Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка читать и привить любовь к чтению»
консультация (подготовительная группа) на тему

Волкова Ирина Николаевна

Консультация для родителей

 

«Как правильно научить ребенка читать и привить любовь к чтению»

 

Попробуем разобраться с данным вопросом и найти способ научить ребенка любить читать книги. Очень важно читать своему ребенку вслух, поясню почему: Все дело в том, что дети часто не любят читать из-за проблемы концентрации внимания на тексте и непонимания прочитанного. Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Ребенок просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста:

Восприятие информации на слух Формирование запаса "опорных слов", т.е. слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого взгляда и не нуждается в пояснениях со стороны родителей и воспитателей. Благодаря наличию этого внутреннего словарика, ребенок может сосредоточиться на смысле всего текста, не останавливаясь.
Почему важно читать своему ребенку? Значение устного чтения.
Понимание текста ребенком является одним из самых значимых навыков.
Чтение детям – самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания. Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова.  Когда же мама, папа или педагог читают детям вслух, у взрослых есть возможность выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами. Никто не говорит о чтении 6-летнему ребенку "Алых парусов" или "Тома Сойера", но некоторые из "Денискиных рассказов" могут оказаться вполне приемлемыми. Какие-то слова будут непонятны с первого раза – вы сможете объяснить, к тому же многие слова ребенок сможет "восстановить" из контекста.  Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое.  Наш совет – читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком.  Устраиваемся поудобнее и читаем Как правильно читать вслух? Несколько советов – Как и в случае со всеми привычками, которые мы хотим развить у наших детей, читать ребенку вслух рекомендуется недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать дольше, но редко. – Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время – это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух. – Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная. – С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего. – Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге. – Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу. Что делать, если ребенок не хочет слушать? Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша...вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно.  – Саша, ты почему не слушаешь? – А... – Сядь ровно и слушай внимательно! Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем не крепка. 10 простых советов для родителей, чьи дети не хотят слушать. Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно. Если ребенок комментирует прочитанное – хвалите его за самые интересные моменты. Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко – куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения – нормальное поведение и заслуживает ответной реакции. Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент. Используйте методику "отсутствующих слов" – делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите! Перед началом чтения вспомните наши советы про обложку и автора – попытайтесь предугадать, что же будет твориться в книге, обсудите, что нового из нее можно узнать.  После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задавайте вопросы. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и ту же книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием.  Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов. Упростите текст а) если в нем есть непонятная лексика б) если можно разбить длинное предложение на несколько коротких в) если можно повторить значимые фразы или мысли г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы. Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и важно).  Почему важно задавать вопросы во время устного чтения? Исследования показали, что для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Хотя устное чтение и пробуждает воображение, и активизирует память, и позволяет ребенку включаться в процесс. Тем не менее, любовь к чтению, формирование словарного и опорного запасов, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов. Согласитесь, вы лучше запоминаете прочитанное, если ваши друзья просят пересказать содержание книги. "Ой, а что там точно было с Билли Миллиганом?", – спрашивают на корпоративе, и вы, явно наслаждаясь возможностью блеснуть познаниями в современной классике, начинаете свое повествование. Поверьте, с ребенком все то же самое! Когда мы просим детей что-то нам объяснить, предугадать, высказать свое мнение или просто напомнить деталь, которую мы, беспечные взрослые, опустили – они вовлекаются в процесс, а навыки понимания значительно улучшаются, потому что надо: – вспомнить детали; – сделать выводы; – вообразить сюжет; – пофантазировать; – иногда даже, как Шерлок Холмс, установить мотив! Важно отметить, что вам придется попросить ребят отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, необходимость отвечать на вопросы подробнее, приучит его слушать внимательно. В скором времени дошколенок и младший школьник начнут гордиться тем, что могут разговаривать "как взрослые", говорить красиво и получать похвалу.

Вопросы первого типа. Проверяем детали – Кто принес письмо Гарри Поттеру? – Чего боялся котенок Гав? – Кем работал Дядя Степа? – Кто сидел под шляпой в рассказе "Живая шляпа"? – В кого превратился гадкий утенок?

Вопросы второго типа. Проверяем понимание текста – Как думаешь, была ли Хозяйка Медной горы злой? – Волшебник изумрудного города тебе нравится, или он больше похож на обманщика?  – Правильно ли поступили мальчишки в рассказе "Ровно 25 кило"? А ты бы что придумал(а)? – Маугли было бы лучше остаться со зверьми?  И помните, если дети не любят читать, это еще не значит, что они этого не хотят.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_chtenie.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как правильно научить ребенка читать и привить любовь к чтению»

Попробуем разобраться с данным вопросом и найти способ научить ребенка любить читать книги. Очень важно читать своему ребенку вслух, поясню почему: Все дело в том, что дети часто не любят читать из-за проблемы концентрации внимания на тексте и непонимания прочитанного. Чтобы ребенок научился понимать прочитанное, сначала он должен научиться понимать прослушанное. Ребенок просто не сможет понять то, о чем читает, если эта же информация абсолютно непонятна ему на слух. Как помочь? Для начала разобраться с нужными навыками.

