Региональная программа "Семьеведение"
методическая разработка по теме

Деркова Людмила Ивановна

Формирование у детей понятие «семья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка

Конспект организованной образовательной деятельности

«Моя семья»

для детей группы общеобразовательной направленности  3–4 лет

  Составила воспитатель

                Деркова Людмила Ивановна.

2017

Задачи: формировать у детей понятие «семья», закреплять первоначальные представления о родственных отношениях в семье.

Развивать у детей стремление быть полноправным членом семьи и иметь свои обязанности.

Воспитывать чувство любви, внимания и заботы ко всем членам семьи. Закрепить название животных и их детенышей.

Оборудование: фотографии, картинки с животными, картина с изображением семьи, звуки животных.

Предварительная работа: рассматривание семейных фотографий детей, беседа по их содержанию, индивидуальные беседы с детьми о членах семьи, заучивание имени и отчества родителей.

Методы: беседа, рассматривание иллюстрации, решение проблемной ситуации, дидактическое упражнение.

Ход занятия:

В зале появляется цыпленок.

Цыпленок -Здравствуйте ребята!

Дети: здравствуйте!

Цыпленок - Ребята, а вы не видели моего папу и мою маму

Воспитатель: А кто твои родители?

Цыпленок Я не помню, как их зовут (Цыпленок начинает тихонько плакать).

Воспитатель: Не расстраивайся, цыпленок, мы с ребятками поможем тебе найти твоих родных. Подожди немножко.

Воспитатель: Ребята у всех есть папа и мама у животных и птиц тоже, давайте найдем родителям по детенышу и покажем как они говорят (теленку, жеребенку, гусенку, котенку, щенку и цыпленку).

После того, как малыши нашли фотографию родителей цыпленка (выбрали среди представленных картинок животных петуха и курицу).

Цыпленок - Спасибо большое теперь я знаю что моя мама- курица, а мой папа петух и у меня теперь у меня есть наша семейная фотография. До свидания ребята!

Дети – До свиданья!

Воспитатель: ребята а давайте сейчас поиграем. Где наши ручки.

Пальчиковая гимнастика

• «Семья»

Этот пальчик – дедушка.

(показать большой палец)

Этот пальчик – бабушка.

(показать указательный)

Этот пальчик – папочка.

(средний палец)

Этот пальчик – мамочка.

(безымянный палец)

А этот пальчик – Я!

(показать мизинец)

Вместе – дружная семья!

(показать всю ладошку).

Воспитатель: Дети расскажите а у вас есть семья?. Ребята а у меня есть фотографии вашей семьи, только я совсем забыла куда положила конверты с фото. Вы поможете найти конверты на конвертах написаны цифры от 1 до 5. Дети ищут конверты.

Воспитатель: Посмотрите а чья это фотография? Дети а что изображено на наших фото. Правильно – это ваши семьи. Лена а расскажи про свою семью.

Воспитатель: - ребята, а скажите что такое семья

- Правильно, дети, их родители, бабушки и дедушки все вместе – это одна …семья.

Семьи бывают разные: большие и маленькие. Если в семье только мама, папа и ребенок – это маленькая семья, а если есть еще сестра, брат, бабушка и дедушка, то это уже семья большая.

Воспитатель: У кого из вас большая семья

Воспитатель ставит на доску картину с изображением семьи.

- Дети, на этой картине нарисована семья. Как вы думаете, она большая или маленькая? Почему? (назвать всех членов семьи).

Воспитатель: Что делает папа, А мама, А чем заняты бабушка и дедушка (Заняты каждый своим делом)

-каким делом?

(В семье все любят друг друга, старшие заботятся о младших, младшие должны помогать старшим. У каждого есть свои обязанности: мама готовит, наводит порядок, стирает; папа - ремонтирует, выполняет тяжелую работу.)

Воспитатель: А как вы помогаете дома?

(Накрывать на стол, убирать посуду после еды, вытирать пыль, поддерживать порядок в своей комнате и складывать игрушки, самостоятельно одеваться и складывать одежду.)

- Почему родителям надо помогать?

(У взрослых много дел по дому и им будет приятно, если дети им будут помогать)

Чтение проблемной ситуации «Прогулка» Дети посмотрите нам пришло письмо.

«Один мальчик пошел с папой погулять. Им было весело, и они оба смеялись и им очень понравилась прогулка. Когда они возвратились домой, то увидели, что у мамы грустное выражение лица».

Почему мама была грустной? Как должны были поступить мальчик и его папа?

А давайте спросим у нашего цыпленка как бы он поступил?

Игра «Назови ласково»

(мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик, сестра – сестричка и т. п.)

Воспитатель: Называете ли вы друг друга в своей семье ласково? Как можно маму назвать ласково –мамочка, мамуля. А папу –папочка, папуля. Если вы чаще будите называть членов своей семьи ласково, они будут чаще улыбаться.

