ОД "Мы живем в Тяжинском районе"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Малева Анна Сергеевна

Данное занятие поможет познакомиться  с историей Тжинского района, познакомить детей с профессиями сельского хозяйства 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doroga_ot_istokov_do_nastoyashchego_tyazhinskiy.docx28.26 КБ
Файл professii.docx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

ООД Тема "Мы живем в Тяжинском районе"

Цель: познакомить  с историей развития Тяжинского района, с сельскохозяйственными профессиями, развивать любознательность, внимание,  воспитывать любовь к родному краю.

Ход мероприятия

Ведущий:

«Родина» - мы произносим,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветных час.
Речка вспоминается, наверно,
Чистая, прозрачная до дна.
И серёжки светятся на вербе,
И в траве тропиночка видна.

Воспитатель: У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на этой огромной планете.

Место это называют «малой родиной».

У кого-то малая родина – большой индустриальный город, крупный промышленный центр, а у кого-то – маленькая деревушка, затерявшаяся на берегу медленно текущей речушки.

Наш край родной! Наш край любимый,
В родном Кузбассе самый милый!
Землёй Тяжинской он зовётся!
И от восторга сердце бьётся!

Прекрасна наша Сибирь. И не вдруг и не сразу вырос на её просторах наш посёлок Тяжинский. У каждого посёлка есть своя история, есть она и у Тяжина.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску что вы видите на ней? (Карта нашей малой Родины ). карта КЕмеровской области

Как называется наш поселок?

В какой области мы живем?

В какой стране?

  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в  путешествие по родному краю. И это не случайно – ведь в следующем году нашему Тяжинскому району исполняется 95 лет со дня его образования. А наше путешествие будет проходить по карте и мы с вами сделаем остановки на нескольких станция.

  1. Станция «Историческая»

Воспитатель: Ребята а вы знает, что наш поселок был основан очень давно.

Послушайте стихотворение

1. Родились и живем мы в чудесном краю,

А зовут все Тяжин эту землю мою.

Спорят взрослые, дети, ученые спорят мужи:

Почему же Тяжин? Отчего же Тяжин?

Это было давно, больше ста лет назад,

По сибирской земле проходил конный тракт.

Все везли на конях: лес, пушнину и мед.

На телегах, санях, потеряв верстам счет.

Надо где-то прилечь, хоть чуть-чуть отдохнуть.

И коней заменить, чтоб продолжить свой путь.

Рос поселок в тайге, там меняли тяжи,

Вот отсюда пошло и названье Тяжин.

2. С запада на восток через поселки Тяжин и Итат проходит Сибирская железнодорожная  магистраль, а автотрасса Кемерово – Красноярск, проходящая по Тяжинскому району, построена в основном на месте исторического Московского тракта.

Первые поселенцы строили землянки, полуземлянки и избушки, поэтому часть деревни называли: Копай-городом (сейчас это улица Гагарин).. Одновременно существовало название станции Тяжин. Оно происходит от слова «тяж». Так называлось металлическое крепление на оглоблях: тяж – тяжи. Все грузы перевозили на лошадях, дороги были очень плохие и тяжи часто не выдерживали – лопались. Слово «тяжи» очень часто упоминалось и поэтому укоренилось. Потом добавили суффикс «н» - так возникло название поселка Тяжин.

2. Станция «Географическая»

1. Наш Тяжин – не столица Сибири,

Тихий, милый душе уголок.

Это точка на карте России

Посреди часовых поясов.

Я люблю нашу речку, знакомую с детства,

С всплеском щучьим в речных камышах,

Навсегда унесешь в своем сердце

И за весь океан не отдашь.

2. через наш поселок протекает река. Какая ?  (Тяжинка) А начинается она с болот и родников в окрестностях с.Тяжиновершинка и течет на север, принимая многочисленные притоки: Кызыл-Юн, Боровушку, Корченак, Сандайку и другие. Возле села Даниловка река Тяжин меняет направление на запад и там, на территории Мариинского района, впадает  в реку Кия.

3. Тяжинский район очень богат лесами.

- Назовите, какие породы деревьев растут у нас в районе? (осина, береза, кедр, ель, сосна, лиственница).

4. Животный мир Тяжинского района разнообразен. Северная таежная часть является местом обитания пушных зверей, крупных хищников, копытных животных. Это лоси, медведь, рысь, барсук, белка, лиса заяц, бурундук и другие животные. В реках района водится выдра, такая рыба как: окунь, плотва, щука, ерш, встречается хариус, линь.

