Семинар для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»
методическая разработка на тему

Маркова Ольга Николаевна

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_vospitateley.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Ещё В. Сухомлинский говорил: «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это источник любви к Родине». Проблема воспитания любви к Родине, воспитания патриотизма и духовности актуальна в наше время. Самосознание своего народа, родная культура должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. И в двадцать первом веке не будет должного результата от воспитания, если не вдохнуть в него душу и Традиционное устное и художественное творчество, фольклор - одно из лучших отражений этой души. Дети с удовольствием играют в русские народные игры, слушают и рассказывают русские народные сказки, принимают участие в инсценировании народных праздников и традиций.

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми, нужно с самого раннего возраста прививать им чувство сопричастности к великой стране и великому народу. 

Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России.

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера

        Такие малые формы фольклора, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки воспитывают любовь к родному краю и дают представление о культуре русского народа.

        Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине, к родной земле - это творение народа сказывается веками. В сказках показаны образы разной природы, люди, быт. Герои сказок, одеты в русские народные костюмы. Поэтому дети могут видеть и называть элементы костюма - сарафан, лапти, сапоги, фартук и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся со сказками, в которых главные герои-люди (цари и царицы, купцы, богатыри и т.д.). Ребята обогащают свою речь и могут представить себя тем или  иным героем, подражать ему. Знакомясь с этими сказками, дети начинают  сравнивать, анализировать, рассуждать и узнавать о жизни, быте и культуре, обогащают свою речь новыми словами. В народной сказке всегда побеждает правда, добро, а зло всегда наказывается.

Бабушка – забавушка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому – сказку, кому – песенку, кому – потешку.

А было это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть на Луну,

Тогда сказки по воздуху летали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала,

Да в мешок эти сказки собирала.

1. Игра «Колыбельная для  куклы»

Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!
Приди конь – успокой,
Приди щука – убаюкай,
Приди сом – дай нам сон,
Приди пеструшка – дай подушку,
Приди свинка – дай перинку,
Приди котик – закрой ротик,
Приди ласка – закрой глазки!
Баю-баю, надо спать,
Все придут тебя качать!

Котя-котюшка, коток,
Котя, серенький лобок,
Приди котик ночевать,
Нашу деточку качать.
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!
Сходит котя на торжок,
Купит котя пирожок,
Принесет его нам котик
И положит прямо в ротик,
Баю-баю, баю-бай,
Спи скорее, засыпай!

Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать, 
Стала Даша засыпать.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Прийдет серенький волчок
И ухватит за бочек.
И потащит во лесок
Под осиновый кусток.
Ты к нам, волчик, не ходи,
Нашу Машу не буди.

Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли!
Прилетели журавли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота - скрип-скрип...
Не будите у нас Ваню -
У нас Ваня спит, спит.

Баю, баю, баю-бай...
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Танечка боится...,
Ты, собаченька, не лай,
Мою Таню не пугай!

Баю-баю, за рекой
Скрылось солнце на покой.
У Алешиных ворот
Зайки водят хоровод.
Заиньки, заиньки,
Не пора ли баиньки?
Вам под осинку,
Алеше - на перинку.
Баю-баю, Лешенька,
Засыпай скорешенько!

Баюшки, баюшки,
Скакали горностаюшки,
Прискакали к колыбели -
На Сережу поглядели.
Говорит горностай:
- Поскорее подрастай.
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И зайчонка, и волчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
А под елками - лису!

2. «Вспомни  потешку по картинке»

Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несем.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сем.

Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
- Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
- Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка -
Спасайте гусёнка!

Сорока-белобока

Сорока, сорока,

Сорока-белобока,

Кашу варила,

На крыльцо скакала,

Гостей созывала,

Гости не бывали, кашки не едали.

Все своим деткам отдала.

Детки прилетели, за столик сели.

Всю кашку съели.

Зайка.

Зайчишка-трусишка по полю бежал,

В огород забежал, морковку нашел, капустку нашел-

Сидит, грызет, ай, кто-то идет!