Воспитатель: Ребята, а вы запомнили что такое семья, кого мы можем назвать семьей?

Сегодня мы с вами говорили о семье. Для каждого человека он сам и его семья - самое дорогое, что есть на свете. В семье все нужны друг другу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Мама нас ласкает, солнце согревает. Солнце, как и мама, лишь одно бывает. .

Слайд 6

В воскресенье на прогулку вместе с папой я хожу. Чтобы он не потерялся, за руку его держу. .

Слайд 7

Самые красивые кто растит цветочки? Самые красивые свяжет кто носочки? Бабушка, бабушка,бабушка моя.

Слайд 8

Мой дедуля дорогой, мы гордимся все тобой! И скажу я по секрету: лучше нет на свете деда! Буду я всегда стараться, на тебя во всём равняться! .

Слайд 9

Мы поссорились с братишкой: от меня он спрятал книжку. Положил ее в комод, посмотреть мне не дает.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка

Планирование тематической недели «Семья» (средняя группа)

Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецк                

                                                                                             Деркова Людмила Ивановна

Кузнецк     2017г.

Понедельник 11.09.2017г

Утро:

Утренняя гимнастика «Ручки – ножки»Задачи: создать радостного настроения у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности.

Дыхательная гимнастика «Ароматная груша»

Сюрпризный момент«Чудесный мешочек»Задачи: продолжить расширять знания детей о полезных продуктах питания.

Беседа «Дружная семья». Задачи: расширять представления детей о семье; учить ориентироваться в родственных отношениях.

Чтение стихотворений о семье. Задачи: продолжать определять своё место и роль в окружающем мире, в семье; способствовать установлению тёплых, близких отношений между ребёнком и родителями.

Рисование (кистью, гуашь) на тему  «Семья неваляшек»

Задачи: Побудить детей к рассматриванию неваляшек разного размера. Учить рисовать простым карандашом неваляшку с натуры определенного размера; передавать характерные особенности неваляшек.

МатериалНесколько неваляшек разного размера. Альбомные листы, простые карандаши, гуашь, кисти, баночки с водой, тряпочки (на каждого ребенка).

Ход занятия:

Загадайте детям загадку и попросите догадаться, кто к ним придет

Хоть кто сказку ей расскажет
Или песню ей споет
Все равно спать не уложит
Каждый раз она встает.

Обыграйте ситуацию: в гости к ребятам пришла семья неваляшек. Предложите детям расставить неваляшек по росту. Спросите, кто здесь мама-неваляшка, а кто дочки-неваляшки. Посчитайте, сколько дочек, а сколько всего неваляшек. Обратите внимание детей на то, что все неваляшки состоят из двух шаров красного цвета.

Предложите детям изобразить простым карандашом одну из неваляшек. Кто-то из ребят нарисует маму, кто-то самую большую дочку, кто-то самую маленькую или среднюю. Для этого надо простым карандашом нарисовать два круга – один маленького (голова) и один большого (туловище) размера. Сбоку нарисовать две руки в виде маленьких кругов. Затем нужно выделить лицо внутренним кругом, нарисовать глаза, нос, рот и раскрасить рисунок.

Затем неваляшек можно вырезать, разложить по росту и наклеить на длинный лист бумаги (или на рулон обоев).

Прогулка:

Целевая прогулка по территории детского сада. Задачи: формировать умение самостоятельно замечать изменения в природе. Вызвать уважение к труду взрослых, создавших красивые клумбы.

Беседа по вопросам: «Кто живёт в твоей семье? Кто самый главный? Почему? А как ты помогаешь родителям?» Задачи: развивать речь детей, мышление, умение строить простые предложения.

Подвижная игра«Поезд мчится…»Задачи: формировать умение быстро строится в колонну по одному.

Подвижная игра «Мышеловка»Цель: закрепление умения строиться в круг.

Трудовые поручения. Сбор камней на участке , бумаги, подметание дорожек.

Задачи: продолжать приручать к труду.

Вторая половина дня:

Беседа «Что нужно делать осенью, чтобы не болеть»Задачи: формировать желание укреплять здоровье.

Сюжетная игра «Семья идет в парк на прогулку»Задачи: формировать дружеские отношения между детьми при обыгрывании сюжетов.

Раскраски по теме «Осень»Задачи: развивать мелкую моторику, творческое воображение, привить аккуратность.

Игры с крупным строительным материалом. Задачи: развивать умение обыгрывать постройки.

Вторник 12.09.2017 г. 

Утро:

Утренняя гимнастика «Ручки – ножки»Задачи: создать радостного настроения у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности.

Дидактическая игра «Разрезные картинки»Задачи: развивать логику, мышление, память.

Рассматривание картины из серии «Моя семья»Задачи: вызвать положительный эмоциональный отклик; формировать доброжелательное отношение к семье.

