«Фольклор в адаптационный период»
проект (младшая группа) на тему

Уймина Ирина Сергеевна

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uymina_i._s._proekt.docx463.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «ЛАДУШКИ»

ПРОЕКТ

«Фольклор в адаптационный период»

Разработчик:

Уймина Ирина Сергеевна

г. Качканар

Актуальность проекта.

  Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют разные стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему.

  В этот период важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных средств является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх. Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости.

  Наладить эмоциональный контакт в адаптационный период помогают потешки, прибаутки, колыбельные, пестушки, сказки, которые создавались русским народом в течение веков и несут в себе мудрость, доброту, любовь.. Пестушки и потешки, которые сопровождают игровые движения, являются прекрасным посредником для установления контакта с ребенком. И если ребенок ещё плохо говорит, не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх ребенок может чувствовать, себя раскрепощено. Проигрывая различные ситуации с помощью движений рук, тела, ребёнок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Пальчиковые игры способствуют стабилизации эмоционального состояния, что очень важно впервые дни пребывания ребенка в детском саду.

  Становление речевого общения ребенка с взрослым начинается с эмоционального общения. Эмоциональное общение переходит в речевое общение, когда ребёнок понимает обращенную к нему речь и начинает сам обращаться к взрослому. Диалог взрослого и ребенка расширяет возможности воспитания и обучения ребенка, в том числе развитию речи. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь. Воспитатель включает пальчиковые игры и на занятиях, и во время игровой деятельности детей, и во время проведения утренней эмоционально – стимулирующей гимнастики. 

  Постепенное вовлечение ребенка в новую социальную среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.

Цель проекта: создание условий для успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста в ДОУ путем использования в воспитательно-образовательном процессе произведений  фольклора.

Задачи проекта:

- снизить уровень тревожности у детей в период адаптации;

- наладить эмоциональный контакт со сверстниками и воспитателем;

- способствовать психоэмоциональному развитию каждого ребёнка;

- вызвать у детей интерес к малым формам фольклора;

- поиск путей сотрудничества с родителями в рамках проекта, создать атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности.

Объект исследования: адаптация детей к условиям ДОУ.

Предмет изучения: фольклор – один из нетрадиционных подходов к работе с детьми раннего возраста.

Гипотеза. Процесс адаптации у детей раннего возраста будет более успешным и эффективным при целенаправленном и систематическом использовании в работе произведений фольклора.

Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта: сентябрь, октябрь, ноябрь.

 

Предполагаемые результаты реализации проекта:

На уровне детей:

- благоприятное течение периода адаптации;

- создание комфортной обстановки в группе для доброжелательного общения внутри детского коллектива;

- установление доверительных отношений между ребенком и педагогом.

На уровне педагога:

- создание системы работы с детьми в период адаптации;

- повышение профессионального уровня и педагогической компетентности, удовлетворенность работой;

- развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников и повышение их компетенции в вопросе адаптации детей к условиям ДОУ.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

  • Изучение методической литературы по теме проекта.
  • Знакомство с семьями воспитанников для установления контакта.
  • Определение уровня подготовки ребенка к посещению дошкольного учреждения.
  • Подбор консультативного материала для родителей по теме проекта.
  • Подбор произведений русского фольклора для использования в режимных моментах, НОД, прогулках.
  • Анкетирование родителей.
  • Оформление информационных стендов для наглядной агитации «Полезные советы для заботливых родителей».
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе согласно теме проекта.

2. Основной.

Направление работы

Практические выходы

Работа с детским коллективом

  1. Знакомство с группой, предметно-пространственной  средой, участком для прогулок.

  1. Использование произведений фольклора в режимных моментах.
  2. Использование хороводных игр на сплочение детского коллектива.

  1. Организация досуговой деятельности.

  1. Сюжетно-ролевые игры:  

 « Укладывание Маши спать»,

« Купание куклы Кати»,

«Завтрак для всех»,

«Мама и дочка».

  1. Использование

технологии музыкального воздействия (здоровьесбережение).

