Программа саморазвития Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».
рабочая программа

Ширяева Юлия Николаевна

Актуальность

 

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samorazvitiyu_melkaya_motorika.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4

Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Составила: Ю.Н. Ширяева

воспитатель МБДОУ детского сада

комбинированного вида №4

городской округ город Выкса, Нижегородская область, 2017 год

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Актуальность

    На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

    Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

    Тема «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» очень актуальна и имеет большое значение в жизни воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Цель

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  2. Изучить учебно-методическую литературу с целью самообразования;
  3. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  4. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
  5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Основные принципы самообразования:

  1. Непрерывность
  2. Интегративность
  3. Целенаправленность
  4. Взаимосвязь и преемственность
  5. Доступность

Формы работы:

  1. Изучение методической литературы;
  2. Обзор информации в интернет ресурсах;
  3. Посещение РМО;
  4. Помещение своих методических материалов в сеть интернет;
  5. Повышение общекультурного уровня.

Ожидаемый результат:

  1.  Разработка новых форм, методов и приёмов обучения и воспитания детей;
  2. Разработка игр по развитию мелкой моторики;
  3. Создание картотеки пальчиковых игр;
  4. Повышение уровня знаний родителей по вопросам мелкой моторики;
  5. Обобщение и трансляция опыта.

Этапы самообразования:

  1. Установочный;
  2. Обучающий;
  3. Практический;
  4. Теоретический;
  5. Итогово – контрольный.

1 этап - Установочный:

Формы работы

Сроки

Выбор цели работы;

Определение последовательности плана работы;

Ознакомление с требованиями ФГОС ДО по развитию мелкой моторики и речи;

Сентябрь

2 этап - Обучающий:

Формы работы

Сроки

Анализ предметно-развивающей среды в группе;

Анкетирование родителей;

Подбор методического пособия и литературы.

Сентябрь - октябрь

3 этап - Практический:

Формы работы

Сроки

Создать картотеку пальчиковых игр;

Внедрить в работе с детьми пальчиковые игры;

Пополнить развивающую предметно-пространственную среду играми: мозаики, разрезные картинки, вкладыши, пирамидки, шнуровки, игры с прищепками, настольно-печатными лото «Животные и их детёныши», «Формы и цвета», пальчиковый театр, настольный театр, сухой бассейн;

Провести родительское собрание «Мелкая моторика у дошкольников»;

Проведение консультации для родителей «Развиваем руки - развиваем речь»

Изготовить буклет для родителей «Развитие мелкой моторики в домашних условиях»;

Подготовить мастер-класс для родителей «Пальчиковые игры  с детьми».

Ноябрь

Ноябрь – Май

Ноябрь – Февраль

Февраль

Март

Апрель

Май

4 этап - Теоретический:

Формы работы

Сроки

Консультация для родителей «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Совершенствование методики проведения образовательной деятельности;

Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики;

Показ презентации «РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»  В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММОЙ МБДОУ»

Обобщение своего опыта.

Ноябрь

Декабрь

Февраль

Март

Апрель

Май

5 этап – Итогово - контрольный:

Формы работы

Сроки

Подведение итогов своей работы, обобщение наблюдения,

Оформление результатов

Май

Июнь