ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
материал (старшая группа) на тему

Залитко Людмила Вячеславовна

«Формирование у детей представлений  о правилах дорожного движения через игру»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_tema_no3.docx698.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 Белоглинского района»

ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Тема: «Формирование у детей представлений  о правилах дорожного движения через игру»

http://sosch076.ucoz.ru/3/rod2.png

Воспитатель:

Залитко Людмила Вячеславовна

Актуальность темы:

      Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожнотранспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.  

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.   педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и    осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми. Вот поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры

 Основные задачи:

1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

По намеченным задачам, составлен план работы с детьми . Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей по разделам:  

1.     Продуктивная деятельность – моделирования, рисования, аппликация дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала.  

2.     Художественная литература — использование на занятиях стихов, загадок.  

3.     Физическое воспитание — использование подвижных игр, физкультминуток.

Улица полна неожиданностей и опасностей  

                                                                     Выходя на улицу,  

                                                                        Приготовь заранее,  

                                                                                     Вежливость и сдержанность,  

                                                                          А главное, внимание!  

   Улица для ребенка - это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.    Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Как свидетельствует анализ, большинство ДТП происходит по причине безнадзорности. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать дорогу на близком расстоянии от проходящего транспорта - это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе улицы или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно через сложнейшие перекрёстки. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий с детьми является незнание ими правил дорожного движения, правил посадки в автобус, троллейбус, трамвай и т.д.    Психологи уже давно установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить обстановку на дороге. Следует отметить, что предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена такими особенностями психофизиологического развития, как:  

• неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;  

• быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;  

• процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения;  

• потребность в движении преобладает над осторожностью;  

• стремление подражать взрослым;  

• недостаток знаний об источниках опасности;  

• переоценка своих возможностей.

Воспитание безопасного поведения на дорогах включает в себя:

 

-    ознакомление с окружающим миром;

-    воспитание навыков поведения в повседневной жизни; развитие речи;  

-   развитие памяти, мышления, внимания; ознакомление с конструированием;

-    понимание изобразительного искусства;

-    игру.  

 При реализации этой программы я исхожу из следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском саду, состоит в получении определенных навыков и привычек. Чем больше у ребенка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.    Приобретение таких навыков и привычек в школе дается с большим трудом, особенно в старших классах.    Плохие знания в школе - результат отсутствия полезных навыков и привычек, которые не были заложены в детском саду.    Особенно важны такие навыки и привычки, как сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно - неправильно, хорошо - плохо, подражать - не подражать), умение переводить мысль в дело (автомобиль проехал - можно переходить).

   Большое значение для становления характера имеет привычка сдерживать свои порывы и желания (бежать - но нельзя; другим можно, мне нельзя). Очень важна привычка сосредотачивать внимание, самостоятельно принимать решение, анализировать.  

  Программа воспитания безопасного поведения ребенка на дорогах ставит задачу не столько обучить привычкам дорожного движения (их хорошо должен знать воспитатель), сколько  воспитать безопасное поведение ребенка на дороге и в транспорте.    Самое главное состоит в том, что такая работа должна проводиться постоянно 3-4 раза в неделю, во всех видах занятий с детьми, к одним и тем же вопросам надо многократно возвращаться, стимулировать интерес ребят. Воспитатель любой группы должен хорошо знать программы и методику воспитания в любой группе.    Изучение правил безопасного поведения  провожу со всей группой, а закрепление этих знаний и привитие ребенку необходимых знаний надо проводить индивидуально или небольшими группами.

   Тематическое планирование деятельности по самообразованию

Сроки  

Месяц

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

1.Подбор и изучение литературы по теме.

2.Работа с методическим материалом:

3.Разработка перспективного планирования по безопасности

1.Т.А.Шорыгина «Беседы о правилах дорожного движения»;  

2.Э.Я Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения.»;

3.Н.В.Коломец «Формирование безопасного поведения у детей 3-7 лет.

4. Ф.С.Майорова «Изучаем дорожную азбуку.»

Октябрь

1.Диагностические исследования (с использованием иллюстраций)

1.Для чего нужна улица?

2.На какие части делится улица?  

3.Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?

4.Где люди могут переходить дорогу

5.Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?                          

