ПЛАН-ЗАДАНИЕ И ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
учебно-методический материал на тему

Елена Геннадьевна Войнова

ПЛАН-ЗАДАНИЕ И ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_tematicheskogo_kontrolya_rpps.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ

 «Детский сад  №168»

________________Д.Г.Резцова                                                                                              

Приказ № 18 от 09.01.2017 г.    

ПЛАН-ЗАДАНИЕ И ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ

ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды

в соответствии с ФГОС ДО»

 

  Цель: анализ условий организации  развивающей предметно- пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с ФГОС ДО».

Направление работы

Методика

1.

Обследование  организации пространства. Наличие центров, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт.

Заполнение  оценочного листа развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ.

Наблюдение, индивидуальные беседы.

2.

Проектная деятельность

3.

Продукты детской деятельности

4.

Материалы в среде (наличие в группе разнообразных материалов для поддержки детской активности в различных центрах)

5.

Документация педагогических работников

  Сроки проведения:  с 6 февраля по 10 февраля 2017 года.

ГРАФИК ОСУЩЕСТВЕЛЕНИЯ  ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Даты осуществления контроля

ГРУППЫ

06.01.2017 г.

07.01.2017 г.

08.01.2017 г.

09.01.2017 г.

10.01.2017 г.

1-я Младшая гр.«Одуванчик»

2-Младшая

гр.«Незабудка»

Средние гр. «Ромашка»

«Лютик»

Старшая гр.«Василёк»

Подготовительная гр. «Подснежник»

Оценочный лист развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОУ

Возрастная группа ___________________________________________                    

Дата проведения: _________________________________

Проверку проводил:_______________________________________________________

1

Организация пространства

балл

1.1.

Пространство группы соответствует  возрасту, индивидуальным особенностям детей

1.2.

Демонстрируемые материалы в группе расположены на уровне глаз детей

1.3.

Логичность расположения  центров друг с другом

1.4.

Наличие центров, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт. Центры для тихих и подвижных игр размещены так, чтобы не мешать друг другу  (см.Приложение 2)

1.5.

Мебель и планировка центров удобная, ребенок имеет возможность преобразовывать пространство под собственный замысел (наличие полифункциональных ширм, перегородок, мягких модулей, легких стеллажей на колесах и др.)

1.6.

Наличие паспорта центра (знаковое  обозначение центра, алгоритм работы в нем)

1.7.

Наличие центра уединения и размышления

1.8.

Наличие центра «Песка и воды»

1.9.

Имеются разнообразные подиумы (для театральной, строительно-конструктивной деятельности и т.д.)

1.10.

Все пространство групповых помещений  является образовательной средой для ребенка

1.11.

Наличие оборудования для индивидуальных потребностей ребенка (место хранения «секретиков», место для поздравления с днём рождения - стенд, уголок)

1.12.

Наличие условий для коллективной и индивидуальной разнообразной творческой деятельности

1.13.

Наличие маркеров доступности («вместе со взрослым» / «я сам»)

2.

Проектная деятельность

2.1.

Наличие продуктов проектной деятельности (коллекции, музей, самодельные книжки, фотоотчеты событий, детские вопросы, гипотезы (записанные или зарисованные)и т.д.);

2.2.

Наличие в среде следов и опор процесса проектной деятельности (опорные маркеры, предметы, книги по теме проектов и др.)

3.

Продукты детской деятельности

3.1.

Наличие в среде продуктов детской деятельности (трехмерных, двумерных, плоскостных)

3.2.

Места для презентации детских продуктов доступны детям и есть возможности для презентации личной работы ребенка;

3.3.

Детские работы не похожи друг на друга;

3.4.

Наличие алгоритма (фотографий), отражающих процесс работы

3.5.

Наличие атрибутов, созданных детьми для различных видов деятельности

3.6.

Наличие детских построек, сооружений

3.7.

Наличие правил в виде детских рисунков, схем, текстов, созданных детьми.

3.8.

Есть место для  коллективных и индивидуальных рефлексивных техник

4.

Материалы в среде

4.1

Наличие в группе разнообразных материалов для поддержки детской активности в различных центрах

4.2.

Имеется  образно-символический, нормативно-знаковый материал, объекты для исследования  в действии

4.3.

Наличие  технических средств обучения в группе (ЖК телевизор, ноутбук, интерактивная доска, музыкальный центр, электронная рамка)

4.4.

Наличие в группе изделий, предметов, отражающих региональный компонент

4.5.

Наличие бросового (неоформленного) материала

4.6.

Безопасность материалов

5.

Наличие Паспорта  по  РППС группы с перспективным планом   развития

6.

