Консультация "Нетрадиционные приемы рисования"
консультация на тему

Красникова Елена Константиновна

Педагогу необходимо  использовать  в работе с дошкольниками разнообразные нетрадици­онные приёмы рисования, что помогает обо­гащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоя­тельность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие, воображение, мышление, вни­мание, формировать навыки самоконтроля и изобразительные умения, вызывать положи­тельные эмоции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon risovanie.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные приёмы рисования

 

 Педагогу необходимо  использовать  в работе с дошкольниками разнообразные нетрадиционные приёмы рисования, что помогает обогащать и расширять художественный опыт детей, развивать активность и самостоятельность, мелкую моторику рук, сенсорное восприятие, воображение, мышление, внимание, формировать навыки самоконтроля и изобразительные умения, вызывать положительные эмоции.

Эти приёмы позволяют преодолеть чувство страха, способствуют ослаблению возбуждения у эмоционально расторможенных детей.

Такие способы изображения просты по технологии, увлекательны и напоминают игру. Использование необычных материалов и инструментов помогает детям открыть многообразие изобразительных приёмов, с помощью которых они могут придумывать свои композиции и создавать необычные рисунки.

Комбинируя и применяя различные способы изображения в одном рисунке, дети  учатся думать, самостоятельно решать, какой приём использовать, чтобы тот или иной образ получился более выразительным. Такое рисование не утомляет детей, у них сохраняются высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.

Главное же - использование нетрадиционных приёмов рисования играет важную роль в психическом развитии ребёнка.

Приёмы рисования, которые помогут педагогу  в работе с детьми 

с различными психоэмоциональными проблемами

Рисование ватными палочками

Материалы и инструменты. Пластмассовые миски с кусочками губки, смоченными водой, акриловые краски, ватные палочки, окрашенный с помощью широкой кисти альбомный лист (или цветная бумага).

Способ получения изображения. Ребёнок наносит на кусочки губки немного краски. Затем прижимает к ним ватную палочку и отпечатывает на бумаге узоры из точек. Для получения точек другого цвета используется чистая ватная палочка. Изображение может состоять полностью из точек или дополняться линиями и недостающими деталями.

Рисование пеной

Материалы и инструменты. Акварельные или гуашевые краски, шампунь, стакан с водой, трубочка для коктейля, лист бумаги.

Способ получения изображения. Ребёнок окрашивает воду в стакане и добавляет в неё немного шампуня. Под контролем взрослого с помощью трубочки для коктейля делает цветные пузыри. Затем прикладывает лист бумаги к разноцветной пене. Можно увидеть, что отпечатки похожи на салют, цветы, планеты и многое другое. При необходимости недостающие детали, дорисовываются.

Печатание штемпелем из резинок

Материалы и инструменты. Плотный картон, любые краски, шариковая ручка, широкая и узкая банковские резинки, клей ПВА, кисточка, губка, пачка газет, цветная бумага.

Способ получения изображения. Штемпель можно изготовить вместе с ребёнком, или взрослый делает его заранее. На плотном картоне взрослый рисует шариковой ручкой несложный рисунок и наносит на него толстый слой клея ПВА. Нарезает резинки на куски определённой длины для основных и мелких деталей, накладывает на поверхность, смазанную клеем, и плотно прижимает к ней. Резинки можно не резать, а изогнуть в форме геометрической фигуры, спирали, звезды, затейливого завитка. Штемпель готов. Когда клей высохнет, взрослый наносит кисточкой краску на губку. Ребёнок кладёт штемпель на губку изображением вниз и прижимает. Затем прикладывает штемпель изображением вниз к газете и проглаживает рукой по всей поверхности штемпеля, чтобы ушли излишки краски. Теперь можно сделать отпечаток на бумаге. Получаются очень красивые картины, если печатать разными красками на бумаге различного цвета.

Печатание рукой

Материалы и инструменты. Цветная бумага светлых тонов, акварельные или гуашевые краски, кисть, пачка газет, ветошь или салфетки.

Способ получения изображения. Взрослый наливает на пачку газет немного разведённой водой акварели или гуаши. При этом способе рисования в краску обмакивается не ладонь, а тыльная сторона пальцев сжатой в кулак руки. Затем делается отпечаток на бумаге. Если обмакнуть в краску пальцы ближе к костяшкам и при печати повернуть руку, то получаются необычные фигуры и узоры, которые при необходимости можно дорисовать с помощью кисти.

