Проект педагогический краткосрочный на тему: Воздух-невидимка
проект (средняя группа) на тему

Актуальность проекта

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh_-_nevidimka.docx231.36 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад № 50 »комбинированного вида

Рузаевского муниципального района

ПРОЕКТ

 «Воздух - невидимка»

(средний дошкольный возраст)

C:\Users\admin\Desktop\фотогр-работа-мл-иср-гр\опыт-с-бумагой-цв-и-водойсм.JPG

Подготовила:

                                                                                                  Рябова.О.В.

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………

Стр № 3

Актуальность проекта……………………………………………..

Стр № 5

Результат проекта………………………………………………….

Стр № 6

План реализации проекта………………………………………….

Стр № 7

Приложение № 1 Пословицы, поговорки………………………...

Стр № 15

Приложение № 2 Беседа с детьми старшего дошкольного возраста. Тема «Что такое воздух?»………………………………

Стр № 18

НОД по экспериментированию «Воздух-невидимка»…………..

Стр № 20

НОД «Необычные свойства воздуха»……………………….

Стр № 24

Беседа -  инсценировка «Мы - ветры»……………………….

Стр № 29

Приложение № 3 Занимательные опыты с воздухом……....

Стр № 30

Приложение № 4 Дидактические игры……………………...

Стр № 35

Приложение № 5 Игры – развлечения……………………….

Стр № 41

Приложение № 6 Сотрудничество с родителями…………...

Стр № 44

Приложение № 7 Кроссворды………………………………..

Стр № 49

Приложение № 8 Анкета для родителей…………………….

Стр № 52

Рекомендуемая литература для чтения детям……………………

Стр № 53

Список литературы……………………………………………

Стр № 54

Пояснительная записка

База внедрения проекта: воспитанники средней группы, родители воспитанников МБДОУ – д/с № 50.

Тип проекта: познавательно - исследовательский

Сроки реализации проекта: краткосрочный

Образовательная область:  

  • «Социально - коммуникативное»
  • «Речевое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»
  • «Познавательное развитие»
  • «Физическое развитие».

Проблема: Отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха.

Цель проекта: Формировать у детей знания о свойствах воздуха: при нагревании расширяется, обладает силой, передает запахи, воздух есть везде, он прозрачный и т. д. на основе проводимых опытов и экспериментов.

Задачи.

Образовательные:

  • формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  • формирование знаний о значении воздуха в жизни человека;
  • показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

Развивающие:

  • развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем по теме «Воздух»;
  • развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы;
  • развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни;

Воспитательные:

  • привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  • воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  • воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.


Актуальность проекта

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.

Опыты, которые дети проводят в мини - лаборатории, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Результат проекта

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
  • совершенствование экологической среды группы;
  • формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов;
  • использование полученных знаний в дальнейшей деятельности;
  • формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.


План реализации проекта

Этапы
внедрения
проекта

виды
деятельности

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

Социум

I этап

подготовительный (первый день недели )

Информационный

Проведение педагогического часа - формулировка проблемы и цели проекта
Учет запросов родительской общественности группы
Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта
Подготовка буклетов о проекте
Информирование родителей о реализации данного проекта
Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о воздухе
.
Создание развивающей среды в группе, определение места
Разработка конспектов познавательно - экспериментальных мероприятий с воспитанниками
Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

  1. Поиск художественной литературы для чтения детям: Сказка "Южный ветерок".     С.Я. Маршак "Мяч", "Мыльные пузыри". А.С. Пушкин "Ветер по морю гуляет", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" (отрывок: Ветер, ветер, ты могуч...). В.М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Г.В. Сапгир "Ветер - ветерок". Детская энциклопедия здоровья. "Научные ответы на детские "почему?" Р. Ротенберг "Расти здоровым". Разучивание стихотворения "Каждый день я в шарик дую..." "Тополиные пушинки"

Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников.

Разработать технологическую карту сюжетно – ролевой игры по теме.

Разработать картотеку игр, опытов.

Оформление информационного стенда в группе по данной теме "Умная полочка".