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста:

 Восприятие информации на слух Формирование запаса "опорных слов", т.е. слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого взгляда и не нуждается в пояснениях со стороны родителей и воспитателей. Благодаря наличию этого внутреннего словарика, ребенок может сосредоточиться на смысле всего текста, не останавливаясь.
Почему важно читать своему ребенку? Значение устного чтения.
Понимание текста ребенком является одним из самых значимых навыков.
Чтение детям – самый эффективный и приятный для них самих способ улучшить навыки понимания. Дело в том, что пока дошколенок или младший школьник читают плохо, они сознательно будут выбирать простые тексты и легкие для восприятия книги. Зачем ему лишние трудности? На начальном этапе это не так плохо, но подобная тенденция сильно ухудшает процесс развития словарного запаса. В легких книжках и комиксах не встречаются новые и сложные, но необходимые, слова.  Когда же мама, папа или педагог читают детям вслух, у взрослых есть возможность выбрать материал более сложный, насыщенный новыми словами. Никто не говорит о чтении 6-летнему ребенку "Алых парусов" или "Тома Сойера", но некоторые из "Денискиных рассказов" могут оказаться вполне приемлемыми. Какие-то слова будут непонятны с первого раза – вы сможете объяснить, к тому же многие слова ребенок сможет "восстановить" из контекста.  Вторая причина, по которой чтение вслух является более эффективным способом развить навык понимания текста, является сам процесс слушания. Ребенок, слушая, воображает то, что слышит, рисует мысленные картины и образы. Мозг не занят расшифровкой сложных фраз и конструкций, как при чтении, и способен отслеживать связи и запоминать новое.  Наш совет – читайте ребенку даже после того, как он научился читать хорошо. Новые слова, конструкции, красивые обороты и опыт персонажей пригодятся ему в жизни и в учебе, а привычка читать станет лучшим подарком.  Устраиваемся поудобнее и читаем Как правильно читать вслух? Несколько советов – Как и в случае со всеми привычками, которые мы хотим развить у наших детей, читать ребенку вслух рекомендуется недолго, но каждый день, потому что это гораздо более эффективно, чем читать дольше, но редко. – Вы можете читать вслух детям не только перед сном, но и во время или сразу после обеда, потому что дети уже собрались за столом и готовы внимательно вас слушать. Всегда носите одну-две книги в сумке или держите в машине, чтобы почитать вслух, пока ждете начала занятий в каком-нибудь кружке. Держите книги на видном месте, например на журнальном столике или рядом с телевизором. Если один ребенок собрался утром в школу раньше остальных, почитайте ему вслух пять-десять минут в качестве вознаграждения. И конечно, личное время – это еще одна прекрасная возможность почитать ребенку вслух. – Следите, чтобы ребенку было физически комфортно. В противном случае он будет постоянно отвлекаться и может даже начать жаловаться на то, что книга скучная. – С целью увеличения концентрации внимания ребенка проследите, чтобы ничто его не отвлекало. В частности, рядом не должно быть никаких экранов, потому что именно они отвлекают ребенка чаще всего. – Начните чтение книги с изучения обложки. Покажите ребенку интересную информацию о книге, прежде чем начнете читать, познакомьте его с автором и иллюстраторами. Прочитайте аннотацию и обсудите, о чем может быть эта книга. Поговорите о том, что каждый из вас, возможно, уже знает об этой книге. – Если в книге есть рисунки или фотографии, пролистайте книгу и изучите их все, пытаясь извлечь как можно больше информации. Как правило, после этого у ребенка возникает желание прочитать эту книгу. Что делать, если ребенок не хочет слушать? Вы читаете историю с выражением, стараетесь, уже сами переживаете за зайчат, которых мама оставила одних дома, а маленький Саша...вертится в кресле, грызет руку и с напряжением смотрит в окно.  – Саша, ты почему не слушаешь? – А... – Сядь ровно и слушай внимательно! Только что перед вами был самый краткий пример того, как делать НЕ надо. Ребенку может быть некомфортно, действительно неинтересно, либо же культура чтения еще совсем не крепка. 10 простых советов для родителей, чьи дети не хотят слушать. Читайте с выражением. Для этого не надо обладать театральным талантом или говорить по ролям, меняя тон голоса, но выделять хотя бы по слову в предложении желательно. Если ребенок комментирует прочитанное – хвалите его за самые интересные моменты. Не пытайтесь подкупить ребенка: почитаем немножко – куплю тебе шоколадку, так он решит, что страдание из-за чтения – нормальное поведение и заслуживает ответной реакции. Еще раз о картинках: показывайте иллюстрации каждый раз, когда они описывают сцену, которую вы читаете в данный момент. Используйте методику "отсутствующих слов" – делайте паузу перед тем, как произнести слово, о котором ребенок может догадаться. Пусть сам попробует закончить фразу за маму, которая внезапно задумалась. И обязательно похвалите! Перед началом чтения вспомните наши советы про обложку и автора – попытайтесь предугадать, что же будет твориться в книге, обсудите, что нового из нее можно узнать.  После каждого отрывка большой книги или каждого рассказа обсудите его с ребенком. Задавайте вопросы. Если ребенок маленький, и вы читаете одну и ту же книгу каждый раз, задавайте одинаковые вопросы: так малыш запомнит и будет отвечать с удовольствием.  Если дошколенок не обращает на вас внимания, пока вы читаете, не задавайте ему вопросов. Упростите текст а) если в нем есть непонятная лексика б) если можно разбить длинное предложение на несколько коротких в) если можно повторить значимые фразы или мысли г) если можно безболезненно для смысла выбросить целые абзацы. Показывайте положительный пример: никаких потрепанных или порванных книг, а также неуважительного к ним обращения. Читайте при ребенке, когда он занят своими делами (можно даже про себя, просто демонстрируя, что это интересно и важно).  Почему важно задавать вопросы во время устного чтения? Исследования показали, что для лучшего понимания текста и отработки этого навыка просто слушания недостаточно. Хотя устное чтение и пробуждает воображение, и активизирует память, и позволяет ребенку включаться в процесс. Тем не менее, любовь к чтению, формирование словарного и опорного запасов, коммуникативные навыки и понимание можно тренировать с помощью вопросов. Согласитесь, вы лучше запоминаете прочитанное, если ваши друзья просят пересказать содержание книги. "Ой, а что там точно было с Билли Миллиганом?", – спрашивают на корпоративе, и вы, явно наслаждаясь возможностью блеснуть познаниями в современной классике, начинаете свое повествование. Поверьте, с ребенком все то же самое! Когда мы просим детей что-то нам объяснить, предугадать, высказать свое мнение или просто напомнить деталь, которую мы, беспечные взрослые, опустили – они вовлекаются в процесс, а навыки понимания значительно улучшаются, потому что надо: – вспомнить детали; – сделать выводы; – вообразить сюжет; – пофантазировать; – иногда даже, как Шерлок Холмс, установить мотив! Важно отметить, что вам придется попросить ребят отвечать на вопросы полными предложениями: так ребенок еще и научится общаться грамотно и использовать в речи более сложные конструкции. К тому же, необходимость отвечать на вопросы подробнее, приучит его слушать внимательно. В скором времени дошколенок и младший школьник начнут гордиться тем, что могут разговаривать "как взрослые", говорить красиво и получать похвалу.