Оттиск картоном

Материалы и инструменты. Картон разной толщины, гофрированный картон, ножницы, миски, гуашевые краски, бумага для рисования.

Способ получения изображения. Дети старшего дошкольного возраста нарезают полоски из гофрированного картона и обычного картона разной толщины. Для младших дошкольников такие полоски нарезает взрослый.

Ребёнок наливает краску в миску, обмакивает край картона в краску и отпечатывает линию на бумаге. (Толщина линии зависит от толщины картона.) Рисунок можно составить из прямых линий, а можно, слегка согнув картон и обмакнув его края в краску, получить изогнутые линии. Для изображения лепестка нужно склеить скотчем два противоположных края листа картона - получается петля (лепесток). Ребёнок обмакивает петлю в краску и делает отпечаток на бумаге.

Оттиск картоном со сдвигом

Материалы и инструменты. Плотный картон, ножницы, миски, гуашевые краски, кисть, бумага для рисования.

Способ получения изображения. Ребёнок наливает в миску краску и обмакивает в неё край картона. Прижимает край картона к бумаге и сдвигает слева направо или сверху вниз. Чтобы получился ромб, картон нужно сдвигать наискосок. Чтобы получилась зигзагообразная линия - двигать картон вверх-вниз по диагонали. Чтобы нарисовать волнистую линию - плавно двигать картон вверх-вниз. Например, изображение холмов выполняется длинными волнистыми линиями с помощью большого листа картона, кирпичей - рядами маленьких кусочков картона. Недостающие детали дети рисуют при помощи кисти.

Печатание деталями конструктора Лего

Материалы и инструменты. Бумага для рисования, миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской или чернилами, газета, детали конструктора Лего.

Способ получения изображения. Ребёнок прижимает деталь конструктора Лего к штемпельной подушечке с краской. Затем наносит оттиск на бумагу (если под неё подложить сложенную газету, оттиск получается более чётким). Разные по размеру и форме детали позволяют получать изображения домов, поездов, цветов, ягод и пр. Этот приём можно использовать для создания коллективных работ.

Печатание донышком пластиковой бутылки

Материалы и инструменты. Бумага для рисования, блюдца или миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской, пластиковые бутылки с донышками разной формы, кисть, краски, фломастеры.

Способ получения изображения. Ребёнок прижимает донышко пластиковой бутылки к штемпельной подушечке с краской. Затем наносит оттиск (оттиски) на бумагу. Если под бумагу для рисования подложить сложенную газету, оттиск будет более чётким. Для получения оттиска иного цвета и размера нужно взять другую миску и другую бутылку. Чтобы создать композицию, можно дорисовать необходимые детали красками или фломастерами.

Оттиск целлофаном

Материалы и инструменты. Плотная бумага любого цвета и размера, блюдца или миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской, целлофан, кисть, краски.

Способ получения изображения. Ребёнок сжимает целлофан в комок и прижимает к штемпельной подушечке с краской. Затем наносит оттиск на бумагу. Для получения оттиска другого цвета нужно взять миску с другой краской и чистый целлофан. Чтобы воплотить на бумаге задуманный образ, можно дорисовать необходимые детали красками.

Печатание пластиковыми стаканчиками разного размера

Материалы и инструменты. Бумага для рисования (или цветная бумага), блюдца или миски с поролоновыми штемпельными подушечками, пропитанными краской, пластиковые стаканчики разного размера, кисть, краски.

Способ получения изображения. Ребёнок прижимает края стаканчика к штемпельной подушечке с краской. Затем наносит оттиск на бумагу. Для получения оттиска иного цвета и размера нужно взять другую миску и другой стаканчик. Особенно эффектно смотрятся разноцветные окружности на цветной бумаге. Необходимые детали воображаемого образа можно дорисовать красками.

Кляксография

Материалы и инструменты. Бумага для акварели, цветные чернила или тушь, вода, широкая и тонкая кисти, фломастеры.

Способ получения изображения. Ребёнок с помощью широкой кисти смачивает водой лист бумаги для акварели. После этого ставит на нём несколько цветных чернильных клякс. (Взрослый предупреждает: если ставить кляксы близко одну к другой, цвета будут перемешиваться.) Когда бумага высохнет, ребёнок дорисовывает изображение с помощью тонкой кисти или фломастера.

Рисование птичьим пером

Материалы и инструменты. Бумага для акварели, птичье перо, чернила, акварельные и акриловые краски, салфетки.

