Мастер-класс"Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) по теме

Евсюкова Светлана Владимировна

Данный материал раскрывает аспекты сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста с представлением дидактических игр, в том числе, изготовленных своими руками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста

        Дошкольный возраст- период первоначального ознакомления с окружающей действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами. Кроме того, он получает от взрослого сведения словесным путём: ему рассказывают, объясняют, читают. Оба эти пути познания тесно связаны между собой.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций, связанных с восприятием явлений окружающего, возбуждение интересов.

Сенсорное развитие в процессе обучения и в повседневной жизни осуществляется различными методами и средствами.

В образовательной деятельности задачи сенсорного развития входят в дидактическую систему и решаются во всех видах деятельности, оно является основой организации чувственного опыта детей. Именно в организованной деятельности создаются все условия для планомерного руководства развитием способности к ощущению, восприятию и формированию представлений детей.

Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий.

Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные процессы- сенсорные, так и более сложные- мыслительные. Успешное овладение мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Сенсорное развитие влияет на:

• Умственное развитие;

• Эмоциональное развитие;

• Развитие самостоятельности;

• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.

Для повышения результативности сенсорного развития большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: организованная образовательная деятельность, дидактические игры, дидактические упражнения.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками предполагают манипуляции детей с наборами геометрических фигур, деревянными сборно- разборными игрушками, вкладышами и др. Эти упражнения, основаны на практических действиях каждого ребёнка с деталями дидактических игрушек, материалов: собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др. Это позволяет ребёнку приобретать сенсорный опыт, закреплять представления о форме, величине, цвете предметов.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым качествам (форме, величине и др.), чаще всего включаются в ООД по ФЭМП, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут выступать в форме самостоятельной деятельности. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том, чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал и организовать работу детей.

Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и конструировании.

Для успешного сенсорного развития в группе создаётся развивающая предметно - пространственная среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и конструируются нетрадиционные игры и пособия.

При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

- у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

- игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

- учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

- с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (пирамидки, башенки), разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

- для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно обследовать и активно действовать с ним.

- известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

- при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

- чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

- подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что), убрали на место игрушки.

- интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры.

Можно сделать вывод, что с помощью дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни.  Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции.

Дидактическая игра «Бассейн с сюрпризом»

Задачи: 

  1. Воздействовать на различные точки кистей, пальцев, ладоней. 
  2. Формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес, звук, цвет.
  3. Воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снимать эмоциональное напряжение.

Оборудование: тазик, капсулы от киндер-сюрприза,  наполненные различными наполнителями (рис, горох, фасоль, пуговицы, мелкие гвоздики и др.), мелкие игрушки, попрыгунчики, теннисные мячики и др.

Ход игры:1.  Воспитатель просит детей искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Выставлять их на стол, называя предмет или игрушку.

Сюда насыпали «сюрпризы», и пальцы запустили,

Устроив там переполох, чтоб пальцы не грустили.

Ведь тут не соль, и не фасоль,

а разноцветные «сюрпризы».

На дне – игрушки для детей,

мы их достанем без затей.

2. Воспитатель просит детей найти звучащие капсулы и сравнить их по звуку, по весу, цвету.

Игра - стихотворение с движениями «Заяц в лесу» (игра с шумелками – капсулы от киндер – сюрприза наполненные разными наполнителями)
Жил-был заяц-трусишка. И всего этот заяц боялся.
Вышел однажды он из дома. Не успел и трёх шагов сделать, а ёжик вдруг как зашуршит в кустах!
(шуршат в тазике содержимым)
Испугался заяц и бежать. 
(стучим киндер –  сюрпризом друг о друга)
Бежал, бежал, присел на пенёк отдохнуть, а дятел на сосне как застучит!
(стучим по столу киндер-сюрпризами )
Бросился заяц бежать.
(стучим по столу ладошками  (быстро))
Бежал, бежал, забежал в самую чащу, а там сова крыльями как захлопает.

(шумим шумелками)
Побежал заяц из леса к речке
(стучим по  столу (быстро))
А на берегу лягушки сидели.
Увидели они зайца - и скок в воду.
(хлопаем ладонями)
Тут заяц остановился и говорит:
- А ведь есть звери, что меня, зайца, боятся!
Сказал так и смело поскакал обратно в лес.
(стучим по столу (медленно)) .

После этого, дети, ищут мелких животных в тазике, выставляют их на стол и играют с ними

Дидактическая игра «Весёлые пробочки»

Задачи: 

  1. Развивать логическое, наглядно-действенное, образное мышление; мелкую моторику рук; внимание, память.
  2. Создать эмоционально положительного настроения.
  3. Развивать интерес и побуждение к действиям с предметами.
  4. Знакомить с разными свойствами предмета: величина ( большой, маленький), форма (круг), цвет; формирование умения чередовать предметы по размеру и цвету.
  5. Развивать умение понимать и правильно выполнять задания.

Оборудование: пробки разного цвета и размера, карточки-образцы выкладывания пробок.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки и выбрать по одной, после этого дети перебирают в коробке пробочки и ищут для своей карточки одинаковые по цвету и размеру. Закрывая на карточках такие же кружочки.

Литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях"

Данный материал помогает родителям создавать условия для сенсорного развития детей 2-3 лет в домашних условиях....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Группа раннего возраста.Цель мастер-класса:Помочь родителям с минима...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»...

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»...

Мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условия»

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкус...

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» (Первая младшая группа)

Родительское собрание в форме мастер-класса«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»(Первая младшая группа)...