Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему: "Бумажные мастера")
рабочая программа (старшая группа) на тему

Николаева Наталия Ивановна

Продолжение работы, начатой во 2 младшей и средней группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_bumazhnye_mastera_dlya_st.gr_.docx50.08 КБ

Предварительный просмотр:

SPecialiST RePack

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №8 «Зоряночка»

Утверждаю:

заведующий МБДОУ №8 «Зоряночка»

_________________С. Ю. Месикова

______________________2018 год

Программа дополнительного образования для детей старшей группы по художественной направленности.

(Кружковая работа на тему:

 «Бумажные мастера»)

Воспитатель:

Николаева Н. И.

г. Ессентуки

2018 – 2019 год

Программа дополнительного образования по художественной направленности для детей старшей группы. (Кружковая работа на тему:

 «Бумажные мастера»)

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.
Содержание кружковой программы «Бумажные мастера» продолжает работу, начатую во 2 младшей и средней групп; предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги при взаимодействии с другими видами деятельности. В процессе реализации кружковой деятельности формируется способность дошкольников отбирать нужные средства для презентации творческих способностей, стремление достигнуть положительного результата, свободное оперирование усвоенными способами, по-разному комбинируя и трансформируя их.
Занятия кружка «Бумажные мастера» направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие дошкольников, повышение их эффективности. Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия. В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.
Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей. Учет специфических особенностей конструкторской деятельности детей позволяет определять задачи работы кружка:
· формировать психические предпосылки трудовой деятельности;
· интерес к результату и чувство гордости за него, стремление совершенствовать его качество;
· способствовать постепенно развертывать систему вытекающих друг из друга целей;
· разнообразные способы работы с различными материалами и инструментами;
· совершенствовать способность воспроизводить простейшие образцы поделок и построек.
При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка «Бумажные мастера» позволит развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологии, предполагающие построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приемов способствует формированию мотивации учения, формированию общеучебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
· активизация и индивидуализация обучения;
· игры и игровые ситуации;
· творческие работы и т.д.
Цель программы кружка «Бумажные мастера» — всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги.
Задачи программы кружка «Бумажные мастера»:
Обучающие:
· формировать умения следовать устным инструкциям;
· обучать различным приемам работы с бумагой;
· знакомить детей с основными понятиями;
· обогащать словарь ребенка специальными терминами;
· создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивающие:
· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
· развивать мелкую моторику рук и глазомер;
· развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
· развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
· развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
· воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
· формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
· учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Методы, используемые на занятиях кружка:
· беседа, рассказ, сказка;
· рассматривание иллюстраций;
· показ образца выполнения последовательности работы.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность.
Прогноз.

В результате обучения по данной программе дети:
· научатся различным приемам работы с бумагой;
· научатся следовать устным инструкциям;
· будут создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги;
· разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; 
· разовьют мелкую моторику рук и глазомер;
· разовьют художественный вкус, творческие способности и фантазию;
· познакомятся с различными техниками работы с бумагой;
· овладеют навыками культуры труда;
· улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения реализации кружка «Бумажные мастера»:
· составление альбома лучших работ;
· проведение выставок детских работ.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп).
Программа кружка «Бумажные мастера» рассчитана на 1 год (с детьми старшей группы). Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 15 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц с октября по май.

Количество занятий.

В месяц: 4

В год: 34

Перспективный план кружка «Бумажные мастера»

На 2018 – 2019 учебный год.

Содержание:

Октябрь.

1. «Путешествие в «Бумажную страну» - «Осенний лист». Создание коллективного панно «Дерево с осенними листьями»

Учить детей различать виды бумаги по свойства и качествам. Развивать кругозор и любознательность. Воспитывать чувство коллективизма, желание находить ответы на вопросы самостоятельно.

Поделка в технике «Бумажный комочек» (повторение материала)

2. «Ветка рябины» - повторение материала (коллективная работа)

Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику.

3. «Ёжик». Поделка способом «длинная петля» - повторение материала.

Закреплять умение детей разрезать бумагу на тонкие полоски, склеивать их пополам для получения петли; аккуратно и плотно  наклеивать на фон. Формировать положительное отношение к работе. Воспитывать самостоятельность.

4. Знакомство с оригами. Азбука оригами.