Сидит белка на тележке,

 Продает она орешки:

 Лисичке-сестричке,

 Воробью, синичке,

 Мишке толстопятому,

 Заяньке усатому,

 Кому в зобок,

 Кому в платок,

 Кому в лапочку.

Ранним-рано поутру

 Пастушок ту-ру-ру-ру!

 А коровки в лад ему

 Затянули: «Му-му-му!»

 Ты, коровушка, ступай

 В чисто поле погуляй,

 А вернешься вечерком,

 Нас напоишь молочком.

Огуречик, огуречик!

 Не ходи на тот конечик –

 Там мышка живет,

 Тебе хвостик отгрызет!

Пошел котик на торжок,

 Купил котик пирожок.

 Пошел котик на улочку,

 Купил котик булочку.

 Самому ли съесть,

 Или Ване снесть?

 Я и сам укушу,

 Да и Ване снесу.

Купим сыну валенки,

 Наденем на ноженьки,

 Пустим по дороженьке.

 Будет наш сынок ходить,

 Новы валенки носить.

    * * *

Вот пришла весна,

 Весна красная,

 Ай, люли-люли,

 Весна красная.

 Принесла весна

 Золотые ключи,

 Ай, люли-люли,

 Золотые ключи.

 Ты замкни, Весна,

 Зиму лютую.

 Отомкни, Весна,

 Тепло летечко,

 Ай, люли-люли,

 Тепло летечко.

Как по снегу , по метели

 Трое саночек летели.

 И шумят, и гремят,

 Колокольчики звенят.

 В первых санках - дедушка,

 В других санках - бабушка,

 В третьих санках - тётушка.

Наша Катя выбегала,

 Дорогих гостей встречала,

 Ворота им отперла,

 В нову горенку вела.

Водица, водица,

 Студёная быстрица,

 Обеги вокруг,

 Напои наш луг!

 Во лесу, во лесочке

 Росла трава-мурава,

 До пояса доросла,

 Берёзку обвила.

 Мы веночки плели,

 Берёзыньку завивали,

 Весну встречали,

 Кукушечку выкликали:

 - Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Солнышко-ведрышко,

 Прогляни, просвети!

 На яблоньку высокую,

 На веточку зеленую,

 На грушицу кудрявую,

 Березку кучерявую!

    * * *

3. Игра «Поспевай не зевай, русскую народную сказку узнавай»

1. Кто помог дедушке вытянуть репку? (бабка, внучка, жучка, кошка, мышка)

2. Сколько козлят съел волк в сказке: «Волк и семеро козлят? » (шесть, а седьмой спрятался и все рассказал маме)

3. Кто сломал теремок? (медведь)

4. Кто первый встретился колобку на лесной тропинке? (Заяц)

5. Кто же все-таки съел колобка? (лиса)

6. Какое яйцо снесла Курочка Ряба? (золотое)

7. Кто разбил яйцо? (мышка)

8. Кто прогнал лису из лубяной избушки зайца? (петух)

9. Что он нес на плече? (косу)

10. Каким зернышком подавился петушок? (бобовым)

11. Чей стульчик сломала Маша в сказке «Три медведя»? (Мишутин)

12. Кто самый страший из богатырей?(Илья Муромец)
13.
Кто смог победить Змея Горыныча? (Добрыня Никитичь)
14.
Кто отнял золото у Тугарина Змея?(Алёша Попович)
15.
Кто победил Соловья Разбойника?(Илья Муромец)

Бабушка – забавушка: Все может наша родная земля; накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может. Защита Отечества - долг тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Как только на нашу землю приходил враг, все русские люди поднимались на борьбу. Русские воины всегда славились мужеством и отвагой.  Не зря народом были придуманы пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.

4. Игра «Продолжи пословицу».

 Бей не трусь, за нами вся Русь.

 Богатырь умрет - слава его воюет.

 Где смелость, там победа.

 Русский боец - всем молодец.

Тот герой, кто за Родину… горой.

Кто смел, тот на коня … сел.

Сам погибай, а товарища … выручай.

Жить - Родине … служить.

Если дружба велика, будет Родина … крепка.

За правое дело … стой смело

Один за всех и … все за одного.

