Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.
статья на тему

Леонтьева Марина Сергеевна

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» – неожиданно приобрели новое весьма актуальное значение.

Именно поэтому патриотическому воспитанию на государственном уровне придаётся сейчас большое значение, и воспитание патриотизма у дошкольников является на данный момент актуальной темой.

Патриотическое воспитание включает в себя много разделов: это воспитание любви к родителям, близким, к своей малой родине, детскому саду, городу, к Родине, своей Отчизне. И наконец, патриотическое воспитание было бы неполным, если не познакомить детей с героическими подвигами соотечественников в различных войнах, с великими полководцами, с событиями Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9maya_vystuplenie_v_muz._uchilishchemrio.docx31.14 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны. Некрасовские строки: «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» – неожиданно приобрели новое весьма актуальное значение.

Именно поэтому патриотическому воспитанию на государственном уровне придаётся сейчас большое значение, и воспитание патриотизма у дошкольников является на данный момент актуальной темой.

Тему патриотического воспитания в своих трудах раскрывали классики педагогики Я. А. Каменский, А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский, Е. И. Водовозова, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, «складывается» человек.

Многими психологами (А. Г. Ковалёвым, А. А. Люблинской, Т. А. Репиной, П.М. Якобсоном и др.) отмечалось, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоциях, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь». Чувства, пережитые в детстве, не исчезнут бесследно, останется, по выражению В.А. Сухомлинского «память сердца». Вот почему так важно, чтобы всё, что воспринимает ребёнок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик.

Одним из основных принципов дошкольного образования, которые лежат в основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Патриотическое воспитание включает в себя много разделов: это воспитание любви к родителям, близким, к своей малой родине, детскому саду, городу, к Родине, своей Отчизне. И наконец, патриотическое воспитание было бы неполным, если не познакомить детей с героическими подвигами соотечественников в различных войнах, с великими полководцами, с событиями Великой Отечественной войны.

Для того, чтобы определить специфику процесса формирования у детей чувства уважения и гордости к героическим подвигам соотечественников, есть необходимость определиться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его рождение, источники (на основе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).

Современные дети знают о звёздных войнах, суперменах и космических рейнджерах из зарубежных мультфильмов и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьёзно, с позиций гуманистических ценностей.

Ребёнок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Погружение в тему Великой Отечественной войны в нашей группе началось опосредованно, для того чтобы вызвать интерес у детей: «А что это?». Для этого мы организовали выставку книг с иллюстрациями о событиях войны,

 параллельно обогащали понятийный словарь детей такими словами, как:

МИР – это счастье, веселье, покой, радость, созидание во всех сферах жизни человека и его души.

МИР – это великая ценность, которую необходимо оберегать и сохранять. МИР – это ЖИЗНЬ!

ВОЙНА– это тревога, страх, слёзы, горе, отчаяние, голод, смерть.
ВОЙНА– это страшная беда, которая несовместима с жизнью! ВОЙНА – это СМЕРТЬ!

Литературные произведения, которые можно почитать с детьми старшего дошкольного возраста:

Дмитрий Пентегов: «Паровоз «Овечка». Герой этой сказки – небольшой паровоз из серии “Ов”, который железнодорожники ласково называли “Овечка”. Когда-то он ездил от Москвы до самого Тихого океана. Потом его сменили мощные паровозы других серий, но “Овечек” все уважали за то, что они прочные и надёжные. А в годы Великой Отечественной войны началась новая жизнь этого паровоза: он стал зенитным бронепоездом и отгонял от наших эшелонов вражеские самолёты, вписав свою страницу в историю Великой Победы.

«Сказка о Военной тайне, о Мальчише – Кибальчише и его твердом слове» А.Гайдара. После ухода старших на войну со внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами» Мальчиш-Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек — «мальчишей». Им было нужно «только ночь простоять да день продержаться».

Солдатская сказка К. Паустовского «Похождение жука – носорога». Когда Петр Терентьев уходил из деревни на войну, маленький сын его Степа не знал, что подарить отцу на прощание, и подарил наконец старого жука-носорога. Жук прошел вместе с отцом всю войну и вернулся в родные края. Удивительная история дружбы человека и жука!

Еще один рассказ К. Паустовского – «Волшебное колечко» – о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.

Также сборники:

В книгу Нисона Ходзы «Дорога жизни» вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В. Бескаравайного.

