«Нравственно-трудовое воспитание в аспекте гендерных различий»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Азарова Инна Петровна

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvenno.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-трудовое воспитание в аспекте гендерных различий»

                                                                   Воспитатель Азарова И.П.

                                                          МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»

Дошкольное детство занимает особое место в жизни ребенка. В этот период значительно расширяется круг самостоятельных действий детей, открываются новые возможности в познании мира.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В данное время центральным в педагогике является личностно – ориентированный подход к каждому ребенку.   В  системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно — методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитываются гендерные особенности. В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общие цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностные качества мальчиков и девочек дифференцированы.

      По статистике, система образования бесполая, что нашло подтверждение  в анализе лицензированных программ.  Система воспитания феминизирована как педагогическими кадрами, так и имеет место семейная феминизация (50 % детей живут в семьях, где нет отцов), что особенно не приемлемо для мальчиков.

Именно в дошкольном возрасте стереотипы  мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчины и женщины. Ориентация на ценности своего пола происходит как в семье, так и в детском саду.

При первичном наблюдении за взаимоотношениями детей старшего дошкольного возраста, можно  сделать вывод о том, что многие девочки лишены скромности, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, эмоционально неустойчивы, по отношению к девочкам отсутствует культура поведения.

Содержание игр детей вызывает  тревогу: дети демонстрируют  модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не могут договориться, распределить роли.

В процессе трудовой деятельности мальчики не проявляют желание помочь девочкам тогда, когда была необходима физическая сила.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством гендерного, умственного, физического, нравственного воспитания. Детский труд способствует более интенсивному интеллектуальному, эмоционально-личностное  развитию ребенка.

Задача воспитателя – научить ребенка выполнять трудовые процессы целостно (от постановки цели до получения результата и уборке рабочего места); осваивать рациональные способы трудовых действий; самостоятельно контролировать качество результата труда. Именно целостное освоение трудового процесса дает возможность ребенку стать действенным субъектом.

 Для лучшего усвоения трудовых  навыков  планировать работу необходимо  с подгруппой детей, учитывая их возрастные и  половые отличий.

1. Самообслуживание в процессе одевания раздевания лучше проводить только с мальчиками или только с девочками.

 2. Самообслуживание в процессе умывания можно проводить в смешанных подгруппах, но нужно помнить, что мальчики нуждаются в наглядности больше чем девочки, которым в свою очередь необходимо больше устных комментариев.

 3. Поручения, связанные с трудом в природе лучше проводить попарно девочка – мальчик, для того, чтобы мальчики выполняли мужскую «тяжелую» работу, а девочки более легкую.

4. Поручения, связанные с хозяйственно – бытовым трудом (давать поручения по интересам ребенка).

5. Ознакомление с трудом взрослых (работа взрослого должна быть интересной как девочкам, так и мальчикам, например:  предложить мальчикам размешать салат, а девочкам украсить его).

6. Совместный труд детей и взрослых, ручной труд должен подбираться по гендерным, возрастным интересам детей.

Таким образом, период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Гендерные различия физического воспитания дошкольников"

В презентации транслируется различный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочекв связи с гендерными особенностями....

Гендерные различия мальчиков и девочек дошкольного возраста, особенности их воспитания и обучения

Психосоциальные различия мальчиков и девочек, особенности их воспитания и обучения. Особенности организации предметно-развивающей среды с учетом гендерных различий....

РМО руководителей физического воспитания по теме: "Применение игровых ситуации с учетом гендерных различий.

Цель данного НОД: в игровой форме закрепить понимание детей о том, что мальчики и девочки одного возраста имеют разные физические возможности....

Особенности воспитания и развития дошкольников на основании гендерных различий в работе мозга.

Материал подготовлен на основании лекций Т.В.Черниговской о работе мозга и его гендерных различиях. Информация сгенерирована в одно целое, ею удобно пользоваться для разного рода целей и задач, в том ...

Гендерное различие в воспитании дошкольников

Гендерное различие в воспитании дошкольников. Выбор музыкальных инструментов, музыкального материала в соответствие с полом ребенка....

Гендерные различия в воспитании и обучении дошкольников

Как посторить отношения с воспитаника в ДОУ, учитывая их гендерные различия...

трудовое воспиание детей дошкольного возраста в аспекте гендерных различий

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества является одной из задач социально-коммуникативного развития при реализации образовательной программы ДОУ. Согласно ФГОС дошкольно...