Документация педагогических работников

перспективный план по ОБЖ и ПДД

календарно-тематический план работы

планы по самообразованию

                                                                                                                                                           Всего баллов

Оценка показателей контроля:

Каждый показатель оценивается по двухбалльной системе:

2 – полностью соответствует;

1 – частично соответствует;

0 – полностью не соответствует.

Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Центры, которые дают возможность детям приобрести разнообразный учебный опыт

Возрастная группа_____________________________________________________

Центр сюжетно/ролевой игры

- маркеры сюжетно-ролевых игр

- атрибуты

- модули

- набор фигурок – семья

- набор фигурок людей - разных профессий

Центр «Азбука безопасности»

-знаково-символические условные обозначения (правила поведения, номера телефонов службы спасения и др.)

- макет дороги, разнообразные маленькие машины, куклы

- набор демонстрационных дорожных знаков

- настольно-печатные и дидактические  игры, альбомы  по ПДД  и ОБЖ

- предметные и сюжетные картинки, художественная литература по теме

Центр театрализованной деятельности

- различные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, на фланелеграфе, кукольный и т.д., их соответствие возрасту – не менее 5)

- ширма для кукольного театра, фланелеграф

- наличие атрибутов и костюмов - не менее 5  (украшения, куски ткани, элементы костюмов, головные уборы, маски, грим, парики, усы, бороды и пр.)

Центр  «Гражданско-патриотического воспитания»

-государственная символика (флаг, герб, гимн, портреты: президента, губернатора, главы города)

- наглядные пособия символики России, Канска, Красноярского края (Герб Красноярского края, города Канска; флаг Красноярского края, гимн)

- материал и пособия для ознакомления с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа

Центр  речевого развития

«Полочка умных книг» (детские книги в  соответствие  с возрастными особенностями  детей  и  в соответствии с темой недели и сезона)

- портреты: писателей, поэтов;  

- набор карточек с изображением предмета и названием;

- набор кубиков с буквами;

- доска магнитная с комплектом букв;

 - настольно-печатные игры;

- картинки с разной тематикой крупного и мелкого формата

Центр познавательного развития

- настольно-печатные игры на развитие познавательных процессов детей, на развитие кругозора, обогащение словаря и т.д.

- образно-символический материл

- предметы-головоломки

- графические «лабиринты», схемы-таблицы

- глобус, физическая карта мира

- иллюстрированные издания познавательного характера

- коллекционный материал

- игры по правилам (шашки, шахматы, лото, домино и пр.)

- пособия для развития мелкой моторики

- разнообразные наборы букв, цифр

- доски, фланелеграфы, магнитная азбука

- «Колумбово яйцо»,«Геоконт», «Танграм», «Логические блоки Дьенеша», палочки «Кьюизенера»
- игры на составление логических цепочек

-демонстрационный материал состава числа

-ребусы, головоломки

-набор объемных тел для группировки и сериации (цвет, форма, величина)

 -набор моделей деления на части

-касса цифр; д/игры;  счетные палочки

Центр природы

- Календарь наблюдений

- энциклопедии о животном, растительном мире (не менее 2-3);

- комнатные растения (2-3), их наименования на горшках, паспорта растений

- материал для  развития трудовых навыков (лейки, тазики для воды, тряпочки, клеенки,  палочки для рыхления земли)

- альбом «Времена года» и другой иллюстрированный материал

- доска  дежурства (кто дежурит и что нужно делать)

Центр экспериментально-исследовательской деятельности

-коллекции (бумаги, минералов, растений (гербарий), семян и плодов, тканей) не менее 3-х

- материал для проведения самостоятельного экспериментирования (катапульты, волчки, желоба, кувыркунчики и пр.)

материал для проведения элементарных опытов (различный сыпучий материал, емкости для исследования воды и песка, микроскоп, увеличительное стекло, магнит, шишки, ракушки, пуговицы и т.д.)

- измерительные приборы (весы), лупа, набор пробирок, микроскоп

- алгоритмы проведения опытов

Центр изобразительного искусства

- набор репродукций картин русских художников

 - иллюстрации к художественным произведениям

- изделия народных промыслов

- материал для продуктивной деятельности детей (чистая бумага, фломастеры, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши и восковые мелки, штампики, трафареты, линейки, кисти, банки для воды, тряпочки, пластилин, стеки, подставки для детских работ, цветная бумага, клей ПВА, ножницы,  тетради для раскрашивания и с заданиями)

- самостоятельные работы детей

Центр конструирования

- наборы конструкторов разных видов (деревянный, пластмассовый, металлический, лего) – не менее 3-х видов

- мелкие  деревянные  строительные наборы (кубики, кирпичики, призмы, короткие и длинные пластины) на каждого ребенка

- демонстрационный материал архитектурных построек;

- схемы построек

Центр музыкального развития

- детские музыкальные инструменты: бубны, металлофон, барабан, кастаньеты, маракасы, дудочки, деревянные  ложки, трещотки, колотушки, «шумелки» и др.

- детские музыкальные инструменты, сделанные из подручных средств

- музыкальные игрушки; (не менее 5)

- музыкально-дидактические игры и пособия

- аудиосредства, набор компакт- дисков со звуками природы и детскими произведениями, ТСО

Центр физического развития

- условные обозначения

- альбомы, картины, настольно-печатные игры на спортивную тематику;

- наличие картотеки подвижных игр по возрасту

- наличие атрибутов для подвижных игр

- наличие атрибутов для игр с  прыжками (скакалки, колечки, плоские круги для перепрыгивания, обручи  и т.д.)

- наличие атрибутов для игр с бросанием (кегли, кольцеброс, мячи, мешочки с песком, дартс и т.д.)

- наличие в группе условий для закаливания (массажные коврики, тренажеры для массирования  стопы)

- доступность представленного оборудования для детей

Рекомендации: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________


Аналитическая справка

по результатам  тематического контроля

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО»

Основанием  контроля  является:

- годовой план МДОУ на 2016-2017 уч.год;

-Приказ по МДОУ «О проведении  тематического контроля «Организация РППС в соответствии с ФГОС ДО»  18 от 09.01.2017 г.    

Контроль осуществлял: заведующий ДОУ Д.Г.Резцова, ст.воспитатель Воинова Е.Г.

с 06.02.2017 г. по 10.02.2017 г. проведен тематический контроль развивающей предметно-пространственной среды в групповых помещениях дошкольного учреждения.

Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Задачи:  

  • проверить состояние развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в групповых  помещениях дошкольного учреждения и определить ее соответствие принципам построения предметно-развивающей среды и требованиям Основной образовательной программы  в рамках ФГОС и требованиям СанПин;
  • изучить документацию воспитателей  дошкольного учреждения и  определить  ее  готовность  к учебному году;
  • стимулировать профессиональное педагогическое творчество и инновационную деятельность педагогов;
  • выявление оптимальных условий создания РППС для развития творческих способностей, самостоятельности и инициативности дошкольников.

Во всех возрастных группах дошкольного учреждения отмечаются разнообразные подходы воспитателей к организации РППС в соответствии требований ФГОС и реализуемой ООП ДОУ. Педагогами проведена большая творческая работа по оформлению игрового пространства и обеспечению надлежащих условий для формирования личностных качеств дошкольников. Тематический контроль позволил отметить ряд положительных практик в организации построения РППС групповых помещений ДОУ, а также выделить ряд проблем.

В процессе тематического контроля были изучены центры:

Центр сюжетно-ролевой игры имеется в каждой группе ДОУ с учетом интересов мальчиков и девочек.  Данный центр имеет привлекательный эстетичный вид, наполнен  разными ролевыми атрибутами (предметами быта, детской, кукольной, мебелью, полифункциональным материалом). С/ролевые игры подобраны в соответствии с возвратными особенностями детей.  Но не в каждой возрастной группе есть фигурки людей разных профессий, семьи,  маркеры игрового пространства.

Рекомендуем:

- педагогам всех возрастных групп Центр с/ролевой игры дополнить набором фигурок семьи, людей разных профессий, маркерами игрового пространства.

Центр «Азбука безопасности» дети приобретают опыт правил безопасного поведения на дороге, в быту, на природе.  Нужно отметить, что не во всех группах  имеется уголок по ПДД, не всегда  есть игры, альбомы, картины, плакаты которые  знакомят детей с правилами безопасности не только на дороге, но и на природе и в быту. Не во всех группах  размещены телефоны  экстренной помощи.

Рекомендуем:

- педагогам всех групп дополнить центр Безопасности сюжетными картинками, дидактическими играми, схемами, моделями по правилам безопасного поведения не только на дороге, но и в быту, природе;

- разместись в центре безопасности  телефоны экстренной помощи;

- педагогам  групп «Незабудка», «Ромашка», «Лютик», «Василёк», «Подснежник» пополнить Центр набором демонстрационных дорожных знаков.

Центр театрализованной деятельности снабжен кукольным театрами, ширмами, различными видами театров, костюмами. Однако не у всех есть театр на фланелеграфе и сам фланелеграф.

Рекомендуем:

- педагогам всех групп, (кроме старшей группы) дополнить центр фланелеграфом и соответствующим видом театра.

