Главные вкладки

    Дополнительная образовательная программа «ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ» для детей 3 - 7 лет с ОВЗ (ТНР, ЗПР)
    учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему

    Ерофеева Лариса Владимировна

    Данная дополнительная образовательная физкультурно – спортивная программа «Игровой стретчинг» направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитию скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stretching.docx33.99 КБ

    Предварительный просмотр:

                        Учебно - методическое пособие

                     Дополнительная образовательная программа

                  физкультурно – спортивной направленности

            «ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ»

                (для детей 3 – 7 лет)

    Программу разработала               Ерофеева Л.В.

            музыкальный руководитель

            ГБДОУ детский сад № 25

                                                                     Петродворцового района

                                           Санкт - Петербурга

            

            Пояснительная записка.

           Направленность дополнительной образовательной программы.

            Данная дополнительная образовательная физкультурно – спортивная программа «Игровой стретчинг» направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитию скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

    Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

    Занятия посещают дети с диагнозом ОНР и ЗПР . Все занятия проводятся в виде сюжетно – ролевой или тематической игры, состоящих из взаимосвязанных игровых ситуаций, заданий, упражнений, игр,  подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и коррекционных – развивающих задач.

            Цели

            Цель предлагаемых упражнений основана на развитие статических растяжках мышц тела и суставно – связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

            Задачи

    Коррекционно – образовательные -  развитие мимических упражнений, психомоторного развития, развитие слухового и зрительного внимания, моторные функции, развитие координации движений, ориентировки в пространстве. Развитие музыкального слуха, памяти, внимания, ритмичности.

    Оздоровительные – укрепление организма, развитие и совершенствование движений.

    Воспитательные -  развитие уверенности в себе, коммуникативной активности, доброжелательности, внимательности к другим. Обогащение яркими образными движениями создающие условия эмоциональной разрядки, рождение творческого воображения, согласуя действия с музыкой и образом.

    Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.

    Специфика данной программы позволяет реализовать мир игровых образов в целях оздоровления и коррекционного развития ребёнка.

    Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы  

    • младшая группа  ( 3-4 года)
    • средняя группа    (5 – 6 лет)
    • старшая группа   (6 – 7 лет)

    Сроки реализации дополнительной образовательной программы

            Программа реализуется в течение  одного года обучения.

    Тематический план для старшей группы включает в себя 20 учебных часов по 30 минут в неделю. Для средней группы 16 часов 40 минут по 25 минут в неделю. Для младшей группы 13 часов 20 минут по 20 минут в неделю.

                Формы и режим.

             Формой организации учебных занятий является групповая и индивидуальная.

    Работа педагога с учащимися  осуществляется на основе наглядности, доступности, систематичности, закрепление навыков, индивидуального подхода, сознательности.

            

            Ожидаемые результаты, способы их проверки.

    Эффективность занятий определяется показателем общего состояния ребёнка в конце года, его адаптацией к нагрузке, координацией движений, тонусом мышечной системы. Посещение родителями учащегося занятий в течении всего учебного года.

                    Формы подведения итогов

    В конце учебного года проводятся открытые занятия для родителей, педагогов ГБДОУ, медицинского персонала, инструктора ЛФК.

               Учебно – тематический план. Младшая группа   (3 – 4 года)

    Месяц

    Название тем

    Практические занятия

    Количество часов

    сентябрь

    Вводная часть. Правила поведения. Ориентировка в пространстве. Подвижные игры.

    4

              1 ч. 20 мин.

    октябрь

    Сказка «Цыплёнок и солнышко»

    Закрепление упражнений, игры.

            3

     1

              1 час.

    20 мин.

    ноябрь

    Сказка «Спать пора»

    Закрепление упражнений, игры.

    3

    1

     1 час.

     20 мин.

            декабрь

    Сказка «Кто поможет воробью»

    Закрепление упражнений, игры.

    3

    1

    1 час.

     20 мин.

    январь

     Сказка «Кто я»

     Закрепление упражнений, игры.

     3

     1

     1 час.

               20 мин.

    февраль

     Сказка «Невоспитанный мышонок»

    Закрепление упражнений, игры.

     3

    1

     1 час

     20 мин.

    март

     Сказка «Как медведь себя напугал»

    Закрепление упражнений, игры.

    3

    1

     1 час

     20 мин.

    апрель

     Сказка «Воробей и карасик»

    Закрепление упражнений, игры.

     3

     1

      1 час

     20 мин.

    май

     Сказка «Близко и далеко»

    Закрепление упражнений, игры.

     3

     1

       1 час

       20 мин.

    июнь

     Повторение пройденного материала.

    Открытое занятие.

      3

                 1

       1 час

       20 мин.

    ИТОГО

     40

            13 ч. 20 мин.

                     Учебно – тематический план. Средняя группа   (4 – 5 лет)

    Месяц

    Название тем

    Практические занятия

    Количество часов

               сентябрь

    Вводная часть. Правила поведения. Ориентировка в пространстве. Подвижные игры

    Сказка «Цыплёнок и солнышко».

