Консультация для родителей "Общение с ребёнком в семье"
консультация (младшая группа) на тему

Степанова Марина Валерьяновна

              На четвёртом году жизни ребёнок уж многое знает и умеет. Он стал более ловким, обращает внимание на результат своих действий, стремится всё делать правильно. Следует поощрять это стремление, даже если у ребёнка не всё получается так, как хотелось бы взрослым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_s_rebyonkom_v_seme.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

Общение с ребёнком в семье

              На четвёртом году жизни ребёнок уж многое знает и умеет. Он стал более ловким, обращает внимание на результат своих действий, стремится всё делать правильно. Следует поощрять это стремление, даже если у ребёнка не всё получается так, как хотелось бы взрослым. Малыш уже может застелить свою кроватку, убрать свою одежду и игрушки, положить на полку книжки, помочь маме отнести на кухню посуду, вытереть стол. Очень важно в этом возрасте поддерживать желание ребёнка помогать родителям. Не спешите одеть ребёнка на прогулку, наберитесь терпения – пусть он сам сделает то, что уже умеет. А в остальном помогите ему.

           Родителям нельзя забывать хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, благодарите его за помощь. Необходимо прививать ребёнку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.

          Важной задачей семейного воспитания на протяжении года будет поддержание интереса ребёнка к окружающему миру, развитие его познавательных потребностей. Поэтому родители и другие члены семьи должны помогать ему по-новому взглянуть на окружающие вещи, узнать о том, чего он не может видеть, связать воедино впечатления  от  увиденного, формулировать свои собственные вопросы. При этом следует помнить, что младшего дошкольника могут удовлетворить достаточно поверхностные ответы на их вопросы. Им совсем не нужны точные науки сведения по тому или иному поводу. Следует придерживаться такого правила: ваши ответы не должны искажать действительность, но их содержание должно быть понятно малышу. Взрослым не обходимо отвечать на все вопросы ребёнка, чтобы его интерес не остался без внимания. В общении с малышом необходимо учитывать его потребность в уважении, не обижать насмешкой в ответ на наивные вопросы и забавные суждения. Любое мнение ребёнка нужно выслушивать  и строить по его поводу беседу, в ходе которой взрослый уточняет и деликатно корректирует те или иные представления малыша. Похвала старших стимулирует любознательность ребёнка, поддерживает в нём положительное самоощущение, уверенность в себе.

           В этом возрасте общение ребёнка с взрослым протекает в речевой форме. Развитию познавательной активности  ребёнка способствуют разговоры на самые разные темы. Они должны касаться не только того, что находится в поле восприятия, но и таких явлений и событий, которые нельзя увидеть в данный момент. Родители могут беседовать с малышом  о дожде, когда светит солнце, о птицах, которые улетели в дальние края, о животных, которые обитают в разных странах. Речевое общение способствует созданию у ребёнка устойчивых образов и представлений об отсутствующих предметах, позволяет строить догадки, рассуждать, выстраивать собственные причинно-следственные связи между явлениями.

          Взрослым следует не только терпеливо отвечать на вопросы ребёнка, но и самим инициировать беседы на познавательные темы, расширять его представления о мире. С этой целью можно использовать различные энциклопедии для самых маленьких, книги и рассказы о жизни животных и растений. При этом не следует экзаменовать малыша и требовать от него правильного воспроизведения услышанного. Дети очень любят рассматривать одни и те же картинки, возвращаться в разговоре к тем темам, которые были для них интересны. В ходе повторных бесед правильные представления об окружающем мире будут постепенно уточняться, а круг интересных тем расширяться. Развитие познавательной активности происходит наиболее эффективно тогда, когда взрослый выступает не как непререкаемый авторитет, а как доброжелательный собеседник, равноправный участник беседы. Поэтому надо чаще задавать ребёнку вопросы, интересоваться его мнением, советоваться с ним.

           Умственному развитию способствуют такие дидактические игры, как лото, домино, шашки, занятия с различными конструкторами. В играх, включающих действия по образцу, развивается произвольность и целенаправленность в деятельности. В этом возрасте лучшему познанию свойств  предметов и явлений смогут помочь несложные загадки.

На четвёртом году жизни важно помочь ребёнку открыть для себя время и пространство. В этом возрасте ребёнок начинает оперировать понятиями Вчера, сегодня, завтра. Усвоение этих понятий способствует расширению временной перспективы жизни ребёнка, позволяет ему обращаться в прошлое, вспоминать о прошедших событиях, обращаться в будущее, планировать свои занятия, общие с взрослыми дела. Пока ещё ребёнок часто путает значения этих слов, строит забавные фразы типа «Завтра я был в зоопарке». Но время уже предстаёт перед ним в многообразии его протяженности, новые представления позволяют выйти за пределы сиюминутной ситуации, которая была единственно актуальной для ребёнка младшего возраста.

