Консультация для воспитателей «Становление игры в раннем детстве»
консультация на тему

Касаткина Ирина Владимировна

Период 1-3 года – это период охватывает совсем небольшой временной интервал, однако какие важные изменения происходят с малышом за эти два года. За это короткое время дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих вещей, осваивают основные способы действия с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевают предметным видом деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._stanovlenie_igry_v_rannem_detstve.docx196.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Становление игры в раннем детстве»

Girl-playing-with-toys-ThinkStock.jpg

Период 1-3 года – это период охватывает совсем небольшой временной интервал, однако какие важные изменения происходят с малышом за эти два года. За это короткое время дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих вещей, осваивают основные способы действия с разнообразными предметами быта, игрушками, т.е. овладевают предметным видом деятельности. Именно в этот период ребенок приобретает главные человеческие качества: овладевает ходьбой, основами разговорной речи и предметных действий, у него начинает формироваться определенное отношение к окружающему миру (людям, предметам, природным явлениям).

Только ребенок, умеющий общаться со взрослыми и познающий активно наиболее значимые особенности предметов, способен перейти к игре.

Но игра не механически сменяет предметную деятельность: она постепенно формируется взрослыми по мере обогащения жизненного опыта.

В раннем возрасте игра зарождается как предметно-игровая деятельность. Действия с игрушками или другими предметами  носят манипулятивный характер. Мотив задается через предмет – игрушку. Следующий этап наступает, когда сам или с помощью взрослого ребенок обнаруживает в игрушке некоторые ее свойства (мячик катится, он упругий и гладкий). Постепенно дети усваивают способы действия с разными игрушками, связанные с их физическими свойствами. Мотив такой предметно-игровой деятельности заключается в возможном характере результата игрового действия (мячик модно подкинуть и оттолкнуть от себя).

В рамках предметной деятельности формируется ее новый вид – процессуальная игра, в которой закладываются основы творчества. Ребенок постепенно готовится к принятию на себя роли.

В период раннего детства, всего лишь за три года, ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Не случайно ученые, изучающие особенности развития детей раннего возраста, считают развитие ребенка от 1 года до 3 лет необычайно важным этапом в его жизни, а возраст 3 года называют серединой пути «психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста» (В.С. Мухина, 1999).

Игра для детей раннего возраста рассматривается:

- как средство снятия негативных переживаний, поддержка положительных эмоций;

- важнейший фактор личностного развития ребенка с помощью создания взрослым соответствующих для этого условий;

- форма детской активности пронизывает различные виды деятельности детей р.в.;

- желанная, близкая, доступная, легкая, радостная для ребенка деятельность, имеющая большие воспитательные возможности, обогащение чувственного опыта, развитие речи, наглядно-образного мышления, воображения.

Особенности игры в раннем возрасте

В первом полугодии  жизни всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, тянет в рот. Затем он начинает активно действовать с предметами: перекладывает, постукивает, попадая в определенное место. Широко используются игрушки, которые крутятся, вертятся, раскачиваются, передвигаются, светятся блестят, звучат, привлекая внимание детей и вызывая зрительное и слуховое сосредоточение.

Во втором полугодии совершенствуется хватание и усложняются движения рук, взрослый использует игры, где меняется положение предмета, а малыш ищет его и пытается схватить. Самой нужной становится погремушка, пищалка и другие предметы, издающие звуки и легко мнущиеся в руке. Погремушка - не только забава или средство упокоения малыша, но и настоящая развивающая игрушка. Главное, чтобы движения ребенка с погремушкой давали зримый и слышимый результат.

Дети играют с пирамидками, вкладышами, полыми кубами, «волшебными домиками», волчками и т.п.

Годовалый ребенок еще неуклюж, движения его рук и ног не вполне скоординированы, он произносит всего лишь 10-15 слов, подражает игровым действиям сверстника, радуется заводным игрушкам, реагирует на просьбы взрослого: «отдай», «отнеси». Инициатива тут идет от взрослого.

