О ДЕТСКОМ РИСОВАНИИ
статья на тему

Кулаго Наталья Николаевна

 



Марина Озерова рассказывает об интересном эксперименте, проведенном в Санкт-Петербурге. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, а на втором — персонаж, ставший героем популярного мультфильма.В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором — все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что "не получится похоже". 

Таким образом, мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до и после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание — что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику." 

И если об этом я знаю уже давно, то вопрос, касающийся красочно проиллюстрированных книг, до сих пор был для меня открыт. С одной стороны я понимала, иллюстрации делают ту же работу, что и мультипликация — выстраивают образ героя вместо ребенка, но не настолько явно, так как в иллюстрациях нет динамики, и множество деталей все же приходится додумывать. С другой, все вокруг трубят, что книги — это наше все, и продолжают скупать сомнительную литературу для чтения детям. Марина Озерова пролила свет и на этот вопрос. Теперь я знаю, что как только появится такая возможность, мы постепенно будем уходить от иллюстрированных книг к книгам, где преобладает текст, давая волю детской фантазии. 

Также она опровергла множество моих представлений о рисовании и рассказала, почему: 
— Нельзя помогать ребенку рисовать. 
— Нельзя дорисовывать рисунок, как обычно я делаю. "Смотри, если к этому пятнышку добавить завиток, а с другой стороны нарисовать пятачок, то получится поросенок". 
— Нельзя ставить ребенку рамки и границы в виде бумаги; 
— Нельзя форсировать события и учить искать ребенка смысл в его картинах раньше, чем он будет сам его видеть. 
— Нельзя с ранних лет учить ребенка правильному захвату инструмента рисования. 
— Нельзя давать фломастеры в качестве основного средства рисования, а лучше начать с красок, мелков и пастели. 
— Нельзя подавлять творческий процесс. Хочет рисовать на своих ногах — пусть рисует. 
— Нельзя начинать учить ребенка с отработки технических навыков. То есть, нельзя требовать от ребенка похожести и натуральности. 
— Нельзя учить ребенка, рисующего только палочки, рисовать кружки, зигзаги и волны. Он придет к этому сам. 
— Нужно предлагать ребенку как можно больше тактильных ощущений: рисовать всей ладонью, рисовать различными приспособлениями и на различных поверхностях: мокрыми кисточками по сухому асфальту, валиками с гуашью по ватману, пальчиковыми красками по кафелю в ванной, палочкой по рассыпанному кофе, брызгать из пипетки подкрашенной водой по бумаге и пр. 

Примерно в возрасте двух лет ребенок начинает видеть смысл в своих картинах. Для него они не просто каракули, они динамичны, это целые истории, с сюжетом и невидимыми героями. И надо научиться слушать ребенка и понять его мир, а не навязывать ему свои стереотипы и представления. В последствии, этот этап сменяется желанием изобразить что-то конкретное, а не искать ассоциации в каракулях.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_detskom_risovanii.docx14.03 КБ

Предварительный просмотр:

О ДЕТСКОМ РИСОВАНИИ 

Марина Озерова рассказывает об интересном эксперименте, проведенном в Санкт-Петербурге. Ученикам начальной школы было предложено сделать два рисунка: на первом их просили изобразить любой сказочный персонаж, а на втором — персонаж, ставший героем популярного мультфильма.В первом случае рисунки детей были разнообразны и представляли множество авторских индивидуальных образов, нарисованных в собственной манере и без стеснения. Во втором — все без исключения дети пытались скопировать мультипликационное изображение. Рисунки выглядели как многократно повторенная копия. Часто дети отказывались от рисования, ссылаясь на неумение, и даже расстраивались, плакали и боялись, что "не получится похоже". 

Таким образом, мультипликационный образ вытесняет все другие, даже если до и после просмотра мультфильма они видели разные интерпретации. Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, которые много смотрят телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание — что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационную стилистику." 

И если об этом я знаю уже давно, то вопрос, касающийся красочно проиллюстрированных книг, до сих пор был для меня открыт. С одной стороны я понимала, иллюстрации делают ту же работу, что и мультипликация — выстраивают образ героя вместо ребенка, но не настолько явно, так как в иллюстрациях нет динамики, и множество деталей все же приходится додумывать. С другой, все вокруг трубят, что книги — это наше все, и продолжают скупать сомнительную литературу для чтения детям. Марина Озерова пролила свет и на этот вопрос. Теперь я знаю, что как только появится такая возможность, мы постепенно будем уходить от иллюстрированных книг к книгам, где преобладает текст, давая волю детской фантазии. 

Также она опровергла множество моих представлений о рисовании и рассказала, почему: 
— Нельзя помогать ребенку рисовать. 
— Нельзя дорисовывать рисунок, как обычно я делаю. "Смотри, если к этому пятнышку добавить завиток, а с другой стороны нарисовать пятачок, то получится поросенок". 
— Нельзя ставить ребенку рамки и границы в виде бумаги; 
— Нельзя форсировать события и учить искать ребенка смысл в его картинах раньше, чем он будет сам его видеть. 
— Нельзя с ранних лет учить ребенка правильному захвату инструмента рисования. 
— Нельзя давать фломастеры в качестве основного средства рисования, а лучше начать с красок, мелков и пастели. 
— Нельзя подавлять творческий процесс. Хочет рисовать на своих ногах — пусть рисует. 
— Нельзя начинать учить ребенка с отработки технических навыков. То есть, нельзя требовать от ребенка похожести и натуральности. 
— Нельзя учить ребенка, рисующего только палочки, рисовать кружки, зигзаги и волны. Он придет к этому сам. 
— Нужно предлагать ребенку как можно больше тактильных ощущений: рисовать всей ладонью, рисовать различными приспособлениями и на различных поверхностях: мокрыми кисточками по сухому асфальту, валиками с гуашью по ватману, пальчиковыми красками по кафелю в ванной, палочкой по рассыпанному кофе, брызгать из пипетки подкрашенной водой по бумаге и пр. 

Примерно в возрасте двух лет ребенок начинает видеть смысл в своих картинах. Для него они не просто каракули, они динамичны, это целые истории, с сюжетом и невидимыми героями. И надо научиться слушать ребенка и понять его мир, а не навязывать ему свои стереотипы и представления. В последствии, этот этап сменяется желанием изобразить что-то конкретное, а не искать ассоциации в каракулях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие возможности детского рисования.

Это консультация для родителей, в которой раскрывается большой потенциал для полноценного разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Данный материал был предста...

Коррекционно-развивающие возможности детского рисования.

Это консультация для родителей, в которой раскрывается большой потенциал для полноценного разностороннего развития детей старшего дошкольного возраста в процессе рисования. Данный материал был предста...

Классификация детского рисования

В статье проведен анализ видов и типов детского рисования, раскрыты основные техники выполнения рисунка....

Детское рисование

Консультация для родителей (изобразительная деятельность)...

Детское рисование

Консультация для родителей (изобразительная деятельнось)...

Детское рисование

Детское рисование...

Детское рисование

Консультация для родителей воспитанников...