         5. А вы загадки умеете разгадывать?

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2я Загадка

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Бабушка – забавушка: Преград не будем мы бояться,

Мы физкультурой любим заниматься!

Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

6. Физкультминутка:

Дружно встали.

Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо и ещё

Через левое плечо.

Буквой "л" расставим ноги

Словно в танце руки - в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

Бабушка – забавушка: Так уж повелось на Руси, что русский народ умеет не только защищать землю от врага и трудиться на славу, и отдыхать, веселиться любит.

До наших дней дошли игры, в которые играли еще наши прабабушки и прадедушки. А как начинается игра? С выбора водящего игры, т.е. со считалок, которые имеют свою древнюю традицию.  

Аты – баты, шли солдаты

От  рассвета до заката

Через поле и луга,

Сквозь болота и снега,

Через горный перевал.

Ночью сделали привал.

Все устали и легли

Караулить будешь ты!

Конь ретивый
Долгогривый
Скачет полем,
Скачет нивой.
Кто коня
Того поймает,
С нами в салочки
Играет.

Лиса по лесу ходила,

Лиса голосом вопила,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела -
Мужу двое, себе трое
И детишкам по лаптишкам!
Кто лаптишки найдет,
Тот водить пойдет.

Шалуны- балуны,

Выбегайте во дворы. 
Становитесь-ка играть, 
Воеводу выбирать. 
Воевода – из народа, 
Выходи из хоровода. 
А ты, добрый молодец, 
Становись в самый конец!

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вобрали в себя лучшие национальные традиции, в них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Многие игры имитируют занятия взрослых – охоту на зверей, сельскохозяйственные работы и т.д. Практически каждая игра начинается с выбора водящего, для этого используются считалки, Также в играх используются поговорки, пословицы, попевки и т.д.

Игра «Петушиный бой»:

Дети делятся на пары и встаю друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петушков: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто первым потерял равновесие и встал на пол двумя ногами, выходит из игры.

Игра: «Донеси ведра».

Девочки на плече несут ведра с коромыслом по кривой дорожке. Кто лучше и красивее пройдет.

Хоровод "У Меланьи, у старушки"

У Меланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, все без бровей
Вот с такими ушами
Вот с такой бородой.

Ничего они не ели,
На Меланью все глядели,
Да делали вот так:

(показать движение)

Игра : "Золотые ворота"

Двое игроков встают друг напроотив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки.Получившеяся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:

Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!

После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

Игра «Гуси и гусыни» (народные игры для детей на Масленицу)

Это старая народная игра. Правила игры очень просты: все игроки становятся в круг лицом в центр. Со стороны спины за ними ходит ведущий и каждому, дотрагиваясь до спины, дает имя «гусь » или «гусыня». Если он дотрагивается до игрока и называет его гусыней, то игрок стоит на месте, но если называет игрока «гусем», то тогда игрок покидает свое место и старается обежать весь круг собравшихся и занять свое место. Сложность в том, что ведущий тоже обегает круг, но бежит в противоположную сторону, и в итоге свободное место занимает или игрок, или ведущий. Тот, кто остался без места, становится ведущим, и игра повторяется.

Сковорода.

На полу (на земле, на снегу) начертите круг. Это сковорода. Все игроки (и взрослые, и дети) берутся за руки и прыгают на одной ноге, пытаясь толкнуть друг друга в круг. Кто попал в круг, тот «спекся» на сковороде. Задача игроков – в него не попасть.

Пряничная доска.

Все играющие садятся рядом друг с другом на скамейку или на стулья, поставленные в ряд. Это будет «пряничная доска».  Вокруг скамьи или стульев должно быть достаточно места (чтобы можно было их обежать). Водящий ходит вдоль «пряничной доски», все игроки говорят или поют:

Прянична доска, с целого пенька,
С целого пенька, сбрось-ка паренька.

На слова «Сбрось-ка паренька» водящий быстро хлопает рукой по колену одного из игроков. Игрок должен быстро обежать «пряничную доску» и сесть на свое место. В это время ведущий обегает «пряничную доску» в другом направлении. Если водящий успел занять место игрока – то теперь водить будет игрок, которого хлопнули по колену. Если нет- то снова будет водить тот же водящий.


