Проект "Капельки"
проект (младшая группа) на тему

Белоножкина Капиталина Алексеевна

Проект "Капельки" по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kapelka.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Капельки» по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.

Воспитатели: Белоножкина К. А.

                                                                             Сергеева Е. Е.


Адаптация детей к условиям детского сада в рамках проекта «Капельки».

Цель проекта: обеспечение благоприятного процесса адаптации, развитие творческого потенциала детей в играх с водой, ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ, растений и для здоровья человека.

Задачи проекта:

-преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период адаптации к детскому саду;

-регулирование эмоционального состояния детей;

-снижение тревоги и агрессии;

-знакомство со свойствами воды (вкусом, цветом, запахом);

-формирование представления о том, для чего нужна вода в жизни человека, в природе;

-воспитание бережного отношения к воде;

-развитие речи, воображения, внимания, любознательности;

-воспитание культурно-гигиенических навыков;

-привлечение родителей к активному участию в реализации проекта.

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, их родители и воспитатели.

Сроки проведения проекта: сентябрь-май.

Актуальность проекта:

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте является адекватная реакция на разные факторы внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи- все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.

Период младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни - знакомство с  детским садом. Это обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

- отсутствие близких, родных людей;

- соблюдение режима дня;

- постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми людьми;

- новые требования в поведении.

Все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к различным реакциям: капризам, страхам, отказу от еды, частым болезням и т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у детей. Поэтому мы решили использовать этот проект. Почему именно « вода»? В период адаптации главным фактором является расслабляющая и успокаивающая деятельность, проводимая с детьми: дети могут пускать кораблики по воде, надувать мыльные пузыри, ловить рыбок, проводить различные опыты и т.д. Игры с водой действуют на детей успокаивающе и обладают большими возможностями. Выбор игр в зависимости от эмоционального развития ребенка позволит его развеселить, успокоить, переключить внимание.

Этапы реализации проекта.

1-й этап «Подготовительный»

- подбор и изучение необходимой литературы;

- изучение рекомендаций для  работы с родителями в адаптационный период;

- составление плана работы;

- анкетирование родителей;

- предоставление родителям консультаций и рекомендаций по адаптации;

- подготовка различного материала для работы с детьми в данный период ( игры, потешки, сказки, наглядный материал, материал и оборудование для проведения опытов и т. д.).

2-й этап «Основной»

Реализация проекта.

Перспективный план реализации проекта « Капельки»

Сроки

Формы работы

Цели

3-й этап «Заключительный»

- Выставка рисунков детей совместно с родителями;

- Экологический стенд «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе).

Сентябрь

  1. Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

Уточнение представления о том, что вода появляется, если открыть кран, вода прозрачная, сквозь нее видны руки, мыло, вода в кране бывает теплая, холодная и горячая.

  1. Режимные моменты

«Вымой руки»

  1. Чтение художественной литературы

«Водичка, водичка умой мое личико»

  1. Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет», «Узнай какая вода»

  1. Дидактические игры:

«Идем мыть руки»,

«Водичка умывает куклу»

«Стираем платочки для куклы»

  1. Консультация для родителей «Адаптация детей»
  2. Наблюдение за дождем «Звуки воды в природе»
  3. Пальчиковая гимнастика:

«Водичка и дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

  1. Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей.

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта - Я. Тайц «Послушный дождик»

Знакомство со свойствами воды

(прозрачная, мутная, без запаха, растворяет сахар, соль, имеет вес). Формирование знаний о том, что некоторые предметы тонут в воде, а некоторые плавают. Развитие любознательности и внимательности.

Обучать детей навыкам быть чистым и опрятным.

Расширение знаний родителей об адаптационном периоде (советы, рекомендации)

Учить детей на слух угадывать различные звуки.

Закрепление представлений о чистоте и опрятности.

Развитие у детей ловкости, быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу.

Октябрь

  1. Режимные моменты «Водичка, водичка, умой мое личико».
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Консультация для родителей «Игры с водой дома».
  4. Игры- забавы с мыльными пузырями.
  5. Режимные моменты «Помощники».
  6. Дидактическая игра «Собери тучку».
  7. Физкультминутка «Тихо плещется вода».
  8. Опыты и эксперименты « Вкусная водичка».
  9. Подвижная игра «Пузырь».
  10. Пальчиковая гимнастика.

Закрепление культурно-гигиенических навыков у детей.

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – В. Сутеев «Кораблик»

Расширение знаний родителей об использовании воды в играх с детьми дома.