Рассказы Юрия Яковлева патриотического содержания: «Как Сережа на войну ходил», «Семеро солдатиков», «Кепка – невидимка», «Иван – виллис», «Подкидыш», «Пусть стоит старый солдат» и другие.

Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге не кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.

Повесть-сказка «Крайний случай» замечательного детского писателя Ильи Туричина (1921-2001) адресована маленьким читателям. Малыши с интересом прочитают историю о подвигах русского богатыря, солдата Ивана, который мужественно сражался против фашистов, дошел до Берлина и спас от смерти маленькую немецкую девочку. Всю войну он берег краюшку хлеба, испеченного матерью. А самого Ивана хранила от вражеских пуль чудотворная икона Пресвятой Богородицы.

Семенцова Валентина Николаевна – автор книги «Лист фикуса. Рассказы о войне» – принадлежит к тому, уже не многочисленному поколению людей, которых называют “Детьми блокады”. В своих рассказах от лица пятилетней героини автор обращается к сверстникам, живущим в XXI веке и повествует о военном детстве, о жизни маленькой девочки и ее мамы в блокадном Ленинграде.

Повесть «Вот как это было» посвящена очень важному в жизни нашей страны периоду. Здесь рассказывается о Ленинграде предвоенного времени, о Великой Отечественной войне, о ленинградской блокаде, о том, как мы победили. Повесть написана от имени маленького героя Мишки. Автор показал войну, блокаду в детском восприятии – в произведении нет ни одного слова, которое выходило бы за границы Мишкиного понимания. Однако, при всей непритязательности повествования, в кульминационных главах повести чувствуется подлинный драматизм.

«Кукла» – это история о маленькой девочке, которая была эвакуирована из блокадного Ленинграда, и о кукле Маше, оставшейся ждать хозяйку в осажденном городе. Это история о возвращении домой, о людях – хороших и не очень, о надежде, мужестве и великодушии.

В качестве дополнительного средства ознакомления с событиями Великой Отечественной войны мы выбрали советскую мультипликацию. Выбрав мультипликацию, мы хотели проверить насколько это средство является эффективным при ознакомлении с событиями Великой Отечественной войны. Мультипликация является видом искусства, который доступен детскому восприятию. Яркость, эмоциональность образов, создаваемых мультипликацией, делают этот вид искусства очень привлекательным для детей.

Для того чтобы использование мультипликации было положительным и адекватным возрасту развития детей нашей группы мы учитывали следующие принципы:

  • связь с жизнью;
  • комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса;
  • грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей;
  • принцип гуманизма;
  • принципы доступности, наглядности, учета возрастных и интеллектуальных возможностей детей;
  • принцип индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста.

Главная педагогическая ценность советской мультипликации заключается, прежде всего, в универсальности языка. Дети могут часами смотреть мультфильмы, потому что такую информацию они легко усваивают. Мультипликационный фильм для дошкольника – это погружение в другой мир. Эти преимущества мультипликации мы использовали при ознакомлении детей нашей группы с событиями Великой Отечественной войны.

Используя для ознакомления с событиями Великой Отечественной войны данный информационный ресурс, мы понимали, что мультипликация – это объединение сразу нескольких видов искусства. Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями.

Выбирая мультипликационный фильм, мы учитывали следующие принципы:

  • соответствие теме занятия, её большее раскрытие;
  • духовно-нравственное начало мультипликационного фильма;
  • необычное художественное решение;
  • качественный музыкальный ряд.

Мы выбрали отечественные мультфильмы, потому что герои говорят на хорошем, красивом языке, у каждого свой неповторимый голос, эмоции, звучит настоящая авторская музыка.

Персонажи прозрачно делятся на положительных и отрицательных. Ребёнок способен определить, кто делает правильно, а кто – нет, и какие последствия могут быть у таких поступков. Мультфильмы о событиях Великой Отечественной войны содержат педагогический аспект, соответствующий задачам нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания, а значит, могут быть эффективно использованы в педагогическом процессе.

Мультфильмы были подобраны производства киностудии «Союзмультфильм», творческого объединения «Экран» 1940-1980 годов выпуска о событиях Великой Отечественной войны»:

  • «Василёк»;
  • «Солдатская сказка»;
  • «Партизанская снегурочка»;
  • «Воспоминание»;
  • «Легенда о старом маяке»;
  • «Скрипка пионера»;
  • «Сильные духом крепче стены».