Вхождение в проблему проекта (Модель
трех вопросов: Что знаем? Что хотим узнать?
Как узнать?)
(мозговая атака, обсуждение
возникших вопросов);

Обсуждение целей по данной теме;


Обсуждение стратегии информационно-практического метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы;

Рассматривание иллюстраций, наглядно - дидактических пособий;

Закрепление знаний  о воздухе и его свойствах.

Знакомство и закрепление пословиц, поговорок, загадок,  стихотворений      (См. приложение № 1)


Беседы, НОД: "Что такое воздух", "Значение воздуха для жизни и роста живых организмов", "Носы нужны не только для красы", "Какую пользу приносит ветер", "Где же пятый океан?", и др.

(см. приложение № 2)

Развлечение "Воздух - невидимка"

Сообщение на родительском собрании о предстоящем проекте.

С целью включения родителей в проект знакомство с буклетом, который дает возможность ознакомиться подробно о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность);

Обсуждение общих вопросов;

Анкетирование по данной теме  

Индивидуальные беседы "Про влажность воздуха и ОРВИ", "Игры детей на свежем воздухе"

Информация для родителей. Полезно узнать:  "Эксперименты для детей в домашних условиях"

(См. приложение № 4)


Информационное задание – подобрать материал к игре  "Что создано руками человека и что природой?"

Привлечение к подборке материала по данной теме.

Посещение с ребенком городской библиотеки для накопления и обмена информации о воздухе.

Экскурсия в библиотеку Главы города Екатеринбурга ""Воздух нужен всем".                      (ул. Косарева, 7)

Экскурсия в подготовительную группу "Капитошки" "Удивительное рядом"

Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?". Запускание воздушного змея.

 

Подготовка к развлечению: костюмы, атрибуты, плакаты, эмблемы, медали, поощрительные призы.

II этап практический (второй день недели)

познавательно - игровой

Организация познавательной деятельности детей.
Провести серию познавательных бесед.

Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровьесберегающих технологий.
Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта.
Направление и контроль за осуществлением проекта.
Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр, с правилами при проведении опытов, с правилами безопасности  по данной теме.
Познакомить детей с подвижными играми, эстафетами. На прогулке: спортивные и командные игры

Организовать экскурсию в библиотеку Главы города Екатеринбурга "Воздух нужен всем".  (ул. Косарева, 7)    

Экскурсия в парк "Где можно найти воздух?"

Познавательно - тематические мероприятия.
Настольно - дидактические игры:
"Куда дует ветер?", "Узнай по запаху", "Хорошо - плохо", "Собери картинку", "Найди пару, "Найди ошибки художника",
Сюжетно - ролевые игры: "Путешествие", "Семья",   "Мы - исследователи", "Магазин". Подвижные игры, эстафеты:  "Северный и южный ветер", К своему флажку беги", "Сиамские близнецы", "Догонялки","Чье звено скорее соберется?", и др. Словесные игры: " Живое - не живое", "Да - нет"",    "Назови " и др. Игровые упражнения: "Сдуй перышко". "Надуваем шарик" и др. (См. приложение № 5)
Экскурсия в библиотеку
 обзор познавательной литературы по теме, Просмотр презентации  "Воздух - невидимка". Экскурсии: в парк "Где можно найти воздух?" (с запусканием воздушного змея.); в подготовительную группу "Удивительное рядом". Чтение: Сказка "Южный ветерок" В.М. Гаршин. Сказка "Лягушка - путешественница". В. Катаев "Цветик - семицветик". Г. Юдин "Главное чудо света". Разучить стихотворения "Каждый день я в шарик дую...", "Тополиные пушинки". Разучить загадки, пословицы,  считалки. Развлечение "Воздух - невидимка"

Наглядная агитация в группе и родительском уголке по теме: "Воздух - невидимка"

Выучить поговорки, пословицы, загадки, стихи, считалки.

Изготовление атрибутов к развлечению, сюжетно-ролевым и подвижным играм.

Изготовление костюмов, атрибутов к развлечению.

