Родительское собрание на тему: «Речевое развитие детей 3-4 лет»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Григорьева Анджела Владимировна

собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему: «Речевое развитие детей 3-4 лет»

- Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада встрече с вами, спасибо, что пришли на нашу встречу.

Сейчас я предлагаю вам ответить на мои вопросы. Отвечайте на вопросы пожалуйста, честно и откровенно. Для этого выходите, вставайте все в круг. Пока звучит музыка вы передаёте мяч по кругу, как только музыка останавливается, на вопрос отвечает тот у кого мяч остался в руках.

- В какую игру вы играли недавно с ребёнком?

- Если ребёнок спрашивает вас о чём-то ваши действия?

- Как часто вы разговариваете с ребёнком?

- При выборе новой игрушки что учитываете, чем рукаводствуетесь?

- Рассказываете ли вы сказки ребёнку?

- какую сказку вы читали, последний раз?

       

Сегодня мы поговорим с вами о нормах речевого развития детей 3-4 лет, а также вам будут даны рекомендации для развития речи детей.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство.

И так, для начала нам нужно разобраться, что же такое «Речь»

Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколениям.

К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 — 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные {папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель.

И поэтому нам предстоит непростая и кропотливая работа.

  • Расширять и активизировать словарь  мы должны на основе  обогащения представлений о ближайшем окружении. Название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта; детали и части предметов- у платья-рукава, воротник, карманы, пуговицы;  качества ( цвет, форма, размер), особенности поверхности ( пушистая, шороховатая).
  • Обогатить словарь названиями частей суток, домашних и диких животных, овощей и фруктов.

И так, сейчас я предлагаю вам немного поиграть, игра называется «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК», ЦЕЛЬ: закреплять в словаре ребенка слова по теме: «Игрушки», «Фрукты», «Овощи» и т.д., учить различать предметы на ощупь, совершенствовать тактильное восприятие.

ОБОРУДОВАНИЕ: мешочек, предметы по теме. Предложите ребенку достать из «чудесного мешочка» определенный предмет. Малыш должен найти его на ощупь, не заглядывая в мешочек. Усложнить задание можно, положив в мешочек предметы разного размера (большие, маленькие). В этом случае ребенку предлагается найти в мешочке указанный взрослым предмет.

В некоторых словах, особенно в труднопроизносимых, ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово пингвин как пи-гин, ножницы как нозицы, автомобиль как амабиль, магазин как гамазин, вертушка как левтуска, чемодан как чедоман, температура как тематура, покатай как копатай, оторвали как отоврали и т.д.

Я хотела бы порекомендовать вам игры для речевого развития: «Какой? Какая? Какое?» и хочу с вами в нее поиграть.

Цель этой игры - образование качественных прилагательных.

* У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный)

* В колбасе много жира. Значит, она какая? (Жирная)

* У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная)

* Целый день идет дождь. Значит, день какой? (Дождливый)

* Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой? (Ленивый)

* У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное)

* На куртке грязь. Значит, куртка какая? (Грязная)

* В яблоке червяк. Значит, оно какое? (Червивое)

*С утра мороз. Значит, утро какое? (Морозное)

     Иногда ребенок знает, как называется предмет, но не может назвать детали, элементы, из которых он состоит, то есть не вычленяет часть из целого. Гуляя, например, в лесу, объясните ему, «из чего состоит дерево» (ствол, корни, ветки, листья), научите его узнавать наиболее распространенные породы деревьев — березу, липу, тополь, ель, сосну. Во время прогулки по улице помогите разобраться, «как устроен дом», где стены, крыша, окна, двери.  

В речи детей часто наблюдаются такие ошибки, как неправильное употребление падежных окончаний: «Спроси у маме, поехала к папи» и др.  В этом поможет Игра «Чего не стало»

     «Чего не стало». Разложите на столе 3—4 предмета, например, машину, мишку, карандаш. Предложите малышу назвать их и запомнить, что лежит на столе. Попросите ребенка закрыть глаза (или отвернуться), а сами в это время уберите один из предметов. Затем спросите его, чего не хватает. Поставьте перед ребенком чашку, блюдечко и тарелку. Попросите назвать предметы. Затем, убирая их по очереди со стола, предложите назвать, чего не стало.

    Учите малыша и самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему еще раз внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы:

Взрослый. Что это?

Взрослый.  какого цвета?

Взрослый. Что на ней нарисовано? (Показывает на рисунок.)

Взрослый. А это что у чашки? (Показывает на ручку.)

Взрослый. Зачем нужна ручка?

Взрослый. Зачем нужна чашка?

Взрослый. Что можно пить из чашки?

Ребенок. Воду, чай, молоко.

Взрослый. Правильно, а еще можно пить из чашки компот, кисель, кофе, какао.

Через некоторое время ребенок с большим интересом сможет рассказать о какой-либо из своих игрушек: кукле, зайке, слоне, машине, мячике.

    Дети обычно с удовольствием рассматривают картинки в книгах. Но книги должны соответствовать возрасту малыша, быть понятными ему. Прежде чем требовать от ребенка, чтобы он рассказал, что изображено на картинке, покажите, как это делается.      Учите ребенка выделять сначала главное, потом—второстепенное. Так, например, рассматривая иллюстрации, на которых изображены дети, спросите сначала, кто изображен на рисунке, что делают ребята, затем обратите внимание малыша на то, как они одеты. Предложите ему определить время года. Спросите его, почему он считает, что на рисунке изображена зима, а, например, не лето (дети катаются на санках, на коньках или лыжах, одежда на них теплая—зима; дети купаются, загорают, на деревьях зеленые листья—лето и т.д.).

очень важно уметь правильно подобрать книги для чтения. Для малышей четвертого года жизни стихи, сказки, рассказы должны быть небольшие по объему, несложные по содержанию, доступные для понимания.

    Одно и то же художественное произведение можно читать по нескольку раз. Повторное чтение углубляет впечатления ребенка, усиливает эмоциональные переживания, способствует лучшему запоминанию текста. Чтение — это не пассивное восприятие ребенком произведения. Прочитав сказку или рассказ, спросите малыша, о чем говорится в них, что происходит с главными героями. Последовательно отвечая на поставленные вопросы, малыш лучше запомнит содержание сказки.

Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.

Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. 

Станция «Сказочная» (загадки про сказки, нужно догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна!

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул!

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (ЭТО ЕСЛИ ВРЕМЯ БУДЕТ)

И сейчас мне бы хотелось у вас узнать, что вы сделаете что бы развить речь у ребёнка. Продолжите пожалуйста фразу: Чтобы развить речь ребёнка я буду….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Речевое развтите детей 5 лет"

Данный материал можно использовать при подготовке к родительским собраниям, для размещения в родительских уголках и в повседневной работе с детьми по развитию речи....

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Особенности проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...

Выступление на родительском собрании на тему "Речевое развитие ребенка 3-4 лет"

Выступление на родительском собрании с целью ознакомления родителей с особенностями развития речи в младшем дошкольном возрасте...

Родительское собрание по теме "Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.Игры.Методы.Приемы"

Презентация содержит причины задержки речи, упражнения для запуска речи, артикуляционные упражнения, а так же и др игры в помощь педагогам и родителям....

родительское собрание на тему: "Речевое развитие"

родительское собрание на тему: "Речевое развитие"...

Конспект родительского собрания на тему: "Речевое развитие ребёнка"

Родительское  собрание является необходимым атрибутом дошкольной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Мы предлагаем вашему вниманию сценарий родительского собрания для воспитате...