Консультация для воспитателей "Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"
консультация на тему

СИМАКОВА ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА

Речь является важнейшей психической функцией человека. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.

Нарушение речи проявляется во всех компонентах языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением зрения наблюдается нарушение речи, выявляется недостаточная сформированность моторных функций. Особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.).

Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов, в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Обнаруживается застревание на одной позе.
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами, а также занимаются продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием).

Задача педагогического коллектива сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников. Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное», «Речевое развитие", "Физическое развитие", обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с нарушениями речи, с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. В далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», или, наоборот, «руки – крюки».

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.

Наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций.

Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.

Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов и разного цвета.

С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Это происходит за счет системного подхода, который предусматривает использование лексического, систематизированного материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима», «Весна», «Наш город» и т.д.) на физкультурных занятиях наряду с решением двигательных задач. Например, по теме «Осень» в средней группе можно проводить комплекс ОРУ (общие развивающие упражнения) «Осенние листочки» и подвижную игру с речевым сопровождением «Ветерок». Для групп старшего дошкольного возраста - комплекс ОРУ «Осень золотая» и подвижная игра «Улетают журавли».

Дети на занятиях по физической культуре не только узнают новые слова, но и составляют с ними словосочетания, предложения, т.е. речь формируется, как система.

 

Поскольку словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игры, то и закрепление слов в соответствии с лексическими темами проводится при проведении игр и игровых упражнений, которые решают двигательную и речевую задачи. Игры по расширению словарного запаса разнообразны.

С целью активизации и обогащения словаря можно использовать игровые упражнения. Например, «Подбери нужное слово».  (Проиграть с педагогами 4 человека)

Задачи:

- развивать активный словарь детей;

- учить подбирать к названному слову определения;

- совершенствовать технику ловли и бросков мяча.

Дети стоят по кругу. Водящий, передавая мяч, предлагает детям подобрать нужное слово к тому, какое он произнесет. Например, скакалка «Какая?» (длинная, упругая, гибкая).

В практической деятельности постоянно используется речевое сопровождение на уровне звука, звукокомплекса.

Например: игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. Прокатывая мяч в паре, дети пропевают гласные звуки пока мяч катится.

Игра «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох,

например: А,     АА,     ААА.

Пальчиковый игротренинг также является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Различные упражнения можно объединить в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ (например, прогулка в лес, где дети придумывают и осуществляют движения ползущей улитки, летящей бабочки, колышащейся травы и т.д.)

Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия (су-кисть, джок – стопа). Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Авторы коррекционных методик, такие как  А. Г Ипполитова; Н. А. Рождественская, Е. Л. Пеллингер; К. П. Бутейко, А. Н. Стрельникова; М. Норбеков,  значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено.

Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – с нарушением речи независимо от вида их речевого дефекта.

Таким образом:

• комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает речевое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;

• воспитатели, специалисты (логопед, дефектолог), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности   и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

Речь является важнейшей психической функцией человека. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности.

Нарушение речи проявляется во всех компонентах языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. У большинства детей дошкольного возраста с нарушением зрения наблюдается нарушение речи, выявляется недостаточная сформированность моторных функций. Особенности моторного развития наблюдаются у них с самого раннего возраста: позже возрастных нормативных сроков начинают удерживать голову, сидеть, стоять и т.д., у них с запозданием формируются локомоторные функции (лазание, ходьба, прыжки и др.).

Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов, в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, прыжки на правой и левой ноге, ритмичные движения под музыку. Обнаруживается застревание на одной позе.
Несовершенство тонкой (мелкой) ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаруживается в отсутствии или плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, завязывают и развязывают ленты, шнурки, пользуются столовыми приборами, а также занимаются продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, конструированием).

Задача педагогического коллектива сделать все возможное для устранения рече-моторного нарушения у воспитанников. Для преодоления системного нарушения речи детей необходима максимальная концентрация таких образовательных областей, как "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное», «Речевое развитие", "Физическое развитие", обеспечивающих всестороннее развитие психических и физиологических качеств, навыков и умений в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Поэтому необходимо совместить решение задач физического воспитания, так необходимого детям с нарушениями речи, с задачами развития речи, для чего обучение основным видам движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), общеразвивающие упражнения, подвижные игры необходимо стремиться наполнять коррекционно-речевой составляющей.

Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений, пространственных представлений. Ведь известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. В далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук». Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», или, наоборот, «руки – крюки».

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Важным средством развития тонкой моторики рук служат упражнения с предметами, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, в основе развития двигательных функций рук.

Наиболее эффективным средством развития и коррекции моторной организации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование на физкультурных занятиях игр и игровых упражнений с предметами.
Действия с предметами, в отличие от упражнений без атрибутов, благодаря их наглядности и практической направленности осознаются и принимаются детьми как необходимые. В связи с этим у них повышается мотивация к таким занятиям, появляются осмысленность и целенаправленность при выполнении различных предметных манипуляций.

