Отчет по самообразованию «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в образовательной деятельности ».
методическая разработка (средняя группа) на тему

Чулисова Ирина Владимировна

Каждый педагог стремится к тому, чтобы НОД в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия.

Я, как педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на НОД и в повседневной жизни. Заинтересовалась этой проблемой и выбрала ее темой самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_otchet.docx693.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Колосок »с.Хватовка Базарно –Карабулакского муниципального района

Саратовской области»

Отчёт по самообразованию

 «Применение методов и приемов на удержание внимания детей дошкольного возраста в образовательной  деятельности ».

 

Подготовила воспитатель средней разновозрастной  группы :

Чулисова И.В.

май 2018 г.

Актуальность выбранной темы:

Для работников дошкольного образования одной из главных целей является создание образовательной среды не только способствующей развитию ребенка , но и обеспечивающей сохранение его индивидуальности. Именно в дошкольном возрасте следует вырабатывать у детей навыки и привычки, которые положат начало совершенствованию его личности, воспитанности и общему развитию. Очень важно при этом отсутствие принуждения детей к деятельности. Привлечь, заинтересовать , организовать работу так, чтобы инициатива шла от ребенка- вот самая сложная задача воспитателя. С первых дней поступления в ДОУ следует учить детей высказывать свое мнение, предлагать любимые игры, произведения. Воспитателю следует поощрять инициативу, активизировать и стимулировать внимание детей как на занятиях, так и во время игр. Не секрет что удерживать внимание детей на занятиях, особенно всей группы, очень сложно. Ведь от того, насколько ребенок внимательно слушает педагога, зависит качество усвоения им материала. Соблюдение правил поведения на занятиях организует и дисциплинирует детей, приучает уважительно относиться к учебному процессу и формирует готовность к школе.

Если дети часто отвлекаются и болтают на занятиях, то чаще всего причина этого- скука из-за плохо подобранного наглядного материала, отсутствие интригующего момента, неинтересного или не соответствующего возрасту материала и т. д. Важно учитывать это и не перетруждать детей

Поскольку у детей дошкольного возраста внимание еще неустойчивое, рассеянное ,воспитателям необходимо постоянно стимулировать их к деятельности, заинтересовывать используя различные приемы. 
Каждый педагог стремится к тому, чтобы занятия в детском саду были занимательными и интересными, чтобы каждый ребенок был максимально вовлечен в педагогический процесс и получил максимум пользы от проведенного занятия. 

Я, как педагог, столкнулась с проблемой привлечения и удержания внимания детей на НОД и в повседневной жизни. Заинтересовалась этой проблемой и выбрала ее темой самообразования.

Наметила перед собой цели и задачи.

Цели: выявить методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду и в повседневной жизни

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы по методам и приемам удержания внимания детей на занятиях и в различных видах деятельности, самообразования.

2. основываясь на обобщении и систематизации опыта коллег, а также на собственном практическом опыте выделить методы и приемы привлечения внимания детей;

        3. внедрить в педагогическую деятельность изученный материал по данной теме;

4. составить фотоотчет о проделанной работе.

          5.Отобрать игры для развития внимания детей среднего возраста, изготовить картотеку игр.

              6. Уделять больше времени на игры, связанные с развитием внимания.

.             7.  Провести беседу с родителями, порекомендовать игры, в которые можно играть дома

8.Совершенствовать развивающую среду в группе ,создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе для плодотворного сотрудничества ребенка и педагога.

Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу: В процессе  работы по самообразованию, я изучила  следующую методическую литературу:

Методические рекомендации для начинающих педагогов «Приёмы привлечения и удержания внимания детей на занятии» Королёва Оксана Владимировна.

Л.В. Черемошкина. «Развитие внимания детей». 1997., Ярославль, Академия развития, стр.49.

С.А. Минюрова. Диагностика развития внимания у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет)

«Развитие игровой деятельности детей 4-5 лет» Губанова,

 в интернет-сообществах  ознакомилась с опытом работы коллег по интересующей теме.

Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду.

        

Наметила  работу с детьми средней разновозрастной группы в этом направлении, работая в контакте с педагогами ДОУ и  родителями.

Перечень вопросов, который я изучила:

  • Приемы, формы и методы удержания внимания детей на занятиях и в различных видах деятельности:
  • Способы создания предметно-игровой базы своими руками и во время творческих занятий с детьми;

Формы работы – индивидуальная работа с воспитанниками, совместная деятельность сразу со всей группой; работа с родителями и педагогами

Более глубоко изучив информацию по данной теме, обобщив и систематизировав опыт коллег, основываясь на собственном практическом опыте, выделила следующие методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду.

Приемы привлечения и удержания внимания детей.

1.К проведению любого занятия подходить творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями, разнообразить, используя экран, мультимедийный проектор, компьютер

2. Начинайть занятие с интриги или спроблемной ситуации

3. Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей

4. "Голосовая и эмоциональная модуляция". Изменение интонации, тембра, высоты и громкости голоса.

5 "Изменение темпа речи". Выдерживание паузы, резкое изменение темпа речи.

3. Прерывание речи, использование «антиципации» (догадки). Прерывание речи на словах, достаточно очевидных для группы с просьбой произнести вслух то, на каком слове прервана речь.

4. «Провалы памяти» . «Забывание» достаточно очевидных фрагментов речи с просьбой напомнить.

5. "Жестикуляция". Сопровождение речи мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией. При этом ладони открыты, жесты широкие и свободные.

6. «Риторические вопросы».  Повторение основных моментов речи в форме вопроса, на который после небольшой паузы дает ответ сам педагог.

7. «Контрольные вопросы». Задаются по только что изложенному с требованием исчерпывающего ответа.

8. "Активное ассистирование. Закончив или прервав смысловой блок, педагог просит детей дополнить его рассказ на основе имеющихся у них знаний и опыта.

9. "Экстрараздражители. Как бы случайно, но главное - внезапно, педагог роняет ручку, резко открывает (закрывает) окно (дверь, включает (выключает) музыку и т. п.

10. «Ошибка воспитателя». Педагог намеренно допускает ошибку, а дети должны ее отметить. Если дети не заметили, то вернуться к ошибке и спросить: «Я верно говорю? »

11. Вовлечение детей  в процесс объяснения. Помогут удержать внимание воспитанников вопросы, адресуемые группе, заставляющие задуматься, самим поискать решения предложенной задачи. Такой прием делает детей  как бы соучастниками  объяснения, а значит, заставляет  внимательно следить за речью педагога.

Методы и приемы на удержание внимания: методы и приемы привлечения внимания детей на занятиях в детском саду. К проведению любого занятия подходите творчески, используя план занятия с конкретными задачами и целями. Но не забывайте, что план – не догма, его всегда можно дополнить и разнообразить, используя интерактивную доску, мультимедийный проектор, компьютер, планшет или просто интересную идею. Начинайте занятие с интриги: например, с загадочного предмета (у меня для тебя что-то есть интересненькое) или загадки (угадай, что я вам приготовила). Фантазия и изобретательность – ваши волшебные помощники, способные привлечь внимание детей. Отработайте ритуал приветствия и прощания, что благоприятно отразится на установлении атмосферы доверия и общности в группе, на развитии умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом, на создании положительного настроения каждого. Поделитесь своим энтузиазмом. Энтузиазм - это моторчик, который позволяет педагогу постоянно находиться в действии, это движение вперед. Энтузиазм заразителен, и наша задача не упустить этой возможности вести за собой детей. Дети пребывают в состоянии вечного любопытства, удивления и восхищения, поэтому этот процесс не доставит особого труда. Ведите игру: вытяните лицо, сопровождайте речь мимикой и адекватной содержанию жестикуляцией.