Цель: познакомить детей с искусством оригами. Рассказать об основных приёмах работы, с которыми встретятся дети на занятиях:

- складывание бумаги от себя на столе (поперёк или по диагонали) так, чтобы совпали углы и стороны противоположных частей заготовки;

- проглаживание сгиба ребром ладони, а потом ногтем большого пальца правой руки от середины к краям с одной и другой стороны, придерживая бумагу левой рукой.

Ноябрь.

5. «Грибная пора» (подберёзовик).

Цель: расширять представление детей о грибах. Научить складывать гриб подберёзовик, путём складывания квадрата пополам вдоль. Познакомить с новым приёмом – расплющивание. Художественное слово: стихотворение «Грибы».

6. «Приметы осени» (ёлочка) (оригами)

Цель: закрепить с детьми приметы осени. Чтение«Маленькая ёлочка». Учить складывать фигурку ёлочки, используя приём складывания квадрата по диагонали.

7. «Приметы осени» (листики).

Цель: продолжать учить детей различать листья разных пород деревьев, растущих в нашем районе. Учить складывать листья из бумаги разных цветов. Художественное слово: приметы и поговорки об осени.

8. «Перелётные птицы» (гусь).

Цель: закреплять знания детей о перелётных птицах. Учить складывать из бумаги белого цвета летящего гуся. Закреплять навыки работы с бумагой. Художественное слово: стихотворение «Осень».

Декабрь.

9. Ёлочные игрушки из способом «гармошка».

«Матрешка".

Показать детям, как из обычной цветной бумаги сделать необычные игрушки на елку.

Закрепить навык складывания бумаги способом «гармошки». Научить делать матрешку

10. Поделки в технике «Квиллинг» - «Снегирь и рябина».

Учить детей накручивать на палочку узкую длинную полоску. Познакомить с основной формой, на основе которой делаются все остальные формы в технике квиллинг – «Таблетка». Учить плотно накручивать полоску на карандаш, аккуратно наносить клей, прижимать. Развитие цветового восприятия, совершенствованию композиционного построения изображения в зависимости от формы основы.

11. «Обитатели леса» (зайчик).

Цель: продолжать учить детей отображать в поделке характерные признаки животного в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей. Учит складывать фигурку зайчика. Художественное словостихотворение«Зайка, заинька…»

12. «Обитатели леса» (лиса).

Цель: закреплять знания детей о диких животных, о том, как они готовятся к зиме. Учить складывать из бумаги фигурку лисы, используя полученные ранее навыки складывания. Учить детей отображать в поделке характерные признаки в обобщённом виде.

Январь.

13. Поделки в технике «Квиллинг» - Коллективная работа – «Золотая рыбка»

Закрепление умения накручивать основную форму «таблетка», «свободная спираль». Развивать умение работать в коллективе, договариваться с товарищами. Развивать чувство ритма и цвета, самостоятельность, способствовать игровому общению.

14.  «Поделки в технике «Квиллинг»

«Паучок».

Продолжать учить детей основным приемам квиллинга: «свободная спираль», «таблетка». Закреплять умение работы с ножницами, аккуратному наклеиванию, составлять изображение из частей, приемы аккуратного наклеивания. Развивать усидчивость и воображение.

Февраль.

15.  «Валентинка» - «Сердечко» способом квиллинг(«таблетка»)

Расширить представление детей о праздниках. Вызвать желание сделать подарок своими руками. Воспитывать аккуратность. Развивать творческие навыки, самостоятельность, инициативу.

16. Поделки в технике «Квиллинг» - Подарок для папы – «Ракета».

Продолжать учить аккуратному обращению с ножницами, вырезать полоски нужной ширины, скручивать их в основные формы квиллинга. Формировать композицию, аккуратно наклеивать детали. Воспитывать у ребят гордость и любовь к своей Родине, формировать положительное отношение к результатам своей деятельности.

17.  «Оригами из квадрата.

История о любопытном уголке. «Мордочки собаки и кота»

Учить детей конструировать, сгибая лист бумаги квадратной формы по диагонали, учить сгибать треугольник по схеме, воспитывать у детей внимание и терпение.

18. «Зимние забавы» (снежки гофрированные).

Цель: закреплять умение складывать бумагу прямоугольной формы гармошкой, перегибать её пополам, склеивать спереди и сзади. Продолжать учить аккуратности в работе, порядку на рабочем месте.

Март.