Вопросы первого типа. Проверяем детали – Кто принес письмо Гарри Поттеру? – Чего боялся котенок Гав? – Кем работал Дядя Степа? – Кто сидел под шляпой в рассказе "Живая шляпа"? – В кого превратился гадкий утенок?

 Вопросы второго типа. Проверяем понимание текста – Как думаешь, была ли Хозяйка Медной горы злой? – Волшебник изумрудного города тебе нравится, или он больше похож на обманщика?  – Правильно ли поступили мальчишки в рассказе "Ровно 25 кило"? А ты бы что придумал(а)? – Маугли было бы лучше остаться со зверьми?  И помните, если дети не любят читать, это еще не значит, что они этого не хотят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "Как правильно учить ребенка читать"

Консультация для родителей как правильно учить ребенка чтению, какие методы, приемы и учебную литературу можно использовать....

Консультация на тему:«Как правильно научить ребенка читать.Есть ли в этом необходимость?»

Консультация на заявленную тематику дает возможность рарешить спорные вопросы, когда лучше учитиь детей читать с позиции ученых, родителей, специалистов.  Есть ли в этом необходимость ...

Консультация для родителей «Как правильно научить ребенка читать и привить любовь к чтению

3 навыка, от которых зависит понимание ребенком текста: Восприятие информации на слух Формирование запаса "опорных слов", т.е. слов, которые ребенок читает хорошо, понимает их с первого...

Консультации для родителей . Как правильно научить ребенка ПДД.

Проанализировав дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали дети,  былоустановлено, что 80 %  из них произошли в радиусе одного километра от их дома. То ест...

Консультация для родителей "Как правильно научить ребенка прыгать на скакалке"

СКАКАЛКА ДЛЯ ДЕТЕЙ - ЭТО ДВЕРЬ В МИР СПОРТА!Если родители и дети вместе занимаются спортом - то это почти гарантия хорошего результата, ведь дети копируют своих родителей и берут с них пример. За...

Консультация для родителей "Как правильно научить ребенка правилам дорожного движения"

Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.- Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребё...