Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
консультация (младшая группа) на тему
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности подрыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie_detey_v_rennem_vozraste.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Маркова Ирина Евгеньевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 7 «Золушка»
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Целью его является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания. Задача воспитателя в работе с детьми раннего и младшего возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Необходимо дать ребятам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Экологическое образование детей раннего возраста начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, выполнять различные задания. Например, ухаживая за комнатными растениями можно предложить детям различные виды деятельности подрыхлить землю, протереть листочки от пыли, полить растения. Каждый ребенок с большим удовольствием выберет себе занятие по душе и с увлечением его выполнит. В процессе работы необходимо говорить о том, что благодаря нашему уходу за растениями они растут такими яркими и красивыми, но если перестать за ними ухаживать они быстро погибнут. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и восприимчивы, они начинают сочувствовать растению и сообщать о замеченных неполадках или наоборот радуются распустившимся цветкам.
Наблюдения можно проводить на территории детского сада. Дети знакомятся с конкретными видами деревьев, кустарников, растениями сада, узнают их названия, характерные признаки, особенности строения и назначение всех органов. При наблюдениях, детям необходимо предоставлять свободу выбора, не ограничивая выполнением конкретных заданий. К любым наблюдениям ребят необходимо относиться серьезно, хвалить их как можно чаще за то, что увидели какое - либо изменение в природе.
В процессе исследований необходимо задействовать все органы чувств: и зрение, и обоняние, и слух, и осязание. Важно развивать и поддерживать эмоциональное отношение детей к природе. В процессе изучения дерева, на которое ребенок раньше не обращал внимания, он открывает много неожиданного, нового. Оказывается, дерево может быть разным в разную погоду, в разное время года на нем обитает множество жильцов (насекомых, птиц).
Наблюдая за детьми 2-3 лет пришедшими в детский сад, я не раз замечала, что малыши с большим интересом относятся к объектам и явлениям природы, эмоционально реагируют на них. Известно, что ранний возраст – благоприятный период для того, чтобы заложить в ребенке первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости хотя бы одного – двух условий для их жизни. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой проблеме в младшей группе детского сада. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено при взаимодействии детского сада и семьи. Детский сад ведет планомерную работу по экологическому воспитанию, включая в нее работу с семьей.
Успех экологического воспитания детей 2-3 лет обеспечивается пониманием психофизиологических особенностей. Экологическое воспитание осуществляется с помощью различных методов и форм работы. Воспитатель осуществляет экологическое воспитание детей младшего возраста при помощи дидактических игр с игрушками изображающими животных, с картинками, в том числе, игровые упражнения и игровые обучающие ситуации. Благодаря игре ребенок усваивает новую информацию о природном мире, развивается память и восприятие, рассуждает о жизни животных и растений, развивается мышление и речь.
Экологическое воспитание детей является важным звеном в дошкольном воспитании, именно в дошкольном возрасте формируются эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливаются представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.
Список литературы:
1. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М.: Мозаика - Синтез, 2008.
3. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2002.
3.Николаева, С. Н. «Как приобщить ребенка к природе». – М., 1993.
5.https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/01/04/ekologicheskoe_vospitanie_detey_rannego_vozrasta.docx
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Методическая разработка по экологическому воспитанию малышей через ознакомление с окружающим миром.(план ,конспект занятия,игры-экспериментирования)....
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
Экологическое воспитание дошкольников - приоритетное направление нашего дошкольного учреждения. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об ок...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
консультация для воспитателей...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром....
Игры и методические рекомендации по экологическому воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Игры, которые может сделать каждый воспитатель по экологическому воспитанию, цели, плнируемые результаты и методические рекомендации по играм....
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в д...
Экологическое воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром
Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания и накопления представлений об окружающем мире....