Для того, чтобы наши дети с диагнозом общее недоразвитие речи поняли содержание мультфильма, мы проводили предварительную работу по обогащению пассивного словаря такими словами, как партизан, фашисты, свастика, звезда, пионер, морской десант, дзот, ефрейтор, контузия, окоп, бомбёжка и т.д., объясняли их значение. Пополняли активный словарь прилагательными, глаголами.

Хочу отметить ещё следующее, в разговоре с детьми о событиях Великой Отечественной войны мы старались не употреблять слов «Германия», «немцы», а больше говорили «фашизм», «фашисты», чтобы случайно не заронить зерно неприязни к немцам, как нации и Германии, как стране.

После просмотра словарь из пассивного переводился в активный словарь. Этому способствовали упражнения на развитие лексико-грамматических категорий.

Занятия организовали в комфортной обстановке. Для лучшего восприятия новой информации и для эмоционального воздействия мы создали форму круга, что придало детям ощущение целостности.

После просмотра мультфильмов с детьми проводили беседу об увиденном.

«Партизанская снегурочка»

Вопросы:

  • С кем жила девочка?
  • Где были её родители?
  • Что произошло с ней по дороге к партизанам?
  • Как вы думаете, страшно ли было девочке?
  • Каким человеком вам показалась девочка? Какими словами можно сказать о ней?

«Легенда о старом маяке»

Вопросы:

  • Что такое маяк? Для чего он нужен?
  • Кто рассказывает эту историю? О ком этот рассказ?
  • Что однажды увидели мальчик и девочка?
  • Какую клятву дали дети, узнав о важном задании моряка?
  • Что им пришлось испытать по дороге к маяку?
  • Какой поступок совершили дети?
  • Как вы думаете, что означает фраза «совершить подвиг»?

«Василёк»

Вопросы:

  • О чём мечтал Василёк?
  • Что случилось с его дедом? Как звали его деда?
  • Куда однажды решил идти Василёк?
  •  
  • У кого он спрашивал про деда по дороге?
  • Что увидел Василёк на краю света?
  • В честь кого был назвал корабль? Как вы думаете, почему корабль назвали «Василий Петров»?

«Солдатская сказка»

Вопросы:

  • Что подарил Стёпа отцу на прощанье, когда тот уходил на войну?
  • Как вы думаете, важен ли был этот подарок для отца?
  • Как помогал жук-носорог Петру на фронте?
  • Как вы думаете, эта история дружбы человека и жука сказка или рассказ? Почему?

«Скрипка пионера»

Вопросы:

  • Что делал фашист на танке?
  • Какая была у него цель?
  • Подчинился ли мальчик требованиям фашиста? Почему он не хотел играть мелодию врага?
  • Как вы думаете, был ли этот мальчик героем?

Все просмотренные мультфильмы переживались нашими детьми. Дети очень активно сопереживали героям: кто-то выкрикивал, пытаясь предупредить героя об опасности, кто-то закрывал руками глаза, некоторые дети сидели, боясь пошелохнуться, чтобы не нарушить созданное внутри себя единение с происходящими событиями.

Для того, чтобы не было у детей эмоционального перенапряжения, в конце каждого занятия мы проводили упражнения на релаксацию, такие как:

«Растёт цветок»

В солнечный день садовник посадил в землю семечко (дети присаживаются, сжимаясь в комочек, обхватив колени руками, опустив голову). Поливал, поливал его садовник (педагог изображает действия садовника). И семечко стало расти, у него появились маленькие росточки (распрямляется туловище, руки поочерёдно выбрасываются вверх). Росло, росло, радовалось тёплому солнышку (улыбка, удовольствие на лице «садовника» и «цветов») и, наконец, выросло в прекрасный цветок (встать и изобразить руками цветок, приставив ладошки к голове. А «садовник» любуется делом своих рук) Вот такой красивый и счастливый (удовольствие и радость на лице). Дули ветры, цветок качался, шевелил листочками, хмурился, но стоял (дети качаются, нахмурив брови, напряжены.) Наступила пасмурная, дождливая осень. Цветок лёг на землю. (Дети ложатся на ковёр рядом педагогом и поглаживают «цветочки»). Но он не погиб, у него появились новые семена (улыбка, и весной они снова взойдут и вырастут, превратившись в прекрасный цветок. (Дети встают и изображают цветок. А «садовник» -педагог любуется своим детищем. Улыбка и удовольствие на лице).