 

Экскурсия в библиотеку Главы города Екатеринбурга "Воздух нужен всем".                      (ул. Косарева, 7)

Выставка в библиотеке творческих работ на тему "Воздух вокруг нас"

         

II этап практический (третий день недели)

Творческий

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности


Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности


Сбор творческой информации через информационную сеть – интернет


Оформление в группе: уголка экспериментирования для проведения опытов;  мини - музея "Мир Воздуха".

Совместная деятельность детей с педагогом 
Художественно – эстетическое развитие
Рисование.  "Волшебный лес" (нетрадиционный метод - раздувание пятна).  "Берегите воздух", "Северный ветер".

Аппликация   "По морям, по волнам...",  Коллаж "Волшебный сад".

Лепка из пластилина и соленого теста.  "Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.."
Из строительного конструктора или мозаики (бросового материала) строим магазин, "Ветряную мельницу"

(см. приложение №8)

Изготовление дидактических игр: "Найди пару", "Собери картинку", "Какой ветер?       "С горы с ветерком", "Салон природы".              Пособие - карточки "Как человек использует силу ветра?"

Совместная деятельность дома

1.Совместно с ребенком создать альбом "Воздух вокруг нас"  

             

2. Совместное творчество "Поделки в музей"

3. Спроектировать кроссворды

(см. приложение № 7)

4. Совместно изготовить памятки, брошюрки

Открытый просмотр творческого мероприятия.

Презентация       "Воздух - невидимка". (Яндолина Е. В.)

Экспериментально - исследовательский

Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов.
Проведение инструктажа с детьми по охране жизни и здоровья ребенка.

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1, №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим.

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

Опыт №4. Воздух может перемещаться.

Опыт №5. Из закрытого пространства воздух не перемещается.

Опыт №6. Воздух всегда в движении.

Опыт №7. Воздух содержится в различных предметах.

Опыт №8. Воздух имеет объем.

Опыт №9. Воздух имеет вес, который зависит от его объема

Опыт №10. Объем воздуха зависит от температуры.

Опыт №11. Воздух помогает рыбам плавать.

Опыт №12. В пустой бутылке есть воздух.

Опыт №13. Плавающий апельсин.

(см. приложение №4)

Совместно с ребенком составить странички альбома «Воздух - невидимка»

Совместный опыт дома

Индивидуальные беседы:

"Зачем детям опыты, эксперименты?", «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?»                                     (см. приложение №6)

Изготовление костюмов, масок, атрибутов для развлечения

III этап Завершающий (четвертый день недели)

Контрольно - оценочный

Экскурсия для педагогов нашего детского сада:
"Предметно - развивающая среда в группе". Семинар - практикум "Как знакомить детей с явлениями неживой природы" (на примере воздуха)

Консультация «Как создать музей воздуха»


Организация развлечения "Воздух - невидимка".
Изучение мнения родителей о пользе проекта в группе.
Анализ инновационного проекта в детском саду и ее результативности.
Выработка планов на будущее

Картотека «Опыты и эксперименты. Воздух»

Развлечение " Воздух - невидимка"

с участием подготовительной группы "Капитошки"

(см. фото-приложение)

Пожелание родителей о проекте с
занесением в журнал отзывов и
пожеланий группы

Подведение итогов

Участие родителей и детей в развлечении

Участие детей подготовительной группы

Исполнительский (результативность)

Экскурсия и презентация проекта для педагогической и родительской общественности микрорайона.

С помощью родителей организована фотовыставка по данной теме.

Картинная галерея на тему:                                 "Воздух нужен всем"

Музей "Мир воздуха"

Презентация проекта на
родительском собрании "Воздух - невидимка"

Презентация проекта для родительской общественности микрорайона

Приложение № 1

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о воздухе

• В запас воздухом не надышишься.

• Нам победа, как воздух, нужна.

• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.

• Воздуха словами не наполнишь.

• Люди работали, а он воздухом торговал.

• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.

• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.

• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.

• Гонять деньги по воздуху.

• Воздух – символ свободы.

