Семинар-практикум "Воспитание патриотических чувств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством" для воспитателей средних и старших групп.
презентация к уроку (средняя, старшая группа) по теме

Воспитание патриотических чувств детей при ознакомлении с декоративно-прикладным искусством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_dekorativno-prikladnym.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

     Знакомство с декоративно-прикладным искусством входит в направление «Приобщение к искусству» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

     Целями работы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством являются:

  • Формирование  у старших дошкольников патриотических чувств и развитие духовности через знакомство с национальным декоративно-прикладным искусством
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности
  • Удовлетворение потребностей детей в самовыражении.

     Данные цели были реализованы через решение следующих задач:

  • Развитие продуктивной деятельности детей (декоративная лепка, декоративное рисование, аппликация)
  • Развитие детского творчества
  • Приобщение детей к изобразительному искусству.

Эти  задачи были реализованы через:

  • Закрепление и углубление знаний о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи;
  • Знакомство с изделиями народных промыслов (Хохлома).                                         Для этого использовались не только изделия народных промыслов, но и было приобретено много дидактического материала (альбомы, папки). Закрепление  данного материала проводилось через работу с разрезными картинками и дидактические игры -  лото «Народные промыслы» и «Подбери узор» (в которой дети искали образцы дымковской росписи). Так же была сделана подборка литературных поэтических произведений,  рассказывающих о народных промыслах и народных умельцах.  
  • Создание изображений по мотивам народной  декоративной росписи, знакомство с её цветовым строем и элементами композиции.                                                                  При выполнении таких работ использовался принцип:  от простого к сложному. Дети сначала раскрашивали народные фигурки карандашами, а затем красками. При этом, если в средней группе дети расписывали готовые формы, то в старшей они самостоятельно вырезали по форме готовые работы.

  • Составление узоров по мотивам хохломской росписи: знакомство с характерными элементами (цветы, листья, усики, завитки) , создание узоров на листе в формате народного изделия (ваза, чаша, спинка стула); При этом данный вид работы проводился нет только на занятиях по рисованию, но и на занятиях по аппликации. (ваза)
  • Роспись бумажных силуэтов и объемных фигур для закрепления умения ритмично располагать рисунок. Хочется отметить, что мы использовали готовые силуэты не только на занятиях по рисованию, а также на занятиях по лепке. Так дети украшали юбку для куклы орнаментом по мотивам Дымки с помощью колбасок, жгутиков и горошин.  
  • Закрепление умения лепить птиц и животных по типу народных игрушек, передавая их характерные особенности; (лошадки)
  • Использование готовых  образцов декоративной росписи для развития детского творчества. Так на одном из занятий по рисованию дети расписывали квадрат по мотивам дымковской росписи. А на занятии по конструированию складывали из него птицу методом «оригами».

        Приобщение детей к народному декоративному искусству проводилось в тесном контакте с семьей. Для этого в родительском уголке были подобраны материалы в папке-передвижке, консультации для родителей. Одно из домашних логопедических заданий было направлено на закрепление знаний о филимоновской игрушке. В нем мы не только познакомили родителей с особенностями данного народного промысла, но и предложили им литературные произведения для чтения и заучивания наизусть с детьми,  а также обратились к ним с просьбой выйти в Интернет и показать детям фильм о народном промысле.

       Хотелось бы отметить возможность использования детских декоративных  работ для иллюстрации художественных произведений, особенно малых фольклорных форм (потешек, скороговорок, загадок).

Так же детям понравилось играть со своими лошадками. И они организовали с ними сюжетную игру.

    Результаты проведенного мониторинга показали, что дети хорошо выделяют народное декоративное искусство из других жанров изобразительного искусства. Самостоятельно называют несколько видов росписи. Способны проанализировать произведение декоративного искусства (выделить цветовой фон, композиционные составляющие и основные средства выразительности). Освоили элементы декоративной росписи и элементы декоративной лепки.

     Знакомство детей с  народными декоративными промыслами расширяет представление детей о народном искусстве. Вместе с  народными играми, изучением малых фольклорных форм, сказок, фольклорными праздниками  воспитывает у детей  чувство патриотизма, интерес к истории своей страны и своего народа.