«Передай»

Педагог: «Посмотрите, какой чудесный у меня мячик. Он не простой, а волшебный, с улыбкой. Когда вы передаёте его кому-либо, с ним передаётся ваша доброта, ваше тепло и радость. Приятно получить такой мячик! Сейчас мы будем передавать его по кругу».

«Воздушный шар»

Встать, закрыть глаза, руки поднять вверх, набрать воздух. Представьте, что вы – большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д.

«Сосулька»

Встать, закрыть глаза, руки поднять вверх. Представить, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслаблять постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

«Тишина»

«Тише, тише, тишина!

Разговаривать нельзя!

Мы устали – надо спать –

Ляжем тихо на кровать,

И тихонько будем спать.

Возникшее у детей в результате просмотра мультфильмов о войне «эмоциональное поле» явилось исключительно благоприятным для педагогического воздействия на духовный мир ребенка, на его понимание и ощущение художественного языка, восприятие образов фильма.

Для закрепления знаний, а также для определения насколько детям понятен и доступен наш метод ознакомления с событиями Великой Отечественной войны, мы предложили детям составить рассказы и организовать выставку рисунков на тему «Что я знаю о войне». Анализируя рисунки, мы увидели, что дети в основном использовали цветные карандаши ярких тонов. В рисунках очень мало чёрного, коричневого, фиолетового цветов. Это говорит о том, что своими рассказами о войне мы не напугали детей.

Дети рассказали о том, что изображено, в своей речи использовали слова, над которыми проводилась словарная работа. Это говорит о том, что у детей формируются представления о событиях Великой Отечественной войны.

Дети с переживанием, жалостью, а иногда и с восхищением озвучивали то, что изображено, а это уже эмоциональный отклик, который показывает о зарождении начал патриотизма и чувства гражданственности.

Мультипликационные фильмы дали детям нашей группы представление о событиях Великой Отечественной войны, что доказывает эффективность этого приёма. Однако, что более ценно, мультфильмы помогли в формировании патриотических чувств и послужили средством духовного развития личности дошкольника.

Литература

  1. Аромаштам М. Дети смотрят мультфильмы: психолого-педагогические заметки. Практика «производства мультфильмов в детском саду. / М. Аромаштам. –М.: Чистые пруды. – 2006. – 32 с.
  2. Гришеева Н.П. Социально-психологические аспекты влияния телевидения на дошкольника. // Нач. шк. Плюс до и после. – 2001. – №8. – С.75.
  3. Гундарева И.О последствиях восприятия телевизионной информации. // Восп. шк. – 2005. – №9. – С.45-54.
  4. Дунюшкина Д. А. Влияние современных мультфильмов на психику детей / Д. А. Дунюшкина // Здоровье и экологи. – 2007. № 4. – С 23-27.
  5. Евстигнеева Л.Г./ Современные мультфильмы и дети / Л. Г. Евстигнеева // "Сибирёнок" – 2006. № 10. – С 12-14
  6. Заянкаускас О.И. Психическое влияние мультфильмов на развитие личности / О. И. Заянкаускас, – М.: Педагогика, 2008, 214 с.
  7. Козачок О. В. / Мультфильм как фактор, формирующий личность ребёнка / О. В. Козачок // Вестник Волгоградского ГПУ. Серия «Культурология» 2008. № 2 (14). – С 34-38.
  8. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по воспитанию патриотических чувств у детей старшей группы. Празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне.

Я подобрала темы непосредственно-образовательной деятельности, бесед с детьми, экскурсий и целевых прогулок, произведений детских авторов о войне, тематику рисунков, работу с социальными партнерами ( ...

Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей Великой Отечественной Войны в условиях ДОУ».

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию ...

Опыт работы «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного в процессе знакомства с Великой Отечественной Войной»

Цель опыта: формирование представлений о Великой Отечественной войне на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у дошкольников уважения к военной...

Тема недели: «День победы». Цель: обогащение знаний у детей старшего дошкольного возраста об общественном событии – Великой Отечественной войне.

Рекомендации родителям по реализации непрерывной образовательной  деятельности с дошкольниками в условиях профилактики и предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в МАДОУ...