Использование интерактивных форм работы в эффективном взаимодействии педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
статья на тему
Обзор форм взаимодействия семьи и ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_interaktivnyh_form_raboty_v_effektivnom_vzaimodeystvii.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование интерактивных форм работы в эффективном взаимодействии
педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В Законе РФ «Об образовании» указано, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Известно, что в дошкольном детстве родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребенка. Кроме того, отмечается, что разностороннее конструктивное взаимодействие ДОУ с семьей является важным направлением деятельности, а также условием развития социально-педагогической системы детского сада.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме объединения ДОУ и семьи показывает: хотя в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, но работа в данном контексте ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
В то же время, поскольку взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, поэтому необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияние на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия.
Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность педагогов и родителей. Перед педагогами зачастую стоит вопрос - как сделать, чтобы каждый родитель стал активным, заинтересованным участником работы различных форм? Как избавиться от пассивности отдельных родителей? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?
В русле решения данных вопросов возникает необходимость поиска новых форм работы педагогов с родителями дошкольных образовательных учреждений.
Считаем, что активизация творческой деятельности не только родителей, но и педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные формы работы.
Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).
Отсюда, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:
∗ это специальная форма организации, с комфортными условиями обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;
∗ процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;
∗ диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;
∗ каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;
∗ исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;
∗ формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;
∗ формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;
∗ участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;
∗ участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;
∗ показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.
Цели интерактивного обучения могут быть различными:
∗ обмен опытом;
∗ выработка общего мнения;
∗ формирование умений, навыков;
∗ создание условия для диалога;
∗ группового сплочения;
∗ изменения психологической атмосферы.
Рассмотрим некоторые формы интерактивного обучения, которые активно используются как в работе с педагогами, так и с родителями:
1. «Большой круг» - наиболее простая форма группового взаимодействия. Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа.
Первый этап - участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему.
Второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап - по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
2. «Аквариум» - форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название - «аквариум».
Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.
3. «Круглый стол» - проводится с целью выработки общего мнения, позиции участников по обсуждаемой проблеме. Обычно продумывается 1-3 вопроса обсуждаемой проблемы.
При проведении «Круглого стола» важно обратить внимание на оформление помещения. В ходе работы каждый вопрос проблемы обсуждается отдельно. Предоставляется слово участникам, имеющим опыт работы по проблеме. Ведущий обобщает итоги обсуждения каждого вопроса. В конце он предлагает вариант общей позиции с учетом замечаний, дополнений, поправок.
4. «Вечера вопросов и ответов» - за месяц до намеченного срока мероприятия участникам предлагается подумать, какие вопросы наиболее актуальны в данный период. Затем вопросы, которые могут быть и анонимными, за 1-1,5 недели до «Вечера» классифицируются по проблемам. Участники решают, на какие вопросы они могут ответить сами, какие вопросы требуют объяснения специалистов. По некоторым вопросам можно предложить поделиться опытом работы самим участникам профессионального объединения.
Каждая проблема, к которой относится группа вопросов, заданных участниками, раскрывается по возможности наиболее полно. Участники должны четко представлять теоретические основы проблемы, пути ее решения, формы организации, методы и приемы работы.
5. «Деловая игра» - эффективна в том случае, если участники имеют достаточные знания по проблеме, которая отражается в игре. Деловая игра предполагает большую предварительную работу, в которой участники получают необходимые знания через различные формы, методы и средства: наглядную агитацию, тематические выставки, консультации, беседы, обсуждения. Если такая предварительная работа не проведена, то целесообразно деловую игру запланировать как часть мероприятия, отведенного на закрепление полученных знаний по проблеме.
Заранее готовятся карточки с вопросами или 2-3 ситуациями по проблеме. Столы необходимо расставить так, чтобы выделилось 2 или 3 команды по 4-5 человек участников деловой игры. Одна из команд – эксперты, судьи - это наиболее компетентные участники по предлагаемой проблеме.
Каждой команде вручается карточка, выбирается капитан, который будет оглашать общий вывод. Командам дается время для подготовки решения, затем заслушиваются ответы. Порядок ответов определяется жребием капитанов. В конце игры определяется команда - победитель за лучший (обстоятельный, полный, доказательный) ответ. Деловые игры бывают следующих видов:
1. имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом;
2. управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций;
3. исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям;
4. организационно-деятельные, в которых моделируют ранее известное содержание деятельности по определенной теме;
5. игры-тренинги, закрепляющие те или иные навыки;
6. игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта.
При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна - до игры он инструктор, в процессе ее проведения - консультант, на последнем этапе - руководитель дискуссии.
Основная цель игры - живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений участников, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков.
Примерный порядок проведения деловой игры:
руководитель сообщает слушателям цель, содержание, порядок проведения деловой игры. рекомендует внимательно изучить литературу, знакомит с вопросами, выносимыми на обсуждение;
участники игры разбиваются на группы по 3-5 человек, в каждой подгруппе избирается лидер, в обязанности которого входит организация работы подгруппы;
из числа участников игры избирается экспертная группа в составе 3-5 человек;
руководитель распределяет вопросы между игровыми подгруппами, предоставляет слово по каждому вопросу представителям игровых групп, организует дискуссии по обсуждаемой проблеме.
