Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста
картотека (младшая группа) на тему

Нина Смагина

КАРТОЧКА№1

Игра «Найди цветочек для божьей коровки»

Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цвету

Материал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зеленого цвета, 4 божьих коровки соответствующих цветов.

Ход игры: Перед  ребенком  четыре цветка разного цвета (красного, желтого, синего, зеленого) и  четыре божьих коровки  таких же цветов. Цветки и божьи коровки  воспитатель готовит заранее.

Воспитатель просит детей спрятать божьих коровок, и объясняет, как это сделать (надо посадить божью коровку на цветок такого же цвета). Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил красную божью коровку?» (На красный цветок) и т.д.;

Затем воспитатель просит посадить божьих коровок под цветочки. Красную божью коровку под красный цветочек, синюю божью коровку под синий цветочек и т.д. «Куда посадил желтую божью коровку?» (под желтый цветочек).
Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель проговаривает ответ за него. Затем еще раз спрашивает.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по сенсорному развитию детей раннего возраста

КАРТОЧКА№1

Игра «Найди цветочек для божьей коровки»

Цель: развитие цветового восприятия, формирование навыков соотнесения предметов по цвету

Материал: 4 цветка: красного, синего, желтого, зеленого цвета, 4 божьих коровки соответствующих цветов.

Ход игры: Перед  ребенком  четыре цветка разного цвета (красного, желтого, синего, зеленого) и  четыре божьих коровки  таких же цветов. Цветки и божьи коровки  воспитатель готовит заранее.

Воспитатель просит детей спрятать божьих коровок, и объясняет, как это сделать (надо посадить божью коровку на цветок такого же цвета). Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил красную божью коровку?» (На красный цветок) и т.д.;

Затем воспитатель просит посадить божьих коровок под цветочки. Красную божью коровку под красный цветочек, синюю божью коровку под синий цветочек и т.д. «Куда посадил желтую божью коровку?» (под желтый цветочек).
Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель проговаривает ответ за него. Затем еще раз спрашивает.

КАРТОЧКА №2

Игра «Вагончики для зайчиков»

Цель: развитие цветового восприятия, формирование умения соотносить предметы по цвету.

Материал: 4 вагончика желтого, зеленого, синего и красного цвета, 4 зайчика по цвету вагончиков.

Ход игры: - Ребята, посмотрите, к нам в гости на поезде приехали зайчики.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает зайчиков, называет их цвета, просит детей сказать, какого цвета зайчик.

«Зайчики вышли погулять, а теперь никак не могут отыскать свой вагончик. Ребята, давайте им поможем».

Дети ищут вагончик для зайчика соответствующего цвета, по необходимости воспитатель помогает.

Если ребенок ошибается, не нужно указывать сразу на ошибку, а предложить подумать и посмотреть еще раз.

КАРТОЧКА №3

Игра «Дружная семейка»

Цель: обогащение и закрепление сенсорных возможностей детей 2-3 лет, развитие мелкой моторики рук

Материалы: 4 ежика, прищепки желтого, красного, зеленого, синего цвета.

Ход игры: Воспитатель говорит детям, что к ним из леса пришли в гости четыре ежика, но они так торопились, что по дороге потеряли свои иголки. У каждого ежика осталась всего одна иголка.  Воспитатель предлагает детям помочь ежикам отыскать каждому свои иголки.

Воспитатель раздает ежиков и вместе с каждым ребенком проговаривает цвет прищепки. Предлагает внимательно рассмотреть своего ежика и найти недостающие «иголки».

 Когда все прищепки будут найдены, воспитатель еще раз с каждым ребенком проговаривает цвета.

КАРТОЧКА №4

Игра «Найди домик для мышки»

Цель: развитие цветового восприятия, обучение детей слушать словесную инструкцию педагога и выполнять действия в соответствии с ней.

Материалы: игровое поле, разделенное на четыре сектора основных цветов (желтый, синий, красный, зеленый); 16 мышек – по четыре мышки каждого цвета соответственно.

Ход игры: Отсоединить мышек от коврика, разложить рядом.

- Ребята, посмотрите. Кто это гуляет на лужайке? (мышки). Правильно. А какого они цвета? Давайте посмотрим.

Стало мышке тесно в норке,
Негде складывать ей корки.
Собралась переезжать,
Место новое искать.

В этот момент воспитатель добавляет в игру новый персонаж – кота.

Мышки, громко не пищите,
Лучше норки поищите.
А не то недобрый кот
Вас здесь быстренько найдет.
Он уже крадется к вам,
Всё глядит по сторонам.
Ой, ёй, ёй! Скорей, мышатки,
Убегайте без оглядки!

- Ребята, давайте скорее, поможет мышкам отыскать каждой свой домик.

После того, как все мышки окажутся в домиках, воспитатель просит детей назвать цвет мышки и домика.

КАРТОЧКА №5

Игра «Веселые паровозики»

Цель: развитие цветового восприятия, формирование умения соотносить предметы по цвету.

Оборудование: карточки с изображением паровозиков красного, зеленого, желтого и синего цвета, 12 вагончиков по цвету паровозиков.

Ход игры:

- Ребята, посмотрите, кто к нам приехал в гости? (паровозики)

«Едет, едет паровоз

Две трубы и сто колёс».

- А какого цвета наши паровозики? (желтый, зеленый, красный, синий)

- Как едут наши паровозики? (ту-ту)

-Ребята пока паровозики к нам ехали, у них потерялись все вагончики. Давайте мы поможет нашим паровозикам отыскать вагончики своего цвета.

В конце игры воспитатель по необходимости проговаривает с каждым ребенком и все вместе цвета паровозиков и их вагончиков.

КАРТОЧКА №6

Игра « Шнурочки и пуговички»

Цель: формирование у детей умения шнуровать различные предметы, совершенствование мелкой моторики пальцев рук.

Оборудование: 4 пуговицы, 4 шнурка красного, синего, зеленого и желтого цвета.

Ход игры: Воспитатель читает детям стихотворение про пуговицы:

Очень нужная вещица,

Всем на свете пригодится.

Для костюма и для юбки,

Для пальто и полушубка,

Ловко в петельку ныряет,

Что открыто закрывает (Пуговица)

- Это пуговица, ребятки. Посмотрите, какие у нас есть пуговицы, но они оторвались и рассыпались по столу.

Воспитатель со всеми детьми вместе, по необходимости с каждым ребенком, проговаривает цвета пуговиц. И предлагает детям отыскать по цвету ниточку к каждой пуговице, чтобы пришить ее на место.

КАРТОЧКА №7

Игра «Разноцветные цветочки»

Цель: формирование навыков замещения объектов, фиксирование внимания детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, развитие умения чередовать предметы по цвету.

Материалы: 3 кружочка – серединки цветов (красного, синего, желтого), по 5 лепестков – кружочки соответствующих цветов.

Ход игры: Сначала цветочки собраны, все лепесточки пристегнуты к серединке.

Воспитатель предлагает детям прогуляться по сказочной полянке, на которой растут очень красивые цветочки: «Ребята, давайте посмотрим, какие красивые цветочки выросли на полянке. Какого они цвета?»

Воспитатель называет вместе с детьми все цвета.

Затем воспитатель предлагает детям попробовать вырастить свои цветочки. В это время отстегивает все  лепесточки от серединок, раздает каждому ребенку по оной серединке, называя соответствующий цвет. Воспитатель объясняет, что к красной серединке нужно искать красные лепесточки, к желтой – желтые и т.д.  Только тогда у нас получится вырастить новые цветочки.

Когда все цветочки собрали, воспитатель хвалит детей. Все вместе снова называют цвета.

КАРТОЧКА №8

Игра «Веселые шарики»

Цель: закреплять у детей знание основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Материалы: 4 панели с кармашками (синего, желтого, зеленого, красного цвета), 4 шарика соответствующих цветов.

Ход игры: Сначала воспитатель показывает детям игру, заранее достав шарики из кармашков, направив их вверх, словно это воздушные шарики улетели. Проговаривает вместе с детьми цвета шариков.

«Ребятки, посмотрите, что я принесла сегодня к нам в группу (ответы детей – шарики). Правильно, ребятки. А какие наши шарики (зеленый, красный, синий, желтый). Ребята, а какие еще наши шарики? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Наши шарики круглые, легкие, красивые и т.д.

Воспитатель снова обращает внимание детей на шарики. И предлагает им поймать шарики и найти для них соответствующие по цвету кармашки. Когда задание будет выполнено, воспитатель еще раз проговаривает цвета шариков. И призывает детей подумать, на что похожи шарики разного цвета.

КАРТОЧКА №9

Игра «Сенсорная панель»

Цель: развитие тактильных ощущений, развивать умение детей сравнивать  предметы по фактуре

Данное пособие включает в себя коврик размером 40 см на 50 см и 20-ть квадратиков на липучках с пришитыми на них разными по тактильным ощущениям материалами.

Варианты игры с дидактическим пособием «Сенсорная панель».

Ребенку предлагается:

1. Найти одинаковые по тактильным ощущениям предметы

2. Найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.

3. Определить фактуры материала при прикосновении с закрытыми глазами.

4. Расположить предметы от самого гладкого к самому шершавому.

КАРТОЧКА №10

Игра «Сенсорные (тактильные) мешочки»

Цель: развитие тактильного восприятия, стимуляция развития воображения, крупной и мелкой моторики 

Размеры мешочков 10 на 10 см. В качестве наполнителей использованы: гречу, рис, горох, тыквенные семечки, фисташки, фасоль, зерна кофе, пластмассовые пульки, макароны, косточки от абрикосов, флис, мелкие ракушки и камушки. Количество 26 штук.

Возможные упражнения с тактильными мешочками.

Упражнение «Угадай, что внутри»

Ребенок выбирает мешочек. Инструкция: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Холодные или теплые? Как ты думаешь, что внутри мешочка?».

Упражнение "Найти пару для своего мешочка"

Ребенку предлагается прозрачный мешочек. Инструкция: «Посмотри на мешочек. Еще раз внимательно пощупай его. А теперь найди из остальных мешочков мешочек с таким же содержимым». Здесь ребенку нужно сделать акцент именно на особенностях содержания: большой или маленький, круглый или другой формы, жесткий или мягкий и т. д. После того, как выбор сделан, воспитанник сравнивает мешочке на ощупь и делает вывод о том, правильно ли была выбрана пара.

Игра-занятие «Найди на ощупь»

Педагог может загадать найти мешочек с конкретным «секретиком»: к примеру, абстрактным – мягким, твердым, круглым… или же более конкретным – «найди мешочек с камушками», «найди мешочек с ракушками», «найди мешочек с тыквенными семечками» и т. д.

КАРТОЧКА № 11

Игра «Грибочки на полянках»

Цель: развитие цветового восприятия, развитие навыков классификации предметов по величине, умение выбирать предмет по одному признаку из трёх предложенных.

Материалы: игра состоит из игрового поля (небольшого столика) разделенного на 4 одинаковых прямоугольника («полянки»). Каждая «полянка» имеет свой цвет: зеленый, красный, синий и желтый. Каждому игровому полю соответствуют по цвету 5 грибочков (всего грибочков 20 штук).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям обратить внимание на «полянки» (без грибочков)

- Одинаковые ли полянки по цвету? (Нет)

- Чем они отличаются? (Цветом)

- Какого цвета эта полянка? (Красного) А эта? (Желтого) Какой цвет у этой полянки? (Зеленый) А у этой? (Синий)

Названия цветов воспитатель проговаривает с каждым ребенком индивидуально.

- Ребята, смотрите, а на полянке у нас с вами будут расти необычные грибочки, красного, зеленого, желтого и синего цвета.

Воспитатель распределяет между детьми грибочки по цвету. И предлагает детям посадить грибочки на свои «полянки».

Чтобы дети лучше понимали границы своей «полянки», воспитатель предлагает каждому ребенку обвести свой квадрат пальчиком.

КАРТОЧКА №12

Игра «Цветочная поляна»

Цель:  развитие цветового восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук.

Материалы: игровое поле с цветочками, серединки цветочков – крышки от бутылок по цвету цветов.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям погулять по цветочной полянке.  Спрашивает, что растет на полянке (цветочки), какого они цвета. Обращает внимание детей на то, что у цветочков нет серединки. Предлагает детям подобрать серединку для цветочка по цвету лепестков.

КАРТОЧКА № 13

Игра  «Тактильные дорожки»

Цель: координация зрительных и тактильных анализаторов, формирование навыка ориентироваться в пространстве, развитие мелкой моторики рук, развитие речи

Описание: основой пособия служат CD диски, с наклеенными предметными картинками. В середине основы проходит дорожка, соединяющая предметы. Каждая дорожка выполнена из разных материалов. Дети должны с помощью пальчиков ощутить её текстуру, выбрать правильное направление, прийти к цели.

С дидактическим пособием «Тактильные дорожки» можно выполнять такие упражнения, как «Помоги ежику добраться до грибочков» или «Накорми ежика», «Помоги мышке добраться до сыра», «Помоги бабочке сесть на цветок», «Помоги котёнку добраться до миски с молоком», «Накорми зайчика морковкой», «Помоги курочке отыскать цыпленка» и т.д.

Используя дидактическое пособие «Тактильные дорожки» сначала необходимо познакомить детей с героем на картинке, рассмотреть цель, куда ему надо добраться. У детей в ходе игры формируется понятие, кто из животных, что ест, кто, где живёт, кто чей детеныш.

Затем можно предложить детям такие задания, в ходе которых у детей будут совершенствоваться навыки точных действий руки под контролем зрительных анализаторов:

  • проведи пальчиками по дорожке;
  • проследи глазами дорожку;
  • проведи пальчиками по дорожке с закрытыми глазами;
  • определи направление дорожки (вправо или влево).

КАРТОЧКА №14

Игра «Времена года»

Цель: развитие речи, развитие мелкой моторики пальцев рук, развитие познавательного интереса

Данное дидактическое пособие может быть использовано в непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей, а также в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Описание: Пособие состоит из четырех панно, на каждом из которых изображено время года: всё просыпается, оживает - весна, затем появляются плоды - лето, потом листочки дерева желтеют - осень, опадают, приходит зима.

Это теоретическая подоснова сюжета. По ходу рассказа, развиваем мелкую моторику. Ребёнок учится расстёгивать - застёгивать пуговки, кнопочки, липучки (самое простое и любимое). 

К каждому блоку имеется набор мелких предметов с признаками времен года, которые крепятся при помощи кнопок, пуговиц, крючков, липучек. Со временем можно добавлять новые признаки и приметы времен года для детей старшего дошкольного возраста.

Во время игры с ребенком можно задавать отдельные  вопросы, составлять небольшие описательные рассказы с детками постарше.

КАРТОЧКА №15

Игра «Слингобусы»

Цель: развивать мелкую моторику рук малыша, стимулировать и другие навыки, например речь, координацию и сенсорику.

Описание: Для изготовления слингобус понадобились: бусины из дерева (разного размера); нити из 100% хлопка (ирис, например), крючок для вязания; лента или вощёный шнур для основы.

КАРТОЧКА №16

Игра  «Шумовые коробочки»

Цель:  развитие слуховой памяти, умение различать и дифференцировать шумы, логики, тренировка концентрации внимания. Ребенок учится составлять пары одинаковых шумов. Косвенно происходит подготовка к музыкальным занятиям, к работе в тишине.

Материалы: шумовые коробочки с различными наполнителями, издающими разные звуки.

 Для данной игры из контейнеров из-под киндер-сюрпризов было изготовлено 22 шумовые коробочки. Все они парные. В качестве наполнителей использованы: гречка; пуговицы; фасоль; монеты; рожки; бусины; зубочистки; рис; манная крупа; сахар.

Игры, которые можно проводить с использованием "Шумовых коробочек":

Подбери пару

Покажите детям данную игру, предложите пошуметь коробочками. После этого предложите им найти к каждой желтой коробочке парную по звуку красную.  

Тише – громче

Данный вариант игры на классификацию звуков. Предложите ребенку определить коробочку с наиболее громким звучанием, наиболее тихим. Составьте ряд от тихого к громкому звучанию. Начинать следует с трех коробочек. Далее увеличивайте количество в зависимости от способностей малыша.

КАРТОЧКА №17

Игра «Веселые матрешки»

Цель: развитие цветового восприятия, развитие навыков классификации предметов по форме, умение выбирать предмет по одному признаку из трёх предложенных.

Материалы: 4 матрешки: синего, красного, зеленого, желтого цвета, с геометрическими рисунками-схемами; геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат) соответствующих цветов.

Ход игры:

- Ребята, посмотрите к нам в гости пришли матрешки, но на их фартуках дырочки. Давайте поможем матрешкам зашить фартуки».

Ребёнок берёт матрёшку и методом наложения выкладывают геометрические фигуры по контуру. Игра считается законченной, если все контуры будут закрыты геометрическими фигурами нужного цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста

Занимательный материал по формированию представлений о цвете, форме, размере предметов; на развитие мелкой моторики рук младших дошкольников...

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

перечень дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста.

Детство- это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой.Мир фантазии, выдумки связан у детей с игрой. Во все исторические времена...

Картотека игр на сенсорное развитие детей раннего возраста

Подборка игр на сенсорное развитие детей в группах раннего развития...

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста

Картотека дидактических игр                и упражнений по сенсорному развитию...

"Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста."

Картотека игр по сенсорному развитию детей раннего возраста...