Использование фольклора в развитии культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста.
статья (младшая группа) на тему

Мальцева Елена Леонидовна

В данной статье раскрывается значение детских фольклорных произведений в развитии культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Рассмотрены основные направления работы воспитателя по данному направлению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Использование фольклора в развитии культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста

Автор статьи: Мальцева Е.Л.

Аннотация: в данной статье раскрывается значение детских фольклорных произведений в развитии культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста. Рассмотрены основные направления работы воспитателя по данному направлению.

Ключевые слова: культурно-гигиенические навыки, фольклор, ранний возраст.

Одним из основных принципов дошкольного образования, утвержденным федеральным государственным образовательным стандартом, является полноценное проживание ребенком всех этапов детства. Также Стандарт указывает на то, что осуществление образовательного процесса должно происходить в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры. Учитывая эти требования, педагог, осуществляя свою деятельность, должен позаботиться о её максимально эффективной организации при формировании культурно-гигиенические навыков у детей раннего возраста. 

Поступление ребенка в детский сад - сложный и ответственный период в жизни малыша и взрослых. В этот период происходит адаптация воспитанника к новым социальным условиям. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное пребывание в детском саду и в семье.

Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций: мыть руки, пользоваться ложкой и вилкой, одеваться и раздеваться и прочее. 

Для детей раннего возраста очень важным остаётся мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы быть красивым». Выразить в речи последовательность операций, малыши еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например, для умывания - мыло, полотенце и вода; для расчёсывания – расчёска и т.д. Малыша привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действия в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста будет осуществляться эффективнее, если:

- учитывать психолого-педагогические особенности детей;

- использовать игровые виды деятельности и художественное слово (фольклор).

Для плодотворного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детское устное народное творчество - сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки. Малый фольклорный жанр - это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника.

Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнить задания педагога. Замечено, что к педагогу, виртуозно владеющему образным народным устным творчеством, тянутся дети: их завораживает напевность слов, привлекает внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины». Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. У ребенка при этом развивается память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивается координация и ловкость. Рассказывая потешки, на первых порах необходимо использовать наглядность, объяснять значение новых слов, опираясь на опыт и знания детей.

Фольклорное произведение, рассчитанное на обращение к ребенку по имени, помогает малышу «открыть» себя, делает его соучастником действия, утверждает его личность, уважение к нему, признание уникальности и неповторимости. Фольклор в силу своих особенностей выступает в качестве содержательной основы обучения на ранней ступени и предполагает использование оптимальных методов и приёмов, которые носят развивающий характер.

Работа по воспитанию культурно-гигиенических навыков с использованием фольклора включает в себя:

- единые требования;

- создание развивающей предметно-пространственной среды группы;

- подбор фольклорного материала в соответствии с возрастом детей;

- использование иллюстраций из фольклорных произведений;

- работа с семьями воспитанников.

Надо стараться использовать фольклор в своем общении с детьми во время всех режимных моментов. Например:

Встречая утром детей, воспитатель тепло улыбается, здоровается с ним, обязательно называет его по имени, и приглашает пройти в группу, используя фольклор:

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю, ему песенку спою.

Вечером прощаясь, обращает внимание родителей на какой-то маленький успех их малыша, говоря добрые слова похвалы, тем самым у ребенка закладывается поведенческий ритуал: встречи – расставания.

Ты умница, разумница, ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка, да я немножко.

При умывании детей ребенка обучают поэтапно: вначале закатываем рукава, затем подставляем ручки под струю воды, попеременно охватывая ладонью тыльную сторону каждой руки, производя моющие и трущие движения. Смочить мыло, намылить руки, тереть одной рукой о другую, положить мыло, смыть пену. Когда дети умываются, расскажите им потешку, спросите: «Где у нас личико? Где ладошки? Где пальчики?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат наизусть. 

«Чистая водичка моет Артему личико, Матвею – ладошки, пальчики – Тимошке».

При намыливании рук педагог старается не торопить ребенка, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие. Тем более не следует выполнять это действие за него. Постепенно он научается более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей.

В руки мыло мы возьмем и водичкою польем.

Моем  руки чисто, чисто, а потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли. Полотенцем вытирались, на себя мы любовались.

При помощи потешки, нелюбимое девочками заплетание кос превращается в волшебный ритуал. 

Расти, коса, до пояса,  не вырони ни волоса. 

Расти, косонька, до пят все волосоньки в ряд. 

Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся. 

Для знакомства с телом подойдут такие потешки:

«Ротик мой умеет кушать, нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать, ручки - все хватать-хватать»

«Паучок, паучок, Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка, Аню хвать за ушко…»

Удачно использованная потешка помогает воспитателю и во время кормления:

Каша из гречки варилась на печке, варилась и прела, чтобы Катя ела.

Умница, Катенька, ешь кашу сладеньку,

Мягкую, душистую, вкусную, пушистую».

«Это - ложка, это - чашка. В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала - кашки гречневой не стало!»

При одевании детей на прогулку:

Мы наденем Мишке теплые штанишки,

Мы наденем Мишке валенки-малышки.

«Застегнём застёжки на твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки, разные заклёпочки»

При пробуждении:

Вот проснулся петушок. Встала курочка.

Просыпайся наш дружок, Встань, наш Митенька, дружок.

Травка – муравка со сна поднялась, птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь, с кроваток поднимайтесь

Таким образом, использование фольклора в период обучения культурно-гигиеническим навыкам будет способствовать повышению эмоционального настроя ребенка, побуждать к совместным действиям с взрослыми, устанавливать доверительные отношения в коллективе, тем самым реализуя задачи ФГОС ДО по формированию общей культуры детей, ценностей здорового образа жизни.

Список литературы

1. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский

фольклор [Текст]. – СПб.: КАРО, 2014.

2. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ [Текст]. - М.: Сфера, 2013.

3. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект [Текст]. - М.: Айрис-пресс, 2011.

4. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию [Текст].  - М.: Просвещение, 1997.

5. Чумаченко С. Н. Ознакомление детей раннего возраста с народным фольклором //Молодой ученый. - 2017. - №47.1. - С. 163-166.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Знакомство родителей с использовнаием фольклора в повседневной жизни как помощи в обучении ребенка навыкам....

Работа с родителями по теме: "Использование малых форм фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста"

Перспективное  планирование  работы  с  рдителями  на   учебный  год  по  теме:  "Использование  малых  форм  фольклора  в...

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста»   С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующ...

«Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Консультация для родителей«Роль фольклора в формированиикультурно-гигиенических навыкову детей раннего возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»

Для плодотворного отношения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор – сказки и малые фольклор...