Развитие театрализованной деятельности в детском саду
консультация на тему

Крамскова Наталия Юрьевна

Консультация  на тему «Развитие театрализованной деятельности в ДОУ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

ГБОУ Школа №1056

Консультация  на тему «Развитие театрализованной деятельности в ДО»

Автор: Крамскова

Наталия Юрьевна

г.Москва 2017г.

Консультация  на тему «Развитие театрализованной деятельности в ДО»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся целостной картины мира, включающей в себя формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. При участии в театрализованных играх у детей формируются представления о событиях из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр: у детей формируется уважительное отношение друг к другу, учатся быть добрыми и отзывчивыми. Трудно переоценить важность театрального искусства в развитии личности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающиеся интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания, социализации личности.

Но для меня значимость этого вида работы в ДО заключается прежде всего в том, что оно помогает ребенку переломить в себе излишнюю скромность, зажатость и застенчивость. Это очень важно для неуверенных в себе детей- поможет им более спокойно вступить во взрослую жизнь, адаптироваться в ней, не только приспосабливаться, но и стать активным ее преобразователем.

(Приглашается педагог. Ему предлагается спеть любую песенку. Затем на руку надеваем сказочного героя и предлагаем спеть эту же песню но от  лица сказочного персонажа).  Вопрос : «В каком случае вам было легче исполнять песню?».

Вывод: «Театрализованная игра помогает снять напряжение, зажатость, раскрепощает».

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Основные требования к организации театрализованных игр:

  • Содержательность и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

При построении работы в ДО необходимо учитывать следующие принципы:

  • Принцип  интегративности - взаимосвязь с различными видами деятельности.
  • Принцип сотрудничества- взаимосвязь ребенка и педагога.
  • Принцип индивидуального подхода к детям – развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребенка, исходя из знаний особенностей его развития.
  • Принцип систематичности и последовательности - такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
  • Принцип доступности - обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
  • Принцип проблемного обучения - дети в процессе игр, досугов, организованной деятельности сами добывают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
  • Принцип компетентности педагога - воспитатель должен владеть четкими знаниями по данному вопросу, чтобы передать их детям.
  • Принцип игровой подачи материала - в своей работе мы опираемся на ведущий вид деятельности - игру.

Виды и содержание театральных занятий:

1) общеразвивающие игры, вырабатывающие внимание, наблюдательность, смелость, находчивость, готовность к творчеству;

2) ритмопластические упражнения, предполагающие развитие двигательной способности, пластической импровизации;

 3) психогимнастические этюды, направленные на формирование познавательной и социально-личностной сферы;

4) специальные театральные игры, готовящие детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом, развивают воображение и фантазию;

5) задания по культуре и технике речи, совершенствующие дыхание, дикцию, интонацию и другие средства выразительности речи;

 6) беседы и викторины о театральном искусстве;

7) этюды и игры по управлению театральными куклами, развивающие мышцы рук, выдержку, терпение

Формы организации театрализованной деятельности:

  • Посещение детьми театров
  • театральные спектакли представления
  • Театральная игра на праздниках
  • Театральные игры в повседневной жизни
  • Игры во время НОД
  • Самостоятельная деятельность

С целью достижения наилучших результатов в работе необходимо выделить следующие структурные блоки. 
1. Выбор и переработка сценария. 
В процессе работы возникают некоторые сложности, связанные с тем, что в Детском центре дети, которые находятся в одной возрастной группе, имеют разные сенсорные, интеллектуальные, речевые и двигательные возможности. Поэтому из множества сценариев нужно скомпилировать один, который должен соответствовать следующим условиям: доступный сюжет, небольшой объем, отсутствие развернутых монологов. 
2. Подготовительная работа (индивидуальная и подгрупповая). 
Чтение и просмотр сказки или художественного фильма, работа над 
словарем и пониманием трудных слов и выражений, обсуждение персонажей и эмоциональной окраски каждого образа, театр с куклами (педагоги используют кукольный театр для лучшего понимания сюжета и характера героев), также проводится работа на занятиях по изобразительной деятельности. 
3. Распределение ролей. 
На данном этапе мы учитываем: желание ребенка изображать того или иного персонажа, творческие способности и индивидуальные особенности (тембр голоса, эмоциональность и т. д.), речевые и психофизические возможности. 
4. Подбор музыкального сопровождения и танцевальных движений. 
Идет обработка музыки и песен. В работу включаются современные 
технические средства обучения, позволяющие выйти ребенку из ограниченного пространства и почувствовать себя органичной частью ситуации. 
5. Подбор костюмов и изготовление декораций совместно с детьми. 
Костюмы должны быть яркими, красочными, удобными, вызывать у детей яркие положительные эмоции. 
6. Репетиция. 
В процессе репетиции могут возникнуть различные сложности, и поэтому на данном этапе пересматривается сценарий и вносятся определенные коррективы. 
Работа в команде помогает обучать детей взаимодействовать друг с другом, понимать эмоциональные переживания и адекватно реагировать на них. 
7. Выступление. 
На заключительном этапе спектакль представляется всеобщему вниманию, подводятся итоги. Необходимо оценить деятельность каждого ребенка, указать на то, что он сделал хорошо. Дети, которые не участвовали в данном спектакле, являются зрителями, что положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка. После просмотра спектакля детям-зрителям можно предложить выполнить иллюстрации к сказке и организовать выставку работ. 

Содержание работ в разных возрастных группах.

В младшем дошкольном возрасте формируется интерес к театрализованным играм, играм –драматизациям. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий:

-игра – имитация отдельных действий человека;

- игра – имитация цепочки последовательных действий;

- игра – имитация образов;

- ролевой диалог;

- инсценирование фрагментов

В средней группе расширяем игровой опыт детей за счёт освоения режиссерской театрализованной игры- настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе. Содержательную основу составляют образно-игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера.

В старшей группе мы ввели многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трёх частичных сказок о животных и волшебных сказок,

игры-драматизации по текстам рассказов, постановка спектаклей по  произведениям.

Необходимо обучать детей образным этюдам, умению использовать средства невербальной выразительности.

Наблюдения, проводимые в течение нескольких лет показали, что дети, которые регулярно занимались театрализованной деятельностью, демонстрировали более высокие результаты в развитии коммуникативных навыков, навыков связанной речи, игровой деятельности, владения невербальными средствами общения, чем остальные воспитанники. 
Это позволяет сделать вывод, что театрализованные игры не только помогают дошкольникам регулировать свое поведение, расширять социальный опыт, но и являются значимым фактором для более эффективного овладения образовательными умениями и навыками, которые будут способствовать в дальнейшем их успешной адаптации в обществе. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие театрализованной деятельности в детском саду

Рекомендации для родителей о  развитие театрализованной деятельности детейМожно использовать для информационного стенда в группах детского сада...

Педагогический час "Теоретические основы развития театрализованной деятельности в детском саду"

Знакомство с вариативными программами и технологиями по театрализованной деятельности в ДОУ....

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»

Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...

Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...

Развитие театрализованной деятельности в детском саду

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодоря тому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста имеет нравственную направленно...

Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период

Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...