Упражнение «Мой шкафчик в порядке»Задачи: продолжать обучать наведению порядка в своём шкафчике.


ОД: ФЭМП

Тема: "Моя семья"

Задачи: Упражнять в счете и отчете до пяти, в счете на слух, учить сравнивать две группы предметов. Учить понимать поставленную задачу и решать её самостоятельно, соотносить существительные мужского и женского рода в единственном числе с местоимениями мой, моя.

Демонстрационный материал: Игрушки: кубики - 5 штук, мячи - 5 штук, барабан.

Раздаточный материал: карточки, на которых нарисованы от двух до пяти геометрических фигур.

Ход занятия:

1. Упражнение "Собери игрушки".

На столе у воспитателя справа кубики, слева - мячи.

- Где больше, где меньше?

Сделать одинаковое количество (убрать один, добавить один).

Посчитать игрушки.

2. Упражнение " Хлопни столько раз, сколько я ударю в барабан".

Дети сидят на ковре.

Физкультминутка.

Маму я свою люблю, Я всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю, Воду с ручек отряхаю,

Пол я чисто подмету. И дрова ей наколю.

Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу и ни разу, И ни разу ни словечка не скажу.

3. Игра на ковре "Что, где".

Дети садятся на ковер образуя круг. С помощью считалки выбирается ведущий.

Ветер за море летал,

Ветер певчих птиц считал.

Посчитал всех до одной!

А потом взял выходной.

Наша очередь считать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Ведущий встает в центр круга и, бросив мяч кому - нибудь из детей, спрашивает:

- Что справа от тебя?

- Кто слева от тебя?

-Кто перед тобой?

-Что над головой?

И так далее.

4. Игра с пальчиками. Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Ну а это я.

Вот и вся моя семья.

5. Игра "Покажи, сколько квадратов (треугольников, кругов);сколько вы видите машин (кубиков)".

Прогулка:

Наблюдение за небом, облаками, солнцем. Задачи: продолжать формировать представления о признаках осени.

Ситуация «Семейные радости»Задачи: продолжать учить быть чуткими, заботливыми, нести ответственность за свои поступки, определять своё место и роль в семье, коллективе.

Подвижная игра «Машина, машина - стоп»Задачи: вспомнить правила игры.

Малоподвижная игра «Болото»Задачи: закрепить прыжки на двух ногах с продвижением вперёд.

Уборка участка от мелкого мусора: бумаги, камешков, палочек.

Задачи: воспитывать желание трудиться, доводить начатое дело до конца.

Вторая половина дня:

Дидактическая игра «Можно - нельзя»Задачи: учить детей дополнять предложения нужным словом, закрепить знания о правилах поведения.

Коллективная лепка «Грибы в лесу»Задачи: развивать мелкую моторику рук, учить приёмам лепки, умению создавать коллективную композицию.

Подвижные игры«У медведя во бору»«Автомобили»«Найди воробушка»Задачи: упражнять детей в прыжках с продвижением вперед, развивать бег, продолжать учить ориентироваться на участке.

Среда 13.09.2017 г. 

Утро:

Утренняя гимнастика «Ручки – ножки»Задачи: создать радостного настроения у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности.

ДИ «Назови правильно»Задачи: формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук и др.

Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье «Бабушка, дедушка – мои лучшие друзья»Задачи: воспитывать гуманные отношения к старшему поколению.

Чтение Л. Квитко «Бабушкины руки»Цель: формирование интереса к художественному слову, обогащать словарь детей.

ОД : развитие речи на тему«Моя семья»

Задачи:

1. Воспитательная:

Воспитывать любовь и доброе отношение к каждому члену своей семьи.

2. Развивающая:

Развивать связную речь;правильное произношение прилагательных и глаголов;развивать логическое мышление.

3. Обучающая:

Учить детей уважительно относиться к родным,независимо от их возраста,пола и роли в семье; выполнять свои обязанности и помогать друг другу.

Предварительная работа:

1. Беседа о членах семьи, с которыми вместе живёт ребёнок (какие по характеру, какие функции выполняют в семье).

2. Рассматривание семейных фотографий.

Материал:

1. Семейные фотографии детей.

2. Наглядное пособие «Семья».

3. Дидактическая игра «Семья», по количеству детей.

4. Посылка с атрибутами для сюжетно-ролевой игры «Семья».

Содержание:

Организационный момент.

В: ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, без чего человек в своей жизни не может жить. Мы поиграем, и даже ненадолго вы станете артистами. А начну я с загадки, отгадав которую вы узнаете, о чём пойдёт разговор:

Кто загадку отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно, вам друзья,

Вместе вы — одна….

Д: СЕМЬЯ!

Основная часть.

В: правильно семья. Посмотрите на эту картину, на ней изображена семья. А теперь давайте поиграем.

Игра с мячом.

В: кто изображён на картине?.