 «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают  их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к  ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

-Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг  друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т.е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Подвижная игра «Воевода»

Описание игры: Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произнося:

-Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода…

Ребенок, у которого в этот момент окажется мяч - воевода. Он говорит:

-Я сегодня воевода.

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладет мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

-Раз, два, не воронь

И беги как огонь!

Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

Прокатывать или перебрасывать мяч только рядом стоящему игроку. Нельзя мешать игроку, бегущему за кругом. Выиграл тот, кто первым коснулся мяча.

Игра «У медведя во бору»

Выбирается водящий – «медведь». Он находится на некотором расстоянии от других участников игры. Дети произносят текст, приближаясь к «медведю».

У медведя во боу

Грибы, ягоды беру,

А медведь не спит,

Все на нас рычит.

С окончанием текста дети разбегаются, «медведь» их догоняет.

Горю – дуб

Все встают по двое – пара за парой. Один «Горю – дуб» впереди на расстоянии поет:

Горю, горю, пылаю,

кого хочу поймаю.

Раз, два, три! Беги!

Первая пара, разорвав руки, бежит к «Горю – дубу», пытается обойти его и снова соединить свои руки. Когда «Горю – дуб» кого-нибудь поймает, то становится позади всех, а кто останется без пары – становится «Горю – дубом».

Бабушка – забавушка:

Во поле во долинушке

Выросла калинушка

Взрослые в поле пришли

Хороводы завели.

Издавна водили на Руси хороводы. Хоровод – самая древняя форма танцевального русского фольклора. Он появился предположительно в 9 веке нашей эры и сочетает в себе 3 жанра – песню, игровое или обрядовое действие и танец. На каждый народный праздник исполнялись свои специальные хороводы Гармоника заиграет, глаза засияют, щеки запылают – и в круг! Давайте и мы с вами заведем хоровод.

Хоровод «Ходит Ваня»

Дети стоящие в кругу, идут вправо. «Ваня» ходит в кругу, дети поют:

Ходит Ваня, ходит Ваня

 Посреди кружочка, посреди кружочка.

«Ваня» ходит по кругу, выбирая себе «дружочка». Остальные дети стоят.

 Ищет Ваня, ищет Ваня

 Для себя дружочка, для себя дружочка

. «Ваня», выбрав себе «дружочка», ведет его в центр круга.

 Нашел Ваня, нашел Ваня

Для себя дружочка, для себя дружочка

 По окончанию песни «Ваня» и «дружочек» пляшут под хлопки детей. Выбирается другой «Ваня» и игра повторяется

Игра с Солнцем.

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.

Игра «Карусели».

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обучу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый.  «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.

А теперь покажем несколько элементов орнаментального хоровода:

1. «Капустка». 

Все  встают в шеренгу и берутся за руки. Первый, «кочерыжка», вращается вокруг своей оси, как бы наматывая на себя хоровод лицами внутрь.

Вейся, вейся, капуста моя,

Вейся, вейся, белая.

Как мне, капусте, виться,

Как мне зимой не валиться.

После того, как «Кочан» станет «крепким», последний берёт обязанности «кочерыжки» на себя. Он наматывает хоровод спинами вовнутрь. Образуется новый «кочан». Первый и последний чередуются в исполнении роли «кочерыжки».

2. «Плетень»

Некруговой хоровод – «стенка на стенку»

Дети, взявшись за руки, становятся в четыре шеренги (одна напротив другой). Под гармошку каждая из шеренг по очереди идёт навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона все возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей площадке, танцуют, используя известные плясовые движения. С окончанием музыки дети должны занять первоначальное место и быстро и правильно «заплести плетень»: взяться за руки крест-накрест.

Бабушка – забавушка: Славится русский народ гостеприимством и угощением знатным!

Тары-бары, растабары,

Выпьем чай из самовара

С сушками, ватрушками

И пирогами русскими!

Знакомим детей с утварью, посудой, росписями, ремёслами, народным костюмом,  бытом русского народа.

