Статья Развитие изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования
статья по теме

Латынцева Марина Валерьевна

Международная научно- практическая конференция "Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobretatelnost_i_tehnicheskoe_konstruirovanie.doc629 КБ

Предварительный просмотр:

М.В.Латынцева,

Воспитатель МА ДОУ детского сада № 9

Н.В.Шилина,

кандидат педагогических наук, доцент,

Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»,  г.Ишим, Российская Федерация 

                                                                                                                 E-mail: natashilina@list.ru

                Shilina N. V.,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education of Ershov Ishim Teachers Training Institute (branch) of Tyumen State University, Ishim

К вопросу развития изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования

Аннотация: В статье обоснована возможность развития изобретательности у старших дошкольников в процессе технического конструирования, а именно  рассмотрен возможный способ использования нестандартных конструкторов с различными типами крепления, развивающими не только навыки пространственного моделирования, но и ознакамливающими дошкольников с основами механики, физики, электроники.

Abstract:

Ключевые слова: старшие дошкольники, развитие изобретательности, техническое конструирование, конструкторы

Key words:

Правительством Российской Федерации, руководителями крупных предприятий, ректорами технических ВУЗов в выступлениях и публикациях отмечено, что в настоящий момент высокотехнологичные производства, выпускающие сложную технику, испытывают дефицит в квалифицированных технических кадрах.  Перед образованием в России поставлена задача: подготовить обучающихся в школах и вузах так, чтобы они были компетентны осуществлять работу высокотехнологичных производств.

Система образования России ставит и перед дошкольными образовательными учреждениями задачи, которые отмечены во ФГОС ДОО. Согласно стандарту образования выпускнику ДОУ недостаточно владеть определенным кругом знаний и умений, но «необходимо творчески мыслить, принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления, ориентироваться в мире технической оснащенности и уметь самостоятельно создавать новое»[  ].

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических процессов, таких, как  воображение и мышление. Именно их развитию уделяется наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет.

Изобретательность ребёнка непосредственно связана с развитием его воображения как «своеобразной  формы отражения объективной действительности, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, возникших в предыдущем опыте».  Этап бурного развития воображения протекает именно в дошкольном детстве, формируя детское творчество и изобретательность.

Рассматривая формулировки, которые дают педагоги понятию «изобретательности» мы выявили, что под «изобретательностью» понимают:

–  способность творить новое, находить новые, нестандартные, полезные решения задач и  жизненных  трудностей, проявлять выдумку, находчивость; 

– быстрота мышления и творчество действий;

–  способность самостоятельно разрешать проблемы в любой сфере.

Из всех этих формулировок можно сделать вывод, что изобретательность тренирует силу разума, позволяет ребёнку реализовать его мечты, порой  делая невозможное возможным, а самое главное даёт возможности для творчества и самореализации.

Детская изобретательность, формируемая в процессе технического конструирования, связана с  развитием технических способностей, т.е. индивидуальных особенностей личности, которые помогают ей успешно заниматься воплощением технического замысла или изготавливать технические устройства.

Технические способности у ребенка проявляются  не сразу, гораздо позднее, чем, например,  способности в области искусства. Это обуславливается тем, что для конструирования, изобретательства и моделирования требуется достаточно высокое развитие психики и мышления. Самый подходящий возраст для развития у детей технических способностей – это 5-11 лет. При этом нужно учитывать, что развитие технических способностей возможно лишь у тех детей, у которых успешно проходит переход от образного мышления к словесно-логическому мышлению, в результате которого ребенок должен овладеть специфической формой образного мышления, являющейся необходимым переходным звеном между этими двумя формами мыслительной деятельности. Этот вид мышления А.В.Запорожец назвал наглядно-схематическим мышлением и отмечал, что «отличие этого мышления от образного заключается в том, что ребенок начинает оперировать образами не самих предметов, а логических связей и отношений между ними, выражая эти отношения в виде наглядных схем, моделей» [ ].

Бесспорно, что для функционирования наглядно-схематического мышления ребенок-дошкольник должен овладеть действиями наглядного моделирования, что действительно позволит ребёнку принимать неординарные решения, осуществлять деятельность не по готовому образцу, а видеть различные возможности ее осуществления, ориентироваться в мире технической оснащенности и уметь самостоятельно создавать новое.

Мы считаем, что формировать вышеперечисленные качества у старшего дошкольника целесообразно  в процессе  занятий техническим конструированием, в основе которого лежит овладение действиями наглядного моделирования .