• Свежая струя воздуха.

• Воздух словами не наполнить.

• Идея повисла в воздухе.

• Взлететь на воздух.

• Сделан из воздуха (практически из ничего) .

• Строить воздушные замки.

• Воздушный поцелуй.

• Воздух! (команда тревоги) .

• Держаться за воздух.

Загадки о воздухе

• Чего в комнате не видишь? (Воздух)

• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)

• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)

•Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух)

• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)

• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)

• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)

• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)

Стихи о воздухе

«Пахнет в воздухе дождем»

Пахнет в воздухе дождем!

Как хочу я босиком

Пробежаться по траве,

Улыбаясь детворе.

Ветерок меня подхватит,

Развевая мое платье.

Полечу я в небеса,

Вновь поверив в чудеса.

Сверху мир, как на ладошке!

Я в небесное окошко

Выгляну и улыбнусь,

И по радуге спущусь!

Воздух нежится грозой…

Воздух нежится грозой,

В облаках - дождинки,

Небо брызнуло слезой -

Слезками, слезинкой.

Славный праздничный салют

Молнии и грома!

Пусть потоки переждут,

Дав дойти до дома.

Мчится ветер-ураган,

Зонтики срывает.

Дождь в награду Богом дан -

Даже дети знают.

ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА

На рынке,

Где всегда народ,

Стоит торговец ловкий.

Он

Людям

Воздух

Продаёт

В красивой упаковке.

И видно,

До того хорош

Его цветной товар! -

Я сам

Последний

Отдал

Грош,

Купил

Воздушный шар.

Три клада у природы есть:

Вода, земля и воздух – три ее основы.

Какая бы не грянула беда – целы они –

Все возродится снова.

                                                С. Викулов

Задохнулся я от газа,

Зачесалися глаза –

Это три машины сразу

Отпустили тормоза.

Над дорогой сизый дым,

Как вам дышится под ним?

Дым клубится над трубою.

Бедный шарик, что с тобою?

Ты от дыма почернел,

Я же – просто заболел:

Стал и кашлять, и чихать, и опять глаза чесать.

                                                    Н. В. Старшова

Воздушный кинозал

Просмотр мультфильма "Смешарики. Воздух для вдохновления"

Что нужно Барашу для вдохновения? Может глоток свежего воздуха? Так Крош и Ёжик ему помогут.

Просмотр мультфильма "Фиксики. Воздушный шар".

Просмотр электронной презентаций «Свойства воздуха»

Приложение № 2

                                                                                           

Занимательные опыты с воздухом

Опыт №1. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 

      Цель:   Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Пустая стеклянная банка 1,0 литр.

2.     Бумажные салфетки – 2 штуки.

3.     Маленький кусочек пластилина.

4.     Кастрюля с водой.

      Опыт:  Попробуем опустить в кастрюлю с водой бумажную салфетку. Конечно, она намокла. А теперь при помощи пластилина закрепим точно такую же салфетку внутри банки на дне. Перевернем банку отверстием вниз и аккуратно опустим в кастрюлю с водой на самое дно. Вода полностью закрыла банку. Аккуратно вынимаем ее из воды. Почему же салфетка осталась сухой? Потому что в ней воздух, он не пускает воду. Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем банку на дно кастрюли и медленно наклоняем ее. Воздух вылетает из банки пузырем.

      Вывод:   Банка только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. Воздух невидимый.

 

Опыт №2. Способ обнаружения воздуха, воздух невидим

 

      Цель: Доказать, что мешочек не пустой, в нем находится невидимый воздух.

      Оборудование:

1.     Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок.

2.     Мелкие игрушки.

      Опыт: Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.

      Вывод:   Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.

 

Опыт №3. Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем.

 

      Цель: Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

      Опыт: Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и поднесем свободной стороной поближе к носикам. Начинаем вдыхать и выдыхать. Полоска двигается. Почему? Мы вдыхаем и выдыхаем воздух, который двигает бумажную полоску? Давайте проверим, попробуем увидеть этот воздух. Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. Воздух содержит много веществ, полезных для сердца, головного мозга и других органов человека.

