Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию
картотека (старшая группа) на тему

Пантелеева Светлана Евгеньевна

подбор игр, которые могут помочь в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Я подобрала игры, которые помогут  воспитать в ребенке духовно – нравственную личность. Их смело можно использовать на праздниках и в любое свободное время, как в помещении, так и на свежем воздухе. 

для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Украшение Сретенской свечи»

Программное содержание: расширять представление детей о православном празднике «Сретение Господне»; познакомить детей с православными традициями; способствовать развитию творчества при украшении выполненного изделия; поощрять инициативу и радость от созидания, воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Материалы: восковые свечи, атласные ленты, бисер, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.

Ход игры: Чтение стихотворения «Сретенская свеча»

Слабое пламя свечи я прикрою руками нежно,

Пусть спокойно мерцает она.

Пусть горит огонек надежды,

 пусть все люди с чистой душой смогут от огонька согреться.

Когда свеча догорит, будет людям светиться Божье сердце.

Рассматривание иконы. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры). Украшение свечи.  Рассматривание и обсуждение.

Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко»

 Программное содержание: знакомить детей с православным представлением о пасхальном яичке, как о символе воскрешения Христа, победы жизни над смертью; поддерживать в детях чувство пасхальной радости; содействовать формированию привычки следовать праздничным традициям.

Материалы: образцы узоров, белый картон, шаблоны яичек, ножницы, цветная бумага, салфетки, клей. пустые куриные яйца, гуашевая краска, кисточки, салфетки.

Ход игры: Рассказ воспитателя о пасхальных традициях. Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление". Пасха по своему значению выходит из ряда главнейших двунадесятых праздников и именуется "Праздником праздников и Торжеством торжеств". В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: "Христос Воскресе! - Воистину Воскресе", которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа. На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т. е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство.

Рассматривание образцов узоров. Обсуждение выбранных узоров. Изготовление пасхальных подарков. Дети прячут изготовленные яички, затем ищут и находят их - кто больше найдет.

Дидактическая игра «Украшение иконы»

Программное содержание: расширять представление детей об иконе; познакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон; учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих; способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: Иконы «Богоматери», цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисти, салфетки, клей, цветная бумага, блестки, стразы.

Ход игры: Чтение стихотворения Ю. Кондратьевой «Икона Божьей Матери»

Икона Божьей Матери,

Прошу меня храни.

От бед, напастей горестных

Меня убереги.

С Тобой я свет увидела

В далёких облаках.

Икону Божьей Матери

Держу я на руках.

Растопишь сердце ты моё

В преддверии трудных дней

И станет ясно и легко

На душе моей.

Рассматривание икон, выбор иконы для игры. Изготовление украшений (цветы, свечи, листочки, геометрические фигуры). Украшение иллюстрации иконы. Рассматривание и обсуждение.

Дидактическая игра «Собери Храм»

Программное содержание: знакомить детей с внешним устройством Храма; дать представление о расположении и назначении главных частей Храма; расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

Материал: образец Храма, несколько наборов мозаичного изображения Храма.

Ход игры: Дети рассматривают с воспитателем образец Храма, называя его основные части. Сравнивая с образцом, из мозаичных фрагментов, собирают Храм. По мере обучения детей игру можно усложнить, собирая Храм без образца.


для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной группы

Дидактическая игра «Мой ангел»

Программное содержание: расширять представления детей о сотворении мира Богом; уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном; воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

Материалы: шаблоны ангелов, цветной и белый картон, ножницы, гуашь, кисточки, салфетки, клей.

Ход игры: Рассказ педагога об ангелах.        Слово «ангел» означает посланник, «приносящий вести». Ангелы - символы предвестников священного, которые сопровождают нас и помогают, когда это необходимо. Согласно всем традициям, каждый человек имеет ангела-хранителя, который следит за тем, чтобы человек продвигался вперед по пути своей духовной реализации. У нас есть особая связь с Господом Богом через Ангелов, и в каждом из нас живет частица Бога, Божественная искра, позволяющая просить ангелов о помощи для себя и своих близких. Вспомнить у кого в этом месяце у детей и близких День ангела. Напомнить о традиции изготовление подарков к Дню ангела. Рассматривание шаблонов для изготовления ангелов. Самостоятельная работа детей. Выставка детских работ.

Дидактическая игра «Узнай и назови икону»

Программное содержание: расширять представление детей об иконе; знакомить детей с православной традицией отношения к иконе - почитание икон; учить узнавать на иконах Образы Святых Угодников Божьих; воспитывать трепетное и благоговейное отношение к образам; способствовать развитию высших сфер личности ребенка, формированию любви, добра, совести.

Материалы: иконы с Образами, известные детям (образы святых Серафим Саровский, Николай Угодник, Матрона Московская…).

Ход игры: Дети рассматривают образы, предложенные воспитателем, берут один из Образов, угадывают и называют его. Затем рассказывают всё, что о нём знают. По мере усвоения программы можно усложнить игру: ребенок выбирает Образ, рассказывает о нём детям, дети угадывают икону.

Дидактическая игра «Назови библейское событие»

Программное содержание: закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах; прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с библейскими сюжетами.

Ход игры: Рассматривание картинок. Беседа о событиях, изображенных на них, их значении. Дети берут одну картинку, угадывают и называют библейское событие. Затем рассказывают всё, что о нём знают. 