Обязательно нужно  знакомить детей и  с календарными праздниками, обрядами  и обычаями.

Праздники и обряды Ракитянского района 

Календарные праздники и обряды в наше время – это часть культуры народа. Народные обрядовые песни, хороводы, пляски, игры, считалки, прибаутки, сказки-песни, частушки, припевки и потехи чудесной старины придают неповторимость праздничной атмосфере.

 

Рождественские святки открывают народный календарь годового круга. В канун Рождества дети и взрослые ходили христославить со звездой, богато украшенной фольгой и бумажными цветами…

 Одним из наиболее ярких считается праздник Встречи весны, которую встречали с хороводами, пением песен – веснянок.

Масленица – один из самых веселых и любимых в народе праздников.

Пасха – один из самых православных праздников. В ракитянских селах Святая Пасха праздновалась чинно, торжественно. Через неделю после Пасхи отмечался праздник Красная горка. Старожилы села Вышние Пены поведали, что название праздника произошло от того, что обряд встречи «красной весны» происходит на горе, освещаемой красным солнышком и покрытой зеленой травой.

Иван Купала – праздник, посвященный летнему солнцевороту. В Ракитянском районе на этот праздник собирали лекарственные травы, плели венки, искали цветок папоротника – «златоогненный цвет», с которым связаны поверья о кладах, зхарытых в лесных дебрях.

На Троицу украшали дома зеленью, рядили деревья, завивали венки, посещали могилы умерших, пели карагодные песни. В селе Нижние Пены Ракитянского района на летнего Николу и Троицу «кстили» «кукушку»: наряжали ветку яркими лентами, платками и ходили с ней по улицам.

Ильин день. Крестьяне особо почитали этот праздник, т.к. по поверью во власти Ильи Пророка находятся такие природные стихии, как дождь, гром, молния. Поэтому от него зависело, будет ли урожайным год. В селе Меловое был распространен древнейший обычай оставлять на поле пучок несжатых колосьев Илье на бороду.

Рождество

Колядки

Коляда, Коляда

По проулочку шла,

Села на заборчик,

Свесила ножки, красные сапожки.

А вы, люди, знайте,

Денежки давайте,

Кто рубль, кто пятак,

Не уйдем отсюда так.

Коляда, Коляда!

Я у батюшки одна, Коляда!

Не садись, Коляда,

Не ложись, Коляда,

Там бояре едут,

В будку посадят,

Повезут – выносите!

Поздравительные попевки

Ярче, звёздочки, светите,

Укажите нам пути.

Мы пришли к вам с хороводом

Прямо к свежим пирогам.

Поздравляем с Рождеством вас,

Низко кланяемся вам!

Хозяева угощали колядовщиков.

Светлое Христово Воскресение. Пасха

После того, как пасхальные блюда были приготовлены, в доме и во дворе прибрано, готовили корзину или блюдо для освящения в церкви. В корзину укладывали: кулич, яйца, мясо, сало, творог, соль, масло сливочное, пшено. Продукты накрывали полотенцем, или так называемым «дежником», который использовали только для освящения куличей накануне Великой службы.

За две недели до праздника в глубокой тарелке проращивали зерна ячменя, ежедневно поворачивая его по окружности к солнцу. В проросшую траву укладывали пасхальные яйца в память об умерших близких. Тарелку ставили на стол.

После службы вся семья собиралась за праздничным столом. Зажигали свечу. Пришедшие со службы будили остальных. Приветствовали друг друга трижды, при этом целуясь: «Христос воскресе!» и отвечали: «Воистину воскресе!». На столе раскладывали освященные куличи, пасхи, яйца и др. После долгого поста, помолившись, разговлялись вначале освященным куличом или пасхой, затем «тукались» яйцами и ели их. Ложились спать. На первый день Пасхи в гости не ходили. Во второй половине дня молодежь собиралась на выгоне. Играли в «лапту», «гуси», «в масла», «клин», «корёга», «круга».