К полутора годам малыш уже уверенно самостоятельно ходит, переступает через препятствия. Его словарный запас увеличивается до 40 и более слов, он умело обращается с игрушкой на веревочке, имитирует действия взрослого в игре, копирует эмоциональное состояние взрослого в той или иной ситуации, но опасается вступать во взаимодействие со сверстниками. Игровые действия становятся сложнее.

На втором году жизни формируются:

- интерес к новому виду деятельности;

- первоначальное умение принимать воображаемую ситуацию;

- овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию ребенка.

Появляются варианты одного и того же действия с разными предметами, происходит становление первых замещающих действий.

Игра насыщена предметными и первоначальными отобразительными игровыми действиями. Игровые действия носят ярко выраженный подражательный характер (расчесывает куклу расческой, поит мишку из чашки).

Ребенок второго года жизни использует один и тот же предмет многократно, например платочек (надевает на куклу, вытирает ей слезы, заворачивает куклу, укрывает).

Игры второго года жизни не требуют участия сверстников. Дети играют «рядом», «около», «в одиночку», их общение незначительно, но контакты начинают устанавливаться.

К двум годам дети могут сооружать постройку из кубиков и рассказывать о них.

К трем годам ребенок в игре становится более инициативным: начинает фантазировать, подражать другим детям и следовать простым правилам игры, включается в ролевую игру.

Классификация игр: классы, виды, подвиды

Классификация игр представлена в соответствии с принятой классификацией С.Л.Новоселовой. Основной принцип деления – по чьей инициативе возникает игра.

Сделана выборка игр для детей раннего возраста, перечень дополнен: игры-занятия, игровые сеансы (игровые аттракционы, игры-забавы, дидактические, сюжетно-дидактические, режиссерские, со строительным материалом, подвижные игры – драматизации, игры с глиной, с рисунком (иллюстрацией) и др.

        Определены следующие задачи взрослых (родителей, воспитателей):

- сделать игру содержанием детской жизни, раскрыть малышам многообразие мира игры, помогать открывать новые возможности игрового отражения мира;

- постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;

- пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;

- обеспечить разнообразие и обогащение сюжетов;

- развивать элементарное ролевое поведение, поощрять игры рядом, помогать играть парами, обращая внимание на игровые действия партнера, показывая, как можно взаимодействовать в игре;

- создавать условия для игры путем предоставления разнообразных игрушек;

- играть вместе с ребенком, разыгрывая с помощью кукол знакомые ребенку ситуации из жизни, способствовать возникновению цепочки игровых действий;

- демонстрировать и поощрять игры с использованием предметов-заместителей;

- поощрять самостоятельность в игре и подборе игрушек;

- вводить новые задачи (давай покормим куклу, ой, а каши нет, кто же сварит, в чем варить будем?).

        Становление процессуальной игры – одна из главных линий развития детей раннего возраста. Важное место в их жизни занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в повседневной жизни.

         В раннем возрасте существует два вида процессуальных игр:

игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «дни рождения». Здесь большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях;

игры на общественные темы, в которых отражается труд людей. Темы берутся из окружающей жизни: магазин, парикмахерская, больница, транспорт и т.п.

        В раннем возрасте основным содержанием игры являются действия с предметами. Они осуществляются в определенной последовательности, хотя эта последовательность часто нарушается. Цепочка действий (обычно их два) носит сюжетный характер. Основные сюжеты – бытовые. Действия детей однообразны и часто повторяются. По форме это игра рядом с другими детьми или одиночная.

Дети охотно играют со взрослыми, который и удерживает воображаемую ситуацию. Самостоятельная игра кратковременна. Как правило, стимул возникновения игры – игрушка или предмет-заместитель, который ранее использовался в игре.

        Для стимулирования развития игры педагогу необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:

- стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком;

- вовлекать в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу игры, обращений к ребенку от имени персонажа;

- осуществлять показ игровых действий;

- побуждать ребенка к повторению  действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;

- поддерживать инициативные игровые действия ребенка;

- наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками.

