Посвящение работникам детских садов блокадного Ленинграда.
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Материал повествует о нелёгком труде работников детских садов блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_-_kopiya.odt62.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34

Центрального района

Посвящение работникам детских садов блокадного Ленинграда

                                                                                                                                                                                           

                                                                                Воспитатель: Ващенко И.А.

Оледеневшие в огне,

В крови, пронизанные светом,

Они вручили вам и мне

Единой жизни эстафету!

27 января 2019 года вся страна отметит 75 – летие снятие блокады Ленинграда, которая отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года №32 –ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России.  Это памятная дата для города Санкт – Петербурга потому, что раньше его называли Ленинградом.

В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город.

8 сентября 1941 года кольцо, длиной в 900 дней и ночей, вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. В кольце оказалось много жителей города, дети, женщины, старики. Немцы окружили непокорный город, лишив его возможности общения с внешним миром. Для жителей Ленинграда блокада означала смерть: это -  вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы. Проверяя ленинградцев на прочность, немцы вели постоянные обстрелы, лишили их пропитания, отопления, воды, электричества. Но Ленинград продолжал бороться, и каждый день вел тяжелую схватку со смертью, сражаясь за жизнь. Только 3%, погибших во время блокады, нашли свою смерть от бомб и снарядов, остальные 97% - умерли от голода и холода. По официальным данным, от голода погибли 650 тысяч человек.

        Понятия «дети» и «война» несовместимы! Около 400 тысячам детей блокадного города пришлось, вместе со взрослыми, перенести всю трагедию осажденного города. Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется кушать, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Детским чутьем они понимали, что в их дом пришла большая беда. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремясь укрыть  от обстрелов и бомбежек. Всесторонняя забота о детях  в тех условиях - была характерной  чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимая их на труд и на бой, потому, что спасти детей можно было, отстояв город.

        Число детских садов, работающих в осаждённом городе, постоянно менялось: ведь в первую очередь ленинградцы отправляли на Большую Землю детей.

С ноября 1941года резко стало расти численность детских домов для детей – сирот. Почти все детские сады блокадного Ленинграда были круглосуточными.

Из воспоминаний очевидцев: «Наконец – то мы добрались до места (детского дома). В вестибюле, направо и налево, находились детские раздевалки. Мы сняли верхнюю одежду, по ступенькам поднялись в комнату, где располагалась группа. Детский сад был построен из расчета на 4 группы и одного большого зала. В то время работала только одна группа для детей всех возрастов. Когда мы появились, детей готовили к завтраку. Недалеко от входа стоял длинный стол. Я помню, что давали какую – то кашу – размазню. Старшим детям давали добавку, малышей докармливали воспитатели и нянечки. В углу комнаты был расстелен ковёр, на нём были расставлены игрушки: куклы, мишки, мебель, но никто из детей не побежал туда играть, оставались на местах. Потом воспитатель что – то рассказывала, читала. Перед обедом всем велели идти мыть руки в другую комнату – умывальню. Там были 3-4 раковины, низкие, под рост малышей, краны и из них тоненькой струйкой текла тёплая (!) вода. Воспитатели и нянечки, быстро намылив, терли ручки, ополаскивали и отправляли детей вытираться, а сами быстро принимались умывать других. Все делалось очень быстро, так как тёплая вода была ограничена. На противоположной стене были прибиты рейки с крючками и картинками, там вешали полотенца. Из умывальни был вход в комнату, где стояли шкафы для детских горшков и унитазы, и, наконец, последнее помещение – душевая комната. Могут спросить, откуда взялась горячая вода? Дело в том, что детский сад имел свою маленькую котельню, которая отапливалась углём.

Спальня была в соседней комнате и там стояла «буржуйка». У этой буржуйки нянечка паровым утюгом гладила детскую одежду. В спальне кровати стояли плотно – плотно. Все, вновь поступающие, получали белые фланелевые рубашечки, а на день еще и фланелевые халатики. Одежду старались обрабатывать: если не стирали, то гладили утюгом.

Служащие детского сада находились на казарменном положении, потому, что если начинался обстрел или бомбёжка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали их матрасами, успокаивали, а после отбоя тревоги, поднимали наверх – в групповую комнату».       

Интересная информация была в работах врача А.Ф.Тура: «Во время блокады временно исчезли бронхиальная астма, крупозная пневмония, острый нефрит, шло резкое снижение ангин, гнойных отитов и менингитов, скарлатин, ветрянки, краснухи, кори и аппендицитов, но была крайне высокая заболеваемость дифтерией, дизентерией, острым гепатитом, а туберкулез, у детей с дистрофией, приводил к обширным поражениям всех органов».

В блокадном Ленинграде не было чужих детей, все дети были родными. И горожане, и дошкольные работники, и медсестры, и учителя, врачи, бойцы МПВО, сандружинницы, водители на Дороге Жизни делали все возможное, чтобы спасти детей. И дети города – фронта были спасены!

В блокаду не было дефицита совести. Можно с гордостью сказать о том, что воспитатели блокадного Ленинграда обеспечивали важнейшие из земных благ – сохранение жизни маленьких ребят и образование.

Сегодня вектор движения образования направлен не формирование новой системы оценки качества обучения. Каждый раз нам интересен опыт ветеранов блокадного Ленинграда. Мы низко кланяемся воспитателям и воспитанникам блокадного Города – Героя, желаем Им долголетия, здоровья, счастья!

Есть салют у нас весной – на День победы,

Он цветами красит небо всей стране,

Но особо почитают наши деды,

Тот салют в голодно – белом январе!

Воспитатель ГБДОУ №34 Центрального района

Ващенко Ирина Александровна

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по оформлению портфолио к аттестации педагогических работников детского сада

Рекомендации по оформлению портфолио Портфолио оформляется в картонном скоросшивателе (без файлов).Информация об аттестуемом оформляется на титульном листе скоросшивателя в печатном виде. в...

Проект "Профессии работников детского сада"

презентация по реализации проекта в старшей группе "Профессии детского сада"...

благодарственные письма для работников детского сада

В безграничных просторах Интернета достаточно сложно найти нужный материал. Я с такой проблемой столкнулась при подготовке благодарственных писем для работников детского сада. Возможно, тот материал, ...

Положение "Об оплате труда работников детского сада"

Положение "Об оплате труда работников детского сада" с приложениями: Положение "О повышающем коэффициенте за интенсивность", Положение "О компенсационных выплатах", Положение "О стимулирующих выплатах...

Папка - развёртка "Работники детского сада" к дню дошкольного работника

Я создала папку -развёртку с целью, познакомить родителей и детей с работниками детского сада....

Сценарий праздника, посвященного ВОВ "Детям о блокадном Ленинграде"

Сценарий праздника "Детям о блокадном Ленинграде"...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Профессии работников детского сада» (лексическая тема «Детский сад»)

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи второго уровня. Понимание обращенной р...