Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»
консультация на тему

Цепелева Наталья Александровна

Цепелева Наталья
Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,

каждое наше слово — интонация, с которой оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток, который

мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности.

В. П. Кащенко.

Развитие ребёнка, как целостной личности, является основной задачей всех современных программ воспитания дошкольников. В практике работы детскихдошкольных образовательных учреждений мы наблюдаем интенсивное развитие дошкольников, это приводит к перегрузке детей и отрицательно сказывается на их здоровье. А интегрированные занятия являются положительным решением образовательных задач, при решении которых уменьшается психологическая и физическая нагрузка у детей.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе, являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса; формирование личности педагога и ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Интеграция выполняет ряд функций в обучении и воспитании:

1. Методологическая функция формирует у детей современные представления о изучаемых дисциплинах.

2. Образовательная функция – формирует системность и связанность отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.

3. Развивающая функция – формирует познавательную активность, преодолевает инертность мышления, расширяет кругозор.

4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция – совершенствует содержание учебного материала, методов и форм организации воспитания и обучения.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии использования современных способов организации детей на занятииинтерактивной работы.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

Для начала нужно выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты и выявить связи между подобными элементами знаний.

Затем изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость и учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин. Планируя занятие, необходимо сформулировать основную цель и задание и смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия. И наконец, выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Интеграция может происходить по нескольким направлениям.

Интегрированные занятия по развитие речи – помогают расширению и систематизации словарного запаса, развитию инициативной речи и совершенствуют грамматическую структуру речи. Ознакомление с окружающим миром – систематизируют и углубляют знания о предметах и явлениях, развивают познавательную мотивацию, формируют интерес к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность. Подготовка к обучению грамоте - развивает речевой слух и сенсорное развитие ребенка в области языка, формирует звуковой анализ и синтез, знакомит с предложением и словом в предложении. Интегрированная продуктивная деятельность - реализует впечатления, знания, эмоциональное состояние в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развивает сенсорный эталон. Музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступен ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить. Ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок, поэтому литература «как бы пользуется вдруг и не раздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В. Белинский); произведения литературы в данном случае могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства. Изобразительное искусство способствует развитию внимания, на-блюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художниками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов, вырабатывает видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску.

Работая детском саду я могу сказать, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

• музыка и математика;

• обучение грамоте и математика;

• художественная литература, развитие речи и обучение грамоте;

• развитие речи, музыка и рисование;

• математика и труд;

• ознакомление с окружающим, музыка, рисование и труд;

• ознакомление с окружающим и чтение художественной литературы и др.

При планировании и организации интегрированных занятий педагог должен обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада. Помнить, что в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Разрабатывая занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания. Планируя занятие, педагог должен тщательно выбирать тип и структуру занятия, метод и средства обучения, а также определить оптимальную нагрузку различных видов деятельности детей на занятии.

Так как интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, то при планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии. Во время проведения интегрированных занятий необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, а так же учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. И наконец, самое основное на таких занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемнойситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятияхпридается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка и средством повышения профессиональной компетентности педагогов. Такие занятия можно применять при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний.

В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.

Итак, я считаю, что интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми и использовать индивидуально-дифференцированной подход.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»

Цепелева Наталья
Консультация для воспитателей «Проблема и польза интегрированных занятий в детском саду»

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети,

каждое наше слово — интонация, с которой оно произносится,

является капельками, падающими в тот поток, который

мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности.

В. П. Кащенко.

Развитие ребёнка, как целостной личности, является основной задачей всех современных программ воспитания дошкольников. В практике работы детскихдошкольных образовательных учреждений мы наблюдаем интенсивное развитие дошкольников, это приводит к перегрузке детей и отрицательно сказывается на их здоровье. А интегрированные занятия являются положительным решением образовательных задач, при решении которых уменьшается психологическая и физическая нагрузка у детей.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Актуальность интегрированных занятий состоит в том, что происходит дифференциация возможностей педагогического коллектива в подходах к построению оптимальной модели воспитательно-образовательного процесса.

Основными задачами в использовании интегрированных занятий, в воспитательно-образовательном процессе, являются: создание у детей целостной картины мира; повышение качества образовательного процесса; формирование личности педагога и ребенка; повышение профессиональной компетентности педагогов.

Интеграция выполняет ряд функций в обучении и воспитании:

1. Методологическая функция формирует у детей современные представления о изучаемых дисциплинах.

2. Образовательная функция – формирует системность и связанность отдельных частей как системы, глубины, гибкости и осознанности познания.

3. Развивающая функция – формирует познавательную активность, преодолевает инертность мышления, расширяет кругозор.

4. Воспитывающая функция – отражает политехническую направленность.

5. Конструктивная функция – совершенствует содержание учебного материала, методов и форм организации воспитания и обучения.

Структура интегрированных занятий требует особенной четкости, продуманной и логической взаимосвязи материала из разных дисциплин на всех этапах изучения темы. Это достигается при условии использования современных способов организации детей на занятииинтерактивной работы.

Возрастных ограничений для проведения комплексных и интегрированных занятий с детьми нет. Главное – умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания.

Планируя в своей работе проведение интегрированных и комплексных занятий, следует помнить, что такие занятия требуют особой подготовки, как детей, так и воспитателя. Соответственно, ежедневное проведение таких занятий является колоссальной нагрузкой, прежде всего на воспитателя.

При подготовке интегрированного и комплексного занятий необходимо знать основные требования к планированию и организации их проведения:

Для начала нужно выделить в программе из каждой дисциплины (сферы жизнедеятельности) подобные темы или темы, которые имеют общие аспекты и выявить связи между подобными элементами знаний.

Затем изменить последовательность изучения темы, если в этом есть необходимость и учесть специфические задания в процессе изучения темы для каждой из дисциплин. Планируя занятие, необходимо сформулировать основную цель и задание и смоделировать занятие (анализ, отбор, проверка) содержания занятия, наполнить его материалом, который отвечает цели занятия. И наконец, выявить оптимальную нагрузку детей (умственная, физическая, речевая деятельности и др.).

Проведение интегрированных занятий предоставляет широкие возможности относительно использования разнообразной наглядности на занятиях. Так воспитатель может использовать детские рисунки для создания примеров и моделирования задач. По этим же рисунками можно составлять вместе с детьми небольшие рассказы, сказки.

Интеграция может происходить по нескольким направлениям.

Интегрированные занятия по развитие речи – помогают расширению и систематизации словарного запаса, развитию инициативной речи и совершенствуют грамматическую структуру речи. Ознакомление с окружающим миром – систематизируют и углубляют знания о предметах и явлениях, развивают познавательную мотивацию, формируют интерес к различным формам познания мира: моделирование и экспериментирование, наблюдение, чтение, обсуждение, продуктивная деятельность. Подготовка к обучению грамоте - развивает речевой слух и сенсорное развитие ребенка в области языка, формирует звуковой анализ и синтез, знакомит с предложением и словом в предложении. Интегрированная продуктивная деятельность - реализует впечатления, знания, эмоциональное состояние в сюжетно-ролевой игре, изобразительном творчестве, инсценировках, реализация коммуникативных навыков в совместной игровой и творческой деятельности, развивает сенсорный эталон. Музыкальное воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступен ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить. Ознакомление с художественной литературой, выступающей по отношению к другим видам искусства своеобразной основой, связанной с песней, оперой и балетом общими сюжетами и образами; большое количество картин создано по мотивам мифов, легенд, сказок, поэтому литература «как бы пользуется вдруг и не раздельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств» (В. Белинский); произведения литературы в данном случае могут выступать в роли своеобразного стержня, объединяющего другие виды искусства. Изобразительное искусство способствует развитию внимания, на-блюдательности, детализации воспринимаемого изображения, движения, умения подмечать передачу признаков объектов художниками, скульпторами, индивидуальные особенности объектов, вырабатывает видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску.

Работая детском саду я могу сказать, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

• музыка и математика;

• обучение грамоте и математика;

• художественная литература, развитие речи и обучение грамоте;

• развитие речи, музыка и рисование;

• математика и труд;

• ознакомление с окружающим, музыка, рисование и труд;

• ознакомление с окружающим и чтение художественной литературы и др.

При планировании и организации интегрированных занятий педагог должен обязательно учитывать содержание базовой программы детского сада. Помнить, что в интегрированном занятии объединяются блоки из различных предметов, поэтому чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрированного занятия. Разрабатывая занятия необходимо выделить главное и использовать знания из смежных разделов, способствующих усвоению основного материала, устранять дублирование, использовать опережающие дифференцированные знания. Планируя занятие, педагог должен тщательно выбирать тип и структуру занятия, метод и средства обучения, а также определить оптимальную нагрузку различных видов деятельности детей на занятии.

Так как интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, утомленности детей за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, то при планировании требуется тщательное определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности воспитанников на занятии. Во время проведения интегрированных занятий необходимо сохранять положительно-эмоциональный стиль отношений между взрослыми и детьми, а так же учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности детей группы. И наконец, самое основное на таких занятиях целесообразно использовать разнообразные дидактические игры, развивающие упражнения, комплексные задачи, задания и т. д.

Одним из важных принципов планирования интегрированного занятия является определение соотношения знакомого и нового материала. Последний обязательно должен основываться на имеющихся и хорошо усвоенных знаниях, что способствует быстрому построению ассоциаций, привлечению ребенка к решению проблемнойситуации из собственного опыта. Большое значение на интегрированных занятияхпридается развитию у ребенка коммуникативных способностей как одного из важнейших факторов его готовности к школе.

Интегрированные занятия в педагогической деятельности дошкольного образовательного учреждения являются эффективным средством формирования личности педагога и ребенка и средством повышения профессиональной компетентности педагогов. Такие занятия можно применять при проведении итоговых занятий с целью обобщения знаний.

В силу специфики интегрированных занятий, объединяющих не только разные виды деятельности, но и виды художественного творчества происходит творческое единение детей и педагогов в рамках какого-либо вида деятельности.

Итак, я считаю, что интегрированные занятия – это прекрасная возможность дать детям знания, которых нет в программе, но которые требуют выполнения государственного стандарта, интегрированные занятия дают возможность дать детям знания в комплексе, сформировать у детей целостную картину мира, применять разнообразные приемы работы с детьми и использовать индивидуально-дифференцированной подход.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированные занятия в детском саду.Семинар для воспитателей ДОУ.

В презентации раскрываются: преимущества, структура, методика проведения, трудности в организации интегрированных занятий в детском саду....

Консультация для воспитателей ДОУ "Использование физкультминутки на занятиях в детском саду"

Физкультминутка позволяет повысить умственную работоспособность детей на малоподвижных занятиях...

Консультация для воспитателей ДОУ "Особенности комплексных и интегрированных занятий в детском саду"

Консультация для педагогов ДОУ "Особенности комплексных и интегрированных занятий в детском саду"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ДЕТСКОМ САДУ»

.Растить детей здоровыми ,сильными, эмоциональными -задача каждого дошкольного учреждения.В данной консультации даются методические указания по проведению занятий по физической культуре во всех возрас...

Консультация для воспитателей: "Элементы ритмики на физкультурных занятиях в детском саду»

Движение в любой форме всегда является оздоровительным фактором. Во время занятий физкультурой у детей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствие, что значительно облегчает решени...