Главные вкладки

    Детская образовательная кинезиология: зона эффективности, комплекс кинезиологических упражнений
    статья на тему

    Попова Олеся Владимировна

    Комплекс  кинезиологических упражнений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kineziologiya.docx34.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детская образовательная кинезиология: зона эффективности, комплекс кинезиологических упражнений.

    Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения данных задач, является образовательная кинезиология.

    С помощью кинезиологических упражнений активизируются природные механизмы работы головного мозга, развиваются уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, формируются навыки самопомощи и самокоррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых.

    Кинезиология по другому «Умная гимнастика» эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне.

    Благодаря тому, что упражнения кинезиологии снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.

    Многолетняя практика применения методики "Умной гимнастики" показывает, что достигается полное устранение или значительное исправление различных форм неспособности к обучению, хронических стрессовых состояний, нарушение зрения, слуха, координации движений, снижение проблем речевого развития.

    Кинезиология обучения является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день.

    Комплекс упражнений облегчает обучение и особенно эффективна для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

    С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

    Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

    Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика - это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

    Образовательная кинезиология приводит к более быстрому и полноценному освоению теоретических знаний, навыков психологического и физического поведения. Это позволяет достигать своей цели без дополнительных лишних затрат (здоровья, денег, времени), т.к. вы действуете точно и уверенно в соответствии со своими внутренними потребностями. Методика способствует повышению стрессоустойчивости и быстрому переобучению (адаптации к новым условиям).

    Основным требованием к использованию специальных упражнений является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно, как на сценарных мероприятиях, так и на специальных тренингах по кинезиологии. Желательно тренинги проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

    Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.

    Сейчас я предлагаю вам определить, какое полушарие доминирует именно у Вас, используя для этого методикой определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

    Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

    Оценка результатов:

    Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

    1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

    2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

    3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

    То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

    Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

    1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

    2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

    3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

     То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

    Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

    Комплекс упражнений.

    1. Начинать комплекс упражнений с включения у себя «Кнопки мозга», которая поможет проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

    Выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

    2. Также перед началом занятий эффективным будет проведение массажа ушных раковин, который поможет детям настроится на работу, повысить внимание.

    Взяли ушки за макушки (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади).

    Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

    Потянули…                         (несильно потянуть вверх)

    Пощипали…                                (несильные нажимы пальцами, с постепенным 

    Вниз до мочек добежали.         продвижением вниз)

    Мочки надо пощипать:        (пощипывание в такт речи)

    Пальцами скорей размять…  (приятным движением разминаем между пальцами)

    Вверх по ушкам проведём  (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

    И к макушкам вновь придём.        указательным пальцами) 

    3. Наиболее интегрирующим упражнением «Гимном мозга» является упражнение «Слон». Упражнение балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания (особенно полезно очень активным детям, которые страдают нарушением концентрации внимания, рекомендуется проводить перед началом занятия). Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

    1.Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени расслабленны.

    2. Прижмите плотно ухо к плечу. Руку вытяните вперед как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку (∞), начиная от центра и далее вверх против часовой стрелки.

    Когда рука рисует нижнюю часть восьмерки (опускается вниз), надо слегка согнуть колени. Когда рука поднимается, рисуя верхнюю часть - колени выпрямляются. Упражнение выполняется медленно, дышите глубоко. Повторите 3-5 раз, затем поменяйте руки.

    Люди, страдающие хроническими инфекциями уха, с трудом выполняют это упражнение. Вместе с тем, они очень скоро убеждаются в результате: уже через несколько недель у них улучшается чувство равновесия. Если делать упражнение "Слон" регулярно, оно будет стимулировать весь вестибулярный аппарат, восстанавливая нервные сети, которые были повреждены из-за инфекции.

    4. Также для концентрации внимания упражнение«Ухо-нос»

    Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши и меняем положение рук на противоположное. 

    5. Активизируют зону обоих полушарий, развивает координацию движения, улучшает ориентацию в пространстве упражнение «Перекрестные шаги» (эффект упражнения особенно заметен при обучении детей ориентироваться на листе бумаге).

    Также упражнение делает более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания и усвоения новой информации.

    6. С этой целью также мною проводится упражнение «Крюки». Оно также способствует эффективному обучению, помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8–10 раз.

    Скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекиньте одну руку через другую, соедините ладони и сомкните пальцы в "замок". Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

    Если в таком положении стоять не удобно, качает, то лучше в этой же позе сесть.

    Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо на твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой.

