Обучающий семинар по ознакомлению с программой "Социокультурные истоки"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Ястребова Галина Николаевна

Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а так же присоединить ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiokulturnye_istoki.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Социокультурные истоки» Выполнила: Ястребова Галина Николаевна Когалым, 2018 Обучающий семинар ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРОГРАММОЙ

Слайд 2

Введение Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связанно с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Основная цель программы в дошкольный период – заложить формирование духовно – нравственной основы личности, а так же присоединить ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.

Слайд 3

«Радостно и свободно глядит душа ребёнка на мир, не думая извлекать из него пользу, прежде всего и больше всего любуясь им, радуясь тому прекрасному, что в нём находится» В.В. Зеньковский В средней группе (возраст детей 4-5 лет) целями воспитательной программы являются : - первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека. Осваиваемые категории: родной очаг, родные просторы, труд земной, труд души. - Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии; - развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям; - развитие навыков деятельностного , познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

Слайд 4

Позволяет присоединить всех участников образовательного процесса к отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками.

Слайд 5

Через книгу «В добрый путь» для детей раскрывается ценность родного дома, который является началом всех путей и дорог. Родители – самые близкие для ребенка люди, показывают ему образцы добрых дел и поступков.

Слайд 6

Книга «добрая забота» показывает ребенку значимость доброго, заботливого отношения человека к «братьям нашим меньшим», она способствует воспитанию в детях любви к труду и людям труда .

Слайд 7

В «благодарном слове» детям раскрываются ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека, а так же значение благодарного слова в общении между людьми.

Слайд 8

Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных связей и традиций, любви к детям, уважения к старшим Сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей Усвоение лучших моральных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов Р оссии

Слайд 9

Темы занятий для детей 4-5 лет Категории : Родной очаг; Родные просторы; Труд земной; Труд души Тема занятия Активные формы обучения Название активного занятия 1. Дружная семья Работа в паре «Дружная семья» 2. Домашнее тепло Ресурсный круг «Домашнее тепло» 3. Дороги добра Работа в паре «Дороги добра» 4. Сказочный лес Работа в паре «Сказочный лес» 5. Добрая забота Работа в паре «Добрая забота» 6. Праведный труд Ресурсный круг «Чему доброму научили вас взрослые?» 7. Любимая сказка Ресурсный круг «Моя любимая сказка» 8. Благодарное слово Ресурсный круг «Благодарное слово» 9. Светлый праздник Ресурсный круг «Доброе слово березке»

Слайд 10

1 . Проведение занятий с родителями по программе « социокультурные истоки » ; 2. Организация и взаимодействие детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах содержится система ценностей и категорий, которую необходимо усвоить взрослым и детям, а также предусмотрена система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и детьми . Содержание книг носит интегративный характер. В них содержатся произведения разных жанров : стихи, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Благодаря книгам для развития, родители приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

Слайд 11

Занятия с родителями проводятся фронтально, в паре, в четвёрках, в микрокгруппах . Благодаря фронтальной работе у каждого из родителей есть возможность поделиться опытом. Родители учаться слушать и слышать друг друга, деляться опытом воспитания дете й, принимают совместные решения. Активное взаимодействие на занятиях с детьми позволяет родителям приобрести новые способы общения и корректировки собственного поведения. При проведении подобных занятий важно взаимодействовать и с родителями и с детьми , делясь с участниками воспитательного процесса своими мыслями, чувствами, поддержать словом, взглядом, жестом. И как результат усвоения темы занятия, является освоение положительного опыта каждого из участников воспитательного процесса.

Слайд 12

Структура занятий с родителями: 1. Вводное слово, чтобы настроить родителей на тему занятия. 2. Затем, родителям предлагается ознакомиться с книгой для развития, затем выполнение заданий для осмысления содержимого текста, как заниматься по ней дома вместе с детьми. 3. Итоговое занятие: обобщение опыта и знаний по ознакомлению с темой занятия.

Слайд 13

Во время фронтального занятия: 1. Родители читают «слово к родителям» в книге для развития по теме, где раскрывается смысл важнейших нравственных категорий, заложенных в программе . 2. Основной этап направлен на осмысление главной идеи произведений (сказок) ; 3. Заключительный этап включает в себя рефлексию. Родителям предлагается высказать своё мнение по обсуждаемой теме. У родителей развивается способность анализировать собственный опыт . Свою работу в этом направлении я начала с изучения алгоритма работы воспитателя по реализации программы « истоки » и «воспитание на социокультурном опыте » для дошкольного образования, которую предлагает О. С. Абрамова, методист « истоковедения » .

Слайд 14

Изготовление информационного стенда «Слово к родителям» На стенде своевременно вывешивается полная информация о работе по программе в течении месяца. Размещается дополнительная информация о дате и времени проведения игровых фронтальных занятий с детьми совместно с родителями. Оформляются рекомендации и задания для семейного чтения книг, предлагается домашнее задания для разучивания к занятию потешек и стихотворений, загадок и пословиц по теме месяца. В соответствии с темой месяца предлагается изготовить совместно с ребёнком поделки по сказкам, атрибуты в С/Р играм, оформляется выставка декоративно прикладного искусства. Вывешиваются репродукции картин отечественных классиков живописи.

Слайд 15

Для более полного вовлечения родителей и детей в образовательную деятельность возможно изготовление : Семейных пригласительных билетов для участия в совместных итоговых занятиях. Совместно с детьми оформить альбом «Мои истоки» по теме месяца, где дети совместно с родителями будут выполнять задания, указанные в книгах для развития. Окончание темы месяца на итоговом занятии возможно организовать чаепитие с родителями в групповом пространсве группы.

Слайд 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 . Кузьмин И. А. « Социокультурные истоки » - М.: Издательский дом « Истоки » , 2012г. 2. Кузьмин И. А. Рекомендации по применению программы « Социокультурные истоки » в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. - М.: Издательский дом « Истоки » , 2015г. 3. Кузьмин И. А. « Социокультурные истоки » Том 11. - М.: Издательский дом « Истоки » , 2012г . https:// nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/28/seminar-dlya-pedagogov-po-programme-sotsiokulturnye-istoki http://www.maam.ru/detskijsad/iz-opyta-raboty-novye-netradicionye-formy-raboty-s-roditeljami-po-programe-sociokulturnye-istoki.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов "К истокам народной культуры"

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актерским мастерством, выразительности речи, искусством...

Обучающий семинар по использованию ИКТ в детском саду.

Уважаемые педагоги! Я предлагаю Вам обучающий семинар по презентациям. Здесь вы можете последовательно проследить  и сделать свою презентацию....

Обучающий семинар для родителей по развивающим играм Воскобовича

Уважаемые родители, вопрос полноценного развития познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным. Доказано, что интенсивное развитие инт...

Обучающий семинар с использованием технологии французских мастерских "Готовность ребенка дошкольного возраста к школьному обучению"

Предсталенный материал позволяет познакомить педагогов с самой образовательной технологией "Французские мастерские" и возможностью ее использования в качестве средства просвещения родит...

Выступление на обучающем семинаре «Использование электронно-образовательных комплексов в ДОУ»

Учебно-методический комплект «Предшкола нового поколения» направлен на воспитание у каждого ребенка положительного отношения к себе и окружающему миру, развитие познавательной и социальной мотивации, ...

семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...