Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
статья на тему

Мухаматьянова Анисия Байзавиевна

В статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые используются в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_dou.docx376.21 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

IMG_1052 IMG_1049

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь  и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития

В своей педагогической деятельности я использую следующие здоровьесберегающие технологии:

Медико-гигиенические технологии:

  • Режим:соблюдение режима укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность успешное осуществление  разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления, способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры здорового образа жизни.
  • Создание санитарно-гигиенической обстановки в соответствии с существующими нормативами  предусматривает поддержание чистоты и порядка в помещении, соблюдении максимальной нагрузки на  воспитанников в НОД, длительности прогулки, оптимального светового,  воздушного, температурного режима  в помещении, гигиена одежды  детей и взрослых, организация питания. Мебель, оборудование, соответствующее росту детей.
  • Индивидуальная работа с каждым ребёнком, учёт уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками.
  • Безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

Провожу следующие виды  утренней  гимнастики: классическая,  танцевально-ритмическая, креативная, построенная на подвижных играх.

Гимнастика проводится  под музыку. Оздоровительная  гимнастика  после сна включает 3 упражнения  (по 3-5 раз); массаж живота, головы, груди, ног, рук.

Для  развития гибкости,  силы  включаю  в утреннюю гимнастику  и после сна статические позы: «морская звезда», «улитка»,  «дельфин», «рыбка»,  «змея».

Для повышения  интереса к занятиям  физическими упражнениями  использую  различные варианты  занятий: традиционные, игровые,  сюжетные; тематические занятия с использованием  музыкально-ритмических  движений;  занятия-путешествия; занятия,  построенные  на подвижных  играх;  занятия, построенные  на интеграции  образовательных  областей.

Двигательная   разминка ежедневно между НОД. (10 мин.)

Физминутка  ежедневно  на  НОД.  (2 мин.)

Для  снятия  психоэмоционального  напряжения  на занятиях использую  упражнения: «Задуй свечу»,  «Сосулька»,  «Деревянные  и  тряпочные  куклы».

Спонтанный  танец,  танец  на  стульчиках.

Позы животных  ежедневно,  в  течение  дня.

Пальчиковая  гимнастика  ежедневно 2 раза в течение дня.

Самостоятельная двигательная активность детей ежедневно на прогулке, в личное время ребенка  и в зависимости  от желания  ребёнка.

Двигательная  активность по закреплению ОВД  под руководством  воспитателя.

Развлечения и досуги спортивные праздники-1 раз в месяц  (25 мин).

Массажи: пальчиков, ладоней, носа,  ушных  раковин,  ходьба по массажной  дорожке.

Оздоровительная гимнастика.

Мимическая гимнастика: «Улыбка»,  «Барабан»,  «Игра в прятки».

Психогимнастика  «Ласкушенька».

Гимнастика для глаз: упражнения  «Бабочка»,   «Самолёт».

Дыхательная  гимнастика: использую  метод  А.Н. Стрельниковой.  Эта  гимнастика  способствует ускоренному развитию  мышц, помогающих  дыханию, укрепляет  голосовые  связки,  тонизирует  верхние  дыхательные  пути встречные  противотоком   воздуха, который  поступает  в  лёгкие  при  сжатии  грудной  клетки. Упражнения: «Ушки»,  «Ладошки»,  «Кошечка».

Дыхательно-звуковая  гимнастика  учит  правильно  дышать и   оберегает  от  простудных   заболеваний.   Упражнения:  «Гуси»,  «Петушок»,  «Регулировщик»,   «Трубач»,  « Паровозик».

Очищающее  дыхание-  воздух выдыхается  толчками.  Мы с детьми  произносим  разные звуки:  -у(паровоз), -р( мотор),  -с(ветер), -ш(листья шумят). Ха- дыхание ( после перенесённого ОРЗ).

Комплекс  оздоровительных  упражнений  для  горла: «Лошадка»,  «Ворона»,   «Змеиный  язычок»,  «Зевота».

Игры-медитации  под  музыку  («Сон  на берегу моря»,  «Лес»,  «В  лесу»), способствуют снятию  утомления, усталости.

Некоторые  позы  хата-йоги: «Качалка» (для  укрепления  мышц  спины  и  брюшного пресса); «Кобра» (для позвоночника); «Поза льва» (профилактика  простудных заболеваний горла).

В  НОД  включаю  занятия,  дидактические игры  по  ознакомлению  со  своим  организмом: «Мой  организм»,  «Здоровые зубы»,  «Витамины»,  «Правила  здоровья»,  «Страна  здоровячков».

Рассматривание  дидактических  картинок  «Как  устроен человек»,    «Азбука  здоровья»,  «Уроки Мойдодыра».

Чтение  художественной  литературы: К. Чуковский  «Мойдодыр»,                                     Аг. Барто  «Девочка   чумазая»,  Я.Яхнин  «Почему  надо  чистить  зубы».

Предлагаю  детям  игровые  поисковые  и игровые  познавательные  ситуации.

Организовала  игровую  среду для  игр: «Больница»,  «Аптека», «Стадион».

Изготовила нестандартное  оборудование  для занятий  физкультурой  из  бросового материала.

Психолого- оздоровительные технологии:

  • Cказкотерапия – сказка представляет мощное средство психокоррекции, помогает ребенку выявлять  внутренние конфликты, даёт возможность отреагировать значимые эмоции, он учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным. Сказка на занятиях интегрированного характера облегчает вхождение  детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития образного и творческого воображения детей. Виды работ со сказкой, которые я использую в работе с детьми: перевирание сказки (намеренно меняем сюжет),  сказка в заданном ключе (меняем время, события), составляем салат из сказок, сочинение  ребёнком своей собственной сказки, изменить грустный конец сказки,  придумать новые эпизоды к сказкам, сочинение сказки, используя условные заместители.
  • Музыкотерапия – музыка снимает напряжение, успокаивает.  Провожу игры-медитации: « Сон на берегу моря», «В лесу».
  • Релаксация под соответствующую музыку («Звуки ручья», «Звуки леса», «Звуки прибоя»).
  • Проведение игр на снятие стресса, игры  и упражнения на обучение навыкам саморегуляции, снятия  психоэмоционального напряжения, умения общаться и устанавливать контакт со сверстниками,  разрешать конфликтные ситуации.

В результате использования здоровьесберегающих технологий имею положительную динамику состояния здоровья детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...

"Здоровьесберегающие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здоровому образу жизни, коррекционные технологии».

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...