Материал для проекта "Моя семья".
методическая разработка (средняя группа) на тему

Тип проекта: краткосрочный

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_semya_proekt_2.docx9.38 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Моя семья»
средняя группа

Тип проекта: краткосрочный

Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Вместе с тем следует отметить, что мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Цель проекта: Формирование у детей понятия «семья», расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях ( мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка).3. Обогащать детско-родительские отношения в процессе совместной творческой деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Принципы:

Принцип учета возрастных особенностей дошкольников.

Принцип опоры на интересы ребенка.

Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого.

Принцип наглядности.

Принцип последовательности.

Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Практический принцип.

Принцип вариативности.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

Опрос  детей  по теме «Что я знаю о своей семье?»

Определение цели и задач, содержания проекта.

Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».

Подбор литературных произведений, пословиц, поговорок, стихотворений о семье.

Создание необходимых условий для реализации проекта. Обсуждение с родителями возможностей и средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

II этап – основной (практический)

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении.

Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»

Выставка совместное изготовление детей с родителями «Генеалогическое древо семьи»

Выставка детских рисунков «Моя семья»

Организация фотовыставки «Моя дружная семья».

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

III этап - заключительный

Обработка результатов по реализации проекта.

Презентация детьми «Гениалогическое древо моей семьи».

Ожидаемый результат.

1.Владеть понятием «семья».

2.Иметь представление о родственных отношениях.

3.Знать информацию о своей семье  и профессиях родителей.

4.Уметь совместно с родителями составлять родословную своей семьи.

5.Определять свою гендерную принадлежность.

Ожидаемые результаты проекта:

 Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. НОД

3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».

5. Выставка детских рисунков «Моя семья».

6. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».

Реализация проекта.

Просмотр презентации «Дерево держится корнями, а человек семьёй».

Рассматривание иллюстраций и беседы на тему «Профессии наших родителей», рассматривание репродукций картин «Мать и дитя».

Познавательные занятия на тему «Я и моя семья» (из книги Е.В.Бариновой).

Беседа с  родителями о своей работе, профессии.

Решение проблемной ситуации - «Что я буду делать, если мама заболеет или папа уедет в командировку…?».

Беседы на темы – «Моя семья»,  «Как я помогаю дома»,  «Моя дружная семья», «Мой товарищ бабушка (дедушка)»,  «Традиции моей семьи», «Выходной день в моей семье», «Как мы отдыхаем».

Дидактические игры: «Интервью» - побудить интерес к жизни близких людей, интересоваться окружающим, развивать навыки связной речи и умениё высказывать собственное мнение.

«Кто у нас какой?»  - рассматривание себя в зеркало.

«Разложи по порядку» - развивать умение раскладывать фигурки людей по возрасту.

«Назови близких» - воспитывать у ребёнка интерес к членам семьи.

«Раз, два, три, четыре, пять про кого хочу сказать» - по набору слов определять про кого из семьи идёт речь.

«Исправь Незнайку» - развивать внимание, мышление , речь.

«Собери портрет из деталей» - развивать логическое мышление.

«Скажи наоборот» - упражнять в подборе слов антонимов.

«Буду маме помогать» -упражнять в выборе предметных картинок и составлении предложений.

«Ласковые слова для мамы» - упражнять в подборе прилагательных (игра с мячом).

Игровое упражнение «Как  тебя ласково называют в семье?»

«Комплименты для мамы» - упражнять детей подбирать нужные слова в определённой ситуации.

«Родственные отношения» - упражнять детей в умении определять, кто кем в семье приходится.

«Что мы делали» - по действиям отгадать какую работу ребёнок выполняет по дому.

«Что такое хорошо, что такое плохо?»» - обсуждение с детьми разных проблемных ситуаций и поступков.

Сюжетно-ролевые игры – «Семья», «Магазин», «Больница», обыгрывание разных  бытовых ситуаций, строительные игры.

Чтение художественной литературы: «Тайное становится явным» В. Драгунский, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»,   «Цветик-семицветик» В.Катаев,  «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, «Мамина работа» Е.Пермяк,  «Петушок с семьёй», « Косточка» К.Ушинский, «Как Вовка бабушек выручил» А.Барто, «Лекарство» «сыновья» В.Осеева, «Крылья матери» В. Сухомлинский, Д .Габе «Работа» Э. Успенский «Если был бы я девчонкой..».

Рассказывание белорусской народной сказки «Пых».

Заучивание стихов, пословиц , поговорок, песен на семейную тематику. Отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие.

Рисование: «Моя семья.

Лепка: «Мебель для моей семьи».

Познавательно-исследовательская (конструктивная деятельность)- «Моя любимая комната»

 «Измени мамино настроение»- на заготовке портрета  (голова  без лица), нарисовать доброе лицо. Образец со злым выражением лица.

Игра малой подвижности: «Как живёшь?

Пальчиковая гимнастика:  «Наша семья», «Дом», «Бабушкины оладушки» «Помощник».

Физминутка: «Дружно маме помогаем»

Сотрудничество с семьёй:

Конкурс-выставка «Генеалогическое древо моей семьи», конкурс-фотовыставка «Моя дружная семья».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг к дню матери " Вечер дружной семьи".

В досуге содержатся стихотворения, игры, задания, инсценировки к празднику....

Сценарий досугового мероприятия "День Матери" с участием семей воспитанников средней группы.

Цель:  Укрепить дружеские отношения между родителями и детьми группы, продолжить развитие творческого сотрудничества. Задачи:Воспитание коммуникативных, духовно-нравственных качеств у детей....

Дидактический материал по теме "Семья"

Подборка материала по теме "Семья"...

Материал по теме семья

Картотека, игры,лото, домино, учебный материал к теме"Семья"...

Наглядный материал по теме: "Семья".

Наглядный метариал по теме : "Семья"...

Материал для родителей "Семь родительских заблуждений о морозной погоде"

Полезный материал для родителей и воспитателей про заблуждения о морозной погоде. Многие считают, что ребёнка надо одевать теплее, чтобы удерживать тепло, одежда должна плотно прилегать к телу, если м...