      Вывод:   Нас окружает невидимый воздух, мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух необходим для жизни человека и других живых существ. Мы не можем не дышать.

 

Опыт №4. Воздух может перемещаться

 

      Цель:  Доказать, что невидимый воздух может перемещаться.

      Оборудование:

1.     Прозрачная воронка (можно использовать пластиковую бутылку с отрезанным дном).

2.     Сдутый воздушный шарик.

3.     Кастрюля с водой, слегка подкрашенной гуашью.

      Опыт: Рассмотрим воронку. Мы уже знаем, что она только кажется пустой, на самом деле – в ней воздух. А можно ли его переместить? Как это сделать? Наденем на узкую часть воронки сдутый воздушный шарик и опустим воронку раструбом в воду. По мере опускания воронки в воду шарик раздувается. Почему? Мы видим, что вода заполняет воронку. Куда же делся воздух? Вода его вытеснила, воздух переместился в шарик. Завяжем шарик ниточкой, можем играть в него. В шарике – воздух, который мы переместили из воронки.

       Вывод:  Воздух может перемещаться.

 

 

Опыт №5. Воздух всегда в движении

 

      Цель: Доказать, что воздух всегда в движении.

      Оборудование:

1.     Полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Иллюстрации: ветряная мельница, парусник, ураган и т.д.

3.     Герметично закрытая банка со свежими апельсиновыми или лимонными корками (можно использовать флакон с духами).

      Опыт:  Аккуратно возьмем за краешек полоску бумаги  и подуем на нее. Она отклонилась. Почему? Мы выдыхаем воздух, он движется и двигает бумажную полоску. Подуем на ладошки. Можно дуть сильнее или слабее. Мы чувствуем сильное или слабое движение воздуха.  В природе такое ощутимое передвижение воздуха называется - ветер. Люди научились его использовать (показ иллюстраций), но иногда он бывает слишком сильным и приносит много бед (показ иллюстраций). Но ветер есть не всегда. Иногда бывает безветренная погода. Если мы ощущаем движение воздуха в помещении, это называется – сквозняк, и тогда мы знаем, что наверняка открыто окно или форточка. Сейчас в нашей группе окна закрыты, мы не ощущаем движения воздуха. Интересно, если нет ветра и нет сквозняка, то воздух неподвижен? Рассмотрим герметично закрытую банку. В ней апельсиновые корочки. Понюхаем банку. Мы не чувствуем запах, потому что банка закрыта и мы не можем вдохнуть воздух из нее (из закрытого пространства воздух не перемещается). А сможем ли мы вдохнуть запах, если банка будет открыта, но далеко от нас? Воспитатель уносит банку в сторону от детей (приблизительно на 5 метров) и открывает крышку. Запаха нет! Но через некоторое время все ощущают запах апельсинов. Почему? Воздух из банки переместился по комнате.

      Вывод:  Воздух всегда в движении, даже если мы не чувствуем ветер или сквозняк. 

 

Опыт №6. Воздух содержится в различных предметах

 

      Цель: Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах.

      Оборудование:

1.     Стаканы с водой в количестве, соответствующем числу детей.

2.     Коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей.

3.     Стеклянная кастрюля с водой.

4.     Губка, кусочки кирпича, комки сухой земли, сахар-рафинад.

      Опыт: Возьмем стакан с водой и выдохнем в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это выдыхаемый нами воздух. В воде мы видим воздух в виде пузырьков. Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах? Предлагаем детям рассмотреть губку. В ней есть отверстия. Можно догадаться, что в них воздух. Проверим это, опустив губку в воду и слегка надавив на нее. В воде появляются пузырьки. Это – воздух. Рассмотрим кирпич, землю, сахар. Есть ли в них воздух? Опускаем поочередно эти предметы в воду. Через некоторое время в воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

      Вывод:  Воздух находится не только в невидимом состоянии вокруг нас, но и в различных предметах.

 

Опыт №7. Воздух имеет объем

 

      Цель:  Доказать, что воздух имеет объем, который зависит от того пространства, в который он заключен.