Формирование представления о том, что предметы станут чище, если их помыть.

Создание у детей хорошего, радостного настроения.

Формирование представления о том, что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать в воде свой вкус (сахар, соль)

Развитие у детей ловкости, быстроты реакции, умения внимательно слушать, действовать по сигналу.

Развитие мелкой моторики, формирование положительных эмоций.

Ноябрь

  1. Наблюдение на прогулке за тучами, дождем.
  2. Игра- забава «Ловля рыбок».
  3. Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка», «Моем руки», «Стираем белье».
  4. Режимные моменты «Помоем руки».
  5. Дидактическая игра «Где живет вода?».
  6. Чтение художественной литературы.
  7. Чтение потешек по теме проекта: «Шла купаться черепаха», «Кран откройся, нос умойся».
  8. Опыты и эксперименты «Вода жидкая, течет».
  9. Физкультминутка «Тихо плещется вода», «Речка»

Обсуждение с детьми природных явлений.

Совершенствовать умения пользоваться предметами по назначению.

Развитие мелкой моторики, формирование положительных эмоций.

Закрепление представлений о культурно-гигиенических навыках.

Знакомить детей со свойствами воды, расширять кругозор, знания об окружающем мире.

Знакомство с произведениями художественной литературы по теме проекта – К. Чуковский «Мойдодыр»

Знакомство с потешками по теме проекта, расширение словарного запаса.

Продолжать знакомить со свойствами воды.

Создание у детей хорошего, радостного настроения.

Декабрь

  1. Чтение произведения Чуковского «Федорино горе»

анализ прочитанного.

  1. Эксперимент «Прозрачная вода».
  2. Беседа «Значение воды для живого организма».
  3. Дидактическая игра «Найди снежинке пару».
  4. ОД «Волшебница-вода».

Закрепить элементарное представление о необходимости содержать в чистоте вещи, посуду. Продолжать знакомить со свойствами воды. Закрепить представление об основных потребностях людей, животных и растений во влаге, воде. Воспитание у детей опрятности.

Январь

  1. Чтение произведения Чуковского «Путаница», анализ прочитанного.
  2. Эксперимент «Холодная и теплая вода».
  3. Подвижная игра «Снежинки».
  4. Дидактическая игра «Снежинки».
  5. Наблюдение за снежинками.

Закрепить свойства воды в прочитанном произведении. Формировать умение проводить простейшие наблюдения и опыты с водой, развивать тактильные ощущения. Воспитывать привычку не пить холодную воду. Продолжать изучение свойств снега. Развивать наблюдательность. Дать общее представление об отличительных признаках воды (вода теплая – вода холодная).

Февраль 

  1. Эксперимент «Лед – это вода».
  2. Подвижная игра «Море волнуется…».
  3. Пальчиковая гимнастика «Плывет по морю пароход».
  4. Беседа «Жители водоемов».
  5. Дидактическая игра «Где живет?».

Продолжать знакомить детей со свойствами воды, дать элементарные представления о превращении воды в лед ( вода зимой на морозе превращается в лед).

Закрепить знания о свойствах льда (скользкий, холодный, твердый). Закреплять знания детей о жителях водоемов.

Март

  1. Эксперимент «Свойства воды».
  2. Аппликация «Тучи по небу бежали».
  3. Заучивание стихотворения А.Барто «Кораблик».
  4. Наблюдение за снегом «Какой он?».

Закреплять понятия о свойствах воды. Уметь делать простейшие обобщения о воде. Воспитывать любознательность, интерес к наблюдению явлений природы.

Апрель

  1. Подвижная игра «Караси и щука».
  2. Эксперимент «Тонет, плавает».
  3. Наблюдение за сосульками.
  4. Беседа «Чистота – залог здоровья».

Обогащать знания детей о свойствах снега, льда, сосулек (звук тающих сосулек, капель). Подвести к пониманию свойств некоторых материалов. Закреплять знания о свойствах предметов, уметь сравнивать тяжелые и легкие предметы. Приучать детей к опрятности, следить за своим внешним видом.

Май

  1. Дидактическая игра «Подбери картинку».
  2. Чтение потешки «Дождик, дождик пуще».
  3. Эксперимент «Пускание бумажных корабликов».
  4. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
  5. Дидактическая игра «Когда это бывает».

Закреплять знаний детей о свойствах воды, умение находить сюжетные картинки с изображением сезонных явлений природы. Знакомить детей с народным творчеством. Создавать радостное настроение.