ОТЧЕТ ПО ВНЕДРЕНИЮ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ творческой группой педагогов ТМБДОУ за 2016-2017 учебный год
учебно-методический материал на тему

Егорова Ольга Андреевна

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_po_rabote_gruppy_triz.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Таймырское муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дудинский центр развития ребенка - детский сад «Белоснежка»

ОТЧЕТ ПО ВНЕДРЕНИЮ  ТЕХНОЛОГИИ  ТРИЗ

творческой группой педагогов ТМБДОУ

за 2016-2017 учебный год

Руководитель группы: Егорова О.А.

Он взрослых изводил вопросом «Почему».

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопроса «Почему?»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В  этом  возрасте  не  только  интенсивно развиваются  все  психические  процессы, но  и  происходит  закладка общего  фундамента  способностей.

При  освоении  ребенок, безусловно, овладевает конкретными  знаниями, умениями  и  навыками, которые  имеют серьезное  значение  для  развития, однако играют  подчиненную  роль по  отношению  к  способностям. Поэтому  члены творческой группы ТРИЗ, созданной в нашем ДОУ, посчитали  необходимым   и значимым   в  развитии собственной  активной  позиции у  ребенка, в  развитии  его  инициативы, самостоятельности  и  творчества,    использование  в  воспитательно-образовательном  процессе  технологии  ТРИЗ в  самых  разных  видах  деятельности.

Руководителем группы был составлен и утвержден план работы на год, который направлен на повышение уровня мастерства педагогов по технологии ТРИЗ в рамках внедрения современных технологий в ДОУ. Он в себя включал нескольно этапов: диагностический (опрос членов группы, мониторинг детей), ознакомительный (знакомство с основами  технологии ТРИЗ в ДОУ), выборный (каждый член группы выбирал метод и приемы внедрения элементов технологии в своей работе), внедренческий (внедрение элементов технологии в воспитательно-образовательном  процессе), показательный (открытые мероприятия для педагогов ДОУ), отчетный (подведение итогов работы, написание отчетов, создание методического материала по внедрению технологии ТРИЗ)

 “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение  проблем.

                Дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, приобрели способность к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном, стали более  логически  и творчески мыслить, а главное  стремиться   фантазировать и изобретать.

ТРИЗ позволяет снять психологические  барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным, сформировать восприятие жизненных и учебных проблем не как непреодолимых препятствий, а как очередных задач, которые следует решить.

Таким образом, ТРИЗ помогает формировать у детей  творческое мышление, способствует  воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности.

Использование  адаптированных  методов  и  приемов   технологии  ТРИЗ в  воспитательно-образовательном  процессе  показало  эффективность  в  развитии  дошкольников  и  подтвердило  актуальность,  значимость  работы  в  выбранном  направлении дошкольников. Чем  раньше с  ребенком начнут заниматься ТРИЗом, тем  больше  способностей к усвоению  новых  знаний, творческому, самостоятельному, инициативному  их  использованию    он  и  проявит, тем  выше  будет  сформированность его  интеллектуально-творческих  способностей. А  это  прежде  всего  зависит  от  нас  с  вами. Поэтому  практика   по  данному  направлению  будет применяться нами и в  дальнейшей моей работе.  

Кто наблюдал за детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьёзно занимается увлекающим его делом», - писал К.Д.Ушинский.


Согласовано:

Зам. зав. по метод.работе ТМБДОУ

«Дудинский ЦРР-д/с «Белоснежка»

________________А В. Беда

__________________2016 г.

ПЛАН   РАБОТЫ   ТВОРЧЕСКОЙ   ГРУППЫ   ПЕДАГОГОВ  

по  внедрению технологии  ТРИЗ

на 2016-2017 учебный год

Цель: повышение уровня мастерства педагогов по технологии ТРИЗ в рамках внедрения современных технологий в ДОУ

Задачи:

  1. развивать  познавательско-исследовательскую  деятельность детей через внедрение  технологии ТРИЗ
  2. внедрять и совершенствовать технологии ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
  3. создать  методический материал по внедрению технологии ТРИЗ для практического пользования.

ПЛАН  ЗАСЕДАНИЙ

№ п/п

Мероприятия

Ответственные

Октябрь

1.