Центр «Гражданско-патриотического воспитания» насыщен и содержателен (кроме подготовительной группы). В уголках  расположен материал, связанный с символикой России, Саратовской области и родного города. Имеются фотоальбомы, размещены куклы в национальной одежде.

Рекомендуем:

- педагогам подготовительной группы продумать размещение Патриотического центра и его наполняемость;

- педагогам групп пополнить центр Краеведческими дидактическими пособиями, д/играми о городе Саратове и Саратовской области.

В центрах речевого развития  имеются книжные уголки, однако не всегда понятен принцип подбора в них художественной литературы. В отдельных группах уголки пополняются стихийно без учёта возраста, календарно-тематических недель, сменяемости времени года, интереса детей. Отсутствуют детские энциклопедии, портреты писателей, художников-иллюстраторов.

Рекомендуем:

- педагогам всех возрастных групп размещать детскую литературу по сезонности и тематическому планированию недели. Дополнять книжный уголок энциклопедиями, портретами писателей, художников-иллюстраторов педагогам старшей и подготовительной групп.

Центр познавательного развития  насыщен настольно-печатными играми на развитие познавательных процессов детей, пособиями для развития мелкой моторики, иллюстрированными изданиями познавательного характера.  Но игр на составление логических цепочек, набора моделей деления на части, ребусов, головоломок недостаточно или совсем отсутствуют.

 Рекомендуем:

Пополнить центр играми на составление логических цепочек, набором моделей деления на части, ребусами, головоломками педагогам старшей,  подготовительной и средней групп.

Центр природы и экспериментирования очень важен для формирования у детей познавательных способностей, развития самостоятельности и инициативы. В каждой группе есть календарь природы, достаточное количество энциклопедий о животном и растительном мире. Но не во всех группах имеется в наличии алгоритм проведения опытов. В старшей группе отсутствует Центр «Песка и воды».

Рекомендуем:

- оформить пособие (карточки) с алгоритмом проведения опытов - педагогам старшей и подготовительной группы детей;

- Центр наполнить гербариями и коллекциями растений

- педагогам старшей группы оборудовать Центр «Песка и воды».

Центр изобразительного искусства и музыкального развития

Во всех группах созданы условия для художественно-эстетического развития детей. В каждой группе имеется широкий спектр изобразительных  материалов для формирования творческого потенциала детей, развития интереса к изодеятельности: бумага разного формата, карандаши, гуашь, краски и кисти разного диаметра, трафареты, пластилин, доски, предметы  искусства, восковые мелки, фломастеры. В групповых помещениях предусмотрено место только для индивидуальных выставок детских рисунков, для поделок из пластилина, теста.

Рекомендуем:

- педагогам всех групп выделить (обустроить) место для индивидуальных детских поделок.

Пожелания:

- пересмотреть наличие материалов для продуктивной деятельности;  дополнить  центр более разнообразными материалами, например, глина, солёное тесто, цветная бумага, кусочки обоев, ткани, старые открытки, бросовый и природный материал для художественного труда.

Центр конструирования

В каждой группе в центре строительно-конструктивных игр в наличии имеются строительные наборы и конструкторы разных видов с разными способами крепления деталей. Так как дети  старшего возраста способны к более сложной конструктивной деятельности: по схеме-рисунку, по карте,  то необходимо создать условия для успешного осуществления ими конструирования. Использование схем дает возможность сформировать способность к моделированию, самостоятельно создавать чертежи, строить по собственному рисунку. В помощь детям не во всех старших группах имеется демонстрационный материал архитектурных построек и схемы построек.

Рекомендуем:

- дополнить центр демонстрационным материалом и схемами построек  педагогам старшей,  подготовительной группы .

Центр физического развития

Спортивные центры содержат много атрибутов для игр с бросанием, прыжками, в каждой группе имеется картотека подвижных игр. Но в некоторых группах отсутствуют или имеются в малом количестве атрибуты для подвижных игр.

Рекомендуем:

- педагогам старшей группы пополнить Спортивный Центр  развития  тренажерами для профилактики плоскостопия.

- педагогам всех возрастных групп изготовить атрибуты к подвижным играм в соответствии с картотекой.

Организация РППС в соответствии доступности, полифункциональности , безопасности  

Предметно – пространственная среда  соответствует возрасту воспитанников, а также их актуальным и индивидуальным особенностям, особенностям детского восприятия; пространство оснащено средствами обучения и воспитания, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами в свободном доступе для детей.  Воспитание и обучение дошкольников,  их деятельность строится на основе учета возможностей, предупреждения интеллектуальных, физических и нервно-эмоциональных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.