Способ получения изображения. Рисование с помощью птичьего пера позволяет создавать на бумаге линии или мазки различной ширины. Мягкую часть пера лучше использовать для работы разбавленными чернилами и акварелью, жёсткую - для  работы чернилами  и акриловыми красками. Мягкая часть пера подходит для закрашивания большой поверхности, жёсткая - для рисования мелких деталей.

Рисование перьевой ручкой

Материалы и инструменты. Бумага для акварели (или бумага для рисования), перьевые ручки, чернила, стаканчики с водой.

Способ получения изображения. Ребёнок наливает несколько капель чернил в стаканчик с водой - получается очень светлый тон. В другой стаканчик с водой ребёнок наливает больше чернил - получается более насыщенный тон (средний). Неразбавленные чернила можно брать прямо из пузырька. Чтобы приступить к процессу рисования, ребёнок с помощью взрослого выбирает тон чернил и регулирует силу нажима пера. Например, ребёнок рисует стрекозу: туловище - чернилами среднего тона, крылышки - очень светлого тона. Неразбавленными чернилами дорисовывает голову, глаза, усики и лапки, сильно надавливая на перо.

Рисование с солью

Материалы и инструменты. Бумага для акварели, акварельные краски, кисть, поваренная соль крупного помола или морская.

Способ получения изображения. Ребёнок создаёт акварельный рисунок. Взрослый предупреждает, что рисовать следует в быстром темпе. Пока краска не высохла, ребёнок насыпает соль на влажный рисунок (или на его часть). После высыхания краски стряхивает лишнюю соль. Изображение получается объёмным, шероховатым.

Рисование пастельными мелками

Материалы и инструменты. Шероховатая бумага для рисования, пастельные мелки, ватный тампон, вода, кисть.

Способ     получения     изображения.

Взрослый предлагает ребёнку изобразить своё настроение с помощью пастельных мелков. Для этого нужно выбрать способ рисования и цвет мелка. Если держать мелок как карандаш, можно рисовать кончиком штрихи, линии, зигзаги. Боковой стороной мелка, сняв обёртку и разломив его пополам, удобно закрашивать большие поверхности листа бумаги. Смешанные цвета получают, если наносить штрихи одного цвета поверх другого. Если ватным тампоном растушевать пастель по границе двух цветов, получатся плавные цветовые переходы. Смочив кисть водой, можно размыть изображение или его часть. В этом случае пастельный рисунок будет напоминать акварель. Эффектно смотрится рисунок пастельными мелками на чёрной бумаге.

Рисование пластилином

Материалы и инструменты. Лист картона, карандаш, пластилин, салфетки.

Способ получения изображения. Ребёнок делает простой рисунок на листе картона, затем отщипывает от бруска пластилина маленькие кусочки и размазывает пальцами по изображению, не выходя за его границы. Кусочки пластилина разного цвета легко смешиваются: так создаются новые, неожиданные цвета. Работа получается законченной и декоративной, если пластилином покрыть всю поверхность - и рисунок, и фон. Такая картина издалека выглядит так, будто она написана маслом.

Рисование с помощью открыток

Материалы и инструменты. Старые поздравительные открытки, ножницы, клей, плотная бумага, гуашевые или акварельные краски, карандаши или фломастеры.

Способ получения изображения. Обсудив со взрослым предполагаемый сюжет рисунка, ребёнок вырезает из открыток нужные фрагменты и наклеивает их на плотную бумагу. Затем дорисовывает недостающие детали изображения красками, карандашами или фломастерами.

Рисование на мелких камешках

Материалы и инструменты. Морские камешки, густая краска, кисть, салфетки.

Способ получения изображения. Маленькие гладкие морские камешки имеют различную форму, что позволяет изготовить объёмную поделку. Сама форма камешкa подсказывает ребёнку, какой образ можно создать (при необходимости взрослый помогает представить этот образ). Если покрасить камешек красной краской и сверху нанести белые пятнышки, он превратится в мухомор, а если покрасить его в зелёный цвет - получится лягушка. Когда нанесённая на камешек краска высохнет, можно покрыть его бесцветным лаком. Эта блестящая яркая поделка станет сувениром или атрибутом самостоятельных детских игр.

Рисование на манной крупе

Материалы и инструменты. Поднос или пенопластовый лоток, манная крупа.

