«Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».
статья на тему

Калинина Евгения Николаевна

«Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №39 Красносельского района Санкт-Петербурга

 «Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности».

Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду. Самостоятельная деятельность детей протекает преимущественно в утренний отрезок времени и во второй половине дня.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
- развивать активный интерес детей к окружающему миру, стремление к получению новых знаний и умений;
- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.
-  Все зоны развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе: Удовлетворять потребность малыша в движении; Формировать положительный эмоциональный настрой; Побуждать детей к  активной речи.
Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Предлагаем вашему вниманию наш вариант развивающей среды.
-Зона двигательной активности

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, обручи, мячи для метания, атрибуты для проведения подвижных игр. А также имеются пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики и гимнастики пробуждения флажки, погремушки. В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины самосвалы, грузовики. В них дети легко могут катать кукол, перевозить детали конструктора; легковые автомобили, каталки, коляски.
Здесь же находится игровой строительный материал разного размера основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
- Игровая зона сюжетно-ролевой игры «Дом-Семья», «Больница», «Парикмахерская». Основной вид деятельности наших малышей игровой. В этой зоне собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта.
- Игры-нод по сенсорике в зоне сюжетно-ролевой игры «Дом-Семья» проводятся с наборами посуды основных цветов, прихваток и фартуков, постельного белья для кукол и т.д. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь.
-Мы стараемся знакомить малышей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть фланеллеграф, настольный театр. Встреча куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Во время игры в театральной зоне дети учатся понимать обращенную к ним речь, составляют предложения, общаются со сверстниками, осваивают культуру общения.
- Эти игры мы сочетаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, где малыши учатся воспроизводить звуковые образы, осваивают правильное речевое дыхание, воспроизводят ритмы стихотворения. Широко используя литературу и иллюстрированный материал, легко сделать эти игры веселыми и живыми.
- Уголок ИЗО Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть наборы карандашей, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти.
- Книжный уголок. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе. В книжном уголке группы много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира.

- Зона развивающих игр направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры. Игрушки постоянно меняются и дополняются через определенное время. Можно с уверенностью сказать: у детей в таких условиях не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.
-Помещение для переодевания. Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь оформлен уголок для родителей, уголок выставка детских работ по изо и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для удовлетворения детской инициативы и самостоятельности.

Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Детская инициатива проявляется в свободн...

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

В Конституции Российской Федерации, в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в си...

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Росс...

Создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности

Поддержка детей дошкольного возраста в различных видах деятельности основной принцип дошкольного образования. Поддержка инициативы также является условием, необходимым для создания социальной ситуации...

Консультация для воспитателей «Создание условий для развития детской инициативы и самостоятельности»

повышение          педагогической   компетенции       по     вопросу     ра...