Пусть дети копируют ваши действия, не бойтесь показаться смешным. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самим интересно. Используйте голосовую и эмоциональную модуляции: изменяйте интонацию, тембр, высоту и громкость голоса, темп речи, избегая монотонности.

 Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для дошкольников.

Используйте цвета. Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Цвет – одна из самых ярких сторон детства. И каждый (мы же все были детьми) может вспомнить, сколько радости было, когда нам покупали желтый шар, цветную яркую книжку или розовое мороженое. Восприятие цвета детьми не только не такое, как у взрослых. Восприятие цвета детьми особое, непонятное взрослым, но очень точное в действительности, хотя для его описания детям не хватает слов языка.

Вовремя осуществляйте смену видов деятельности. Удержать внимание маленьких детей во время взаимодействия с ними непросто. Чтобы этого добиться, мы должны вовремя осуществлять смену видов деятельности. Это прием, который заключается в целесообразном чередовании педагогом в ходе занятия различных видов деятельности детей с целью снижения усталости, утомления, а также повышения интереса у воспитанников. Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь давайте попробуем это изобразить в движении! При смене вида деятельности внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у

взрослого – 20 минут.

Система работы представлена по следующим направлениям:

1.В непрерывной  образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

2.Работа вне образовательной деятельности (игры на поддержку внимания  во второй половине дня);

4.Работа с родителями- консультации и беседы.  

5.Создание буклетов и памяток для родителей.

6.Родительский клуб «Счастливый малыш»- Родительская встреча«Мастер-класс для родителей «Развитие внимания и памяти у детей в повседневной жизни»

7.Работа с педагогами ДОУ

игры  на привлечение и поддержку внимания ,использовала с детьми в различных  видах деятельности , в режимных моментах, в непрерывной образовательной деятельности, совместной и индивидуальной работе. Была изготовлена картотека игр на привлечение и поддержку внимания.

Внимание  повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения

В течение учебного года для воспитателей подготовила консультации: «Методы развития произвольного внимания детей»

Семинар для педагогов детского сада на тему «Внимание. Виды внимания. Особенности развития внимания у детей»

Провела мероприятие на тему

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» (октябрь)

Консультация для родителей «Как с пользой провести время с ребёнком: игры на развитие внимания, памяти, речи» (март) «Как развить внимание у ребенка» C:\Users\1\Desktop\родительское собрание\SAM_7199.JPG

Родительская встреча«Мастер-класс для родителей «Развитие внимания и памяти у детей в повседневной жизни»

 C:\Users\1\Desktop\8 марта 2018\SAM_6989.JPGC:\Users\1\Desktop\8 марта 2018\SAM_6993.JPGC:\Users\1\Desktop\8 марта 2018\SAM_6999.JPGC:\Users\1\Desktop\8 марта 2018\SAM_6996.JPG C:\Users\1\Desktop\8 марта 2018\SAM_6991.JPG

буклетов и памяток для родителей «Игры и упражнения для развития внимания у детей  », «Как привлечь внимание у детей и удержать его»

Изготовление картотеки игр на привлечение и удержание внимания детей

C:\Users\1\Desktop\май\SAM_7182.JPGC:\Users\1\Desktop\май\SAM_7186.JPG

Провела мероприятие на тему

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» (октябрь)

С целью пополнения предметно-развивающей среды  и развития мелкой моторики рук изготовила изготовила игры «Твистер» (развитие и поддержка внимания,), «Геоконт»

C:\Users\1\Desktop\ФИЗО рмо 2017\SAM_6815.JPGC:\Users\1\Desktop\май\SAM_7188.JPG

Таким образом, в результате реализации плана  работы по самообразованию у детей группы повысился уровень мотивации, преобладание учебных и социальных мотивов. В работе я заметила, что методы и приемы развития творческого воображения у детей способствуют снятию детских страхов; развивают пространственное мышление; развивают уверенность в своих силах; учат детей выражать свой замысел; развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; развивают мелкую моторику руки; во время работы дети получают эстетическое удовольствие;