Главные вкладки

    Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ
    статья (младшая группа) на тему

    Нахушева Зара Магаметовна

    Формы и методоты патриотического воспитания дошкольников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx23.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Патриотическое воспитание. Формы и методы патриотического воспитания в ДОУ

    Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

    А.С. Макаренко.

    Гражданско – патриотическое воспитание сегодня- одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И.Ожегов определял патриотизм как, преданность и любовь к своему Отечеству и к своему народу. Г.Бакланов писал, что это «Не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство».В последнее время появился термин « новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

    Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к родному Отечеству.

    Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников, процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

    Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, мы, педагоги, должны использовать различные формы и методы организации деятельности детей:

    1. Целевые прогулки, экскурсии по местам воинской славы, к памятникам, монументам, в краеведческий музей и.т.д
    2. Рассказы воспитателя, беседы с детьми о славной истории родной странны и родного города.
    3. Наблюдение за тем, как люди трудятся на территории детского сада и в городе, как изменяется его облик благодаря этому труду.
    4. Демонстрация тематических слайдов, видео роликов, иллюстраций.
    5. Прослушивание тематических аудиозаписей, это могут быть голоса птиц русского леса или гимн Российской Федерации.
    6. Знакомство с русским фольклором - сказками, пословицами, поговорками, песнями, играми.
    7. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, росписью.
    8. Знакомство с творчеством отечественных писателей, композиторов и художников.
    9. Посещение тематических выставок или их самостоятельная организация.
    10. Участие в праздниках.
    11.  Участие в посильных общественно – полезных работах.
    12. Поощрение детей за инициативу, стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения хорошее поведение в общественных местах.
    13. Личный пример воспитателя: любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно понимать, что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция, самый сильнодействующий фактор воспитания).

    Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

    Большое значение в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на ее благо. Для этого используются различные формы работы:

    1. Различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, Республики Адыгеи, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории. Разнообразные занятия на тему : «Наш родной край», «Мой любимый город», « Цвети, моя республика».
    2. Проведение обрядных праздников, на которых дети знакомятся с культурой и традициями родного края, с обрядами русского, адыгского народа.
    3.  Экскурсии в краеведческий музей.
    4.  Организация тематических досугов, выставок совместных работ педагогов, детей и родителей.
    5. Проведение ежегодного месячника по военно – патриотическому воспитанию, в рамках которого организуются и конкурс рисунков «Защитники Отечества», «9 мая», и проведение занятий на темы: «Герои войны», «Дети – герои», «Победой кончилась война», «День Победы», «Занятия мужества», «Золотые звезды Адыгеи». В течении месячника дети обращаются к подвигам российских солдат, проявлявших беспримерное мужество в те страшные для отечества времена.
    6. Знакомство детей с героическим прошлым Отечества. Донесение до воспитанников мысли о том, что о грозных военных событиях люди могут помнить всегда, чтить память погибших, окружать людей, защитивших Родину, вниманием и заботой .Проведение «Недели памяти» с занятиями, беседами, оформлением подарков и поздравительных открыток для ветеранов обеспечивает формирование патриотических чувств, гордости за свой народ, героев, отдавших жизнь.
    7. Проведение с участием родителей выставок поделок и рисунков на тему «Моя семья», «Моя мама – лучше всех», благоустройство ДОУ, проведение соревнований, праздников и утренников, совместный труд на участке.

    Знания, полученные во время образовательной деятельности, закрепляются в различных формах и вне НОД. И в течении всего учебного года воспитатель несколько раз возвращается к тому, что дети узнали ранее. Некоторые темы повторяются в каждой возрастной группе, но с определенным усложнением (например «День Защитника Отечества», «День космонавтики», «День Победы»).

    Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, как и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить : где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется(хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в поездки и путешествия (по городам России, в прошлое города). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, подделок, альбомов, тематическое рисование), следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно- образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудии труда). Бытовая повседневность, чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев; и у нас в нашем дошкольном учреждении есть мини – музей, где для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края; кроме того расширяются возможности подачи информации – посредством игры. Оформлены в каждой возрастной группе: центры по патриотическому воспитанию, где дети, в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, республике, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родной страны, государственной символикой, снимками достопримечательностей, картинками с изображением родного пейзажа, иллюстраций народных помыслов, произведения устного народного творчества.

     Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

     Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

     Корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа , прошлом края – страны.

    Семья – ячейка общества , хранительница национальных традиций.

    Счастье семьи - счастье и благополучие народа, общества, государства.

    Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении.

    К концу дошкольного периода ребенок имеет первичные представления о родном городе, родной республике, ее историю, культуру, знаком с местами отдыха горожан и некоторыми достопримечательностями, знает несколько памятных и исторических мест, активно принимает участие в проводимых праздниках по гражданско - патриотическому воспитанию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы и методы патриотического воспитания дошкольников.

    Консультация для воспитателей ДОУ, в которой представлены различные формы и методы организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста....

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

    «Формы и методы патриотического воспитания дошкольников».

    Методические рекомендайии (в форме консультации) для воспитателей по познавательному развитию старших дошкольников....

    Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...

    «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»

    В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...