1. Дети называют членов семьи, передавая друг другу мяч из рук в руки.

Д(дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь).

В: опишите всех членов семьи. Какой дедушка? Какая бабушка? Какой папа? Какая мама? Какая дочь? Какой сын?

2. Воспитатель бросает каждому ребёнку по очереди мяч в руки, а дети произносят прилагательные, отвечающие на вопрос: какая, какой?

Д: красивая, молодой, добрая, весёлая, маленький и т. д.

В: молодцы. Что делают все члены этой семьи? дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь?

3. Садимся на пол, воспитатель перекатывает мяч по полу каждому ребенку, а дети произносят глаголы, отвечающие на вопрос: что делает?

Д: готовит, играет, читает, капает, мастерит, вяжет и т. д.

В: молодцы. Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь- все эти люди родственники и являются членами одной семьи. А какая у них семья?

Д: большая, дружная.

В: правильно. А что они все делают, для того чтобы семья была дружной?

Д: произносят глаголы, отвечающие на вопрос: что делают? Они все друг другу помогают, любят друг друга и заботятся друг о друге.

В: молодцы. Да, семья может быть и небольшой, а состоять даже из двух человек, но если эти люди любят, уважают, заботятся и помогают друг другу, то такая семья очень дружная и крепкая.

В: ребята, а вы любите своих родных? Расскажите про одного члена вашей семьи. Как зовут? Какие волосы? Какие глаза? Какой нос? Какие губы? Где и кем работает или учится? Чем любит заниматься дома?. А помогут вам фотографии и схема.

Пример: мою младшую сестру зовут Ольга. У неё длинные волосы, тёмно русого цвета. Её глаза серого цвета, нос широкий, а губы пухленькие. Она работает оператором на заводе. Дома Оля любит вышивать и вязать.

В: Арсений - про дедушку; Маша – про папу; Никита – про старшего брата; Катя – про папу; Вика – про старшую сестру; Даниил – про маму.

Д. составляют небольшие рассказы об одном члене семьи.

В: молодцы, очень интересные рассказы получились.

Физкультурная минутка

(дети выполнят движения в соответствии с текстом).

Я всех родных не могу сосчитать! (Встали в круг. Кружимся на месте, глаза закр.)

Но про семью вам хочу рассказать: (Указ. пальцем показывают др. на друга)

Дружно мы очень все в доме живём, (Взялись за руки, поднимают руки вверх- вниз)

Полезное дело у каждого в нём. (Хлопают в ладоши)

Папа – наш друг и защитник, (Здороваются за руку с соседом)

Деньги приносит он в дом. (Пальцы в замок на правое плечо, шагают)

Мама нам вкусно готовит, (Гладят себя по животу, облизываются)

Чинит и гладит бельё. (Выполняют движения рукой вправо-влево)

Дедушка мудрый советчик. (Рука на пояснице, указательный палец вверх)

Бабушка вяжет носки. (Поднимаем поочерёдно ноги, согнут. в коленях)

Маленький брат карапузик, (Присели, встали на колени, поползли на

Лишь начинает ползти. четвереньках вокруг себя)

Ну а сестра повзрослела, (И. п: стоя,руки поднять вверх)

В школу пошла, в первый класс. (Руки сложили перед собой, пружинка вниз)

И я не сижу без дела, (Руки на поясе, наклоны вправо влево)

Всем помогала не раз. (Наклонились в круг, руки раскрыли друг перед

другом).

В: ребята, у меня есть фотографии одной семьи, фамилия их Весёлкины, но к сожалению они порвались на маленькие кусочки. Вы поможете их собрать в одно целое?

Д: поможем. (дети садятся за столы и составляют «фотографии семьи Весёлкиных» из разрезных картинок по образцу).

Пальчиковая игра.

Раз, два, три, четыре,пять, (загибаем пальцы на одной руке, начиная с большого)

Начинаю я считать(сжали пальцы в кулак)

Папа, мама, брат, сестра, (загибаем пальцы на др. руке, начиная с большого)

А мизинчик – это я. (сгибаем мизинец несколько раз).

В: молодцы. Все справились с заданием. За быстро выполненное задание вы получаете медали от семьи Весёлкиных.

Сюрпризный момент.

(стук в дверь, почтальон принес посылку).

В: ребята нам прислала посылку семья Весёлкиных. Посмотрим что в ней?

Д: да.

В: ребята здесь находятся предметы, которые подходят какому- либо члену семьи. А на ваших медалях фотография этого члена семьи. Посмотрите внимательно и выберите, кому что подходит.

Д.: папе – набор инструментов, маме - фартук и половник, дедушке – газета и очки, бабушке – спицы, клубок и платок, старшему брату – учебник, тетрадь и пенал, младшей сестре - пирамидка и соска и чепчик.