Способ получения изображения. На поднос (желательно без рисунка) или лоток из пенопласта взрослый насыпает небольшой слой (1,5-2 см) манной крупы. Ребёнок рисует пальцем, создавая картину в соответствии со своим замыслом. Хотя рисунок недолговечен, сам процесс рисования завораживает ребёнка.

Спонтанное рисование под музыку

Материалы и инструменты. Бумага для рисования, фломастеры, музыкальное сопровождение.

Способ получения изображения. Дети  ложатся на ковёр. Под ведущую руку каждого ребёнка взрослый кладёт бумагу для рисования. Звучит музыкальная композиция. Не глядя на лист бумаги (или закрыв глаза), дети «рисуют» своё настроение, состояние. По окончании можно провести совместное обсуждение получившихся изображений.

 

Задание «Мой особенный дом»

Педагог показывает иллюстрацию с чёрно-белым изображением домов.

Педагог. Посмотрите, на этой картинке встречаются дома, похожие один на другой. Найдите их. А вы хотели бы жить в одинаковых домах? Или хотите, чтобы ваш дом был не похож на другие? Тогда попробуйте построить свой особенный дом. Сейчас я раздам одинаковые картинки с изображением домов, а вы выберите один дом. Дорисуйте его и не забудьте раскрасить. Раздаёт иллюстрации с чёрно-белым изображением домов или листы с нарисованными квадратами.

Задание «Украсим дворик»

Педагог. Вы построили красивые дома, но посмотрите, как пусто вокруг. Украсьте ваш дворик и поселите в нём кого-нибудь. (Раздаёт чёрно-белые изображения насекомых.) Выберите три-четыре понравившихся вам насекомых и раскрасьте их. Когда краска высохнет, педагог предлагает наклеить насекомых около своих домов. Для украшения двора можно использовать раскрашенные детьми изображения цветов.

Задание «Волшебная прогулка»

Педагог. Молодцы! Ваши дворики стали красивыми! А теперь представьте, что вы отправились на прогулку. Вам встретились звери и птицы. Какие? Сейчас узнаем.

Наливает в блюдце разведённую водой серую гуашь. Предлагает закрасить средний и указательный пальцы, а также всю ладонь, помогает прижать их к бумаге. Дети пытаются определить, на какое животное похож отпечаток. При затруднении взрослый помогает, например, говорит: «Дорисуйте зайчика. Под отпечатками пальцев нарисуйте мордочку: глаза, щёчки, рот. К оттиску ладони (внизу) пририсуйте лапки и хвостик». Все действия педагог выполняет вместе с детьми. Таким же способом можно нарисовать других зверей, например лису. Для этого нужно закрасить нижние фаланги среднего и указательного пальцев и ладонь оранжевой краской.

Педагог. С вами хотела бы встретиться лошадка. (Наливает в блюдце разведённую водой коричневую гуашь.) Чтобы её увидеть, опустите в краску ладонь с широко расставленными пальцами и сделайте отпечаток на листе бумаги. (Все действия выполняет вместе с детьми.) Теперь переверните лист так, чтобы отпечатки пальцев были направлены вниз. На конце отпечатка большого пальца изобразите коричневой краской голову лошади, чёрной краской нарисуйте гриву. С другой стороны отпечатка ладони дорисуйте хвост. На концах отпечатков пальцев поставьте чёрные точки - копыта.

 

Такой оттиск можно превратить в изображения других животных, например в овечку, а повернув лист на 90 градусов - в петуха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация. приемы рисования с использованием нетрадиционных материалов.

приемы рисования с использованием нетрадиционных материалов...

Нетрадиционные методы и приемы рисования

Нетрадиционные методы и приемы рисования:проступающий рисунок , рисование ладошками, метод тычка....

Развитие творческого воображения дошкольников через нетрадиционные приемы рисования

Влияние нетрадиционных техник изодеятельности на развитие творческого воображения у дошкольников...

Консультация: "Технические приемы рисования акварельными карандашами с детьми дошкольного возраста"

Консультация: "Технические приемы рисования акварельными карандашами с детьми дошкольного возраста"...

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"

Презентация: "Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных приемов рисования"...

Консультация "Нетрадиционные методы и приемы рисования. Рисование песком и манкой в детском саду"

Многие дети очень любят рисовать. Они удивляют взрослых своими шедеврами. Можно рисовать не только красками и карандашами, но и сыпучими материалами: песком, крупами. Такая техника рисования – э...