6.Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

2. Составление картотеки игр по ПДД в разных возрастных группах.

Вывод по диагностики.

Ноябрь

1. Анализ предметно – игровой среды (для сюжетно – ролевых игр по ПДД) в группах ДОУ.

2.Оформление папки- передвижки "Три сигнала светофора"

Ноябрь

Апрель

Работа с детьми

Знакомство с темой по средствам информации (беседы,  целевые прогулки, чтение произведений ,стихов , просмотр мультфильмов, загадки).  

Сентябрь-май

Работа с родителями.  

Подбор материала для родителей (консультации, папки-передвижки , рекомендации ,анкета «Правила и безопасность дорожного движения».)

Май

Отчет по проделанной работе

Консультация для педагогов «Организация работы с детьми по безопасности дорожного движения», «Система работы по ПДД».

Рекомендации : «Правила дорожного движения».

                Работа с детьми на 2016 -2017 учебный год

Содержание

Сроки

1.Целевая прогулка по улице города, рассказ воспитателя.

2.Беседа на тему «Устройство проезжей части» (с использованием макета улицы, специальных атрибутов).

сентябрь

1.Составление детьми рассказов «Что я видел на улице, когда шел в детский сад  

2.Сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы».  

3.Чтение художественной литературы на тему «Ребенок и улица».

октябрь

1.Рассматривание макета светофора, рассказать детям о назначении светофора.  

2.Конструирование из бумаги «Светофор»

ноябрь

1.Отгадывание загадок по ПДД, обыгрывание ситуаций на дороге.  

2.Знакомство с дорожными знаками

3.Рисование дорожных знаков по желанию кто какой хочет  

4.Развлечение на тему: "Спасем дорожные знаки"

декабрь

1.Рассматривание иллюстраций, обсуждение различных ситуаций поведения пассажиров            

2.Беседа на тему «Осторожно, скользкая дорога! »    

3.Чтение стихотворения А. Ганюва «Гололёд».

январь

1.Беседа на тему «Правила поведения на дороге? »          

2Рассказ воспитателя о том, где можно и где нельзя играть

февраль

1.Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».  

2.Настольная игра «Мы едем, едем, едем! »        

3.Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль».

март

1.Выставка детских рисунков  

2.Дидактические игры: « Разложи правильно дорожные знаки», «Подумай, отгадай»

март

1.Беседа «Где правильно кататься на велосипеде»  

2.Дидактические игры»: « Собери светофор»,  

3.Художеств.эстетич развитие лепка « Светофор»

апрель

1.Чтение: А. Дорохов «Подземный переход», С. Михалков «Про одного мальчика».

2.Сюжетно-ролевые игры: «Светофор и пешеходы.»

май

          Работа с родителями на 2016-2017 учебный год

                               Мероприятие

Дата

Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота    взрослых»

Сентябрь

Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».

Декабрь

Консультация для родителей: «Ребенок в автомобиле»  

Март

Методика работы с детьми по воспитанию безопасного поведения его в любой дорожной ситуации .

                                               Общие положения  

    Этот раздел включает в себя программы и методические советы, которые позволят в  дошкольном учебном заведении вести работу по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах для каждой возрастной группы.   Основная цель воспитательной работы должна заключаться в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребе представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.   Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Эта долгосрочная педагогическая и социальная задача не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и направления программы воспитания в детском саду. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.

   

Старшая группа (от 5 до 6 лет)  

 Рекомендуемая программа воспитания безопасного поведения на дороге детей старшей группы.  

 В старшей группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:  

- повторять вопросы программы, отработанные в предыдущих группах;

-учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада - знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона, каким маршрутным транспортом пользуются родители;  

-  прививать детям правила пользования маршрутным транспортом;  

- продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров, правила перехода железнодорожных переездов, предупредительные сигналы, подаваемые водителем, средства  

- Переходить проезжую часть пешеходам можно по сигналам пешеходного светофора или когда транспортный светофор имеет зеленый основной сигнал и выключенные стрелки направо или налево в дополнительных секциях. В этом случае переход переходит проезжую часть безусловно, т.е. транспорт не поворачивает ни налево, ни направо, и пешеход может свободно переходить проезжую часть. При включении в дополнительной секции стрелки переходить проезжую часть по основному зеленому сигналу запрещено;  

