Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
консультация на тему

Калинберг Светлана Николаевна

 Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются  необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.  Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_i_roditeley.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт – Петербурга

Консультация для воспитателей

Тема: « Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников.»

Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни»

Санкт – Петербург

2018

 Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.

Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются  необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает все предъявляемые к нему требования.  Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическим упражнениями.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Вместе с тем по прежнему «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирование тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических  качеств ( усидчивости, умения напрягаться  без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), от есть тех показателей которые тесно связаны с самовоспитание.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-тельную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних ( природных и социальных) и внутренних ( наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1.Соматическое  здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2.Физическое развитие – уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое развитие – состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе..

От чего же зависит здоровье ребенка?

Здоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от  самого человека, от того, образа жизни, который он ведет.

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

По современным представлениям  в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

 - оптимальный двигательный режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции.

Купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить  усилия всех взрослых, окружающих его ( родителей, воспитателей, врачей, учителей и до.) с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни.

Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются  единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, развития двигательных навыков. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурные досуги и праздники, походы.

Для совместной деятельности педагогов детского сада  и родителей воспитанников предлагаются следующие направления.

1 направление. «Я познаю себя»

Обучающий компонент. Формирование представлений у детей о  себе и других детях..

Формирование представлений о половых различиях. Части тела: о правилах гигиены тела.

Воспитывающий компонент . Бережное отношение к своему здоровью. Воспитывать желание быть здоровым.

2 направление. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

Обучающий компонент. Значение закаливания на состояние организма человека; о значении физической нагрузки на развитие детского организма.

Воспитывающий компонент. Положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.

3 направление. «Азбука движений».

Обучающий компонент. О двигательных умениях человека; о значении двигательной активности в жизни людей; о приемах самомассажа.

Воспитывающий компонент. Воспитывать интерес к движению, к совместным подвижным играм детей с родителями.

4 направление. «Школа моего питания».

Обучающий компонент. О режиме питания; о полезной и вредной пище; о витаминах.

Воспитывающий компонент. Воспитывать положительное отношение к овощам и фруктам, блюдам из них приготовленных.

Учитывая активно развивающиеся потребности в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, для работы со старшими детьми по формированию здорового образа жизни совместно с семьей.

1 направление «Самопознание».

 Обучающий компонент. Строение организма человека. О симптомах заболевания. О критериях здоровья.

Воспитывающий компонент. Воспитывать желание быть здоровым.

2 направление. «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний.»

Обучающий компонент. О функции кожи. Строение зубов. Микробы.

Взаимодействие человека с микробами.

Воспитывающий компонент. Воспитывать устойчивые культурно-гигиенические привычки.

3 направление. «Питание и здоровье.»

Обучающий компонент. О полезных и вредных для здоровья продуктах. О содержании витаминов в продуктах. Использование фруктов, овощей в приготовлении пищи.

Воспитывающий компонент. Традиции в семье, в организации семейного стола.

4 направление. «Основы личной безопасности и профилактики травматизма».

Обучающий компонент. Правила безопасного поведения в быту, на улице.

Воспитывающий компонент. Сознательное отношение у дошкольников по безопасности жизнедеятельности.

5 направление. «Культура потребления медицинских услуг».

Обучающий компонент. Обращение с лекарственными препаратами. Знание о пользе и вреде медикаментов.

Воспитывающий компонент. Устойчивые знания по применению лекарства только по назначению  врача, родителей и в присутствии родителей..

Формы и методы работы с семьей:

Интерактивная

 

* анкетирование;

      * интервьюирование;

      * дискуссия;

      * круглые столы;

      * консультации специалистов

Традиционная

* родительские собрания «Мы за здоровый образ жизни», «День открытых дверей».

* семейные спортивные соревнования;

* акция «Здоровый образ жизни»;

* вечера развлечений «В гостях у доктора Айболита».

Просветительная

* использование СМИ для освещения деятельности ДОУ по формированию ЗОЖ  

    у детей;

      * организация клуба «Здоровая семья»;

       * выпуск бюллетеней, информационных листков;

       * стенд «Здоровье с детства»;

       * уголок в группах.

Одной из главных задач дошкольного учреждения  является усиление связи между повседневной воспитательно-образовательной работы с детьми и процессом воспитания ребенка в семье.

Разумные поручения, задания, которые дошкольники должны выполнять дома  ( но не повторять, не копировать, что делалось в группе), направлены на повышение самостоятельности, творческой активности детей и активизацию взрослых членов семьи.

Неповторимая  эмоциональная атмосфера семейных отношений, постоянство и длительность общения детей и взрослых в самых разных жизненных ситуациях, все это оказывает сильнейшее воздействие на впечатлительного, склонного к подражанию дошкольника.

Очень важными для формирования личности ребенка являются общественные убеждения взрослых членов семьи, отношения дружбы и взаимоуважения  между ними, умение родителей организовывать содержательную жизнь и деятельность детей. На этой основе создается педагогически ценное общение взрослых и детей.

Задачи и общая стратегия по созданию здоровьесберегающей среды в детском саду и дома.

  В семье

  В ДОУ

1.По мере материальной  возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей.

1.В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2.Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр ( учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.

2.Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3.Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.

3.Пропогандировать опыт по воспитанию полезных привычек – как основу становления характера ребенка.

4.Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.

4.Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях \к взаимообучению сверстников.

5.Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 *22

градуса С.

6.Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к освещению.

6.Соблюдение требований СанПин по организации жизни детей в ДОУ.

7.Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8.Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9.Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:

- домашними условиями

- условиями образовательного учреждения.

10.Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

10.Пропагандировать среди родителей детскую литературу, являющуюся педагогически ценной.

11.личный пример взрослых, родителей и педагогов – мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и.т.д.

12.По мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.

12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

Одним из основных  приоритетов для работы ДОУ являются сохранение и укрепление здоровья детей и формирование у детей навыков здорового образа жизни, в формировании которых важная роль отводится работе с родителями, взаимодействие с которыми строится в форме сотрудничества.

 

                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование здорового образа жизни дошкольников, в ходе реализации проекта "К здоровой семье, через детский сад""

В период дошкольного детства (от рождения до семи лет) у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития....

Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни, проводимая в ДОУ

Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни, проводимая в ДОУ...

Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.Анализируя состояние здоровья детей, мы...

Основные элементы формирования здорового образа жизни дошкольника.

Здоровье(в широком смысле) —  это состояние всех живых организмов, при котором они в целом и все их органы способны полностью выполнять свои функции.Здоровый образ жизни(ЗОЖ) — стиль ...

Обобщение опыта работы на РМО воспитателей средних групп Тема: «Формирование ценностей здоровья у дошкольников через разные формы работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни».

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента здоровья. Одной из главных задач ФOП ДO - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Поэтому организаци...