Для выступления каждому участнику игры предоставляется пять минут, в течение которых аргументированно следует выделить главное, обосновать идеею, «защитить» ее. Экспертная группа на основе выступлений участников и своего мнения может подготовить проект рекомендаций (практических советов) по рассматриваемой проблеме. Экспертная комиссия сообщает принятые решения об оценке содержания выступлений, активности участников, результативности подгрупп в деловой игре.
Критерием для такой оценки может служить количество и содержательность выдвинутых идей (предложений), степень самостоятельности суждений, их практическая значимость. В заключении руководитель подводит итог игры.
Деловая игра - эффективный метод взаимодействия участников. Она является формой моделирования тех систем отношений, которые существуют в реальной действительности или в том или ином виде деятельности, в них приобретаются новые методические навыки и приемы.
Деловая игра - это форма совершенствования развития, восприятие лучшего опыта, утверждения себя как педагога во многих педагогических ситуациях. Необходимое условие эффективности деловой игры - добровольное и заинтересованное участие всех родителей, педагогов, открытость, искренность ответов, их полнота.
6. "Дискуссия" - критический диалог, деловой спор, свободное обсуждение проблемы, мощное соединение теоретических и практических знаний.
Цель дискуссии - вовлечение слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между практиками и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности. Форма проведения - коллективное обсуждение теоретических вопросов.
Методика ее организации:
1. определение цели и содержания обсуждаемой проблемы, прогноз итогов;
2. определение узловых вопросов, по которым будет организована дискуссия (случайные, второстепенные вопросы на обсуждение не выносятся);
3. составление плана;
4. предварительное ознакомление участников с основными положениями обсуждаемой темы.
Методика проведения:
1. ознакомление участников с проблемой, ситуационной задачей;
2. вопросы участникам предъявляются последовательно в соответствии с планом;
3. организуется обсуждение противоположных точек зрения по существу рассматриваемой проблемы;
4. заключение, подведение итогов обсуждения.
В заключении ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ответы, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения, благодарит участников за участие в обсуждении.
7. «Мозговая атака (мозговой штурм)» - это один из приемов, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы теории и практики.
Этот прием удобно использовать при обсуждении методики прохождения какой - либо темы, для принятия решений по определенной проблеме. Руководитель должен хорошо продумать вопросы, чтобы ответы были краткими, лаконичными. Предпочтение отдается ответам-фантазиям, ответам-озарениям. Запрещается критика идей, их оценка. Продолжительность мозгового штурма 15-30 минут. Затем следует обсуждение высказанных идей.
Руководитель заранее готовит вопросы, 2-3 педагогические ситуации в соответствии с решаемой проблемой, которая будет им предложена. Столы желательно поставить так, чтобы выделились 2-3 команды педагогов. В каждой команде выбирается капитан, который будет оглашать общий ответ. Каждой команде раздаются карточки, в которых обозначены одинаковые вопросы и педагогические ситуации. Дается время для подготовки. Команды отвечают на одни и те же вопросы и решают одни и те же ситуации.
В ходе работы одна команда дает ответ, другая дополняет его и наоборот. Победителем считается та команда, которая дала наиболее исчерпывающие ответы и сделала наибольшее число существенных дополнений к ответам коллег-соперников.
8. Тренинг. Цель - отработка профессиональных навыков и умений. Тренировка может быть самостоятельной формой работы или использоваться как прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко используются педагогические ситуации, раздаточный материал, технические средства обучения.
Тренировку целесообразно проводить в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе группы: доверительное и откровенное общение, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренировки.
9. «Методический ринг». Цель - совершенствование профессиональных знаний педагогов, выявление общей эрудиции. Форма проведения - групповая работа (определяются оппоненты, группы поддержки оппонентов, группа анализа).
Методика организации и проведения:
I вариант - методический ринг как разновидность дискуссии при наличии двух противоположных взглядов на один и тот же вопрос. Заранее готовятся два оппонента. Каждый из них имеет группу поддержки, которая помогает своему лидеру в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень подготовки оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги. Для снятия напряжения в паузах предлагаются педагогические ситуации, игровые задания и т.д.
II вариант - методический ринг как соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие инновационных форм взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников
В данной статье описывается опыт работы по применению компьютерных технологий в работе с родителями,который позволяет укрепить союз «родители – педагоги», повышает уровень доверия и информироварованно...
Презентация «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
Ход мероприятияПодготовительный этап:Оформить приглашение родителям на собрание в виде экологического плаката или индивидуальных приглашений, выполненных детьми в виде аппликации из природного материа...
Инновационные формы взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.
Общеизвестна огромная роль телевидения в жизни общества. Осуществляя психопросветительскую деятельность в родительской среде, педагог-психолог использует инновационные формы, в том числе интервью на т...
"Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников" (из опыта работы)
Главным в работе любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие,...
Использование интерактивных форм работы семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом...
Групповая консультация Обеспечение эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников.
На современном этапе, когда дошкольное образование переходит на новую модель образования детей, зачастую можно встретить негативную реакцию со стороны родителей по отношению к современным условиям сод...
Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г.
Педагогический мониторинг эффективного взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников по программе «Музыкальная семья» на 2022-2023г....