             Взрослым следует расширять для ребёнка-дошкольника и пространственные границы. Малыш уже хорошо ориентируется в своём доме, в группе детского сада. Теперь следует специально обращать его внимание на то, что мир большой и разнообразный, помогать, ему осваивать отдалённое пространство. Во время прогулок, посещения детского театра, зоопарка ребёнок выходит из ограниченного пространства. Родители объясняют малышу, что горд большой, что в нём есть интересные места, до них можно добраться на машине, на автобусе, на метро. Чтение сказок разных народов способствует формированию первых представлений о том, что на земле есть разные страны, о многообразии человеческой культуры.

            Дома ребёнку необходимо создать условия для детского экспериментирования. Для расширения познавательных интересов ребёнка, важно обязательно стимулировать его самостоятельную исследовательскую деятельность. Среди игрушек должны быть самые разные материалы и приборы, с помощью которых ребёнок будет «ставить эксперименты», делать открытия. Следует всегда помнить, что дети очень любят  с теми предметами, которые принадлежат взрослым. Эти предметы являются побудительными мотивами исследовательской деятельности. В каждом доме наверняка есть поломанные кофемолка, телефон или настенные часы, устаревший фотоаппарат, приёмник, наушники. Не спешите выбрасывать эти вещи. Ребёнок с удовольствием будет  собирать, и разбирать их, изучая устройство разных механизмов. Существуют и специальные игрушки.  Имитирующие «взрослые» предметы, например, детские лупы, бинокли, магниты, увеличительные стёкла. В этом возрасте, как и раньше, малыш с удовольствием будет играть с песком и водой, пуская кораблики, бросая в воду предметы из разных материалов, смешивая краски и делая рисунки. Теперь, когда ребёнок уже умеет говорить, результаты своего экспериментирования он будет обсуждать с взрослыми, что поможет ему лучше осознать устройство окружающего мира. Предоставляя малышу возможность действовать самостоятельно, не забывайте поинтересоваться у него, чем он занимался, что у него получилось и почему.

              В этом возрасте надо начинать учить ребёнка осознанию и оцениванию своих действий и поступков. В общении с взрослыми дети уже в конце раннего возраста начинают оценивать результаты своих действий. Часто такие оценки отражают мнение взрослых, иногда малыши настаивают на своей собственной оценке. На четвёртом году жизни формируются более точные представления ребёнка о самом себе, о своих возможностях и способностях. Это происходит как в индивидуальной деятельности, так и в общении с близкими. Родителям следует помнить, что четвёртый год жизни – период обострённой чувствительности детей к отношению оценкам старших. Порицания неправильных действий малыш часто относит к своей личности в целом. Порицания за тот или иной проступок, неправильное действие, которые неизбежны в процессе воспитания, должны относиться именно к действию или проступку, но не к личности ребёнка. Нельзя говорить: «Если будешь так делать, я не буду тебя любить, ты плохой мальчик», если ребёнок разбил чашку или  даже нарочно поломал игрушку. Такие слова могут больно ранить ребёнка, заставить его  усомниться в любви к себе мамы или папы. Задача взрослого – сделать так, чтобы малыш понимал, в чём он не прав и чего от него хотят. А для этого самим взрослым нужно понимать, что они часто приписывают ребёнку непослушание и эгоизм там, где дети в силу своих возрастных возможностей не могут следовать требованиям взрослых. Наказания, к которым часто прибегают взрослые, далеко не всегда ведут к послушанию. Зато очень часто они подавляют активность ребёнка, его инициативность.

            Усвоению ребёнком моральных норм способствует чтение и обсуждение книжек, историй из жизни детей. Взрослый интересуется, кто из персонажей больше понравился ребёнку и почему, спрашивает, кто поступил плохо, а кто хорошо, на кого малыш хочет быть похож. В такой беседе взрослый и сам и сам высказывает своё мнение, обосновывает его. Такие беседы помогают ребёнку осмысливать и оценивать человеческие поступки и отношения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развитие правильной речи ребёнка в семье»

Консультация для родителей«Развитие правильной речи ребёнка в семье»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №52 «Ласточка», г....

Консультация для родителей "Застенчивый ребёнок в семье"

В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда,   препятствующий нормальному общению,  наиболее  часто пр...

Консультация "Развитие правильной речи ребёнка в семье"

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растёт объём зна­ний, которые нужно им передать, к тому же педагоги хотят, чт...

Консультация для родителей "Права ребёнка в семье"

Основные международные документы, касающиеся прав детей.Декларация прав ребенка (1959).Конвенция ООН о правах ребенка (1989).Всемирная декларация об обеспечении выживания, защ...

Консультация для родителей "Права ребёнка в семье"

Данный материал познакомит родителей с тем, какие права имеют дети в семье"...