    Закрепление упражнений, игры.

    4

        1 ч. 40 мин.

               октябрь

    Сказка «Спать пора»

    Сказка «Лесовички»

    Сказка «Лесовички» (продолжение)

    Закрепление упражнений, игры.

    Закрепление упражнений, игры.

    4

        1 ч. 40 мин.

    ноябрь

    Сказка «Кто поможет воробью?»

    Закрепление упражнений, игры

    Сказка «Кто я?»

    Закрепление упражнений, игры

    4

        1 ч. 40 мин.

    декабрь

    Сказка «Невоспитанный мышонок»

    Закрепление упражнений, игры.

    Сказка «Волшебные яблоки»

    Закрепление упражнений, игры

    4

        1 ч. 40 мин.

    январь

    Сказка «Как медведь себя напугал»

    Закрепление упражнений, игры.

    Сказка «Воробей и карасик»

    Закрепление упражнений, игры

    4

         1 ч. 40 мин.

    февраль

    Сказка «Как у слоника хобот появился»

    Закрепление упражнений, игры.

    Сказка «Три брата»

    Закрепление упражнений, игры

    4

          1 ч. 40 мин.

    март

    Сказка «Близко и далеко»

    Закрепление упражнений, игры.

    Сказка «Рябинка»

    Закрепление упражнений, игры.

    4

          1 ч. 40 мин.

    апрель

    Сказка «Хвастунишка»

    Закрепление упражнений, игры.

    Сказка «Лягушка и лошадь»

    Закрепление упражнений, игры

    4

          1 ч. 40 мин.

    май

    Сказка «Чижики»

    Закрепление упражнений, игры.

    Сказка «Как зайцы волка испугали»

    Закрепление упражнений, игры.

    4

          1 ч. 40 мин.

    июнь

    Сказка «Белая змея»

    Закрепление упражнений, игры.

    Сказка «Белая змея» (продолжение).

    Повторение пройденного материала.

    Открытое занятие.

    4

          1 ч. 40 мин.

    ИТОГО

                40

       16 ч. 40 мин.

                                         Учебно – тематический план.

                              Старшая и подготовительная гр.   (5 – 7 лет)

    Месяц

    Название тем

    Практические занятия

    Количество часов

            сентябрь

    Вводная часть. Правила поведения.

    Ориентировка в пространстве.

    Подвижные игры.

    Сказка «Цыплёнок и солнышко»

    Сказка «Спать пора»

    Сказка «Лесовички»

    4

    2 часа

            октябрь

    Сказка «Кто поможет воробью?»

    Сказка «Кто я?»

    Сказка «Волшебные яблоки»

    Сказка «Невоспитанный мышонок»

    4

    2 часа

            ноябрь

    Сказка «Пусть приходит зима»

    Сказка «Птица – найдёныш»

    Сказка «Как у слона хобот появился»

    Сказка  «Три брата»

    4

    2 часа

            декабрь

    Сказка «Рябинка»

    Сказка «Королевич - змей»

    Сказка «Воробей и карасик»

    Сказка «Близко и далеко»

    4

             2 часа

            январь

    Сказка «Калиф – аист»

    Сказка «Калиф - аист» (продолжение)

    Сказка «Хвастунишка»

    Сказка «Лягушка и лошадь»

    4

    2 часа

           февраль

    Сказка «Верный слуга»

    Сказка «Чижики»

    Сказка «Как медведь себя напугал»

    Сказка «Про козла Козьму»

    4

    2 часа

           март

    Сказка «Белая змея»

    Сказка «Белая змея» (продолжение)

    Сказка «Ёженька»

    Сказка «Как море стало холодным»

    4

    2 часа

          апрель

    Сказка «Голая лягушка»

    Сказка «О трёх блинах»

    Сказка «Змей и королевская дочь»

    Сказка «Змей и королевская дочь»

    (продолжение)

    4

    2 часа

          май

    Сказка «Честное гусеничное»

    Сказка «Живая вода»

    Сказка «Живая вода»(продолжение)

    Сказка «На зелёной иголке»

    4

    2 часа

           июнь

    Сказка «Как зайцы волка напугали»

    Сказка «Ворона и канарейка»

    Повторение пройденного материала

    Открытое занятие.

    4

    2 часа

         ИТОГО

    40

          20 часов

            Основное содержание проведения занятий игрового стретчинга.

    Весь материал предлагается детям с учётом их возрастных и психомоторных особенностей. Занятие состоит из трёх частей:

    1 часть. Вводная.

    Дети строятся в шахматном порядке, ориентируясь, чтобы не мешать друг другу. Проверяется правильность осанки детей, и под музыку дети здороваются с преподавателем (общий поклон, девочки – реверанс, мальчики – мужской поклон).

    В первой части ставиться задача подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей части занятия. Используются следующие виды движений:

    Ходьба – бодрая, спокойна, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка» вперёд и назад (спиной), с  высоким подниманием колена, «гусиным» шагом.