Особое внимание уделяется безопасному нахождению детей в группе,   возможности безопасно играть и заниматься образовательной деятельностью. Вся мебель в группе и в зонах активности крепится к стенам; мебель расположена так, чтобы у детей было достаточно места для активной деятельности (двигательной, игровой, образовательной);

С позиции соответствия оборудования и материалов санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам существуют некоторые нарушения:

- в группах имеют место мягконабивные, ворсованные игрушки для свободных игр детей (данные игрушки могут использоваться только в качестве дидактических пособий на занятиях);

Наличие информационного материала для родителей

Информация для родителей в уголках приемных помещений эстетически оформлена. Педагогами размещаются выставки детских работ для родителей. Но в то же время в некоторых группах отсутствует консультативный материал для родителей по сезону, информация о проектной деятельности.

Рекомендуем

- дополнить  Уголок для родителей консультативным материалом по сезону, информацией о работе проектной деятельности.

Реализация индивидуального подхода в организации РППС

Педагогами создаются условия для реализации индивидуальных потребностей детей, организовываются выставки детских работ, фотовыставки детей, размещаются  стенды для поздравления детей с Днем рождения. В группах оформить Центры уединения (кроме старшей группы).

Рекомендации:

-  педагогам   оформить Центр уединения в соответствии с требованиями ФГОС (часть: 3.3.4.: наличие в Группе различных пространств для игры, конструирования, уединения);

Одним из важных факторов организации среды является пространственное восприятие дошкольника. Ребенок, попадая в большое пространство, теряется и испытывает беспокойство. Поэтому важно в групповой комнате грамотное зонирование. Это может быть переносная ширма, домики перегородки, и другое оборудование. Так ребенок сможет обеспечить себе искусственную изоляцию среди большого количества детей в течение всего дня («вижу, но не мешаю»). Все же имеет место быть, что воспитатели располагают функциональные центры стихийно, используя только стеновое пространство и не допускают трансформируемости.

Развивающая среда групп представляет собой разнообразие предметов, игрушек, материалов, которые понятны и интересны детям, без которых не возможно осуществление специфических видов деятельности. И все же не следует перенасыщать пространство, а также использовать игрушки, не соответствующие возрасту, что имеет место быть в некоторых группах. Целесообразнее использовать принцип частой сменяемости материала, чем нерациональное его использование. Несмотря на многообразие игрушек в группах, все же существует дефицит современных, развивающих познавательных игр, больших напольных мягких модулей,  различных игровых маркеров,

Выводы:

  1. Деятельность педагогов по организации развивающей предметно–пространственной среды групповых помещений ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО, признать удовлетворительной.
  1. Отметить хорошую работу по организации развивающей предметно-пространственной среды группового помещения воспитателей группы детей раннего возраста «Одуванчик», II младшей группы «Незабудка», средней группы «Лютик», старшей группы «Василёк».
  1. Воспитателям подготовительной группы необходимо обогатить РППС материалами, отражающими школьную тему (срок до 28.02.2017 г.).
  2. Воспитателям средней группы «Ромашка» уделить визуальному оформлению предметной среды, оформить центр сюжетно-ролевых игр, доступности представленного оборудования и материала  для детей.

Дата составления  10.02.2017 г.

Состав экспертной группы:      ________________Д.Г.Резцова

                                                _________________Воинова Е.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-задание для проведения тематического контроля

Помощь для зам. зав. по ВР план-проведения тематического контроля, меняйте только дату и название контроля...

план-задание для проведения тематического контроля

Помощь для зам. зав. по ВР план-проведения тематического контроля, меняйте только дату и название контроля...

Справка по проведению тематического контроля "Физкультурно-оздоровительный режим в группах ДОУ"

В документе приведен пример аналитической справки по итогам тематической проверке по организации физкультурно-оздоровительного режима в группах ДОУ....

Справка по итогам проведения тематического контроля на тему «Организация совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею" во всех группах

Цель контроля: - изучить организацию совместной деятельности по ознакомлению с художественной литературой, обогащение словаря у дошкольников и руководство ею;- проверить ежедневное планирование;- оцен...

График проведения тематического контроля по организации театрализованной деятельности в ДОУ.

График проведения тематического контроля по организации театрализованной деятельности в ДОУ....

План проведения тематического контроля.

План проведения тематического  контроля в МБДОУ – детский сад № 20 «Теремок».«Организация театрализованной деятельности в ДОУ»...

Справка по проведению тематического контроля Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО.

Справка по проведению тематического контроля  Проведение закаливающих мероприятий, утренней гимнастики и гимнастики пробуждения в ДО....