5.В Тяжинском районе находятся  крупнейшие месторождения бурого угля: Итатское .

Станция «Трудовая»

1. Земля Тяжинская, богата ты людьми,

Своими недрами, просторными полями.

И прославляют земляки мои

Любовь к тебе достойными делами.

Здесь хлеборобы урожай растят,

И золото свое им дарит нива.

Рабочей честью люди дорожат

И землю нашу делают красивой.

Воспитатель:  Ребята,  мы с вами живем  в поселке.

 Здесь люди не только живут, трудятся не только в больницах, школах, детских  садах и магазинах. Наш поселок сельскогохозяйственный.  У нас выращивают зерно на полях, разводят фермы. Основное направление это  сельское хозяйство. Работникам сельского хозяйства нужно много знать о растениях и животных, уметь правильно их выращивать и ухаживать за ними. Но главное ребята то, что больше всего на свете нужно любить землю. Без этого не добиться хороших результатов.

Очень много труда вкладывают работники сельского хозяйства, в то, чтобы вырастить хороший урожай, чтобы домашние животные давали больше молока, мяса, яиц; их труд нелегок, отнимает много сил и времени.

В наши дни работникам сельского хозяйства труд облегчает техника, в которой они должен хорошо разбираться. Ведь чтобы вспахать землю для посева зерна, чтобы скосить сено на корм коровам, овцам и лошадям, нужно уметь обращаться со специальной техникой: тракторами, сенокосилками, комбайнами, поливочными машинами. Сегодня мы познакомимся с некоторыми профессиями на селе.

Основная часть

Воспитатель: На территории нашего поселка находятся  сельскохозяйственные  предприятия: животноводческая ферма и растениеводческое предприятие, которые занимаются выращиванием зерновых культур.

Воспитатель: Весной, когда растает снег, выходят в поле, а кто выходит -отгадайте:

Едет конь стальной, рычит,

Сзади плуги волочит.

Дети: Трактор

Воспитатель: Правильно, выходят в поле трактора. Кто водит трактор?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: У тракториста много работы. Сначала нужно поле вспахать, разрыхлить землю- приготовить мягкую и теплую постель для зерен.

Чтобы был большой урожай, нужно подготовить и посеять зерно.

Воспитатель:Посмотрите,  сеялка сеет. Зерна падают в землю ровно. Скажите, семенами  каких растений засевают хлебные поля?

Дети: Семенами пшеницы, ржи.

Воспитатель: Идет время, зерна прорастают из земли, появляются всходы. Пшеница, рожь начинают колоситься, цвести и, наконец, созревают.

Чтобы вырастить такой урожай нужно внимательно следить за всходами.

В сельском хозяйстве есть такая профессия – агроном. Агроном-специалист, который знает все о растениях, как и когда, высаживать, поливать, удобрять. Агроном создаёт условия для жизни растений.

Воспитатель: Приближается осень. Колосья становятся желтыми, золотыми.

 Хлеб созрел. Нельзя медлить: колоски могут осыпаться и зерна упадут на землю. Начинается у хлеборобов ответственная пора - уборка урожая.

А что облегчает труд человека в поле

Корабль- великан не по морю плывет,

Корабль-великан по земле идет.

Поле пройдет -урожай соберет (комбайн)

? Железный нос, в землю

врос, роет, копает.

Землю разрыхляет (плуг)

Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

Конь стальной овса не просит, А пашет и косит(трактор)

Вывешиваются картинки.

В поле вышли комбайны. Кто управляет комбайном?

Дети: Комбайнеры.

Воспитатель: Комбайном срезают колосья, обмолачивают-отделяют зерна от колосьев.

Воспитатель: На чем потом отвозят зерно?

Дети: Грузовые машины увозят с поля зерно.

Воспитатель: Правильно, увозят грузовые машины на элеватор. Это место, где зерно хранится. Его высушивают, очищают и отправляют на мукомольные заводы, где из него мелят муку, а уже из нее пекут хлеб. А что еще пекут из муки?

 Дети: Булки, баранки, сушки .

Воспитатель: Теперь вы понимаете, как люди трудятся, чтобы у нас на столе всегда был свежий, ароматный хлеб. Надо помнить о нелегком труде трактористов, комбайнеров, шоферов, мукомолов, пекарей и всем им говорить: «Спасибо!»