19. Подарок мамам. «Птичка»  (оригами)

Закреплять умение складывать квадрат по диагонали, показать, что треугольник можно складывать еще раз пополам и все равно получится треугольник. Учить детей составлять небольшую композицию из оригами, дополнять ее по мере необходимости различными деталями, сделанными из бумаги. Развивать фантазию, воображение. Украшение хвоста – «гармошка»

20. Собачка «Тузик и его друзья» (оригами)

Продолжать учить детей сгибать лист квадратной формы по горизонтальной и по вертикальной осям (базовая форма «Книжка»).  Закрепить умение складывать квадрат в треугольник, сгибать получившийся треугольник в разных направлениях.

21. «Лодочка» (оригами)

Цель: продолжать развивать творческую фантазию, пространственное мышление детей. Учить складывать из бумаги лодочку. Учить использовать её в играх с водой, получать от этого удовольствие.

22. «Парусник».

Цель: закреплять знания детей о видах водного транспорта. Продолжать учить намечать последовательность операций, стремиться к получению положительного результата. Учить складывать фигурку парусника. Художественное слово: стихотворение «Кораблик».

Апрель.

23.  «Стаканчик» (оригами) 

Цель: закреплять у детей умение складывать бумагу квадратной формы по диагонали. Украшать поделку аппликацией. Использовать поделку в играх.

симметричного силуэта. Обогащение и расширение возможностей освоенной техники.

24.«Автомобиль» (оригами)

Цель: закрепить знания детей о транспорте. Учить складывать автомобиль. Дополнять поделку характерными деталями, используя полученные ранее навыки. Развивать фантазию, сообразительность.

25. «Гофрированное яблочко».

Цель: продолжать учить детей складывать бумагу складками «гора» (от себя) и «долина» (на себя, складывать гармошку пополам, склеивать спереди и сзади. Продолжать учить аккуратно работать с клеем и кистью, приводить в порядок рабочее место. Развивать фантазию, вкус.

26. «Весна - красавица» (солнышко).

Цель: закрепить знания детей признаков весны, названия трёх весенних месяцев. Учить складывать солнышко из лучиков, рисовать дополнения, работать аккуратно, вырезать круг. Художественное слово: чтение пословиц, поговорок и народных примет о весне.

Май.

27.  «Ёжик» (гофрированный).

Цель: продолжать развивать у детей творческую фантазию, отображать характерные признаки в обобщённом виде. Учить самостоятельно использовать знакомые приёмы складывания бумаги гармошкой. Учить делать фигурку ёжика, радоваться результатам своей работы.

 28. «Бабочка» (гофрированная).

Цель: учить детей бережно и экономно использовать бумагу (вместо бумаги использовать фантики от шоколадок). Продолжать учить складывать бумагу гармошкой с уголка на уголок (по диагонали). Продолжать развивать фантазию и сообразительность. Учить видеть красивое в том, что обычно выбрасываем.

29.  «Пчёлка»

Учить детей работать коллективно, совещаясь, используя знания и умения работы с различными видами бумаги, полученные ранее. Развитие творческое мышление. Способ квиллинг «таблетка»

30. «Одуванчик».

Закрепление представлений о строении цветковых растений. Освоение рационального способа получения одинаковых элементов: складывание бумажной полосы дважды или трижды пополам. Оформление цветов. Способ «длинная петля»

Календарно – тематическое планирование работы с родителями на 2018 – 2019 учебный год.

Сентябрь.

Консультация на тему:

«Пальцы помогают говорить».

«Октябрь.

Консультация на тему:

«Поделки способом оригами».

Ноябрь.

Анкетирование на тему:

 «Любознателен ли Ваш ребёнок?»

Декабрь.

Консультация на тему:

« Развитие творческих способностей детей в игре и в быту».

Январь.

Буклеты для родителей на тему:

«Рисуем»  бумагой вместе с ребёнком».

Февраль.

Мастер – класс на тему:

«Изготовление берёзы в инее способом квилинга».

Март.

Презентация на родительском собрании на тему:

«Увлекательное  превращение бумаги».

Апрель

Памятка для родителей на тему:

«Не пропустите гения!»

Май.

«Наши семейные достижения» - выставка работ, выполненных родителями и детьми в домашних условиях (по замыслу участников). 

 Методы обеспечения.

