Консультация «Сущность и необходимость мониторинга развития детей»
консультация на тему

Копылова Дарья Александровна

Модернизация образовательного процесса современной дошкольной образовательной организации характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_i_neobhodimost_monitoringa_razvitiya_detey.docx210.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Сущность и необходимость мониторинга развития детей»

Модернизация образовательного процесса современной дошкольной образовательной организации характеризуется направленностью на индивидуализацию образования, создание траектории развития ребенка, изучению его перспектив развития и их поддержки, диагностики возможных проблем и помощи в их решении. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  указывается, что одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования)…»[1].

Эффективное построение педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации о возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Поэтому возникает потребность в такой системе контроля качества педагогического процесса, которая позволит педагогу постоянно отслеживать динамику физического, интеллектуального и личностного развития и образовательных достижений детей.

Рассмотрим определение педагогического мониторинга, который заменил собой педагогическую диагностику, которая ранее использовалась педагогами в рамках реализации ФГТ. До введения ФГОС ДО педагогическая диагностика позволяла выявлять знания, умения и навыки дошкольников и оценивать их по ряду критериев. Сейчас ФГОС ДО устанавливает, что дошкольное детство может быть специфичным, и особенности дошкольного образования не позволяют требовать от ребенка соответствия конкретным образовательным достижениям. Поэтому диагностика была заменена мониторингом, который направлен на диагностирование и наблюдение за развитием ребенка, а не оценку детей. Поэтому необходимо разобраться в сущности и необходимости использования мониторинга, а также в отличиях его от педагогической диагностики.

Мониторингом в науке называется длительное слежение за какими-либо объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений. Кроме того, мониторинг можно рассматривать как независимую экспертизу состояния образовательного процесса, систему сбора, анализа, представления информации и информационную базу управления. Для обеспечения качественного мониторинга необходимыми условиями являются его стабильность, долгосрочность и надежность[2].

Л.Б. Шаршакова определяет понятие «педагогический мониторинг» как «форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития»[3].

Ю.А. Афонькина определяет педагогический мониторинг как «как специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с помощью относительно стабильного ограниченного числа стандартизированных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость с целью оценки, контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития».[4]

Из определений понятия видим, что мониторинг позволяет отразить особенности течения педагогического процесса для его контроля через систематическое и регулярное проведение сбора информации, экспертизы и динамической оценки.

Диагностика же является констатацией показателей на момент обследования[5].

Видим, что понятия мониторинга и диагностики имеют много общего – функции, принципы, методы, этапы. Важным и существенным отличием является то, что мониторинг – это растянутый во времени процесс, непрерывный и многоуровневый. Диагностика – это точечное определение текущей ситуации здесь и сейчас, на момент исследования. Соответственно, можно сказать, что диагностика соотносится с мониторингом как часть и целое, диагностика является частью педагогического мониторинга.

Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.

В диагностике и в мониторинге основными методами, на основе которых делаются выводы, является ряд неформализованных методов – беседы с детьми, наблюдение за ними. В качестве дополнительных методов мониторинга могут быть использованы анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Обратим внимание на то, что мониторинг индивидуального развития детей – это часть целостной системы, описанной в образовательной программе дошкольного учреждения. И все части этой системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Наглядно, это можно представить на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 – Система мониторинга индивидуального развития детей[6]

Как отмечают разработчики ФГОС ДО, опираясь на постулаты Л. Выготского, в дошкольном возрасте должна проводиться особая диагностика, которая не отбирает детей, а задает зону ближайшего развития. Цель мониторинга развития детей - составление индивидуальных (парциальных) программ развития, в которых основной задачей является сохранение и развитие потенциала ребенка.

Единого стандартизованного инструментария для проведения мониторинга ФГОС ДО не прописывает, но предлагает для проведения мониторинга такие программы:

- П.Г. Нежнов, Н.А. Короткова «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах» [7] - в этой работе представлены психологические основания разработки нормативов для развития ребенка-дошкольника, которые могут служить целевым ориентиром для педагога при условии вариативности содержания и форм дошкольного образования. В книге разработан доступный практический инструмент для педагогов - «карта развития», который позволяет в наблюдении отслеживать развитие дошкольника в образовательном процессе, описываются способы работы с «картой развития»;

- Н. А. Бурлакова «Мониторинг достижений детьми планируемых результатов»[8] - в этом пособии разработан наглядный материал для проведения психолого-педагогической части мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной образовательной программы дошкольного образования в условиях группы детского сада. Пособие состоит из карточек, которые предъявляются детям. В помощь педагогам имеются методические рекомендации с инструкцией к заданиям.

В данных программах представлена нормативная карта развития детей, которая является инструментом для оценки развития детей. Концепции стандарта ФГОС ДО не противоречит карта развития, предложенная Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым. Карта развития состоит из двух частей[9]:

- нормативной карты, которая отражает становление инициативности в разных видах деятельности;

- карты, отражающей психологический фон развития дошкольников.

Авторы этих нормативных карт - П.Г. Нежнов и Н.А. Короткова, рассматривают становление инициативности в качестве главной задачи дошкольного возраста и представляют ее как интегральный показатель развития интеллектуальных и мотивационно-динамических характеристик деятельности. Психологический фон, с точки зрения авторов, отражает базисное доверие и самостоятельность ребенка- дошкольника, что тоже находит отражение в стандарте.

Модель мониторинга разрабатывается в зависимости от специфики конкретного дошкольного учреждения и социального заказа родителей, желающих видеть своих детей, прежде всего здоровыми, крепкими, развитыми. Выбор критериев и средств оценки, являющихся важными элементами системы мониторинга, во многом зависит от степени профессионализма персонала и организационной культуры дошкольного учреждения.

При организации мониторинга следует опираться на:

 ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[10];

- Методические рекомендации Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (письмо от 21.10.2010 № 03-248)[11];

- реализуемую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Система мониторинга должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей. Система мониторинга должна содержать[12]:

1) уровни освоения программы для всех возрастных групп и по всем образовательным областям;

2) параметры психического развития – качества, которые показывают развитие ребёнка в плане соответствия конкретному психологическому возрасту (в данном случае младшему, среднему, старшему дошкольному возрасту).

Таким образом, эффективное построение педагогического процесса возможно только при наличии у педагога информации о возможностях, склонностях и проблемах в развитии ребенка. Мониторинг позволяет отразить особенности течения педагогического процесса для его контроля через систематическое и регулярное проведение сбора информации, экспертизы и динамической оценки. Диагностика соотносится с мониторингом как часть и целое, диагностика является частью педагогического мониторинга. Мониторинг индивидуального развития детей – это часть целостной системы, описанной в образовательной программе дошкольного учреждения, и эта система должна содержать уровни освоения программы и параметры психического развития дошкольников.


[1] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 [электронный ресурс] - https://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (дата обращения 15.05.2018).

[2] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 8.

[3] Шаршакова Л.Б. Педагогическая диагностика образовательного процесса. Методическое пособие для педагогов дополнительного образования / Л.Б. Шаршакова. — СПб.: ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества «У Вознесенского моста», 2013. — С. 6.

[4] Афонькина Ю.А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Изучение индивидуального развития детей. Подготовительная группа /Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2015. – С. 5.

[5] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 8.

[6] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 22.

[7] Нежнов П.Г. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах / П.Г. Нежнов, Н.А. Короткова. – М.: Дошкольное образование, 2017. – 52 с.

[8] Бурлакова Н.А. Мониторинг достижений детьми планируемых результатов / Н.А. Бурлакова. – М.: Просвещение, 2017. – 153 с.

[9] Мухина А.И. Мониторинг индивидуального развития детей дошкольного возраста / А.И. Мухина. - МАУ ЗАТО Северск «РЦО», 2016. – С. 25.

[10] Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты РФ [электронный ресурс] - http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-17102013-n-1155/ (дата обращения 24.05.2018).

[11] О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования: письмо Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010 № 03-248 // Гарант [электронный ресурс] - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6643977/ (дата обращения 24.05.2018).

[12] Система мониторинга в современном ДОУ в условиях реализации ФГОС[Текст]: сборник материалов / авт.сост. Н.Л. Норкина, И.А. Кандакова, А.В. Колесникова. – Белово, 2016. –С. 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание родительского клуба на тему: «Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста»

Значимость и сущность пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста....

Выступление на педсовете по теме «Классификация игр, необходимых для развития детей старшего дошкольного возраста».

Игра для ребенка – основной вид деятельности, в результате которой он познает мир. В игре ребенок действует, выражая свое отношение к жизни.               ...

Консультация для родителей «Необходимые игрушки для детей»

Консультация о важности игрушек для дошкольников...

Консультация для родителей "Необходимость музыкального развития детей"

    Часто родители задают вопрос: «Каждого ли ребёнка нужно учить музыке?». На этот счёт у прогрессивной музыкальной педагогики нет разногласий. Учить музыке надо всех дет...

Консультация для воспитателей «Необходимость раннего развития фонематических процессов у детей с ОНР»

Цель консультации - познакомить воспитателей с фонематическая системой языка, включающей в себя фонематический слух, фонематическое восприятие,  фонематический анализ, фонематический с...

консультация : "Значение и необходимость нравственного воспитания детей дошкольного возраста."

Особую роль в нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Добрый пример необходим людям всегда и во всяком деле, но особенно необходим он дет...

Консультация для родителей "Необходимые игрушки для детей"

Невозможно представить дошкольное детство без игры и игрушки. Здесь формируются все стороны личности ребёнка. Этим объясняются воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей д...