Ведущее место среди разнообразных и многочисленных заданий на развитие предметно-манипулятивной деятельности детей занимают упражнения с мячом.

Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Во время действий с мячом создаются условия для включения в работу левой руки, что важно для полноценного моторного развития детей. Упражнения с мячами различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кистях, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

Сюжеты упражнений с мячом разнообразны. Мяч можно перебрасывать, надо уметь его ловить, мячом можно пятнать, выбивать.

Система упражнений с мячом направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются мячи из различных материалов и разного цвета.

С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей зачастую или ускорен, или, наоборот, замедлен. У них часто изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц, особенно в сочетании с речью крайне необходимо. Звуковая гимнастика действует подобно вибромассажу, расслабляя тем самым мышцы гортани, а это, в свою очередь, очень важно для детей с речевой патологией, не умеющих расслаблять мускулатуру лица, шеи, гортани. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

В процессе речевого сопровождения накапливается и активизируется словарь. Это происходит за счет системного подхода, который предусматривает использование лексического, систематизированного материала по определенным темам («Осень», «Овощи и фрукты», «Зима», «Весна», «Наш город» и т.д.) на физкультурных занятиях наряду с решением двигательных задач. Например, по теме «Осень» в средней группе можно проводить комплекс ОРУ (общие развивающие упражнения) «Осенние листочки» и подвижную игру с речевым сопровождением «Ветерок». Для групп старшего дошкольного возраста - комплекс ОРУ «Осень золотая» и подвижная игра «Улетают журавли».

Дети на занятиях по физической культуре не только узнают новые слова, но и составляют с ними словосочетания, предложения, т.е. речь формируется, как система.

 

Поскольку словарь дошкольников обогащается преимущественно в процессе игры, то и закрепление слов в соответствии с лексическими темами проводится при проведении игр и игровых упражнений, которые решают двигательную и речевую задачи. Игры по расширению словарного запаса разнообразны.

С целью активизации и обогащения словаря можно использовать игровые упражнения. Например, «Подбери нужное слово».  (Проиграть с педагогами 4 человека)

Задачи:

- развивать активный словарь детей;

- учить подбирать к названному слову определения;

- совершенствовать технику ловли и бросков мяча.

Дети стоят по кругу. Водящий, передавая мяч, предлагает детям подобрать нужное слово к тому, какое он произнесет. Например, скакалка «Какая?» (длинная, упругая, гибкая).

В практической деятельности постоянно используется речевое сопровождение на уровне звука, звукокомплекса.

Например: игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем».

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. Прокатывая мяч в паре, дети пропевают гласные звуки пока мяч катится.

Игра «Стучалочка»

Звуки я сказать хочу

И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия.

Дети отстукивают мячом гласные звуки. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох,

например: А,     АА,     ААА.

Пальчиковый игротренинг также является эффективным для детей с различными нарушениями речи. Игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы.

Различные упражнения можно объединить в один сюжет, при описании которого получается живой рассказ (например, прогулка в лес, где дети придумывают и осуществляют движения ползущей улитки, летящей бабочки, колышащейся травы и т.д.)

Одной из нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия (су-кисть, джок – стопа). Применение Су-Джок массажёров способствует созданию функциональной базы для перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной речевой работы с ребенком, повышает физическую и умственную работоспособность детей.

Дыхание входит в сложную функциональную речевую систему. Физиологическое дыхание рассматривается как один из факторов здоровьесбережения, а речевое - как фундамент для формирования устной речи. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.

Авторы коррекционных методик, такие как  А. Г Ипполитова; Н. А. Рождественская, Е. Л. Пеллингер; К. П. Бутейко, А. Н. Стрельникова; М. Норбеков,  значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено.

Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох.

Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – с нарушением речи независимо от вида их речевого дефекта.

Таким образом:

• комплексный подход в реализации коррекционно-образовательного процесса предусматривает речевое воздействие не только на специальных занятиях, но и в ходе всей образовательной деятельности, в том числе в режимных моментах, самостоятельных играх, на занятиях по физической культуре. Поскольку потребность в движении у дошкольников огромна, они с удовольствием выполняют все задания педагога;

• воспитатели, специалисты (логопед, дефектолог), инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, ясно представляя характер и особенности своей работы, помогают друг другу в решении общих задач: преодолении речевой недостаточности   и подготовке данной категории дошкольников к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

Системное изучение двигательной сферы детей с отклонениями в речевом развитии показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей (крупной), ...

"Развитие мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста."

Рекомендации для воспитателей по развитию мелкой моторики рук, как средство коррекции речевых нарушений....

Нестандартные средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,Бежит среди камней, чиста, нетороплива,И ты готов внимать ее поток, и восклицать:        «О, как же ты красива!»....

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

«Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Основной признак тяжелого нарушения речи - ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Общее недоразвитие речи обусловлено клиническими диагнозами (дизартрия, ...

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В последнее время всё более распространенным явлением среди детей дошкольного возраста стало нарушение речи. Количество детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Обеспечение коррекции наруше...

"Физическая культура как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста"

     Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстни...