Рабочая программа (2-я младшая группа)
рабочая программа (младшая группа) на тему

Заболотская Ольга Сергееевна

Программа 2017-2018г

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2017-2018.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы средняя общеобразовательная школа №305

дошкольное структурное подразделение

                        «Утверждаю»

Директор ГБОУ «Школа №305»

                                   Иванова О.В.

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

Совместная деятельность воспитателей с детьми младшей группы

на 2017-2018 учебный год

Составители:

Сапрыкина Е.В.

Заболотская О.С.

Москва 2017

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.
  1. Нормативные документы.
  2. Девиз программы «Детство».
  3. Цель и задачи обязательной части Программы.
  4. Принципы и подходы.
  5. Особенности организации образовательного процесса.
  6. Годовые задачи дошкольного структурного подразделения ГБОУ СОШ №305.
  7. Приоритетное направление деятельности.
  8. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики:
  • особенности развития детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет);
  • контингент воспитанников группы;
  • планируемые результаты освоения Программы.
  1. Содержательный раздел Программы.
  1. Организация режима пребывания детей.
  2. Модель воспитательно-образовательного процесса.
  3. Учебный план.
  4. Двигательный режим.
  1. Приложение.
  1. Календарно-тематическое планирование:
  • перспективное планирование воспитательно-образовательной работы по образовательным областям;
  • перспективный план работы с родителями;
  • комплексы утренней гимнастики;
  • перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности.
  1. Список литературы.

  1. Пояснительная записка к рабочей программе

в соответствии ФГОС

  1. Нормативные документы.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» с учётом содержания и требований ООП ДОУ.

Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста. Программа направлена на формирование общей и сенсорной культуры детей, развитие физических, интеллектуальных и социально-личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепления здоровья детей.

 Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон «Об образовании РФ»;
  2. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях" 2.4.1.3049-13
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования от 30 августа 2013 №1014;
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной об общеобразовательной программы дошкольного образования».

  1. Девиз программы:

     «Чувствовать - Познавать – Творить»     -

определяет три взаимосвязанных линии развития ребенка,   которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.   

Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова).

Оно выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей на разных ступенях дошкольного детства.

  1. Цели и задачи программы.

Цель программы - создать каждому ребенку группы возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и

Задачи:

  • охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие через физическое развитие, социально-коммуникативную развитие;
  • обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период старшего возраста независимо от пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) через художественно-эстетическую развитие, социально-коммуникативную развитие, речевое развитие и познавательное развитие;
  • обеспечить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром через социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие;

  • объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества через социально-коммуникативное и познавательное развитие;
  • формировать культуру личности ребенка:  развитие  социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности через все образовательные области.
  • обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей через работу с семьёй, проектную деятельность.

  1. Принципы и подходы к формированию программы.

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества  и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

  1. Особенности организации образовательного процесса.

Ребенок дошкольного возраста - это, прежде всего неутомимый деятель, с удовольствием и живым интересом познающий и проявляющий себя в окружающем пространстве. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного и разнообразного взаимодействия с миром.

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы - «Чувствовать - Познавать- Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально- эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру. Реализация программы нацелена на:

  • создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей, так как задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития дошкольника и не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста;
  • обеспечение разнообразия детской деятельности - близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками, экспериментирования, предметной, изобразительной, музыкальной. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем больше она значима для ребенка и отвечает его природе;
  • ориентацию всех условий реализации программы на ребенка, создание эмоционально-комфортной обстановки и благоприятной среды его позитивного развития.

  1. Годовые задачи.

  • Совершенствование познавательного развития у детей дошкольного возраста средствами творческо-поисковой деятельности в процессе организации проектной и досуговой  деятельности.

  • Формирование толерантности у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой разных народов России  средствами игровой деятельности.

  1. Приоритетное направление деятельности.

Адаптация

  1. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Особенности развития детей 3-4 лет.

Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного возраста. Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности, другая - с формированием его деятельности, У ребенка начинает формироваться самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованием взрослых, быть хорошим.

Элементы самосознания у ребенка трех- четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертый год жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Изменения в деятельности появляются в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет ребенку создавать какой-то конкретный образ, возводить постройки, выполнять определенную роль в игре. Произвольность действий, преднамеренность, т.е подчинение действий определенному образцу, на четвертом году жизни только начинают формироваться. Поэтому деятельность носит неустойчивый характер: еще велика отвлекаемость, неумение планировать свои действия.

Основным содержанием игр в этом возрасте являются действия с предметами и игрушками. Продолжительность игр небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами.

Самой выраженной особенностью детей начала 4 года жизни является их стремление к самостоятельности. Удовлетворение цели. Которую ставит перед собой ребенок, лежит в первую очередь в сфере признания и одобрения его достижений взрослыми. Поддержка и одобрение взрослых порождают у детей радостные ощущения своей компетентности, представления о себе как о могущем и умеющем. Потребность в общении, признании, уважении является ведущей потребностью ребенка в этом возрасте.

Развитие психических процессов.

 Восприятие. Создает фундаменты для развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Хорошо развитое восприятие проявляется в виде наблюдательности ребенка, его способность подмечать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый.

Внимание. Способность управлять своим вниманием невелика. Ребенок в этом возрасте удерживает внимание 7-8 минут. Внимание носит непроизвольный характер.

Память. Процессы памяти остаются непроизвольными. Дети данного возраста в начале года удерживают в памяти 2 объекта, к концу 4 года – до 4-х объектов.

Мышление. Младшие дошкольники сравнивают, анализируют в наглядно- действенном плане. Дети могут сравнивать предметы по форме, цвету, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы (все красные), чаще пользуются родовыми понятиями: игрушки, посуда, животные, фрукты, овощи.

Воображение. Развито слабо. У детей замысел обычно рождается после того, как выполнено действие, а если и формируется до начала деятельности, то очень неустойчиво.

Речь. Продолжает оставаться ситуативной и диалогической. Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различие колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи: возрастает доля глаголов, прилагательных и других частей речи. В речи детей 4 года есть еще одна особенность: дети часто сопровождают свои действия “приборматыванием’’. Эти “разговоры с собой” имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальность. 

Контингент воспитанников группы.

В группе 25 ребенка, из них:

17 девочек, 8 мальчиков.

Группа здоровья:

I –     детей ;

II –    детей.

Анализ социального статуса семей выявил, что в старшей группе воспитываются дети:

  • из полных семей –24
  • неполных - 1
  • многодетных - 5

Основной состав родителей - среднеобеспеченные,

  • с высшим образованием-  36;
  • со средне-специальным,  профессиональным –  7 ;
  • без образования -  нет  .

          Все воспитанники русскоговорящие.

          Все проживают в условиях города.

Планируемые результаты освоения программы.

К четырем годам:

Игровая деятельность

  • Ребенок отражает в играх разные сюжеты.
  • Активно осваивает способы ролевого поведения: называет свою роль и  обращается к сверстнику по имени игрового персонажа.  
  • Охотно вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником.
  • У ребенка есть любимые игры и роли, которые он охотнее всего выполняет.
  • Использует разнообразные игровые действия, называет их в ответ на вопрос  воспитателя.  
  • В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.  
  • Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками.

Социально-коммуникативное развитие

Мир социальных отношений 

  • Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям взрослых, охотно посещает детский сад.
  • По показу и побуждению взрослых эмоционально откликается на ярко выраженное состояние близких и сверстников.
  • Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в общение по поводу игрушек, игровых действий.
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительноенастроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к одобрению своих действий.
  • Говорит о себе в первом лице, положительно оценивает себя, проявляет доверие к миру.

Ценностное отношение к труду

  • Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по созданию или преобразованию предметов, связывает цель и результат труда; называет трудовые действия, инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы и вещи.  
  • По примеру воспитателя бережно относится к результатам труда взрослых, подражает трудовым действиям.  
  • Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого.

Основы безопасного поведения в быту, социуме, природе 

  • Ребенок проявляет интерес к правилам безопасного поведения.
  • С интересом слушает стихи и потешки о правилах поведения в окружающей среде и пр.  
  • Осваивает безопасные способы обращения со знакомыми предметами  ближайшего окружения.

Познавательное развитие

  • Ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»
  • Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования.  
  • С удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым.  
  • Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе  познания свойств и качеств предметов.  
  • Задает вопросы о людях, их действиях.
  • Различает людей по полу, возрасту  (детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях.  
  • Знает свои имя, фамилию, пол, возраст

Речевое развитие 

  • Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми  взрослыми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения.  
  • Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и  прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу.  
  • По вопросам составляет по картинке рассказ из 3—4 простых предложений.  
  • Называет предметы и объекты ближайшего окружения.
  • Речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.  
  • Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям,  эмоционально откликается на него.  
  • Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие  стихи.

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительное искусство

  • Ребенок охотно участвует в ситуациях эстетической направленности.
  • Есть  любимые книги, изобразительные материалы.  
  • Эмоционально откликается на интересные образы, радуется красивому  предмету, рисунку; с увлечением рассматривает предметы народных промыслов, игрушки, иллюстрации.  
  • Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство  с реальными предметами.  
  • Принимает участие в создании совместных композиций, испытывает  совместные эмоциональные переживания.

Художественная литература 

  • Ребенок охотно отзывается на предложение прослушать литературный текст, сам просит взрослого прочесть стихи, сказку.  
  • Узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и  обложкам знакомых книг.  
  • Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на  содержание прочитанного.  
  • Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности на  основе литературного текста (рисует, участвует в словесных играх, в играх- драматизациях).

Музыка 

  • Ребенок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые произведения.  Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные суждения о настроении музыки.  
  • Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм, передает их в  движении.  Эмоционально откликается на характер песни, пляски.  
  • Активен в играх на исследование звука, элементарном музицировании.

Физическое развитие 

  • Ребенок с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно  многообразен.  
  • При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с  возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.  
  • Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко  находит свое место при совместных построениях и в играх.  
  • Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных  играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.  
  • С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей  самостоятельности и результату.  
  • С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания.

  1. Содержательный раздел Программы.

  1. Организация режима  пребывания  детей в ГБОУ СОШ № 305/3

Младшая  группа №5

 

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей младшей группы  и способствует их гармоничному развитию. 

Радушный приём, осмотр, весёлые игры, ежедневная утренняя гимнастика, дежурство.

8.00 – 8.35

Подготовка к завтраку, вкусный завтрак

8.35 – 9.00

Самостоятельная деятельность, игры

8.50 – 9.00

Непосредственная образовательная

деятельность

9.00 –10.00

Самостоятельная длеятельность, игры, второй завтрак, подготовка к прогулке

10.00 – 10.30

Прогулка (игры – наблюдения, труд, подвижные игры)

10.30 – 11.45

Возвращение с прогулки, игры

11.45 – 12.00

Подготовка к обеду, вкусный обед

12.00 – 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 – 15.00

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

15.00 – 15.25

Подготовка к полднику, вкусный полдник

15.25 – 15.40

Игры, самостоятельная

деятельность детей

15.50 -16.00

Чтение художественной

литературы

16.25 – 16.45

Подготовка к прогулке

16.45 – 17.00

Прогулка (игры-наблюдения, подвижные игры), ужин, уход домой.

17.00 – 19.00


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

  Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (2014/2015 учебный год)

Рабочая программа во второй младшей группе по программе «Детство» в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования(2014/2015 учебный год)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год

Рабочая    программа второй младшей  группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной   программой   дошкольного  образования  МКДОУ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019гг

Рабочая программа первой младшей группы разработана с учетом  ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей детей и запросов родите...