Дидактическая игра «Назови православный праздник»

Программное содержание: закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах; воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с символами основных православных праздников 

Ход игры: Рассматривание картинок. Беседа о праздниках, их значении и традиции. Дети берут одну картинку, угадывают и называют праздник. Затем рассказывают всё, что о нём знают.

Дидактическая игра «Как Вы знаете православные праздники»

Программное содержание: закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах; воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материалы: картинки с символами основных православных праздников..

Ход игры: Рассматривание картинок. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику в логической последовательности. Беседа о праздниках, их значении и традиции.

Дидактическая игра  «Какие Вы знаете традиции, связанные с православными праздниками»

Программное содержание: закрепить знания детей о праздниках православного календаря, их событиях и смыслах; воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Материал: картинки с изображениями символов праздников и предметов, относящимися к этому празднику.

Ход игры: Рассматривание картинок. Дети объединяют картинки, относящиеся в одному празднику Беседа о праздниках, и традициях их проведения.

ИГРА «РУКОТВОРНЫЙ И НЕРУКОТВОРНЫЙ МИР»: упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».

Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.

 «Научим послушанию»

 Детям раздаются карточки с иллюстрациями к знакомым сказкам, в которых дети ослушались наказа старших: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Терёшечка», «Красная шапочка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и др. Задание — рассказать, как надо было действовать героям, чтобы избежать беды. «Нужно — Нельзя» Дети делятся на 2 команды, воспитатель раздаёт карточки с изображением общественных мест. Первая команда говорит, что нужно делать в этих местах, вторая — что делать нельзя: библиотека: нужно рассматривать, выбирать, изучать, нельзя шуметь, отвлекать, разговаривать, портить книги; метро: нужно быть внимательным и осторожным, уступать место старшим, нельзя бегать, громко разговаривать, мусорить и т. д.

«ВСПОМНИ СКАЗКУ»: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела

Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог

Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.

Оборудование: цветные фишки. Приз для победителя.

 «Ласковое имя»: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно стараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а, кроме того, произнести его ласковое имя».

 «Колечко красоты»: помощь в формировании личности ребенка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств.

У вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.

«Помоги слепому дедушке»: формирование чувства уважение к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людям, доверию друг к другу, развитие черт характера, способствующих лучшему взаимодействию и взаимопонимания в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Количество игроков — не меньше 2-х человек. В начале игры выбирается ведущий путем жеребьевки. Ведущий должен предложить всем участникам разделиться на пары и выяснить, кто из них будет играть роль дедушки, а кто будет ему помогать. Ведущий объясняет, что «дедушка» плохо видит т.к. он старенький, поэтому ему завязывают глаза. Затем ведущий с остальными игроками придумывает маршрут (маршрут не должен проходить по прямой дороге, желательно обходить кусты, деревья, мебель…). По этому маршруту игроки проведут «слепого дедушку». После этого пары встают на старт и по свистку ведущего отправляются в путь. Победившим считается та пара, которая быстро и без ошибок преодолеет весь маршрут. Усложнение игры — до «дедушки» нельзя дотрагиваться и руководить его движением можно только словами

 «Только хорошее»: помочь детям формировать представление о добре; развитие устной речи: творческого мышления, воображения.

Педагог с мячом в руках встает перед детьми, просит их выстроиться в ряд, а затем каждому из них бросает мяч. Дети ловят мяч только тогда, когда произносится какое-либо хорошее качество (правдивость, доброта, аккуратность). В этом случае они делают шаг в сторону педагога. Если дети случайно «поймают плохое качество» (нетерпимость, жадность, злость), они делают шаг назад. Побеждает тот, кто первым дойдет до педагога. Этот человек становится ведущим.

 «Круг честности»: продолжить формировать социальные и нравственные отношения с окружающим миром через развитие лучших качеств — честности ребенка.

Дети делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку друг за другом, под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

 «Добрая тучка»:  Формировать понятие "Доброта," доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы. Воспитывать в детях доброе отношение, заботу о ближнем своём, оказание помощи. Побуждать детей в стремлении делать добро другим людям. Воспитание доброго отношения к окружающим, оказание помощи, поддержки.

Ход игры:  Вывешивается картинка тучки с ленточками. Прикрепляются метки детей на каждую ленточку. Затем на ленточку прикрепляются капельки добрых дел.

Пирамида любви.

Вспомните вместе с детьми о том, что все мы что-то любим. У кого-то это семья, у кого-то кукла, а некоторым просто нравится мороженое. Предложите детям построить пирамиду любви. Взрослый начинает её строить, называя то, что он любит и кладёт руку в центр. Затем каждый из детей называет то, что ему нравится или вызывает симпатию и кладёт свою руку сверху. Таким образом получилась целая пирамида.

Копилка добрых дел.

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребёнку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

Данные игры помогут подтолкнуть ребёнка к дружбе; воспитывают дружеские взаимоотношения между детьми, гуманное отношение к людям; пополнят словарь детей волшебными, вежливыми словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию. в процессе общения, овладение навыками взаимодействия и сотрудничества, приобщение к этическим нормам поведения, добросовестности и честности в выполнении правил игры.

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию   и формированию у детей старшего дошкольного возраста чувств уважения к взрослым и сверстникам, внимательного отношения к окружающим их людя...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию 1

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию 2

Подборка игр по духовно-нравственному воспитанию...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Игры способствуют формированию личности ребёнка, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром....

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию...

Картотека игр по духовно-нравственному воспитанию

упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника....