«КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Зенина Марина Владимировна

«КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 36palchikovye_igry.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 13 «ВИШЕНКА»

«КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»

(МЛАДШАЯ ГРУППА)

Выполнила :воспитатель

 Зенина М.В.

2014 год

Игрушки

  1. «Шарик»

Надуваем быстро шарик.                            Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются кончиками.  

Он становится большой.                            В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.  

Вдруг шар лопнул, воздух вышел –

Стал он тонкий и худой.                           Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

  1. «Мои игрушки»

Покажу я вам игрушки:

Это курочки пеструшки,       Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные                  

 Это зайка                                пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).

 Это пёс.                                  Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные

Вот машинка без колёс.                                                                                                                             прижать к ладони

 Это книжки-раскладушки.    Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).

Вот и все мои игрушки.               Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.

                                                Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.

  1. «Юла»

Я юлу кручу, верчу,                     Большим пальцем проводить по кончикам других пальцев, от указательного до    

                                                              мизинца и наоборот. Выполнять как правой, так и левой рукой.

 И тебя я научу.

Части тела

  1. «Это я»

Это глазки. Вот, вот.

Это ушки. Вот, вот.                       Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох устали вытрем лоб!

 

Одежда

  1. «Я перчатку надеваю»

Я перчатку надеваю,                                    Поглаживают по очереди одной рукой другую, как будто надевают перчатки.

Я в неё не попадаю.

Сосчитайте-ка ребятки,

Сколько пальцев у перчатки.

Начинаем вслух считать:

Раз, два, три, четыре, пять.                              Загибают пальчики.                                                              

Осень

  1. «Листопад»

Листопад, листопад!                         Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:                      Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                              медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,                         Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,                            Пальцы выпрямить и плотно прижать друг к другу.

С осины – осиновый,                        Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.                      Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад                  Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!             

 

Обувь

  1. «Новые кроссовки»

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.                                        Загибать на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших пальцев.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках                                            «Шагать» указательным и средним пальчиками по столу.

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

Вот так, вот так,

Новые кроссовки.

                                       

Фрукты

  1. «Яблоки»

Большой пальчик яблоки трясёт.            Кисти сжаты в кулак, разгибаем большой пальчик.

Второй их собирает.                                 Разгибаем указательный палец.

Третий их домой несёт.                            Разгибаем средний палец

Четвёртый высыпает.                               Разгибаем безымянный.

Самый маленький – шалун.                     Разгибаем мизинец

Всё, всё, всё съедает.

  1. «Компот»

Будем мы варить компот,          Левая рука – «ковшик», правая имитирует помешивание.

Фруктов нужно много вот:

Будем яблоки крошить,            Загибают пальчики начиная с большого.

Грушу будем мы рубить,

Отожмём лимонный сок,

Слив положим на песок.

Варим, варим мы компот.          Опять «варят» и «помешивают».

Угостим честной народ.            Развести руки в стороны.

 

  1. «Сливы»                                                            

Большой пальчик сливы трясёт.                     Кисти сжаты в кулак.

Второй их собирает.                                    Разгибаем большой палец.

Третий их домой несёт.                             Разгибаем указательный палец.

Четвёртый высыпает.                                  Разгибаем средний палец.

Самый маленький – «шалун»                    Разгибаем безымянный.

Всё, всё съедает.                                              Разгибаем мизинец.        

 

Овощи

  1. «Репка»

Тянут, тянут бабка с дедкой                             Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Из земли большую репку:

Вот пришла бы наша внучка,                           Одноимённые пальцы прикасаются друг к другу.

Помогла б собачка Жучка.

Где же кошка, мышка – крошка?

Хоть держалась крепко,

Вытянута репка.                                                                      

Зима

  1. «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,             Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                   Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,                          Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!                    Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

 

  1. « Снежинки»

Ла-ла-ла, ла-ла-ла,

Туча по небу плыла.                    Пальцы обеих рук соединить подушечками и округлить

                                                         в форме шара (туча).

Вдруг из тучи над землёй             Руки поднять вверх, пальцы развести в стороны.

Полетел снежинок рой.                Поворачивать кисти, медленно опуская руки (снежинки летят).

 Ветер дунул, загудел –               Подуть на кисти рук (губы округлить и слегка вытянуть вперёд).

Рой снежинок вверх взлетел.       Встряхнуть кистями рук, поднимая вверх,

                                                        вращать ими (снежинки летят).

Ветер с ними кружится,                Вращать кистями, попеременно скрещивая руки.

Может быть подружится.

                                                                                         

Новый год

  1. «Ёлочка»

Перед нами ёлочка.                Пальцы переплетены, большие подняты вверх.

Шишечки, иголочки,                Кулачки, «иголочки»- раздвинуть пальцы.

Шарики, фонарики,                 Ладошки держать «ковшиком».

Зайки и свечки,                     Соединить оба кулачка вместе,  указательные пальцы вверх ("Уши зайчиков)

 Звёзды, человечки.                  Ладошка в виде звезды, «человечки» – походить пальчиками.

 

Домашние птицы

  1. «Домашние птицы»

Есть у курицы цыплёнок,            Большим пальцем поочерёдно касаться остальных, начиная с мизинца.

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки – индюшонок,

А у утки есть утёнок.

У каждой мамы малыши,             Показать все пальчики, «играя» ими.

Все красивы хороши!

                                                                                   

  1. «Петушок»

Наш красивый петушок,                              Обе руки сжаты  в кулачки.

Кверху поднял гребешок.                           Разжать ладони.

Крылышками машет.                                  Кистями помахать в воздухе.

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт.                             Указательными пальцами постучать по столу.

Пёстрых курочек зовёт.                             Кистями рук сделать манящие движения.

 

 Домашние животные

  1. «Повстречались»

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу».       На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по  

Два щенка: «Ав – ав».                                             одному  начиная с мизинца. На последнюю фразу показать «рога»,                                                                                                                                                       Два жеребёнка: «И-го-го»                                                       одновременно  выпрямив указательные пальцы и мизинцы.

Два телёнка, два быка:

«Му-у». Смотри, какие рога!

  1. «Собака»

У собаки острый носик,                      Правая ладонь на ребро, на себя.

Есть и шейка,                                      Большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе.

Есть и хвостик.                                 Мизинец попеременно опускается и поднимается («лает собака»)

 

Дикие животные

  1. «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

Есть нора – надёжный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.              Дети загибают  на обеих руках пальцы: по одному пальцу на каждое двустишье.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, травы

Хатки делают бобры.       

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом,                Ударяют ладонями и кулачками поочерёдно.

Всем тепло уютно в нём.

                                                                                           

  1. «Белочка»

Прыгает по веточкам

Невеличка белочка.                                               Большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев, выполняя                      

                                                                                 упражнения сначала                                                                                             Мелькает хвостик средь ветвей.                          одной рукой, затем другой.                                                                

Кто угонится за ней?

                                                                                                 

Посуда

  1. «Помощник»

Посуду моет наш Антошка,                 Потирать ладошки друг об друга («мыть посуду»).

Моет вилку, чашку, ложку,                 Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Выполнять

                                                       имитирующие движения.

Вымыл блюдце и стакан

И закрыл покрепче кран.                                                    

Весна

  1. «Жаворонок»

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!                            Дети показывают движениями кистей рук, как летит птичка.                                            

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

                                                                         

  1. «К нам весна пришла»

К нам весна пришла,

Цветы красивые принесла!                        Ручки протягивают вперёд «с букетом».

В палисадник мы пошли

И венок себе сплели!                               Пальчики двигаются, будто плетут венок.

 

Семья

  1. «Радуются взрослые и дети»

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,                                                  Выполнение по образцу за педагогом движений:                                                Радуется бабушка,

Радуется мамочка,                                                         на каждую строку      

                                                                                      загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок. Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

  1. «Цветочек для мамочки»

Ой, в нашем цветнике

Большой цветок на стебельке.                 Раскрывать и закрывать кулачок, пальчики, будто лепестки.

От ветерка качается,                                Движения руками вправо-влево.

И мне улыбается!                                    Мимика, жесты.

Я мамочку поцелую

И цветочек подарю ей!

 

Мебель

  1. «Мебель»

Мебель я начну считать:

Кресло стол, диван, кровать,                Пальцы обеих рук поочерёдно зажимать в кулачки.

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

Много мебели назвал –

Десять пальчиков зажал!                      Поднимать зажатые кулачки вверх.

 

  1. «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,                                 Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,         Загибать пальчики, начиная с больших

                                                                             на каждое название мебели.                                                                                                А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире!          Ритмично попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачком о кулачок.

 

  1. «Стул»

Ножки, спинка и сиденье –         Левая ладонь – вертикально вверх. К её нижней части приставляется

                                                      кулачок (большим пальцем к себе)

Вот вам стул на удивленье.

 

Транспорт

  1. «Транспорт»

Будем пальчики сгибать-                        Сжимать и разжимать пальчики.

Будем транспорт называть:

Машина, вертолёт,                                 Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца.

Трамвай, автобус, самолёт.

Пять пальцев мы в кулак зажали,            Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Пять видов транспорта назвали.       

 

  1. «Пароходик»

Пароходик в море был.                           Ладони соединить в форме чаши.

Вот он к пристани приплыл.                    Сделать волнообразные движения в воздухе.

Загудел в свою трубу: «У – у – у !»         Одновременно пошевелить большими пальцами.

 

Насекомые

  1. «Насекомые»

Дружно пальчики считаем-            Сжимать и разжимать кулачки.

Насекомых называем:

Бабочка, кузнечик, муха,              Поочерёдно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого.

Это жук с зелёным брюхом.

Это кто же тут звенит? 

Ой, сюда комар летит!                  Вращать мизинцем.

Прячьтесь!                                  Спрятать руки за спину.

 

  1. «Бабочка»

Бабочка-коробочка,                                      Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к      

Улетай под облачко                                                   другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Имитировать                                 Там твои детки

На берёзовой ветке.                                                               полёт «бабочки»..

Лето

  1. «Колокольчики»

В прятки пальчики играют ,                            Сжимать и разжимать пальцы рук.

И головки убирают,                                      Открывать и закрывать глаза.

Словно синие цветки,

Распускают лепестки ,                                   Сводить и разводить пальцы «веером».

Наверху качаются,                                       Качание и наклоны кистей вправо-влево.

Низко наклоняются.

Колокольчик голубой                                   Круговые движения кистями.

Поклонился, повернулся

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                                     Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты?                                   Ладони сверху опустить на стол.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...