-  после того как изучены сигналы светофора, необходимо переходить к изучению сигналов регулировщика (таких сигналов пять, они были рассмотрены ранее);  

- сравнивать сигналы светофора и сигналы регулировщика нельзя, хотя в литературе можно встретить это сравнение. Только движение со стороны спины всегда соответствует красному сигналу светофора. В других положениях регулировщика нет соответствия сигналам светофора полностью или частично. Поэтому аналогию проводить нет необходимости. Поднятая рука регулировщика вверх запрещает движение всем и предупреждает о смене сигнала, но не обязательно запрещающий меняется на разрешающий, и наоборот, т.е. этот сигнал может соответствовать сигналу светофора красный и желтый одновременно - приготовиться к движению, а может соответствовать и желтому, когда готовиться к движению еще не надо - будет опять запрещающий сигнал для пешехода или водителя, нет необходимости детям это объяснять. Детям надо объяснить и показать положение регулировщика и в каком направлении разрешено движение пешехода.  

ПОМНИТЕ!  

При разрешенном направлении движения пешеходов разрешен и поворот направо транспорту, поэтому пешеход должен убедиться, что водитель транспорта ту уступает дорогу  

ПОМНИТЕ!  

Сигналы регулировщика главнее сигналов светофора.  

   Использовать детей для показа сигналов регулировщика, им это нравится; надо детям пояснить назначение и других видов транспорта: водного, железнодорожного и воздушного. Самым безопасным транспортом является воздушный, меньше всего гибнет людей при движении на этом транспорте, около 2 тыс. в год во всем мире. На железнодорожном транспорте в год в мире гибнет около 5 тыс., на водном транспорте (речном и морском) также много гибнет людей - около 50 тыс. в год. Но самым опасным является наземный - в год во всем мире гибнет более 500 тыс. человек. При этом каждый 12-й погибший - россиянин, и каждый 50-й - ребенок. Поэтому воспитатель должен подчеркнуть необходимость соблюдение правил безопасного поведения всеми участниками движения. Хорошее знание правил в детском возрасте и привычка их соблюдать позволят детям в школьные годы безопасно ездить на велосипеде, а взрослым на наземном транспортном средстве.  В старшей группе надо учить и обязанностям пассажира, при этом различают следующие моменты:  

1. Поведение пассажира на остановке для общественного транспорта - стоять надо на тротуаре, не близко к проезжей части. На скользкой дороге может занести автобус и травмировать человека.

 2.Поведение пассажира во время посадки - не толкаться, помогать детям, инвалидам и пожилым при посадке, они заходят в салон первыми, не препятствовать закрытию двери, у входа не задерживаться, проход внутрь салона.

 3.Поведение пассажира во время движения - при наличии мест сидеть, стоять в специально отведенных местах, где есть за что держаться, громко не разговаривать, не высовывать руки и голову из окон (отвлекается водитель от управления, а это опасно). Заранее готовиться к выходу, не закрывать видимость водителю.

4.Поведение при выходе - первым выходят взрослые, а потом дети, инвалиды и пожилые, до полной остановки не выходить. После выхода переходить проезжую часть в установленных местах, после отхода общественного транспорта от остановки.

 

К 6 годам у детей должны выработаться следующие навыки:  

- перед переходом проезжей части остановиться у края проезжей части, посмотреть налево, потом направо, а затем еще раз налево и, если нет опасности, переходить проезжую часть;  

- знать все места, где разрешается ходить по дороге, и переходить проезжую часть дороги; регулировщик отменяет только знаки приоритета и сигналы светофора;  

-   соблюдать правила безопасного поведения в общественном транспорте

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)  

Рекомендуемая программа воспитания безопасного поведение на дороге детей подготовительной группы.  