      Оборудование:

1.         Две воронки разного размера, большая и маленькая (можно использовать пластиковые бутылки с отрезанным дном).

2.         Два одинаковых сдутых воздушных шарика.

3.         Кастрюля с водой.

      Опыт: Возьмем две воронки, большую и маленькую. На их узкие части наденем одинаковые сдутые воздушные шарики. Опустим воронки широкой частью в воду. Шарики надулись не одинаково. Почему? В одной воронке было больше воздуха – шарик получился большой, в другой воронке воздуха было меньше – шарик надулся маленький. В этом случае правильно говорить, что в большой воронке объем воздуха больше, чем в маленькой.

      Вывод:  Если рассматривать воздух не вокруг нас, а в каком-то определенном пространстве (воронка, банка, воздушный шарик и т.д.), то можно сказать, что воздух имеет объем. Можно сравнивать эти объемы по величине. 

Приложение № 4

Сотрудничество с родителями

Зачем детям заниматься опытами и экспериментами?

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей 3–7 лет и предполагает решение следующих задач: 

  • формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей; 
  • развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
  • расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; 
  • поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников.

        

Уважаемые папы и мамы!

Полезно узнать:

Как увлажнять воздух и одновременно проветрить помещение?

Вопрос. Как увлажнить воздух и одновременно проветрить помещение? Как только закрывается окно, температура становится 25-26 градусов. Открывая окно, увлажняем улицу.

Ответ. К сожалению, при низкой температуре воздуха на улице практически невозможно, проветривая помещение, оставить при этом воздух в комнате влажным. Поэтому в зимнее время добиваться снижения температуры в помещении следует, главным образом, воздействуя на источник тепла – батарею. Нужно закрутить краник, если таковой имеется, в крайнем случае – закрыть батарею плотным покрывалом, пенопластом или чем угодно, на что хватит вашей фантазии. Это позволит поддерживать в помещении оптимальную температуру, не открывая при этом постоянно окна.

Про влажность воздуха и ОРВИ.

Зимой в отопительный сезон уровень влажности в помещениях может быть 10-25%, а температура воздуха достигать 26-28 градусов. В таких условиях даже здоровому человеку дышать становиться трудно. Сухой воздух – это идеальная среда для развития вирусных инфекций в окружающем пространстве. Низкий уровень влажности в помещении приводит к пересыханию и растрескиванию слизистых оболочек и кожных покровов, тем самым «открывая врата» инфекциям. В условиях излишней сухости увеличивается восприимчивость детского организма к различным респираторным и хроническим заболеваниям, ослабевает местный иммунитет, в итоге дети часто болеют и плохо адаптируются к детскому саду

Сухой воздух - вот главная причина всех ОРВИ, аденоидов, отитов, бронхитов, гайморитов, крупов, хронических тонзиллитов и других болезней дыхательных путей. Также сухой воздух повышает чувствительность слизистых оболочек к пыли и другим аллергенам, отсюда возникает риск развития аллергических болезней – от ринита до астмы.

Различные медикаменты: антибиотики, отхаркивающие средства, капли в нос и т.д. – это лишь бесконечная борьба со следствием. Пока наши дети дышат сухим воздухом, наполненным бактериями и вирусами, они будут болеть. А мы будем их снова и снова лечить, давая им горсти таблеток. Это факт нашей действительности.

Про обеззараживание воздуха.

Проветривание помещения, влажная уборка, УФ облучение – действенные меры по очистке помещения от патогенных микроорганизмов в отсутствии детей. Что же происходит, когда детки возвращаются с прогулки?  Сколько времени потребуется, чтобы воздух в замкнутом помещении, тем более сухой, наполнился новыми бактериями и вирусами? Пара чихов - и снова пошел процесс обмена заразой.