  1. Театрализованная деятельность.

  1. Совместная творческая деятельность:

аппликация  «Солнышко лучистое», «Урожай в корзинке»;

лепка «Угощение для зайки», «Оладушки от бабушки;

рисование пальчиками «Ягодный компот», «Листопад».

Оснащение РППС согласно теме проекта (в соответствии с возрастом детей).

Картотека пестушек и потешек.

Картотека хороводных игр.

Вечера развлечений: «В гостях у Бабушки – Забавушки», «Веселые ладошки», «К нам гостья пришла».

Оснащение игровой зоны соответствующими атрибутами.

Подборка аудиозаписей русского фольклора (колыбельные песенки…).

Наборы кукольного театра «Репка», «Колобок»  и пальчикового театра «Теремок», «Курочка Ряба».

Организация выставки «Наши руки не для скуки!» (Совместное творчество)

Работа с родителями

Задачи:

- вовлечение родителей в проектную деятельность;

- создать атмосферу общности интересов в процессе организации проектной деятельности;

- поиск путей сотрудничества в рамках проекта;

- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе адаптации;

- привлечение родителей к участию в оснащении РППС, в творческих выставках, конкурсах различного уровня.

- Анкетирование  родителей «Русский фольклор в период адаптации» (Индивидуальные беседы по результатам анкетирования).

- Оформление информационных стендов для наглядной агитации «Полезные советы для заботливых родителей».

- Картотека памяток и буклетов по теме проекта.

 - Мастер – классы: «Русское народное творчество в воспитании детей», «Театр на деревянных лопатках».

- Комплект консультативного материала по теме проекта (беседы, консультации, тренинги).

- Организация выставки совместного творчества: «Огородные фантазии» (поделки из овощей и фруктов).

3 этап. Заключительный.

Направление деятельности. Задачи

Содержание

Подготовка к презентации и презентация проекта.

Задача: 

- обобщить опыт работы и пополнить методический кабинет ДОУ;

- распространить опыт работы в сети Интернет.

 

- Презентация профессиональной деятельности через представление образовательного проекта.

- Пополнение методической копилки педагога.

- Распространение  опыта работы в сети Интернет и в педагогическом коллективе

- Активное участие детей и родителей в творческих выставках, конкурсах на базе ДОУ и городского уровня.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду
в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.

    Важным событием стало принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Основной ценностью нового нормативного документа стала его ориентация на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в процессе социализации и индивидуализации дошкольников. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша:: физического, нервно-психического и социально-психологического. Эта задача в условиях современного детского сада является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Базовая ценность - здоровье превращается в воспитательную задачу, которая предполагает создание в стенах детского сада для вновь пришедших детей особой атмосферы, основанной на создании комфортных и уважительных условий для каждого малыша.

   Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.

   И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

   Положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.

  Таким образом, привыкание ребенка к детскому саду будет максимально безболезненным, при использовании комплексного подхода к решению проблем адаптации каждого малыша.

  Чтобы определить перечень задач, которые решает воспитатель в процессе организации успешной адаптации малышей раннего возраста к условиям детского сада, остановимся более подробно на определении понятия «Адаптация».

   Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям под адаптацией понимается приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Вместе с тем, процесс адаптации у каждого малыша проходит по-разному, в зависимости от его индивидуально-типологических особенностей и той социальной обстановки, которая окружает ребенка.

   Тем не менее, выделяют три степени адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада – легкую, среднюю и тяжелую. В основе данной градации лежат такие показатели как:

  • Быстрота нормализации эмоционального самочувствия ребенка;
  • Проявление положительного отношения к педагогам и сверстникам;
  • Наличие интереса к предметному миру;
  • Частота и длительность острых вирусных заболеваний.

    Легкая адаптация проходит в течение 1—2 недель. Переживания ребенка наблюдаются не более 14 дней. Малыш быстро начинает проявлять интерес к окружающим: воспитателям и детям, наблюдаются незначительные нарушения сна и аппетита. Ребенок не болеет, к концу второй недели он уже легко расстается с родителями, нормализуется его эмоциональное состояние.

