КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
консультация (старшая группа) на тему

Карасева Наталья Алексеевна

Уровень адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема развития самооценки, как наиболее значимого структурного компонента самосознания и Я-концепции человека, с давних пор находится в центре внимания отечественной и зарубежной науки. Существенный вклад в изучение этой проблемы внесли такие исследователи, как К. Роджерс, А.А. Рояк, Л.С. Выготский. В.А. Горбачева, И.С. Кон, Я.Л. Коломенский, М.И. Лисина, А.Л. Липкина, Б.Н. Мясищев, Т.А. Репина, Ю.М. Орлов, А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Л.М. Божович, С.Р. Пантилеев, Л.И. Рувинский, Е.А. Серебрякова, В.В. Сталин, Е.Е. Кравцова, Е.В. Субботский, Е.И. Савонько, Е. О. Смирнова, Р.Б. Стеркина, Д.И. Фельдштейн, Д.Б, Эльконин и многие другие. Благодаря их работам в настоящее время исследование самооценки личности превратилось в самостоятельное научное направление. Однако в этих работах недостаточно внимания уделено изучению психологических факторов, влияющих на генезис самооценки, особенно на ранних этапах ее становления и развития.

Мы считаем необходимым уточнить понятие "самооценка". Надо отметить, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе общепринятого определения названной категории нет.

В психологическом словаре самооценка определяется как оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности.

Ряд авторов определяет самооценку как сложноструктурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье (У. Джеймс, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, К.К. Платонов, К. Рождерс, В.В. Столиц, Э. Эриксон).

Следует отметить, что за рубежом обычно используется термин «концепция-Я», означающий совокупность всех представлений индивида о себе и включающий три составляющих: когнитивную – «образ-Я», эмоционально-ценностную - самоотношение человека и поведенческую, производную от двух первых. В этой схеме самооценка чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным отношением индивида к себе, реже - с «образом-Я» или «концепцией-Я» в целом, что приводит в итоге к потере важнейшего личностного конструкта, поскольку как самостоятельный предмет изучения самооценка в приведенной схеме полностью исчезает.

Таким образом, самооценка является самостоятельным элементом структуры, не сводящимся ни к «образу-Я», ни к самоотношению, ни к самосознанию в целом. Функция  состоит в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств с помощью той или иной шкалы ценностей. Результат оценивания может влиять на самоотношение, задавая его определенный модус, а также на «образ-Я», внося в него качественно новые знания.

   Исследователи (Л.И. Божович, Р.Б. Стеркина и др.) рассматривают самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста. Этот возраст представляет собой начальный период осознания человеком самого себя, потребностей и мотивов поведения в системе человеческих отношений. Именно поэтому в этот период важно заложить основы формирования адекватной, дифференцированной самооценки. Это позволит ребенку реально оценить себя, адекватно взвесить свои силы по отношению к требованиям и задачам социальной среды. и в соответствии с возникающими задачами самостоятельно ставить собственные задачи и выбирать пути их решения.

Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г. Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самого ребенка.

Особую актуальность приобретает вопрос о том, как ребенок воспринимает и оценивает самого себя, как к себе относится, и влияет ли его отношение к себе на восприятие и отношение к другим людям. Однако, исследования, посвященные данной проблематике, крайне малочисленны и касаются в основном изучения отношения личности к себе, которое является одним из видов отношений в общей системе отношений личности и рассматривается в качестве важного компонента структуры самосознания (И.С. Кон, А.Л. Леонтьев, Л.И. Липкина, С.Р. Пантелеев, В.В. Столин; И.И. Чеснокова).

Развитие у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятия себя в расчет (В.В. Столин); с возникновением этических инстанций, обусловливающих произвольность поведения (Л.И. Божович); с появлением представлений о своих возможностях (Х. Хекхаузен).

По мере взросления, старший дошкольник получает возможность отделять себя, характеристики своей личности, от оценок других людей, то есть самооценка начинает формироваться не зависимо от внешних оценок. Познание дошкольником пределов собственных сил и возможностей происходит не только в результате общения со сверстниками или взрослыми, но и на основе собственного практического опыта, опыта успехов и неудач.

Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.