    Бег – лёгкий, ритмичный, передающий различные образы «бабочки», «птички», «ручейки» (младший возраст), а также высокий, широкий, пружинящий бег.

    Прыжковые движения – на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскоки «лёгкий» и «сильный».

    Общеразвивающие упражнения   на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинность), упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног, упражнения игровой ритмики, танцевальные упражнения.

    2 часть. Основная. (Сказка)

    Начинается основная часть упражнением на растяжку позвоночника «зёрнышко».

    Упражнения проводятся в виде сказочных путешествий, по ходу которых дети изображают сказочных персонажей, выполняя упражнения на различные группы мышц. Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Дети учатся быстро переключать внимание, сделав упражнение, быстро садятся в позу слушателя (обязательно с прямой спиной).

    Сюжет сказок строится так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на всё тело ребёнка.

    3 часть. Заключительная.

    В этой части занятия решаются задачи постепенного перехода организма ребёнка к другим видам деятельности. Выполнение простых танцевальных движений в игровой форме расширяют двигательные навыки детей, дети самостоятельно импровизируют, создавая пластический образ, развивают воображение, фантазию, различают эмоции в мимике и пантомимике.

    Подвижные игры: «Вправо - влево», «Совушка», «Иголочка - шей», «Дракончик», «Эхо», «Надувной шарик», «Резиновая игрушка», «Снежные человечки», «Воротики – кто быстрее» и т. д.

    Заканчивается занятие подведением итога стараний детей, после чего они прощаются с преподавателем (общий поклон, девочки – реверанс, мальчики – мужской поклон).

                Методическое обеспечение дополнительной

                       образовательной программы «Игровой стретчинг»

    • Практические занятия проводятся в музыкальном зале.
    • Используется наглядная форма работы, показ педагогам физических упражнений, подражания, имитация известных детям движений в игровой форме.
    • Используется индивидуальный подход к детям с учётом особенностей возраста, психомоторного развития.
    • Показ упражнений условными жестами, мимикой, словесные указания.
    • «Провокации», т. е. специальные ошибки педагога при показе с целью активизации внимания детей, чтобы они заметили и исправили ошибку.
    • Слушания музыки и беседы о ней, словесные описания музыкальных образов.
    • Подбор сказок помогающих интерпретировать музыкальный образ.
    • Пластические импровизации детей, «пробы» без показа педагога.
    • Показ вариантов движений педагогом – детям предлагается выбрать наиболее удачный.
    • Показ педагогом даётся в «зеркальном» отражении, поскольку дети повторяют все движения автоматически.
    • Использование интенсивных методов обучения – выполнение большого объёма двигательных упражнений на занятиях, а также подбор материала, позволяющего решать большой круг разнообразных задач развития ребёнка.
    • Проведение мышечной и эмоциональной релаксации под соответствующую.

            Дидактический материал к программе

    • Спец. литература.
    • Компакт –диски с музыкальными произведениями к сказкам.
    • Компакт – диски современных композиторов, эстрадные мелодии, классические произведения.

            Техническое оснащение занятий

    • Музыкальный центр.
    • Коврики.

                         Список литературы

    • А.Г. Назарова «Игровой стретчинг»

    «Методика работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

    СПб 1994г.

    • Учебно – методический центр «Аллегро».

    «Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях стретчингом». СПб 1993 год.

    • Единый научно – методический центр народного творчества и культурно – просветительской работы Главного управления культуры исполкома Ленсовета.

    «Методика преподавания танцев» Ленинград 1986 год.

    • «Сказки» - первый учебный год. СПб 1994 год.
    • А.И. Буренина. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика».

    СПб 1997 год.

    • Т. Суворова «Танцевальная ритмика для детей». СПб 2005 год.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа "Золотые ручки" для детей 3-7 лет разновозрастной группы.

    Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального  построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы,...

    Дополнительная образовательная программа «Волшебные краски» для детей 3 – 4 лет.

    Стремительно меняющаяся жизнь предъявляет все более высокие требования к человеку, к его умению изменяться и действовать в новых условиях. Стратегия развития образования на 2010-2015 годы ...

    ПРОГРАММА ПЛАТНЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ХОРЕОГРАФИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ.

    Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Основная цель этой программы - художественное воспитание и образование детей средствами хореографии.       ...

    Дополнительная образовательная программа "Веселая кисточка" для детей 4-7 лет

    Программа кружка "Веселая кисточка" направлена на совершенствование мелкой моторики кистей рук через организацию творческой деятельности в ходе рисования нетрадиционными методами....

    Индивидуальная образовательная программа дошкольного образования для ребёнка (6-7 лет) с ОВЗ, имеющего особенности в психическом и речевом развитии.

    Целью реализации Программы является обеспечение условий для дошкольного образования ребенка с тяжелым нарушением речи с учетом его индивидуально-типологических особенностей и особых образовательных по...