При адаптации средней тяжести у детей наблюдаются значительные нарушения сна и аппетита, которые приходят в норму к концу месяца. Малыш обычно пассивен, капризничает, раздражителен, часто плачет, его не интересуют игрушки, он перестает пользоваться активным словарем. Часто происходят нарушения в работе вегетативной нервной системы – это выражается в появлении бледности кожных покровов, потливости, появляются тени под глазами, фиксируется изменение стула. Ребенок подвержен инфекционным заболеваниям, которые протекают в тяжелой форме. Обычно описанная симптоматика начинает проходить через месяц, после первого посещения детского сада.

   Наиболее опасна для здоровья малыша тяжелая степень адаптации к дошкольному учреждению. Ребенок трудно привыкающий к детскому саду как правило подвержен длительным и тяжелым заболеваниям. Иммунная система малыша не справляется с инфекциями, и они начинают сменять одна другую. Он эмоционально истощен, капризничает, часто наблюдаются невротические состояния. Родителей и педагогов беспокоит аппетит крохи – он отказывается от еды, попытки накормить могут заканчиваться рвотой. Нарушается сон, ребенок спит очень чутко, часто просыпается, плачет во сне, долго не может заснуть. Малыша не радует окружающая обстановка.   Он отказывается играть с любимыми игрушками, почти не общается с другими детьми, пассивен в общении с взрослыми. В зависимости от индивидуально-типологических особенностей (типа высшей нервной деятельности, вида темперамента) ребенок может быть или тихим и подавленным, или наоборот агрессивным и истеричным. Такое состояние может наблюдаться в течение нескольких месяцев, при этом угнетаются все жизненные силы малыша, замедляются темпы физического и психического развития.

    Своеобразие адаптации малыша к новым условиям обусловлены специфическими особенностями раннего возраста. Этот период является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются основные умения малыша, так необходимые для его успешного развития. В это время складываются такие доминантные качества как познавательная активность, самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности. Но их формирование требуют адекватных действий со стороны взрослых, определенных форм общения и активного взаимодействия с ребенком. Основными линиями развития детей раннего возраста являются:

-        развитие предметной деятельности;

-        развитие эмоционально-действенного общения с взрослыми.

   Ведущая роль предметной деятельности в развитии малыша очевидна. Включение в предметную деятельность позволяет ребенку развивать культурно - нормативные, специфические и орудийные действия. Использовать в своей повседневной деятельности окружающие предметы (есть ложкой, копать лопаткой, пользоваться расческой и т.д.) в соответствии с их социальным назначением.

В раннем детстве происходит интенсивное развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности, формирование целенаправленности и настойчивости действий ребенка. Для развития действий используют конструктивные игры и игрушки.

   Особенностью раннего детства становится и специфичный режим жизнедеятельности малыша. Как правило, этот важный период своего развития ребенок проводит в семье. Семейная обстановка является оптимальной для ребенка - любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимым условием его нормального развития и хорошего эмоционального самочувствия. В современных условиях семья очень часто вынуждена прервать гармонию развития малыша в условиях дома и воспользоваться услугами детского сада.

   Главная задача, которую решают в это время работники детского сада и родители – сделать детский сад для ребёнка желанными. Необходимо чтобы отрыв от дома, от близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми сверстниками не стали для ребёнка серьезной психологической травмой.

   Успешно решить данную задачу позволяет организация группы кратковременного пребывания малышей. Такой тип групп часто называют «адаптационной» группой. В таких группах исчезает симбиотическая связь ребенка с мамой, что способствует развитию самостоятельности, независимости малышей, дети учатся общаться со взрослыми и сверстниками, развиваются познавательные процессы (внимание, память, мышление), жизнь ребенка насыщается новыми впечатлениями и положительными эмоциями, что способствует лучшей адаптации в детском саду.