В: молодцы, всё правильно. Скажите ребята, о чём мы с вами сегодня разговаривали (о семье).Какая должна быть семья (дружная, крепкая). Вам понравилось наша игра? (да). Предлагаю вам самим стать членами одной большой и дружной семьи.

Сюжетно ролевая игра «Семья» (по замыслу детей).

Прогулка:

Наблюдение за ветром. Задачи: продолжать закреплять представления о погодных изменениях; формировать понятия о ветре, его свойствах; формировать умение определять направление ветра.

Пальчиковая игра «Мама нам печёт блины»Задачи: развивать мелкую моторику рук.

Д/и «А ты, кто такой?» Задачи: расширять знания детей об образе Я, развивать внимание, мышление, память.

Подвижно-дидактическая игра «Бегите ко мне» по теме «Одежда»Задачи: упражнять понимать игровую задачу, правильно выполнять игровые действия, применять знания о предметах и частях одежды, умение различать основные цвета, упражнять в беге.

Трудовая деятельность:Подметание дорожки. Задачи: побуждать к желанию трудиться, работу выполнять чисто и аккуратно.

Вторая половина дня:

Чтение сказки «Гуси-лебеди». Задачи. Формировать умение детей отвечать на вопросы по тексту.

Беседа «С кем ты живешь». Задачи. Совершенствовать знания о своей семье, воспитывать любовь к своей семье.

Игры с конструктором. Задачи: формировать умение строить из деталей в простейшие постройки, побуждать обыгрывать их, формировать умение действовать по образцу, экспериментировать, выбирая подходящие.

Развитие движений «Прыгни дальше»Задачи: упражнять прыгать в длину с места.

Четверг 14.09.2017 г.

 Утро:

Утренняя гимнастика «Ручки – ножки»Задачи: создать радостного настроения у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности.

Д/и «Найди маму». Задачи: закреплять умение рассказывать о детенышах и их мамах, развивать мышление.

Чтение К. Чуковский«Я один у мамы сын»Задачи: познакомить с новым произведением о семье, воспитывать уважение к своим родственникам.

Составление рассказов и загадок «Наши любимые игрушки»Задачи: развивать связную речь, воображение.

ОД: познавательное развитие на тему «Дружная семья» 

Задачи:

1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Семья».

2. Формировать у детей и родителей отношения к семье, как одной из главных социокультурных ценностей.

3. Развивать у детей способность договариваться, приходить к единому мнению.

4. Мотивировать родителей на совместную деятельность с ребенком.

Предварительная работа: Чтение произведений о семье, дидактическая игра «Семейный обед»«Семейная прогулка», пальчиковая игра «Это вся моя семья», беседа с детьми об их семье, совместных занятиях.

Оборудование: Иллюстрация с изображением членов семьи, дидактический материал (иллюстрации к тренингу с изображением дружной семьи, фломастеры, цветные карандаши, краски, кисти, бумага для рисования, для подклеивания книг, клей, книги для чтения

Ход занятия.

Присоединение:

Воспитатель показывает иллюстрации на тему: «Семья» и задает вопросы. «Кто изображен на картинке?» (дети перечисляют). Как можно назвать одним словом? (семья). Расскажите, кто есть в вашей семье. (Обобщение воспитателя). У каждого из вас есть семья. Она бывает большая или маленькая. А какую семью, можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги, гуляют, помогают друг другу прибираться, трудятся на даче и т. д.) Вашу семью можно назвать дружной? Почему?

Чтение стихотворения «В семейном кругу»

«Что может быть семьи дороже»

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Активное занятие «Дружная семья» (работа в паре).

I. Подготовительный этап.

Предлагаю детям и родителям сесть за столы так, чтобы дети сидели парами, а мамы – рядом со своими детьми.

Обращаю внимание на иллюстрации с изображением дружной семьи (семейная прогулка, семейное чаепитие, семейное чтение, совместный труд на даче, предлагаю рассмотреть их. Кто изображен? Чем занимаются?

II. Индивидуальный этап.

-Послушайте внимательно задание. Отметьте знаком «+» те иллюстрации, на которых изображена дружная семья.

При затруднении родители помогают своим детям выполнить задание. Время выполнения задания – 3 минуты. По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.

III. Работа в паре.

Предлагаю детям показать друг другу, как они выполнили задание, и одному из них рассказать, почему он выбрал эти иллюстрации. Второй ребенок слушает и говорит, согласен или не согласен, показывает свое решение. Далее дети пытаются прийти к единому мнению. Предлагаю отметить на 3-м листе (общем для пары) знаком «+» те иллюстрации, на которых, по мнению пары, изображена дружная семья. Внимательно наблюдаю за действиями детей, поощряю тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей и родителей о своевременном завершении диалога.

Время работы – 3 минуты.

IV.Обсуждение в группе и экспертная оценка.

Предлагаю одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов«Мы решили…»«Мы думаем…»«Мы отметили»«Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку.