Развитие самооценки характеризуется движением от общей, недифференцированной самооценки к более дифференцированной, обоснованной системе самооценок. Самооценка детей дошкольного возраста проявляется в разных видах деятельности, в особенности, в продуктивной деятельности, где наглядно видны результаты.

Самооценка у старших дошкольников обычно неадекватна, чаще несколько завышенная.  Это происходит потому, что ребенку пока трудно отделить собственные умения и навыки от своей личности в целом. Как правило, для него признать тот факт, что он что-то делает или сделал хуже других, значит признать, что он хуже сверстников вообще.

Результаты диагностики самооценки  (методики изучение самооценки «Лесенка» В.Г. Шур; методика «Нарисуй себя», А.М. Прихожан, З. Василяускайте; наблюдение за особенностями самооценки старших дошкольников в процессе познавательной деятельности) показали, что из 40 испытуемых старшего дошкольного возраста:

12,5% детей – имеют очень высокий уровень самооценки;

27,5% детей – имеют высокий уровень самооценки;

32,5% детей – средний уровень самооценки;

22,5% детей – низкий уровень самооценки;

5% детей - очень низкий уровень самооценки.

Характерно, что наиболее интенсивное снижение самооценки наблюдается у 75% испытуемых по таким личностным качествам, как «умный», «способный», «хороший», «аккуратный».

Сравнение данных проведенных методик с результатами, полученными в процессе наблюдения, показало, что 45% испытуемых имеют устойчивый характер неуверенности, проявляющийся постоянно, независимо от сложности возникающих ситуаций и условий их разрешения, что выражается не только в процессе общения и познавательной деятельности, но и заниженной самооценке.

Дальнейшая работа должна быть направлена разработку технологии формирования у старших дошкольников адекватной самооценки. Для этого, прежде всего, необходимо использовать модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком. Ориентация на личность и личностные особенности обеспечивает психологическую защищенность и создает психологический комфорт каждого ребенка. Понимая трудности этих детей, взрослые должны проявлять особый такт в отношении к ним, снимать отрицательное напряжение и чувство дискомфорта всеми возможными средствами, формировать правильное отношение к себе, к окружающим детям и взрослым.

Каждому ребенку необходимо иметь положительное представление о себе, то есть положительную «Я – концепцию», которая определяется следующими факторами: чувство собственной значимости; уверенность в  собственной компетенции; убежденность в импонировании другим людям. Чувство собственной значимости является производным от общей оценки, которую ребёнок интуитивно выносит себе. Ребенок оценивает два момента: насколько он импонирует другим и, какова его компетентность. Социально неуверенные дети, у которых наблюдается неадекватная самооценка, способны практически в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагировать на них неадекватным поведением. У таких детей, как правило, высокий уровень внутренней тревоги, не позволяющий им приспособиться сначала к детской группе, затем к школьной жизни, а впоследствии во взрослой жизни.

При формировании адекватной самооценки дошкольников необходимы:

- доброжелательное, доверительное отношение к ребенку (наше доверие вызывает эмоциональный отклик ребенка, стимулирует развитие, в отличие от всевозможных угроз и требований);

- бережное отношение к детям (нарушение индивидуальной комфортности приводит к невротизации, стрессам);

- эмоциональная поддержка детей (одобрение взглядом, улыбкой, стимулирующие оценки типа «Знаю, у тебя получится», «Уверена, ты, это сможешь» и т.д.);

- фиксация внимания на положительных сторонах личности ребенка;

- поощрение малейших успехов ребенка, его старательности. Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. При оценивании ребенка не сравниваем его с другими, а только с «самим собой»;

- использование приема «превращение ребенка из обучаемого в обучающего», где он на правах владеющего информацией должен выполнить роль организатора на занятиях, в играх, в бытовых процессах;

- расширение сферы общения ребенка за счет постоянных контактов с детьми разного возраста.

Таким образом, развитие самооценки - одно из центральных звеньев становления личности. Благополучное развитие самооценки является одним из наиболее важных факторов для успешной жизнедеятельности человека. При неправильном формировании самооценки личностное развитие идет по неблагоприятному пути: возникают эмоциональные и поведенческие отклонения. В свою очередь, эти отклонения - причина формирования такой фундаментальной и нежелательной черты личности, как неуверенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...