Итак! Влажность воздуха в норме, значит слизистые оболочки ребенка увлажнены, местный иммунитет работает.  Шансы не заболеть уже значительно выросли! Но! Кто-то из родителей привел в сад недолеченных детей, а вместе с ними новые вирусы. Открыть окна, постоянно проветривать помещение в присутствии детей, тем более, зимой, не возможно. Речи о кварцевании и различных видах ультрафиолетового облучения в присутствии детишек, вообще и быть не может. Как еще можно остановить развитие болезнетворных микроорганизмов в воздухе и снизить риск передачи инфекции от одного ребенка к другому? На сегодняшний день, если говорить только о безопасных для детей способах  очищения воздуха от болезнетворных микроорганизмов, разрабатываются и существуют новые подходы к этой проблеме. Современная технология насыщения распыляемой в воздух воды ионами серебра позволяет решать сразу две важнейшие задачи: увлажнять воздух и очищать его от болезнетворных микроорганизмов на молекулярном уровне. Ионное серебро - природный антибиотик, и в определенной концентрации абсолютно безопасный и нетоксичный, уничтожающий более 700 видов болезнетворных бактерий и вирусов, воздействующий на патогенные микроорганизмы, которые в результате не приобретают к нему устойчивости, а также в отличие от фармацевтических антибиотиков, не разрушающий клетки тканей, продуцирующих полезные ферменты.

 

                                                             Приложение № 5

Анкета для родителей

1.    Что такое экология?

2.    Вы считаете домом только то место, где вы непосредственно живете с семьей?

3.    Что, по вашему мнению «Общий дом» для всех людей?

4.    Вы часто гуляете с ребенком? Где?

5.    Как ваш ребенок относится к объектам природы?

6.    Какую погоду вы любите, почему?

7.    Зачем ваш ребенок любит наблюдать? Как долго это происходит?

8.    Рассказываете ли вы ребенку о явлениях природы?

9.    Ваша беседа проходит в форме диалога, или монолога с вашей стороны?

10.Как ребенок выражает свои эмоции если видит  необычное  в природе (радуга, гроза, роса…)?

11.Показываете ли вы ребенку фокусы или занимательные опыты с воздухом, водой, снегом, льдом?

12.Как вы думаете, получит ли ваш ребенок  знания о природе в детском саду.

Список литературы

  1. Акимова Ю. А. Знакомим дошкольников с окружающим миром. – М. : Творческий Центр Сфера 2007.
  2. Бондаренко Т. М. Дидактические игры в детском саду. М., 1991.
  3. Бурыкина М. Ю. Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста. Брянск 1995г.
  4. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М., 2012.
  5. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. — М. : Просвещение, 1986.
  6. Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети, взрослые и мир вокруг. 1993год.
  7. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
  8. Гризик Т. И. "Познаю мир". "Особенности организации деятельности экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста" методическое пособие»
  9. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005.
  10.  Журнал дошкольное воспитание №3, 1999год. Стр. 23 -30.
  11.  Зубкова Н. М. "Воз и маленькая тележка чудес" Опыты и эксперименты для детей 3-7 лет
  12.  Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет  СПб: Речь, 2009.
  13.  Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Средниий дошкольный возраст. – М. : Пед. общество России, 2005
  14.  Мартынова Е. А. , Сучкова И. М. «Организвция опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  15.  Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» - М. : Педагогическое общество России, 2003.
  16.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л. Н. Прохоровой. – М. : АРКТИ, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»

Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»...

Познавательно - исследовательский проект по естественно — научному направлению для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Воздух- невидимка"

Проблема проекта: • Как можно увидеть воздух?Цель проекта: создать модель обобщающих знаний о воздухе и его свойствах, которая позволит осознать ребенком собственную социально-творческую деятельность ...

Проект для детей старшей группы «Воздух - невидимка»

Цель проекта: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и р...

Проект образовательной деятельности по экспериментированию в средней группе. Тема: "Воздух- невидимка".

Цель: формирование знаний детей о воздухе и его свойствах, через исследовательскую деятельность.Задачи:Образовательные: - познакомить детей со свойствами воздуха; - закрепить знания дет...

ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ВОЗДУХ - НЕВИДИМКА»

Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у детей познавательного интереса    к        природе,    развивают  наблюд...