И если индивидуальный подход педагога к каждому ребенку очевиден в любом возрасте, то здесь он имеет решающее значение, ведь специфичной особенностью возраста является готовность малыша воспринимать общение только в том случае, если коммуникативная реакция взрослого обращена лично к нему. Для детей раннего возраста неэффективными являются любые вербальные методы взаимодействия. Поэтому речь взрослых должна быть предельно выразительной, эмоциональной и только наша увлеченность может заинтересовать ребенка.  

Как же успешно организовать процесс адаптации детей

в группе раннего возраста?

  Опираясь на положения ФГОС ДО хочется выделить три группы необходимых условий:

1. Первая группа условий связана с созданием РППС: важно отметить, что правильно организованная развивающая среда с точки зрения психолого-педагогических требований должна способствовать более быстрой адаптации ребенка, поддержанию эмоционального благополучия малыша и создавать условия для его развития. Для этого в адаптационной группе важно выделить следующие содержательно-деятельностные зоны:

   Зона познавательной деятельности– способствует ознакомлению малыша с окружающим, математика, развитие речи: поделки-подарки из различных материалов, «сокровищницы» - чудесные мешочки, коробочки; предметы из различных материалов (мех, ткани и т.д.), предметы из разнообразных конусовых основ из 4-5 колец, книжный уголок, материал для элементарной экспериментальной деятельности и др.

  Требование: материал, представленный в этой зоне должен быть функциональным, простым в изготовлении и быть легкодоступным для детей. Максимальный уровень размещения материала - рост ребенка + приподнятая рука.

   Художественная зона - изобразительная деятельность, ручной труд: материалы для занятий рисованием (цветные карандаши, фломастеры, гуашь, цветная тушь, кисточки, подручный материал для нетрадиционного рисования); материал для лепки (тычки, пластилин или глина).

   Констуктивно-игровая зона- конструирование, игра: все виды конструкторов «Строитель», мягкие модули, дуги для подлезания, столы и стулья, коробки большие и маленькие, ящички, детские полиэтиленовые тазики для стирки, бросовый материал.

   Требования: для расположения материала необходимо удобное место и большое пространство, мелкий строительный материал – в корзинах, ящичках.

2. Организация работы с родителями. Взаимодействие детского сада и семьи, как показывают современные исследования, – двусторонний, циклический процесс. Силами действия и противодействия, находящимися то в гармонии, то в противоречии друг с другом, и тем самым задающими динамику, выступают семейная и внесемейная, общественная система детского сада: представляющие различные области социализации и воспитания малыша.

   Взаимодействие педагогов и родителей длится в среднем 5 – 5, 5 лет, с момента поступления ребенком раннего возраста в детский сад и до поступления его в школу, и характеризуется целым рядом событий, детерминированных логикой прохождения детьми возрастных групп детского сада, в сопровождении педагогов и родителей.

  Глубокое переживание семьей поступления ребенка в детский сад (чаще всего в возрасте 1,5 – 2 лет) обуславливает потребность семьи в профессиональной психолого-педагогической поддержке специалистов детского сада. Условно процесс взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к детскому саду можно разделить на несколько этапов:

           I этап. Открытие - адаптационный период.

Содержание взаимодействия.

Знакомство; совместное изучение особенностей семейного и общественного воспитания, определение места и роли участников воспитательного процесса в становлении и развитии взаимодействия ребенка с окружающим миром. Обеспечение условий комфортной адаптации родителей и ребенка к детскому саду, создание совместными усилиями педагогов и родителей ситуаций успеха для каждого ребенка

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Знакомятся с адаптационной моделью, предлагаемой детским садом. Получают приглашение педагогического коллектива детского сада посещать встречи - знакомства и принимают решение: согласиться или отказаться от поступившего приглашения.

  Заполняют анкету, содержание которой позволяет выявить особенности готовности детей к детскому саду.

  В случае согласия – посещают встречи-знакомства, активно включаясь во взаимодействие с другими семьями и педагогами. Помогают сыну/дочери выстраивать взаимодействие с чужими взрослыми и детьми в новой для него предметно-развивающей среде детского сада.