1.1.Опрос членов творческой группы о потребностях в технологии ТРИЗ        

Руководитель группы

1.2 . Анализ опроса, обсуждение и утверждение плана работы творческой группы на 2016-2017 учебный год.

Руководитель группы

Члены группы

Ноябрь

2

2.1. Консультация об основах технологии ТРИЗ

( актуальность, цель, задачи, этапы, методы ТРИЗ)

Руководитель группы

2.2 Обсуждение уровня сформированности познавательско-исследовательской деятельности у детей в результате мониторинга, выявление направлений работы по внедрению технологии ТРИЗ в процесс работы  каждого педагога

Руководитель группы

Члены группы

Декабрь

3

3.1 Внедрение технологии ТРИЗ в работу педагогов группы (обсуждение опыта, выявление затруднений, практические советы)

Руководитель группы

Члены группы

Январь

4.

4.1. Составление графика взаимопосещений членов творческой группы

Руководитель группы

Члены группы

4.2. Взаимопосещение мероприятий по внедрению технологии ТРИЗ в образовательную деятельность детей.

Руководитель группы

Члены группы

Февраль

5.

5.1 Неделя проведения открытых мероприятий для педагогов ДОУ по внедрению технологии ТРИЗ в образовательную деятельность детей.

Члены  группы

5.2.Обсуждение проведенной недели открытых мероприятий (обсуждение опыта, выявление затруднений, практические советы)

Руководитель группы

Члены группы

Март

6.

6.1 Создание методического материала по внедрению технологии ТРИЗ:

  • картотека игры  и упражнения по технологии;
  • конспекты деятельности;

работа с родителями (рекомендации, семинары-практикумы и т.д.)

Члены группы

6.2.Обсуждение и согласование методического материала для распространения  в ДОУ

Руководитель группы

Члены группы

Апрель

7.

7.1.  Подведение итогов работы творческой группы педагогов за год (написание анализа  работы, создание презентации)

Руководитель группы

Список  творческой  группы:

Руководитель группы: Егорова О.А.

Члены группы:

1. Куштова Н.Г.

2. Решетова С.А.

3. Шаповлова С.В

4 Ямкина Т.В.

5. Ажымалиева Ж.К.


Методы ТРИЗ, внедряемые педагогами творческой группы

Куштова Н.Г.:

Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта.

Приёмы волшебства:

  • увеличение-уменьшение,
  • деление-объединение,
  • преобразование признаков времени,
  • оживление-окаменение,
  • специализация-универсализация,
  • наоборот.

Решетова С.А:

Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).

Егорова О.А.

Системный оператор

        Система - это совокупность взаимосвязанных элементов и предметов, обладающая определенными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов. Например, цветы в вазе - это система предметов, собранных в определенном порядке. Восприятие можно представить через три экрана: систему, надсистему, подсистему.

Метод противоречий:

1. Игра «Хорошо-плохо»

Игра «Хорошо-плохо» заставляет дошкольника постоянно находить в одном и том же предмете, действии плохие и хорошие стороны. Такая игра постепенно подводит детей к пониманию противоречий в окружающем мире.

2. Прием «Противоположные значения».

Прием «Противоположные значения» - еще один инструмент ТРИЗ, позволяющий подвести детей к пониманию противоречий между предметами и явлениями окружающей действительности. Этот прием очень хорошо усваивается дошкольниками.

Ажымалиева Ж.К.:

КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ

 (Методика рассказа по картинке)

(Ингрида Николаевна Мурашковска, Надежда Петровна Валюмс)

        Методика разработана с использованием теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Методический инструментарий представлен в образных, доступных детскому восприятию формах Освоение методики помогает педагогам обучать детей составлению рассказа по картине, а также пополнить активный словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы творческой группы МДОУ на 2016-2017 учебный год

Цели и задачи творческой группы: Целью деятельности творческой группы ДОУ является объединение педагогов, участвующих в научно-практическом поиске по совершенствованию педагогического процесса в ...

Поэтапно-творческий план педагога-психолога 2016-2017

Поэтапно-творческий план педагога-психолога 2016-2017...

Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2017-2018 учебном году

Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2017-2018 учебном году...

Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2018-2019 учебном году

Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2018-2019 учебном году...

Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году

Справка об участии в работе городской творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году...

Справка об участии в работе творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году

Справка об участии в работе творческой группы педагогов в 2019-2020 учебном году...