    Если вы возбуждены или взволнованы, посидите в позе "Крюки" в течение 2 минут, прежде чем начать что-то делать. Используйте упражнение для самоконтроля своего поведения.

    7. Для включения в работу участка мозга который отвечает за формирование и изложение мысли, активизации творческих способностей проводиться упражнение «Сгибание пятки».

    Сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

    8. Упражнения «Кулак – Ребро - Ладонь» улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

    Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

    1. Сжатая в кулак ладонь.

    2. Положение ладони ребром на плоскости стола.

    3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.

    Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

    9. Также для синхронизации работы обоих полушарий проводится упражнения «Лезгинка» и упражнение «Ухо – нос».

    Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

    10. Упражнение Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 

    11. Для эффективности работы мозга на занятиях по подготовке детей к школьному обучению использую упражнение «Зеркальное рисование» (его можно проводить как с использованием карандаша и бумаги, так и рисованием руки в воздухе).

    Обеими руками круги – заштриховать их. Правой рукой квадрат, левой – круг.

    Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело! 

    12.  Дыхательные упражнения «Задуй свечу», «Свечи» улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Ведь единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения.

    13.  Глазодвигательные упражнения «Восьмерки», «геометрические фигуры», «Цифры» позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.

    14. Упражнения на релаксацию «Дерево», способствуют расслаблению и снятию напряжения. Их можно проводить как в начале занятий, так и в конце.

    Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечка, которая постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

    15. «Энергетическая зевота»

    Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

    Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5–8 раз.

    16. Сейчас предлагаю вашему вниманию, несколько упражнений для снятия эмоционального напряжения.

    Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.

    Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).

    Можно слегка помассировать кончик мизинца.

    Пальчиковая кинезиология для маленьких.

    1. Упражнение «Ладушки-оладушки».

    Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

    «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».

    1. Упражнение «Кулак – ладонь».

    Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

    Вот ладошка, вот кулак.

    Всё быстрей делай так.

    3. Упражнение "Гуси щиплют траву".

    Пальцы правой руки пощипывают кисть левой, и наоборот.

    Гуси – гучи, га –га – га, есть хотите? Да –да -да

    1. Упражнение «Лягушка».

    Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

    Лягушка хочет в пруд,

    Лягушке скучно тут,

    А пруд зарос травой,

    Зеленой и густой.

    1. Упражнение «Крючки».

    Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

    Давайте, люди.

    Дружить друг с другом,

    Как птицы с небом,

    Как ветер с лугом,

    Как парус с морем,

    Трава с дождями,

    Как дружит солнце,

    Со всеми нами.

    1. Упражнение «Бабочка».

    Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

    Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

    Там твои детки на березовой ветке.

    1. Упражнение «Колечко».

    Попеременно соединяя в кольцо пальцы рук.

    Эта лужа, как колечко,

    Эта лужица – сердечко,

    Эта лужа, как банан,

    Эта – словно океан.

    1. Упражнения «Кулак – Ребро - Ладонь»

    Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

    1. Сжатая в кулак ладонь.

    2. Положение ладони ребром на плоскости стола.

    3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.

    Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.

    1. Упражнение «Лезгинка».

    Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

    1. Упражнение «Ухо – нос».

    Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». 


    карась

    овца

    орел

    бегать

    плавать

    летать

    шерсть

    перья

    чешуя



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комплекс кинезиологических упражнений

    Данный комплекс предназначен для развития у детей дошкольного  межполушарного взаимодействия. Эти упражнения способствуют развитию интеллектуальных способностей, может использоваться  как ра...

    Комплекс кинезиологических упражнений

    1.   «Колечко». 2. «Кулак—ребро—ладонь»....

    Комплексы кинезиологических упражнений.

    Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Термин "кинезиология" происходит от греческого слова kinesis - "движение", logos - "слово". КИНЕЗИОЛОГИЯ – универсальный метод развития ...

    Комплекс кинезиологических упражнений

    Комплекс кинезиологических упражнений...

    Комплекс кинезиологические упражнений

    Кинезиологические упражнения,  используемые на занятиях с детьми дошкольного возраста...

    Комплекс кинезиологических упражнений для детей 6 - 7 лет

    Комплекс кинезиологических упражнений для детей  подготовительной   группы.(Сентябрь – октябрь – ноябрь)№НазваниеупражненийЦель упражненияСодержание и выполнение упражненийПримечания1«У...

    Комплекс кинезиологических упражнений.

    Включает в себя комплекс специальных кинезиологических упражнений: пальчиковые, глазодвигательные, дыхательные, на релаксацию....