Детский сад. Педагоги. Информируют семью об адаптационной модели, существующей в детском саду. Готовят и проводят встречи - знакомства за круглым столом, показывают семье место и роль родителей и прародителей, воспитателей, детей (сверстников, старших и младших) в процессе социального развития ребенка. Изучают особенности семейного воспитания детей.

             II этап. Прояснение ожиданий.

Содержание взаимодействия.

Обсуждение достижений и трудностей детей в ходе совместного с родителями посещения группы детского сада в период адаптации; выяснение ожиданий от дальнейшего сотрудничества взрослых в воспитании.

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Участвуют в собрании-встрече; при поддержке педагогов развивают способность осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрание-встречу, помогая родителям осознавать взаимодействие в триаде «родитель-ребенок-педагог», выделяя сферы заботы и влияния воспитывающих взрослых.

На первом этапе педагоги и родители много узнали друг о друге, научились доверять, благодаря чему сердца матери и отца не сжимает страх неопределенности; кризис перехода семьи в новое пространство жизни миновал.

III этап. Созидание образа События

Содержание взаимодействия.

Обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей, с учетом обнаруженных ранее достижений и трудностей, а также перспектив развития.

Ответственность сторон.

Семья. Родители. Участвуют в собраниях-встречах, обсуждают проект взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей, вносят предложения, на основании осознания ценности сотворчества с педагогами и имеющихся представлений о реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программы.

Детский сад. Педагоги. Готовят и проводят собрания-встречи, организуют обсуждение проекта взаимодействия детского сада и семьи в воспитании детей: направлений, форм взаимодействия в соответствии с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    К проектированию будущего взаимодействия можно переходить вместе с родителями по окончании адаптационного периода, который традиционно завершается к началу учебного года. Если педагоги совместными усилиями с родителями создали благоприятную среду для развития детей, то малыши с успехом осваивают новое для себя пространство, людей, во взаимодействии с которыми познают другого и себя; по отношению к некоторым сверстникам начинают проявлять симпатию, на основе которой в дальнейшем развивается дружба.

Список литературы:

1. Баркан А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007.

2. Ватутина Н.В. Ребенок поступает в детский сад/Под ред. Каплан Л.Н.-М.,2005.

3. Ильина Н. А. «Играем в памперсах».

4. Кирюхина Н. В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ».

5. Монина Г. Б., Е.К. Лютова, Тренинг общения с ребенком период раннего детства.

6. Павлова Л.Н. Раннее детство: предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно методическое обеспечение содержания образования в Москве // Отв. редактор Курнешова Л.Е. - М.: Центр «Школьная книга», 2004

7. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. «Система развивающих игр для детей раннего возраста».

8. Сотникова В.М., Ильина Т.Е. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в режимных моментах с детьми раннего возраста в адаптационный период

Материал по Фольклору в режимных моментах поможет воспитателю ранннего возраста по программе "Детство"...

Проект в группе раннего возраста "Использование малых форм фольклора в адаптационный период"

Приведены материалы, игры, песенки, потешки для сглаживания адаптационного периода у детей...

Использование фольклора в адаптационный период

В данном проекте представлен материал по использованию русского народного  фольклора в процессе адаптации детей к детскому саду. Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для него это, пр...

Творческий проект «Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»

Творческий проект«Использование малых форм фольклора в работе с детьми раннего возраста в адаптационный период»...

Фольклор в адаптационный период

Фольклор в адаптационный период...

Проект для группы раннего возраста "Фольклор в адаптационный период"

Проект для успешной адаптации детей раннего и младшего возраста с применением народных потешек, приговорок, песенок. Приведена подборка фольклорных материалов для режимных моментов, а также игровое за...

Консультация «Использование фольклора в адаптационный период к условиям детского сада»

Адаптация ребёнка в детском саду является важным периодом в его жизни. Дети впервые дни посещения детского сада скучают по дому, плохо кушают, много плачут. Чтобы успокоить малышей, поддержать и созда...


 

Комментарии

Уймина Ирина Сергеевна

Важно знать!