        Уже на втором году жизни у ребенка начинает формироваться игровая мотиваций. К началу 3 г.ж. увеличивается число персонажей, с которыми ребенок играет самостоятельно, проявляет перенос действий с одного персонажа на другие.  Также усложняется структура игры: разрозненные действия начинают объединяться в цепочки. На третьем году жизни дети начинают пользоваться предметами-заместителями ,но только по показу и при участии взрослого. В самостоятельной игре дети этого возраста, играют с реалистичными игрушками и замещения используются редко.

Расцвет процессуальной игры приходится на третий год жизни. Значительно усиливается потребностно-мотивационная сторона игры, пи этом участие взрослого не всегда обязательно: игрушки сами побуждают ребенка к игре. Ребенок последовательно апробирует разные схемы действий от одного к другому. Так, чтобы приготовить кукле обед, он тщательно режет овощи, складывает их в кастрюльку, помешивает, кормит куклу. В другом случае разнообразит и усложняет ситуацию кормления: сервирует стол, варит компот и т.п. Действия отражают логическую последовательность событий. При этим ребенок начинает заранее планировать свои действия и сообщает об этом персонажу игры, например: «Сейчас суп буду варить, потом поешь!»

        К трем годам значительно расширяется репертуар игровых сюжетов. Жизненный опыт ребенка и помощь взрослого дают материал для новых игр.

Процессуальная игра на третьем году жизни способствует началу развития взаимодействия ребенка со сверстниками и, наконец, формированию весомых предпосылок для сюжетно-ролевой игры. На протяжении раннего возраста происходит постепенная подготовка ребенка к принятию на себя роли.

Особенность организации предметно-игровой среды в группах раннего возраста:

- наличие разнообразных предназначенных для игровой деятельности мест (пространств) (приготовление еды, укладывание кукол спать, кормление, купание, игры в парикмахерскую, больницу, игрушки в доступном для детей месте);

- количество игрушек должно быть достаточным и расположены они должны быть так, чтобы побуждали детей к игре, разыгрыванию сюжета;

- игровое пространство должно быть удобным как для игр одного ребенка, так и в небольшой группе;

- игрушки доступны, имеют постоянное место.

Руководство игрой осуществляется через педагогическую поддержку ее развития.

Игры в реализации целевых ориентиров.

        Согласно ФГОС ДО, на период 3 лет ребенок должен достичь определенных результатов личностного развития, представленных в стандарте как целевые ориентиры.

  1. «Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результатов своих действий», которые могут быть достигнуты за счет активного использования педагогами следующих игр.
  2. Используем специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, карандаша, расчески и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
  3. Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослого; знасет названия окружающих предметов и игрушек.
  4. Стремиться к общению со взрослыми и активно подражает в движениях и действиях.
  5. Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.
  6. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам,  рассматриванию картинок , стремиться двигаться под музыку.
  7. У ребенка хорошо развита крупная мотрика, он стремиться осваивать различные виды движения.

Успешное формирование игры в раннем возрасте зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры на каждом этапе ее развития. Главное в игровой задаче – воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту.

Литература:

  1. Аралова М.А. Игры с детьми раннего возраста. М., 2012.
  2. Ветрова В.В. Во что играть с ребенком до 3 лет. М., 2009.
  3. Галигузова Л.Н. Развитие игровой деятельности. М., 2008.
  4. Зворыгина Е.В. Я играю! М., 2007.
  5. Касаткина Е.И. Игра в жизни дошкольника. М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей.«Театральные игры и их роль в становлении эмоциональной

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, на­строениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. ...

Консультация для воспитателей "Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста

Становление самостоятельности в физкультурно – оздоровительной деятельности детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Становление гендерной иднтичности"

Пол является самой первой категорией, в которой ребенок осознает свое «Я». Первичная половая идентификация, отнесение себя к мужскому или женскому полу происходит у ребенка в полтора года, когда ребен...

Консультация для воспитателей Тема: «Игры детей раннего возраста»

Предметная деятельность детей раннего возраста определяется как ведущая. В результате ситуативного делового общения ребенка со взрослым усваиваются общественно выработанные способы действий с предмета...

Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Особенности игры ребенка раннего возраста»...