Статья на тему «Педагогическая технология «Утренний сбор»»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Гордеева Надежда Александровна

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора.

Групповой сбор – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою активность.

Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования. Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrenniy_sbor.docx21.73 КБ

Предварительный просмотр:

Гордеева Надежда Александровна,

воспитатель,

МБДОУ д/с №26, г. Зеленогорск Красноярский край

«Педагогическая технология «Утренний сбор»»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современный образовательный процесс в ДОУ должен быть развернут на организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий. Такая совместная деятельность начинается с проведения группового сбора.

Групповой сбор – это одна из форм организации образовательного процесса совместной деятельности с детьми, где ребенок может проявить свою активность.

Основное достоинство и ценность технологии проведения группового сбора заключается в ее гуманистической направленности: обеспечение уважения к личности каждого ребенка, создание условий для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности – в становлении базовых свойств его личности. Эта позиция является центральной для российской реформы дошкольного образования. Основная идея технологии группового сбора – ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.

Цель утреннего сбора: установление комфортного социально - психологического климата в детском коллективе.

Задачи:

- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

- развить у дошкольников навыки культурного общения (приветствия, комплименты и т. п., планирования собственной деятельности, умения объяснять словами свое эмоциональное состояние;

– развить у дошкольников умения формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения и делать выбор из личного опыта наиболее значимых, интересных событий, рассказывать о них кратко, последовательно и логично, а также развивать у детей умение внимательно слушать, высказывать конструктивные отношения к высказываниям других.

Что же представляет собой групповой сбор?

Утренний сбор для наших детей - это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Нам утренний сбор дает возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Следовательно, одно из основных требований, предъявляемых нами к профессиональному педагогическому мастерству – это умение руководить межличностным общением детей, разрешать конфликтные ситуации, организовывать созидательную совместную деятельность.

Структура группового сбора. В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:

1. приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) - 1–3 мин;

2. игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) - 2–5 мин;

3. обмен новостями - 2–10 мин;

4. планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект).

Позывные для утреннего сбора. Утренний сбор в нашей группе начинается со звона колокольчика. Также рассматриваем все варианты, которые предложат сами дети, (звук металлофона, песенка или ритмичные хлопки).

Организация круга. Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе. Когда мы организуем детей в круг, мы способствуем активизации общения – все видят глаза друг друга, чувствуют настроение, ощущают степень участия и заинтересованности каждого из присутствующих. Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации.

Порядок расположения в кругу может меняться. Например, дети рассаживаются по росту, по датам рождения, чередуя, девочка – мальчик, по цвету глаз, по длине волос, по количеству членов семьи, по цветам радуги.

Приветствие. Утренний сбор в нашей группе начинается с приветствия.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге.

Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, которые могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речёвки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

Также стихотворные, песенные приветствия; здороваемся ладошками, плечиками, дарим разнообразные пожелания, комплименты, в общем, игры которые создают эмоционально - положительный настрой на весь день.

На утреннем сборе для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия, сплочению детского коллектива, также используется различные стенды:

«Уголок настроения».

Цель: способствовать обогащению эмоциональной сферы детей, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций; учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие детям адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

На стенде «Уголок настроения» размещены изображения ромашек с различными эмоциями и кармашками. Дети помещают свои фотографии в соответствующий кармашек, объясняют, на основании чего они сделали свой выбор.

Стенд «Звезда недели».

Цель: повысить уровень социально-нравственного развития детей в группе, социальный статус детей, имеющих низкий показатель социальной активности, повысить самооценку детей, развивать наблюдательность детей, умение подмечать добрые поступки сверстников, описывать их тремя, четырьмя предложениями. Повысить значение общественно-значимых человеческих качеств: чувства доброты, товарищества, дружбы, умение радоваться за успех другого.

На самом видном месте в группе располагается плакат ребенка, избранным «Звездой недели». Стенд «Звезда недели» представляет собой большую звезду, в середине которой расположен кармашек для фото ребенка. Дети самостоятельно выбирают «Звезду недели», но выбор «Звезды» должен быть обоснован. Правила выбора «Звезды»: себя не предлагать; говорить только о хорошем, плохое не вспоминать; выбирать «звезду» от души и сердца, без выгоды.

Звездой может стать тот, у кого сегодня день рождения, кто помог товарищу, не получил замечаний, хорошо выступил и т. д. Звезда получает множество комплиментов, дети говорят о ее хороших поступках, оказывают всяческие знаки внимания. Для нее могут спеть песни, рассказать стихотворение, станцевать, что-то подарить. Таким образом, дети осознают, что все равны, что каждый член коллектива достоин внимания и уважения.

Стенд «Сад именинников»[/b]

Цель: создание положительной атмосферы в детском коллективе, воспитание чувства товарищества, доброжелательности и дружелюбия.

Стенд «Сад именинников» представляет собой изображения четырех времен года, на которых расположены фотографии именинников. С помощью звездочки дети отмечают ребенка, у которого в ближайшем будущем наступит день рождения.

Стенд «Наша группа»

Цель: создание положительной атмосферы в детском коллективе.

Стенд «Наша группа» представляет собой кармашек для записок, в которых ребенок делится своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми по поводу прошедшего события, выражает симпатию валентинкой или сердечком.

Следующий этап утреннего сбора – это групповая деятельность. На этом этапе проводятся игры или поют групповую песенку. Сбор проходит быстро, легко, по- деловому. Поэтому мы стараемся не превращать игры в учебные действия, а используем при этом разнообразные пальчиковые игры («Домик», «Кошка и мышка», «Гроза»); словесные игры («Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Найди рифму», «Закончи предложение»); игры-фантазии («Творческая ошибка», «Оживление предметов», «Конструирование загадки»); игры-цепочки и т. д. При этом из рук в руки передается мягкая игрушка, и каждый ребенок имеет возможность принять участие в игре. Всё то, что помогает детям почувствовать себя комфортно, легко и весело.

Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать. Важно, что дети учатся правилам ведения речевого диалога, умению выражать свои чувства. Также обогащается и активизируется словарный запас ребенка, развивается его эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть.

Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости, не селекционируются (только хорошие новости, не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей, не запрещаются (об этом мы не говорим).

На утреннем сборе происходит общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит, что интересного заметили в группе.

Важно помнить, что групповой сбор – это не занятие, поэтому участие в нём конкретного ребёнка не вменяется ему в обязанность, а предоставляет возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, утренний сбор – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас.

У детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируются нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно–образовательном процессе в целом. Необходимо помнить, что детский сад - это дом для детей, они здесь хозяева, основные жильцы, и с их мнением нельзя не считаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Педагогическое исследование: "УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

В данном материале представлены все этапы педагогического исследования проблемы нарушения осанки у детей старшего дошкольного возраста. Описаны последствия различных нарушений, даны множество рекоменд...

Статья на тему "Педагогические технологии в музыкальной деятельности"

Педагогические технологии в музыкальной деятельности...

Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...

Статья на тему «Педагогическая технология «Дети волонтёры»

Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ори...

Статья на тему:"ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"

Статья на тему: "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА НА ПРАКТИКЕ"...

Статья на тему: "Педагогические технологии в ДОУ"

Педагогические технологии в ДОУ...

Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра.

Статья на тему -Педагогическая технология сотрудничества, в работе воспитателя семейного центра....