Попытки развивать технические способности у старших дошкольников предпринимают многие педагоги, используя для этого различные средства и технологии обучения. Особой популярностью у педагогов и родителей пользуются Лего-конструкторы, так как они нравятся детям и  достаточно доступны. Нужно отметить, что при рассмотрении разных видов Лего-конструкторов мы выявили, что все они знакомят детей с одинаковыми типами крепления, а этого недостаточно для полноценного развития технических способностей  и изобретательности у старших дошкольников. Поэтому считаем необходимым дополнить занятия с Лего-конструкторами специально организованной деятельностью детей с применением  конструкторов с различными типами крепления, развивающими не только навыки пространственного моделирования, но и ознакамливающими дошкольников с основами механики, физики, электроники. В качестве таких конструкторов предлагаем использовать конструкторы с нестандартными типами крепления и соединения деталей, такие как «THiNKERTOY Land» (рисунок 1),«Engino», «Супермастер» (рисунок 2), а также  электронный конструктор «Знаток» (рисунок3), формирующий представления об основах физики и  электротехники.  

Мы успешно использовали  конструкторы «THiNKERTOY Land» и «Engino» для организации групповой деятельности детей. Дети не просто выполняют соединение деталей по образцу, они выбирают и обсуждают, как лучше соединить детали. На рисунке 1 представлен момент создания детьми парка развлечений. Одновременно на разных площадках создаются парки развлечений. Набор деталей у всех групп детей одинаковый, но замыслы разные. Дети работают по 5 человек в группе, располагаются вокруг стола, таким образом, чтобы каждому ребёнку был виден весь «парк», чтобы у него была возможность самостоятельно выбрать и изготовить объект для парка и поучаствовать в общем обсуждении и  в выборе форм парка.

IMG_20180925_104420     IMG_20181108_155329

Рисунок 1.                                                         Рисунок 2.

Конструктор «THiNKERTOY Land»,         Конструктор «Супермастер»,

фрагмент занятия – создание                      фрагмент занятия – построение конфетной

«Парка развлечений»                                   фабрики

Конструктор «Супермастер» позволяет в одной конструкции воплотить разные соединения и выполнить модель одного и того же объекта по-разному. Это позволяет детям увидеть, что важно сначала придумать, как выполнять, а только потом реализовать свой замысел с помощью деталей конструктора. На рисунке 2 представлено как девочки воплощают идею создания конфетной фабрики с помощью деталей конструктора «Супермастер».

Конструкторы можно «миксовать» между собой, дополнять нестандартными материалами, что только усилит развивающий эффект. От простых кубиков и деталей ребёнок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и электронные схемы. Особого внимания заслуживает электронный конструктор «Знаток», задания по сборке простейших схем формируют у детей представления об основах физики и  электротехники.  

IMG_20181118_000044  IMG_20181117_235510

  Рисунок 3. Электронный конструктор «Знаток», сборка схемы «Горящая лампа».

      Мы считаем, что именно продуманное последовательное использование конструкторов, рассмотренных в данной статье, позволит педагогам ДОУ достичь целей, отмеченных в образовательном стандарте и  стимулировать развитие  интереса, любознательности и изобретательности у каждого ребёнка в соответствии с его познавательными потребностями и возможностями.

Мы убедились на практике, что организация деятельности детей с конструкторами «THiNKERTOY Land» ,«Engino», «Супермастер», «Знаток»  развивают у детей уже в 5-летнем возрасте способность к решению проблемных ситуаций, умение исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, усовершенствовать старое и изобретать новое.

Литература

  1. Плотников, Л.Д. Психологическая структура профессиональной компетентности учителей [Текст] / Л.Д. Плотников, О.М. Чикова // Теория и практика общественного развития. – 2014. - №15. - С. 120-126.
  2. Поваренков, Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности [Текст] / Ю.П. Поваренков. – Ярославль: Канцлер, 2008. – 400 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ

Описан опыт работы воспитателя по развитию творческого мышления у дошкольников на занятиях по художественному конструированию....

Процесс развития исследовательской активности старших дошкольников в процессе экспериментирования .

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка,способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника.Научный  поиск эффективных средств р...

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества с IQ - конструктором « CUBORO».

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует ра...

Поддержка исследовательского поведения старших дошкольников в процессе технического детского творчества конструктором « CUBORO».

Cuboro - игра для всех поколений, в нее можно начиная с 5-ти лет ИГРАТЬ до преклонного возраста. Играть может как одному, так и в группе до 3-4 человек – это командная игра. Способствует ра...

Статья "Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"

Статья"Особенности развития творческих способностей старших дошкольников в процессе самостоятельной музыкальной деятельности"...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических качеств личности, как инициативность, трудолюбие, бережливость, самостоятельность, которые н...