Далее даю экспертную оценку: показываю иллюстрации и объясняю правильность выбора.

Обобщаю результаты работы, отмечаю детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием.

V.Рефлексия.

- Понравилось ли вам работать в паре? Интересно было? Молодцы дети, вы сегодня хорошо работали.

Воспитатель: В народе говорятДружная семья не знает печали.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

Сейчас я предлагаю вам вместе с детьми поиграть в хороводную игру «Репка». В ней все участники сажают репку, заняты общим трудом

Хороводная игра «Репка».

Воспитатель

В народе говорят:

Семейный горшок всегда кипит. Семьей и горох молотят

В семье всегда найдется дело для каждого, даже для самого маленького. Сейчас вы вместе с мамами будете заниматься одним делом. Предлагаю вам сделать аппликацию

Совместная аппликация детей и родителей

Звучит спокойная мелодия на тему«Семья»

(грамзапись «Моя семья» в исполнении группы «Непоседы»

Воспитатель:

Рефлексия

Какие красивые работы у вас получились. Как замечательно вы потрудились. Надеюсь, ваши дети будут помогать вам всегда, и радовать вас своими успехами.

Воспитатель:

В заключении я прочитаю вам стихотворение

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле

В заключении провожу рефлексию с родителями.

- Что интересного вы увидели сегодня на занятии? В чем ценность таких занятий? С каким настроением вы пойдете домой?

Прогулка:

Рассматривание листьев, в ходе наблюдения беседа с детьми.

Задачи: расширять представления о деревьях: берёзе,клёне,рябине, вишне, учить их различать.

Игра «Сделай как я» Задачи: развитие внимания, мышления и мелкой моторики, умения повторять движения за воспитателем.

Рисование мелками на асфальте. Развитие мелкой моторики, воображения и мышления, фантазию.

Подвижная игра «Птицы в гнёздышке» Задачи: учить ходить и бегать врассыпную.

«Наведём порядок на площадке» Задачи: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке.

Дидактическая игра «Плывут облака» Задачи: развитие памяти, внимания, мышления, воображения.

Вечер:

Рассматривание иллюстраций из альбома «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»Задачи: продолжать знакомить с профессиями мам.

Пальчиковая гимнастика «Семья»Задачи: познакомить детей с новым упражнением, развивать мелкую моторику рук детей.

Игровая ситуация«Мама пришла с работы».

Задачи. Объяснить детям, что мама устала на работе, ей надо помочь.

П /и «Найдите бабушкиного котенка»Задачи: развивать умение ориентироваться на участке.

Игры – забавы с разноцветными ленточками. Задачи. Доставить детям радость.

Труд. Подмести на веранде. Задачи. Формировать умение выполнять поручения.

Пятница 15.09.2017 г.

 Утро:

Утренняя гимнастика «Ручки – ножки»Задачи: создать радостного настроения у детей посредством музыкальной и двигательной деятельности.

Практическое упражнение «В гостях у Мойдодыра»Задачи: формировать умение правильно пользоваться мылом.

Рассматривание иллюстраций на тему «Семья»Задачи: расширять знания о семье.

ДИ «Назови правильно»Задачи: формировать умение называть свои имя, фамилию, имена членов семьи.

ОД : Лепка из пластилина на тему « Семья матрёшек»

Задачи: Учить лепить предмет овальной формы пластическим способом, приминать снизу поделку для ее устойчивости. Продолжать знакомить с приемами сглаживания. Закреплять умение украшать изделие барельефом и при помощи стеки.

Демонстрационный материал. Матрешки разных размеров.

Раздаточный материал. Пластилин, стеки, доски для лепки.

Ход занятия

Прочитайте детям историю Я. Тайца «Сколько?»:

Папа принес Маше матрешку и сказал:

– Вот тебе три игрушки.

– Почему три? – спросила Маша. – Одна матрешка.

– Давай считать, – сказал папа. – Одна?

– Одна!

Папа открыл матрешку, там другая, поменьше.

– Две?

– Две!

Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.

– Три?

– Три, – засмеялась Маша.

– Тото, – сказал папа.

Вот они все стоят!

 

Рассмотрите вместе с детьми матрешек и предложите вылепить их из пластилина. Ктото будет лепить большую матрешку, ктото поменьше и т. д.

Сначала надо вылепить удлиненный овал, вытянуть с помощью пальцев из него голову, сгладить неровности. Чтобы нижняя часть матрешки была устойчива, слегка постучать ею о доску для лепки. Скатать столбики (руки) и прикрепить по бокам матрешки.

Украсить сарафан матрешки барельефом – скатать несколько маленьких шариков, приплюснуть между пальцами и прикрепить в виде лепестков цветка (розы). Сделать из пластилина волосы, платок. Стекой можно нарисовать глаза, рот, нос, цветы на сарафане.