 Но нужно не только благодарить за хлеб. Нужно беречь хлеб. Никогда не бросайте хлеб, даже меленькие кусочки. Если  кто-либо из младших детей бросит хлеб - остановите их! Вы уже старшие и знаете: бросить хлеб, все равно, что оскорбить всех, кто его растил!

Воспитатель: «Какие вы знаете пословицы о труде земледельцев( «Труд земледельца велик и почетен»«Труд человека кормит, а лень – портит.»)

 «Какие вы знаете зерновые культуры?». Предлагаю детям рассмотреть и сравнить колосья ржи и пшеницы. «Чем похожи рожь и пшеница?»(ответы детей: это хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают хлеб.)

Д/и «Закончи предложение»:

Хлеб пекут из (муки).

Пшеница растёт на….

На трактора работает …

Знает все о растениях..

Зерно убирают….

Физкультурная минутка
Ветер веет над полями,
И качается трава. (
Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. 
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. 
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (
Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. 
(Дети садятся.)

Воспитатель: В нашем поселке есть животноводческие  фермы, на этой ферме люди выращивают крупнорогатый скот – коров.

Как вы думаете, как будет называться профессия людей, которые занимаются разведением коров?

Дети: Доярка, животновод

Воспитатель: Правильно. Эта профессия называется – животновод, человек который занимается разведением крупнорогатого скота.

- Скажите, а что дает нам корова?

Дети: молоко, мясо

Воспитатель: Правильно, молоко. Но чтобы взять у коровы молоко нужен человек,  профессия которого называется доярка или дояр, если это мужчина.

 Доярка- работница, которая доит коров и ухаживает за ними. Они и доят коров, и поят их, раздают корма.  Они доят коров сепаратором – это машина для дойки коров.

- Доярка любит всех своих коров. И животные это чувствуют. Отвечают добром на доброе к ним отношение. Доярке надо много знать о животных, их повадках и нравах, чтобы хорошо выполнять свою работу. Это нелёгкий, но очень ценный труд.

- Но чтобы корова давала молоко, ей нужно хорошее питание.

- А чем обычно кормят коров 

ДетиТрава

Воспитатель:- Летом коровы пасутся на лугу и питаются свежей травой, а зимой им приходится питаться сухой соломой и сеном. Есть на ферме еще один человек, который  заботится о кормах и их достатке на фермы – это «Зоотехник».  Много хлопот и забот у зоотехника: зоотехнику надо подумать о витаминах каждому животному, рассчитать, сколько муки, свёклы, сена и других кормов надо каждой бурёнке, телёнку. А на следующий год позаботиться, чтобы животные всегда получали зелёные корма, свежие и сочные, побеспокоиться о новых машинах и тракторах для уборки коровников и для подвоза кормов.

- А вот чтобы заготовить большое количества сена на ферме есть люди которые этим занимаются, а профессия у этих людей называется тракторист – машинист сельскохозяйственного производства. Эти люди своими тракторами скашивают траву, а после того как высохнет ее прессуют в тюки. И отправляют на ферму.

Заключительная часть

Воспитатель: Ну вот, ребята, сегодня  мы с вами прошли небольшое путешествие по нашей малой родине. Вы узнали как образовался наш Тяжинский район, вы узнали о новых профессиях людей, которые работают в животноводстве и растениеводстве. Кто назовёт их?

 Дети: агроном, зоотехник и т.д.

Воспитатель: Вам понравилось ребята путешествие. А вы знаете кто такие патриоты?

ответы детей. Я  хочу чтобы вы всегда помнили свою Родинку, любили ее.

патриот- человек, тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины. в переводе с греческого земляк.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАДОУ "Тяжинский детский сад №3 "Золотой ключик"

Итоги работы за 2013-2014 учебный год....

«Район в котором я живу». Московский район.

Формировать представление о московском районе....

НОД "Я живу в Кировском районе"

Конспект проектной деятельности "Я ЖИВУ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ" для детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Презентация "Район, в котором мы живем (к 45 – летию Краснокаменского района)"

Материал познакомит детей старшего дошкольного возраста с историей сел Краснокаменского района....

Призентация " Район, в котором мы живем" ( к 45 - летию Краснокаменскому району)

Материал познакомит детей старшего дошкольного возраста с историей сел Коаснокаменского района....

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Живая природа Таврического района» в подготовительной группе

Цель: систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края....