Вознесение Господне (обряд «Кукушка»)

Девочки-подростки собирались у кого-нибудь дома. Плели большой венок из цветов, веток клёна, клали его на стол. В середину венка укладывали две «кукушки» и одного «куковея». «Кукушками» называли пеньковых кукол, накануне наряженных лентами. Закрывали их атласной тканью и ходили вокруг стола с песнями: «Трава моя, травушка…», «Расцветала вишенка в саду…». Обряд кумления проходил так: девочки по парам, взявшись за руки и подняв их вверх, продвигаясь по кругу, исполняли песню «Кукушка, кому ты кума?..». Пройдя кругом, выстраивались в линию также парами. Кумились, целуя друг друга через бусы. После шли в сад. Под деревом раскладывали обед в складчину. Угощение для них готовила самая пожилая женщина в семье. Основными блюдами обряда была яичница и кулеш. «Кукушек» забирали по домам, а с венком шли на речку и бросали в воду.

Троица

Почти повсеместно был распространен обряд завивания березки и заплетания венков. Завивали березку в четверг на Семик (местное название праздника – «кукушка»). Завивать березку ходили девушки 13–15 лет В Троицын день приходили развивать венки и смотрели: сохранились они или расплелись. Считалось, если венок завял, то девушка или кто-то из ее семьи, на кого она завила венок, умрет или не выйдет замуж. Завивали венки разными способами: скручивали, заплетали косички, перевязывали лентами. Когда ходили развивать березку, девушки вили венки уже для себя, надевали их и водили хороводы, а вечером бросали их в воду. Венки бросали не руками, а, наклонившись, скидывали их с головы, при этом становились к реке спиной. По тому, как плыли венки, девушки гадали о своей судьбе: если венок потонет, девушка, бросившая его, умрет или ей изменит милый; в какую сторону поплывет венок – в ту сторону замуж выйдет.

Действие с березкой не всегда ограничивалось завиванием. Березку срубали, украшали лентами, бусами, платками и ходили с ней по всей деревне. Возле березки устраивали девичью трапезу с яичницей. Готовили ее сообща и ели только девушки. На «Кукушку» было принято кумиться. Покумившиеся девушки становились как бы кровными родственниками, обещали дружить всю жизнь

В селе Нижние Пены Ракитянского района на летнего Николу и Троицу «кстили» «кукушку»: наряжали ветку яркими лентами, платками и ходили с ней по улицам.

Иван Купала

 Ходили в лес на поляну. Пели песни, играли, водили карагоды. Через крапиву прыгали таким образом: по очереди, а если кто-то задевал растение, тогда его били крапивой по ногам. Если накануне праздника долго не было дождя, был такой обычай – обливать водой женщину, на которую все думают, что она ведьма. Верили, что в этот же день пойдет дождь.

Был обычай наряжаться. Жгли костры, прыгали через них

 

Масленица

Всем известно, что Масленица – древний обычай языческой Руси, поэтому атрибуты прощания с зимой и встречи весны остались прежними с древних веков. Всю масленичную неделю народ провожает длинную, надоевшую зиму. Особое место в праздновании Масленицы занимают блины – символ небесного светила. Их пекут в каждом доме и ходят в гости к соседям и друзьям. На масленичной неделе каждый день был заполнен обрядовыми действиями, играми, многочисленными забавами и затеями.

Очень часто за событиями

 И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним старые обычаи

!Вспомним нашу старину! 

Колышет березоньку ветер весенний, 
Весёлой капели доносится звон... 
Как будто читает поэму Есенин 
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые, 
Про жёлтые нивы и взлет журавлей. 
Любите Россию, любите Россию, 
Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели. 
Нас ветер России в пути обнимал. 
Когда вся Россия надела шинели, 
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые. 
И мысленно детям своим завещал: 
Любите Россию, любите Россию - 
Россию, которую я защищал.

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, 
Тот отдал ей сердце и душу свою. 
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, 
О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
(О. Милявский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа как и...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей к народной культуре и традициям»

laquo;Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры,без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности,без духовности нет личности, без личности - нет народа...

Консультация для воспитателей: «Приобщение детей к народной культуре и традициям».

Консультация для воспитателей "Приобщение детей к народной культуре и традициям"...