Готовых матрешек можно расставить по росту и поиграть в игру «Семья».

Прогулка:

Распознающее наблюдение, познавательный рассказ «На нашей улице»Задачи: формировать умения детей различать и называть части улиц, участников дорожного движения.

П/И «Совушка». Задачи: совершенствовать умения детей действовать в соответствии с правилами, точно выполнять игровые действия.

Д/И «Дорисуй». Рисование на песке. Задачи: формировать умение детей создавать целостные изображения на песке при помощи палочки, украшать рисунки природными материалами.

Наводим порядок на участке. Задачи: формировать умение детей выполнять несложные трудовые поручения, соблюдать чистоту и порядок на участке.

Вечер:

Чтение произведения. К. Ушинский «Петушок с семьёй»Задачи: развивать интерес к художественной литературе.

Раскрашивание водой. Задачи: познакомить детей с новым видом раскрасок.

Настольная игра «Мозаика»Задачи: развивать мышление, логику.

Подвижная игра «Береги предмет»Задачи: формировать умения детей действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.

Подвижная игра «Лохматый пес»Задачи: формировать умения детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка

Конспект организованной образовательной деятельности

в средней группе детского сада на тему: «Моя семья»

                 

  Составила воспитатель

                  Деркова Людмила Ивановна.

2017

Задачи:

1. Формировать правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.
2. Закрепить представления о трудовых обязанностях членов семьи.
3. Упражнять детей в подборе прилагательных и глаголов.
4. Воспитывать положительные взаимоотношения в семье, любовь ко всем членам семьи.

Предварительная работа:

1. Заучить фамилии, имена, отчества и профессии родителей.
2.Рассмотреть семейные фотографии.

3. Понаблюдать , какие обязанности выполняют дома члены семьи.

Материал:

Семейные фотографии, медали для награждения.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы проведём конкурс рассказов о самой хорошей и дружной семье. Чтобы стать победителем в нем, нужно постараться очень интересно рассказать о своей семье».

Ребята, как вы думаете, что такое семья? (это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка).                       Расскажите, пожалуйста, как зовут ваших родителей по имени, отчеству, где и кем они работают?  Есть ли у вас братья, сестры, дедушки, бабушки?  Как можно назвать их всех одним словом? (семья).  Кто может быть членом семьи, чужие люди или только родственники? (только родственники).  Как живут члены одной семьи, вместе или отдельно? (вместе, дедушка с бабушкой могут жить отдельно).

Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»

(договаривать: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, я)

ходит на работу
шьет
зарабатывает деньги
проверяет уроки
ходит в магазин за покупками
учит уроки
готовит пищу
ухаживает за цветами
вытирает пыль
моет посуду
убирает в доме
гладит
играет
стирает
читает
мастерит

Физкультурная минутка

 «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Игра «Давайте справедливо распределим обязанности»

Отец – зарабатывает деньги, готовит пищу, делает ремонт, убирает …

Мама – зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает, ухаживает за детьми, гладит…

Сын – убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, пылесосит…

Дочь – моет и вытирает посуду, пыль, ухаживает за цветами, делает уроки…

Бабушка – вяжет, стирает, помогает маме, печет пироги, гуляет с внуками…

Дедушка – мастерит, читает, помогает бабушке, папе, гуляет с внуками…

Игра «Какая у вас семья?»

большая
маленькая
дружная
заботливая
трудолюбивая
веселая
добрая
хорошая
строгая
здоровая
крепкая
счастливая

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)

- Я думаю, что в этом конкурсе победили вы все, потому что очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье, поэтому все заслужили призы-медали с надписью «Дружная семья».



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 города Кузнецка

Проект «Семья»                                               в группе детей 4–5 лет.

Выполнила: воспитатель МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка

                                                                                                                           Деркова Л.И.

Кузнецк     2017г.

Цель:

Формирование у детей понятия «семья».

Задачи:

1. Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.

2. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

3. Развивать коммуникативные навыки детей.

4. Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

5. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

6. Повысить статус ребёнка и семьи в целом.

Тип проекта:  творческий, долгосрочный, коллективный.

Участники проекта:

дети средней группы,

родители,

педагоги.

Длительность проекта: 2 месяца

(октябрь, ноябрь).

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Знание детьми информации о своей семье.

2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

3. Понимание детьми статуса матери и бабушки, их роли в семье.

4. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семьи.

5. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Разработка проекта:

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать условия для сплочения семьи, повышения авторитета матерей и бабушек.

3. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

4. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

5. Составить перспективный план мероприятий.

Выполнение проекта:

Игровая деятельность:

•Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Магазин», «Больница», «Путешествие». Игры – путешествия: «В деревню к бабушке»

•Дидактические игры «Кем быть», «Кому - что нужно для работы», «Чьи детки?», «Профессии», Игры: «Похвали бабушку (других членов семьи)», «Скажи наоборот»,«Назови ласково»,«Нравственный поступок или как быть?».

•Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».

•Инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки».

•Строительные игры «Мебель для дома», «Семейное путешествие».

Познавательное развитие:

Тематические занятия

«Мои права и обязанности в семье»,

"Роль членов семьи и обязанности каждого члена семьи" (мамы, папы, брата (сестры, бабушки, дедушки, исходя из личностного опыта детей.

«Моё имя и наша фамилия».

"Возрастное развитие человека".

"Знакомство с профессиями родителей".

"Классификация" (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания).

Создание альбомов «Моя семья», «Наша группа».

Речевое развитие:

Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома», «Как мы весело отдыхаем».

Чтение художественной литературы и разучивание стихотворений к празднику на тему «Семья»:

сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», «Бабушка Метелица» - р. н. с. Чтение сказок «Надо дедушек любить, как без бабушек нам жить» Л. Зиминой и «Бабушкины руки» из кн. «В гости к празднику»

• «Бабушкины руки» Льва Квитко;

• «Бабушка» Агния Барто)

• «Бабушкин халат» Михаил Садовский

•«Встречайте бабушку» – А. Курляндский.

• «Моя бабуленька» Ольга Чусовитина

• «Вместе с бабушкой» Наталья Майданик

• «Моя бабушка» Наталья Майданик)

• «Моя бабушка» Р. Рождественский

• «Очень бабушку люблю!» Тамара Маршалова

Пословицы и поговорки о семье.

Беседы на тему «Кем работают мои родители».

ситуативные разговоры: Как мы вместе отдыхали?

Как вы помогаете близким? Кто в семье главный? Что такое равенство?

Педагогические игровые ситуации:

«Бабушкины (мамины) помощники»

«мама (бабушка) заболела»

«Мама (бабушка) устала после работы»

«Уборка в доме»

«В доме техника сломалась (отключили электричество, а гости скоро придут»

Продуктивная деятельность детей:

Рисование на темы «Моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».

Изготовление подарков для родителей, приглашений, открыток для членов семьи.

Поделки для бабушек из бросового материала: «Цветы в вазе».

Выставка «Семейные увлечения (моё хобби)».

Изготовление мешочков для хранения картошки.

Коллективная аппликация «Весёлые картофелины».

Поделки детей из картофеля.

Лепка из солёного теста «Хлебо-булочные изделия» для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

Работа с родителями:

• Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.

• Проект «Счастливый выходной день».

• Проект " Узнаем о картошке"

• Проект «А ну-ка, бабушка!».

• Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

• Шпаргалка для родителей «Спортивно-развлекательные центры города».

• Выпуск газеты ко Дню Матери.

• Участие в выставке ко Дню Матери «Профессия мамы»(мини-альбомы, фото с комментариями о свой работе).

• Мир семейных увлечений: создание коллекций тканей, фантиков, пуговиц, значков, открыток, календарей, киндер - игрушек.

• Рисование мамами портрета своего ребёнка: «Моё Сокровище».

• Совместное рисование детей и родителей рисунков на тему: «Мой семейный очаг».

• Создание фотоальбомов для группы родителями детей «Наша семья».

• Изготовление руками родителей кукол девочки и мальчика к выставке мягкой игрушки «Очумелые ручки».

• Изготовление мягкой подушки родителями «Подушки-подружки».

• Пополнение родителями и детьми копилки «Сувениры».

Презентация проекта:

Выставка проектов «Счастливый выходной день».

Выставка поделок из природного материала.

Фотовыставка «Моя семья».

Выставка мягких игрушек «Очумелые ручки».

Выставка альбомов, фото с комментариями «Профессия мамы».

Выставка «Подушки-подружки».

Праздник «А ну-ка, бабушка!».

Постановка новой задачи:

Составление генеалогического древа семьи.

Изучение роли отца и деда в семье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ МБДОУ Г.МЦЕНСКА "ДЕТСКИЙ САД №14" НА ТЕМУ "ВАРИАТИВНОСТЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ С УЕТОМ ИХ САМОБЫТНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ"

В программе представлены основные направления деятельности ДОУ, гипотеза, цели и задачи, а также работа на разных этапах, продукты деятельности и другое.  РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА...

Региональная "опорная площадка" по реализации регионально проекта "Повышение финансовой грамотности обучающихся".

Региональный проект"Повышение финансовой грамотности обучающихся"выступление на РМО...

Дипломпобедителя первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов.

Диплом первого регионального конкурса "Моя Югра" регионального корпуса для детей и педагогов....

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Участие команды "Веретёнце" в Большом региональном этнокультурном проекте "Курагод казачьих традиций" Региональный сетевой марафон "Масленица"

Презентация участия команды "Веретёнце" в Большом региональном этнокультурном проекте "Курагод казачьих традиций" Региональный сетевой марафон "Масленица"...