 В подготовительной группе рекомендуется отрабатывать следующие вопросы:  

-  повторять вопросы программы, отработанные в предыдущих группах;  

-  85% происшествий возникает из-за того, что пешеход вовремя не заметил появившуюся  

опасность, очень часто причиной этого являются недостатки, связанные со зрением,  

вниманием, памятью, глазомером. Необходимо проверить остроту зрения у ребенка, пути  

повышения внимания, зрительной и оперативной памяти;  

- проводить тренировки по концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации;  

- научить соблюдать правила безопасного поведения при самостоятельном движении по дороге;  

- формировать самостоятельность и ответственность в действиях ребенка на дороге;  

- учить детей давать оценку действий водителя, пешехода и пассажира в опасных дорожных ситуациях;  

-  учить детей выбрать 1 сентября наиболее безопасный путь к школе;  

- учить детей определять опасные дорожные ситуации и пути их безопасного решения; выработать у ребенка необходимые навыки правильной ориентации в непрерывно меняющихся условиях дорожного движения;  

-  обучение следует проводить в реальных условиях движения и на первый план выдвигать поощрение правильного поведения детей, а не наказание за нарушения;  

-  разъяснять детям правила дорожной безопасности в условиях плохой погоды.  

Методика работы с детьми подготовительной группы по привитию навыков безопасного поведения на дороге  

  В подготовительной группе продолжается изучение правил, привитие навыков безопасного поведения на дороге методами, описанными для других групп, и добавляются следующие:  

-разъяснять детям, что они - будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира. Знакомить детей с безопасным движением по схеме микрорайона;  -   развивать у ребенка основные психофизиологические установки, необходимые для безопасного движения по дорогам:  

а)  оценивать окружающую дорожную обстановку через зрение, органы слуха  (увидел сигнал светофора, транспорт и т.д., услышал предупредительный  звуковой сигнал, подаваемый водителем или свистком регулировщика);  

б)  воспринимать дорожную информацию во взаимодействии с другими явлениями (автомобиль быстро передвигается, в тумане расстояние до автомобиля

кажется далеким, а на самом деле он близко, на скользкой дороге  тормоз-  ной путь увеличивается);  

в)  развивать мышление - обрабатывать полученную информацию, умение подключать знания, полученные на занятиях, от родителей, взрослых, от  средств массовой информации (телевидение, кино, радио), от сиг даваемых водителем или  средствами регулирования дорожного движения;  

г)  убеждать ребенка в необходимости вырабатывать положительные привычки по выполнению правил безопасного поведения (отношения);  

д)  учить ребенка принимать наиболее безопасное решение и исполнять принятое решение (вырабатывать модель поведения).  

Только воздействие всех лиц, указанных на схеме, позволит уменьшить вероятность попадания в ДТП не только детей, но и вообще граждан Росси  

Учите ребенка не только знать скрытую опасность, но и предвидеть ее и ее использовать:  

-  неоднократно покажите ребенку с тротуара стоящий автобус (спереди) и внезапно выезжающий из-за него попутный транспорт;  

-  стоящий грузовик и внезапно выезжающий из-за него встречный транспорт;  

-  стоящий грузовик и внезапно выезжающий из-за него попутный транспорт;  

-  кусты, деревья, забор и транспорт за ними;  

- движущийся транспорт и транспорт, обгоняющий его и выезжающий из-за него;  

- движущийся транспорт и встречный транспорт, выезжающий из-за первого. Ребенок должен привыкнуть к обстановке, убедиться, что за разными предметами на улице  часто скрывается опасность. Тогда он сможет предвидеть ее.  

Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить их знания о правилах безопасного поведения на улице. С этой целью, по возможности, с каждым ребенком или подгруппой детей проводятся беседы по вопросам, желательно с использованием иллюстраций.  

Примерные вопросы для бесед с ребенком  

■ Для чего предназначена улица?  

■ На какие части делится улица?  

■ Как называют людей, идущих по улице?  

■ Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?  

■ Где люди могут переходить проезжую часть?  

■ Что означают цвета светофора?  

■ Кто следит за порядком на дороге?  

■ Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?  

■ Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?  

■ Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?  

■ Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?  

■ Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью?  

■ Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?  

■ Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?  

■ Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?  

■ Ты умеешь плавать? С кем ты купался?  

■ Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?  

■ Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?  

■ Что бы ты сделал, если бы к тебе подошла незнакомая женщина (мужчина) и сказала бы, что она знакомая твоей мамы и предложила бы пойти вместе с ней в игрушечный магазин неподалеку?  

■ Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать?  

■ Что ты будешь делать, если на улице незнакомый мужчина предложит тебе покататься на новой красивой импортной машине? Расскажешь об этом маме?  

■ Если ты потерял родителей в большом магазине, что будешь делать?  

Проводя занятия по изучению дорожных знаков, напоминаю детям, что следует обратить внимание на предупреждающей знак 1.20  «Пешеходный переход».  

 

В гололед  

После теплых дней наступило похолодание. Дорога покрылась ледяной коркой. Стало скользко. В этих условиях появляться перед близко идущим транспортом очень опасно: на скользкой дороге автомобиль остановить трудно. Поэтому по пути домой будьте особенно осторожны. Не спешите, так как можно неожиданно упасть и оказаться под колесами.  

ПОМНИТЕ!  

Каток на тротуаре, пешеходной дорожке и особенно проезжей части может привести к серьезной травме. Ледяные горки рядом с дорогой очень опасны. Возрастает вероятность заноса автомобиля на скользкой дороге, тормозной его путь увеличивается, а пешеходу трудней остановиться мгновенно. Наиболее опасен буксующий транспорт, камни летят изпод него, и вырваться из плена он может в любую сторону.  

В дождливый день  

На улице дождь. Дорога скользкая. Стекла машины покрываются водой. Видимость ухудшается. В таких условиях водителям трудно работать. Расстояние, нужное для остановки автомобиля, на мокрой дороге увеличивается. Поэтому, возвращаясь из школы, не спешите перебегать улицу. Посмотрите внимательно вокруг себя, пропустите приближающийся транспорт и, только убедившись в полной безопасности, начинайте переход. Запомните: даже самый опытный водитель не может мгновенно остановить транспорт, особенно на мокрой дороге.  

 В туман  

  На улице туман. Видимость очень плохая. Поэтому, прежде чем перейти дорогу убедитесь, что по ней не движется автомобиль. А если рядом окажется малыш, возьмите его за руку и переведите через проезжую часть.   Нелишне напомнить, что в тумане надо быть особенно осторожным, так как в тумане расстояние до предмета воспринимается дальше, а скорость транспорта кажется меньше, чем на самом деле.  

 В морозную погоду  

На улице холодно. Стекла автомобилей покрываются изморозью, и водителям очень трудно наблюдать за дорогой. Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, в мороз же, когда видимость у водителя ограничена, а сугробы сужают проезжую часть и затрудняют движение, тем более следует быть осторожным. И чтобы с вами не случилось беды, не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. Только после этого можно переходить проезжую часть.  

Оттепель  

Самая скользкая дорога в оттепель, во время нулевой температуры, когда на ней лежит лед или снег. Тормозной путь транспорта в 10 раз увеличивается и становится самым большим. На дороге появляется вода, а под ней лед, и дети могут упасть. Поэтому каждый шаг надо проверять, следить и за состоянием дороги, чтобы самому не упасть, и за транспортом, чтобы он не наехал на вас и на ребенка.  

беды, не торопитесь, подождите, пока пройдет весь транспорт. Только после этого можно переходить проезжую часть.  

Оттепель  

Самая скользкая дорога в оттепель, во время нулевой температуры, когда на ней лежит лед или снег. Тормозной путь транспорта в 10 раз увеличивается и становится самым большим. На дороге появляется вода, а под ней лед, и дети могут упасть. Поэтому каждый шаг надо проверять, следить и за состоянием дороги, чтобы самому не упасть, и за транспортом, чтобы он не наехал на вас и на ребенка.  

ПОМНИТЕ!  

Осенью, зимой и весной самая опасная дорога в оттепель.  

 Перед выходными днями  

Впереди выходные дни, дни отдыха. Можно больше времени уделить своим любимым играм на воздухе. Однако не стоит забывать, что транспорт движется по дорогам всегда. Дорога не знает выходных. Поэтому лучше играть во дворах, садах или на детских площадках. Предостерегайте детей выбегать на проезжую часть дороги, так как, увлекшись играми (катаясь на санках или коньках, на велосипеде, самокате по дороге), они могут не заметить идущий по ней транспорт. А это приведет к большой беде. Обратите их внимание, что снегоуборочные машины не всегда работают по ходу движения транспорта, а автомобили для вывоза снега разворачиваются в самых неожиданных местах. Игра в снежки также опасна для других пешеходов и водителей.  

Напомнить родителям  

 Следите за прогнозом погоды, чтобы правильно одеть детей. Категорически запретить детям кататься с горок вблизи дорог даже внутри дворовых территорий. Нельзя везти детей на санках через проезжую часть. Следует снять ребенка с санок, санки взять в одну руку, а ребенка другой рукой придерживать за руку и только так переходить проезжую часть. Детская одежда должна быть яркой или иметь светоотражающую полосу и желательно без больших капюшонов, ограничивающий поле зрения Осенью, зимой и весной самая опасная дорога в оттепель.  

 Перед выходными днями  

Впереди выходные дни, дни отдыха. Можно больше времени уделить своим любимым играм на воздухе. Однако не стоит забывать, что транспорт движется по дорогам всегда. Дорога не знает выходных. Поэтому лучше играть во дворах, садах или на детских площадках. Предостерегайте детей выбегать на проезжую часть дороги, так как, увлекшись играми (катаясь на санках или коньках, на велосипеде, самокате по дороге), они могут не заметить идущий по ней транспорт. А это приведет к большой беде. Обратите их внимание, что снегоуборочные машины не всегда работают по ходу движения транспорта, а автомобили для вывоза снега разворачиваются в самых неожиданных местах. Игра в снежки также опасна для других пешеходов и водителей.  

Напомнить родителям  

 Следите за прогнозом погоды, чтобы правильно одеть детей. Категорически запретить детям кататься с горок вблизи дорог даже внутри дворовых территорий. Нельзя везти детей на санках через проезжую часть. Следует снять ребенка с санок, санки взять в одну руку, а ребенка другой рукой придерживать за руку и только так переходить проезжую часть. Детская одежда должна быть яркой или иметь светоотражающую полосу и желательно без больших капюшонов, ограничивающий поле зрения.

 Обувь должна иметь нескользкую, ребристую подошву. Дошкольника зимой должен гулять только с взрослыми людьми.  

Проводить с детьми беседы не только о правилах поведения на дороге, но и культуре участника дорожного движения. Приведем примерные беседы воспитателя с детьми по этой теме.  

Культура движения пешеходов  

   Культура движения пешеходов - это прежде всего знание и точное соблюдение правил и безопасности дорожного движения, внимание и осторожность на дороге, уважение к нелегкому труду водителей.

Общие обязанности пешеходов, согласно Правилам дорожного движения, несложны, и их нетрудно запомнить. Однако кроме правил следует придерживаться целесообразных норм поведения. Чаще всего знание пешеходами правил дорожного движения не выходит за пределы умения различать «цвета» светофора. И уж совсем считается хорошо, если пешеход знает, что, начиная переход, он должен посмотретъ налево, направо, а дойдя до середины - направо, налево и еще раз направо. Этого совершенно недостаточно. Статистика показывает: из всех дорожно-транспортных происшествий значительную часть составляют наезд на пешеходов, при этом 70% этих ДТП происходит там, где пешеходы появляться не должны или не имеют права, т.е. по вине самих пешеходов. Вопрос можно поставить и подругому: имеет ли право водитель, спасая одного пешехода, рисковать жизнью других участников движения, пассажиров, своей жизнью?  

Где же выход? Во взаимопонимании, во взаимоуважении, по принципу: дорога уважает пешехода, пешеход - дорогу. В идеале это выглядит так: водитель, видя пешехода, начавшего переход, пропускает его (останавливается и показывает рукой: проходите спокойно, я подожду).  

Диагностика знаний дошкольников о правилах безопасного поведения вне дома и условий освоения этих знаний.  

Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить их знания о правилах безопасного поведения на улице. С этой целью, по возможности, с каждым ребенком или подгруппой детей проводятся беседы по вопросам, желательно с использованием иллюстраций.  

Примерные вопросы для бесед с ребенком  

■ Для чего предназначена улица?  

■ На какие части делится улица?  

■ Как называют людей, идущих по улице?  

■ Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?  

■ Где люди могут переходить проезжую часть?  

■ Что означают цвета светофора?  

■ Кто следит за порядком на дороге?  

■ Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?  

■ Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?  

■ Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?  

■ Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?  

■ Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью?  

■ Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?  

■ Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?  

■ Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?  

■ Ты умеешь плавать? С кем ты купался?  

■ Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?  

■ Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?  

■ Что бы ты сделал, если бы к тебе подошла незнакомая женщина (мужчина) и сказала бы, что она знакомая твоей мамы и предложила бы пойти вместе с ней в игрушечный магазин неподалеку?  

■ Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать?  

■ Что ты будешь делать, если на улице незнакомый мужчина предложит тебе покататься на новой красивой импортной машине? Расскажешь об этом маме?  

■ Если ты потерял родителей в большом магазине, что будешь делать?  

При анализе ответов необходимо обратить внимание на полноту, глубину и обобщенность знаний об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе и в транспорте.  

Можно изучить представления детей, предложив им закончить следующие ситуации.  

■ Буратино торопиться в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу, где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Что должен делать Буратино?  

■ Буратино и Мальвина едут в театр на автобусе. Перед ними освобождается место. Кто должен его занять? Почему?  

■ Буратино оказался в сказочной стране, где очень много машин и совсем нет светофоров. Где и как ему переходить дорогу?  

■ Мальвина и Буратино, а также их друзья вышли поиграть на улицу в мяч. Где они могут играть?  

■ Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил милиционер. Как ты думаешь, что он ей сказал? Почему он ее остановил? И т.п.  

С таких ситуаций можно также начинать занятия или беседы с детьми в свободное время.

 

Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улицах города»  

Насколько серьезно относятся родители к обучению детей Правилам дорожного движения и насколько они сами  могут служить для своих малышей положительным примером грамотного пешехода, поможет выяснить анкета.  

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.  

1. Ваш ребенок знает:  

• название города, в котором живет; свой домашний адрес; название улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;  

• название улицы, номер дома, квартиры, телефона;  

• свой домашний адрес не полностью.  

2. Вы с ребенком добираетесь домой из детского сада:  

• пешком;  

• на транспорте.  

3. Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребенком:  

• переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь на зеленый сигнал светофора;  

• переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не смотрите на сигналы светофора;  

• переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.  

4. Кто научил ребенка соблюдать Правила?  

• детский сад;  

• сами родители;

• бабушка, дедушка.  

5. Как часто Вы говорите ребенку о необходимости соблюдать Правила дорожного движения? • ежедневно; • иногда; • очень редко; • не говорим на эту тему;  

• другие ответы.  

6. Знает ли Ваш ребенок знаки дорожного движения и может ли рассказать, что они обозначают?  

• да;  

• нет;  

• затрудняюсь ответить.  

7. Как Ваш ребенок ведет себя в городском транспорте?  

• мой ребенок спокойно стоит на остановке; садится вместе со взрослым в автобус; не шумит; если есть возможность — садится на свободное сиденье; не высовывается из окна;  

• не сорит в салоне;  

• мой ребенок бегает и прыгает на остановке; садится в любую дверь, не ориентируясь на взрослого; пробирается побыстрее к свободному месту, расталкивая других пассажиров; громко разговаривает в салоне транспорта.  

8. Соблюдаете ли Вы сами Правила движения?  

• всегда соблюдаю;  

   не всегда;  

• не соблюдаю.  

9. Нарушаете ли Вы Правила, когда идете вместе с ребенком?  

• нет;  

• иногда бывает, когда спешим;  

• не обращаем внимания на светофор и на машины.

10. Считаете ли Вы, что усилия педагогов дошкольного учреждения по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице:  

• будут эффективны только при поддержке с Вашей стороны;  

• будут эффективны без всякой поддержки с Вашей стороны;  

• неэффективны, так как научить безопасному поведению на улице могут только родители.  

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"

Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....

Как оформить папку по самообразованию

Эта консультация поможет педагогам правильно оформить папку по теме самообразования...

Методическая папка по самообразованию

Арт-терапия – лечение через творчество - ( therapeia от греческого   –  забота, уход)забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. «Она вызывает с...

Папка по самообразованию воспитателя Карочкиной Евгении Александровны (Подготовительная группа)

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности  дошкольников»Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способно...

Папка по самообразованию.

МКДОУ Березовский детский сад     ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯПО САМООБРАЗОВАНИЮ.    Чернышова Юлия ВладимировнаВоспитатель Тема: Физическое развитие детей в игр...

папка по самообразованию

План самообразования "Формирование патриотических чувств у дошкольников"1.Ф.И.О. педагога – Шелестова Елена Евгеньевна2.Образование :средне профессиональное образование.3.Тема самообра...