Для совершенствования методов и форм воспитательного процесса в программе используются  дидактические идеи педагогов-новаторов: опорные сигналы В. Ф. Шаталова, на зону ближайшего развития Л. С. Выготского, принципы развивающего обучения. Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались: А. В. Бакушинский, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др. Известны исследования в этой области Г. Г. Григорьевой, Н. А. Дудиной, Т. В. Лабунской, Т. Я. Шпикаловой и др.

Приёмы, используемые в программе.

-наблюдения реальных объектов и предметов ближайшего окружения (живых и неживых объектов); активизация внимания ребенка на форме, красках, линиях листьев, цветов деревьев; сравнение образов животных, птиц, насекомых;

-нахождение в окружающей действительности предметов, похожих на круг, овал, треугольник, квадрат;

-показ произведений русского декоративно-прикладного искусства (дымковской, городецкой игрушки, семеновской матрешки);

-рассматривание картинок, картин, иллюстраций.

Использование компонентов информационно-коммуникационных технологий, коммуникативно - деятельного подхода в воспитании дошкольников позволяет строить такое воспитание, которое способствует творческому развитию личности.

Диагностическая карта оценки деятельности детей.

№ п

Ф. И. ребёнка

Технические навыки

Знание приёмов работы величины

Проявление творчества

Речь в процессе рисования

ИТОГ

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

Афанасьев Артём

2.

Антонова Вика

3.

Юдина Алла

4.

Богданова Ева

5.

Белявская Дарья

6.

Бербенцев Иван

7.

Бостанова Белла

8.

Ибрагимова М.

9.

Заварзина Даша

10.

Гурбина Саша

11.

Гуров Артём

12.

Гурова Настя

13.

Волошин Ярик

14.

Дроздова Саша

15.

Джинджуа Д.

15.

Ероцкая Алина

17.

Макурина Василиса

18.

Белкова Алина

19.

Лебедев Арсений

20.

Лизогубова Дарья

21.

Вершков Костя

22.

Маркова Настя

23.

Холодов Илья

24.

Жигунов Роман

25.

Зубалова Ева

26.

Мартынов Миша

27.

Соломко Семён

28.

Самарджиева Соня

29.

Побединская Лиза

30.

Чернова Лиза

31.

Тетеревятникова

32.

Поляков Ярик

33.

Чарыков Г.

34.

Кузуб Андрей

35.

Читинашвили Д.

36.

Шаов Осман

37.

Ханмагомедов Тимур

38.

Фёдотов Семён

39.

Шулинов Богдан

40.

Шалавина Вика

41.

Корейник Никита

42.

Мартынов Миша

43.

44.

Критерии оценки:

Высокий уровень развития:  2,5 – 3 балла

Средний уровень: от 1,6 до 2, 4 балла

Низкий уровень: ниже 1,5 балла

1 полугодие:

Количество детей с высоким уровнем:

Количество детей со средним уровнем:

Количество детей с низким уровнем:

2 полугодие:

Количество детей с высоким уровнем:

Количество детей со средним уровнем:

Количество детей с низким уровнем:

Методическая литература кружка.

1.  Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы». – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.  Ханна Линд « Бумажная мозаика». – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Сержантова Т.Б. «Оригами. Базовые формы». – М: Айрис-пресс, 2012 г.

4. Новикова И.В. Квиллинг. «Бумажные поделки в детском саду». – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

5. Долженко Г.И. «200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами». – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

6. Анистратова А.А., Гришина Н.И. «Поделки из кусочков бумаги». – М: Из-во Оникс, 2010 г.

7. Просова Н.А.  «Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги». – М.: Эксмо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 4-7 ЛЕТ «МАСКИ»

Актуальность В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности дошкольников, проявлению любознательности, ст...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «Пальчиковая страна».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа «Пальчиковая страна» нацелена на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. Данные исследований говорят о том, что речевые области формируютс...

Отчёт по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы «Говорим правильно»

Отчет по программе дополнительного образования по речевому направлению для детей старшей группы "Говорим правильно"...

Программа дополнительного образования по художественному направлению для детей подготовительной группы «Удивительный мир книг»

Программа дополнительного образования по художественному направлению для детей подготовительной группы "Удивительный мир книг"...

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами) 2 год обучения

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста «Бумажная фантазия» (оригами)...

Рабочая программа дополнительного образования по художественной направленности «Золотые ручки» младшей группы «Всезнайки» (3-4 года)

Рабочая программа дополнительного образования по художественной направленности «Золотые ручки» младшей группы «Всезнайки» (3-4 года)...