограниченные способности к рассуждению.
  • Ствол и кружок вместо кроны — импульсивность, изменчивость.
  • Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.
  • Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувства покинутости и разочарования.
  • Листва-сетка, более или менее густая — большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций; уход от неприятных ощущений.
  • Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.
  • Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.
  • Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.
  • Закрытая густая листва — скрытая агрессивность.
  • Листья-петельки — предпочитает использовать обаяние.
  • Листва как узор — женственность, приветливость, обаяние.
  • Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.
  • Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость.
  • Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.
  • Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление. Суетливость, чувствительность к окружающему, отсутствие противостояния ему.
  • Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка семи лет.
  • Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
  • Толстые ветви — хорошее различение действительности.
  • Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка «убежать» в мечты и игры.

Ствол

  • Чрезмерно подчеркнутый ствол — эмоциональная незрелость.
  • Шрамы, дупло, сломанная ветвь — травма, несчастный случай, болезнь, изнасилование.
  • Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.
  • Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.
  • Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.
  • Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно.
  • Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, продуктивность.
  • Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
  • Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
  • «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.
  • Ствол открыт и связан с листвой — высокий интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить внутренний мир.
  • Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
  • Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья, поиск поддержки.
  • Ствол расширяется книзу — поиск надежного положения в своем кругу.
  • Ствол сужается книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира.
  • Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.
  • Общая высота — нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость.
  • Общая высота — три четверти листа — хорошее приспособление к среде.
  • Общая высота — лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться.

Высота кроны

  • 1/8 страницы — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет.
  • 1/4 страницы — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия
  • 3/8 страницы — хорошие контроль и рефлексия.
  • 1/2 страницы — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты.
  • 5/8 страницы — интенсивная духовная жизнь.
  • 6/8 страницы — находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов.
  • 7/8 страницы — листва почти на всю страницу — бегство в мечты.

Манера изображения

  • Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах; хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.
  • Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.
  • Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (в этом случае нужно учитывать положение на листе и другие моменты интерпретации).
  • Дерево мертвое — переживание физической неполноценности, психологической неадекватности, вины, пустоты.
  • Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури — субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной в его трудностях.
  • Очень большое дерево — склонность к агрессии.
  • Маленькое деревце — низкая самооценка.
  • Тонкая линия — чувство неприспособленности, нерешительность.
  • Тонкая прерывистая линия — ярко выраженное беспокойство.
  • Затемненные плоскости, очень темные или сильно обведенные — защитная враждебность или агрессивное поведение.
  • Зачернение, штриховка – напряжение, тревожность.
  • Дерево, наклоненное влево — отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени — привязанность к прошлому и страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка — более сильная выраженность данных тенденций.
  • Дерево, наклоненное вправо — отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.
  • Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов.
  • Пальма — стремление к перемене мест.
  • Плакучая ива — недостаток энергии, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.
  • Яблоня — обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. Часто изображается беременными или жаждущими ребенка женщинами. Падающие или упавшие с дерева яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.
  • Пейзаж — означает сентиментальность.
  • Солнце, его положение — отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.
  • Солнце за деревом — иногда субъект может интерпретировать дерево как кого-то из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или как субъекта, охраняющего кого-то от нежелательного лица.
  • Туча между солнцем и деревом — отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.
  • Лучи солнца падают на дерево. Потребность доминировать или чувства доминирования другого.
  • Солнце на севере — переживание холодной среды.
  • Заходящее солнце — чувство депрессии.
  • Дерево уклоняется от солнца — склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.
  • Солнце большое — острое переживание отношений с каким-то авторитетным лицом.
  • Ветер символизирует переживание субъекта, которое тяжело поддается контролю.
  • Ветер дует от земли на верхушку дерева — стремление убежать от действительности в фантазии.
  • Ветер дует от дерева в сторону субъекта — нарциссические тенденции.
  • Ветер дует во всех направлениях — переживание попытки, но неудачной, проверить действительность.
  • Облака — общая тревога, связанная с нарисованной ситуацией.

Земля

  • Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
  • Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
  • Несколько совместных линий, изображающих землю и касающихся края листа —спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.
  • Отсутствие линии земли — податливость стрессу.
  • Обозначена линия земли, но нет корней — подавленные эмоции.
  • Земля приподнимается к правому краю рисунка — задор, энтузиазм.
  • Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал "Рисуночные тесты"

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....

« Психологические рисуночные тесты. Анализ и техника проведения»

В настоящее время рисуночные проективные методики получают всё большую популярность среди психологов, педагогов и других специалистов. Они являются ценным инструментом для понимания и оценки характери...

Рисуночный тест "Автопортрет"

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности,...

Рисуночный тест

Рисуночный тест...

Рисуночные тесты

Общая характеристика рисуночных тестов и техника их проведения. Значение рисуночных тестов для психодиагностики нарушений развития....

Рисуночные тесты

Рисуночные тесты...

Рисуночный тест по методике М. А .Панфилова "Кактус"

Эта методика позволит выявить особенность психоэмоционального состояния ребёнка, определить его устойчивость к стрессу, подверженность к агрессии и её интенсивность, причины, вызывающие негативные чув...